Беседы об изобразительном искусстве
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
КЛАСС: 2
Учитель
Планирование составлено на основе: Государственной программы для коррекционных школ VIII вида.
Пояснительная записка
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение .Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи :
1.Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
2.Находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различие;
3.Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
4.Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
5.Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократных повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
6.Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
7.Знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
8.Развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде, чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
Подготовительные занятия
Главная задача подготовительных занятий - формирование и обогащение чувственного опыта(умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения используется разнообразный игровой и графический материал, проводится работа , направленная на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.
Декоративное рисование
Учить детей проводить от руки прямые линии ( вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без лишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование с натуры.
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого предмета, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1-2 классах задача тематического рисования, сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Это могут быть елочные игрушки, снеговик, рябка в аквариуме, рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя».
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей ( сверху, снизу, рядом, около).
Беседы об изобразительном искусстве
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего школьного возраста ( иллюстрации художников Ю. Васнецова, В .Ватагина, В. Лебедева, Е. Чарушина и др.).
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся могли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной деятельности осуществляется коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями в школе 8 вида, следует выделить:
- учить школьников различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений;
- узнавать и показывать геометрические фигуры и тела;
- определять разницу по величине между предметами одной и той же формы;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- развивать моторику руки;
- формировать навыки и умения владения карандашом;
- различать цвета: желтый, красный, синий, зеленый, коричневый, черный, белый;
- учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов, не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.
Учащиеся должны уметь:
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;
-различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок.
2 класс.
№ п\п
| Название темы урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Понятие и словарь
| Средства обучения
| Дата проведения план
| Дата проведения факт
|
| |
|
|
|
|
|
| 1.
| Рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа по картинам.
|
| Усвоение новых знаний
| Округлый, продолговатый.
| Демонстрационный материал, рисование карандашами.
|
|
| 2.
| Рисование с натуры разных видов грибов ( мухомор, белый гриб).
|
| Комбинированный.
| Мухомор, шляпка, ножка.
| Демонстрационный материал, рисование карандашами.
|
|
| 3.
| Рисование в полосе узора из листьев и ягод по образцу.
|
| Усвоение новых знаний.
| Чередование.
| Показ, рисование красками, карандашами.
|
|
| 4-5.
| Рисование на тему: «Деревья осенью»..
|
| Комбинированный.
| Гуашь, акварель.
| Рисование красками.
|
|
| 6.
| Рисование орнамента в квадрате.
|
| Усвоение новых знаний.
| Орнамент, осевая линия.
| Демонстрационный материал.
|
|
| 7.
| Рисование с натуры елочных украшений.
|
| Комбинированный.
| Узор.
| Рисование карандашами.
|
|
| 8.
| Рисование с натуры новогодней полумаски.
|
| Комбинированный.
| карнавал
| Демонстративный материал.
|
|
|
| .
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Рисование на тему « Рыбки в аквариуме среди водорослей».
|
| Усвоение новых знаний.
| Вертикальные, горизонтальные линии.
| Демонстративный материал.
|
|
|
| Рисование в квадрате узора из веточек ели.
|
| Комбинированный.
| Иголки.
| Показ, рисование карандашами.
|
|
|
| Декоративное рисование узора для косынки.
|
| Комбинированный.
| Уголок, кайма
| Раздаточный материал, показ.
|
|
|
| Рисование узора из снежинок для шарфа.
|
| Комбинированный
| Чередование.
|
|
|
|
| Рисование с натуры дорожного знака « Впереди опасность».
|
| Комбинированный.
| Дорожные знаки, восклицательный знак.
| Демонстрационный материал.
|
|
|
| Рисование геометрических форм.
|
| Комбинированный.
| Геометрические фигуры.
| Раздаточный материал.
|
|
|
| Иллюстрация к сказке « Заюшкина избушка».
|
| Комбинированный.
| Ледяная, лубяная.
| Демонстрационный материал.
|
|
|
| Рисование с натуры весенних цветов.
Экскурсия на берег реки
|
| Комбинированный.
| Ландыши, тюльпаны, сирень.
| Демонстрационный материал.
|
|
|
|