Тема 1. РЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ Форма № Н-3.03
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
ПРОГРАММА
выборочной учебной дисциплины
цикла гуманитарной подготовки
студентов
всех отраслей знания,
направлений подготовки и специальностей
очной и заочной форм обучения
Донецк
Год
РАЗРАБОТАНО И ВНЕСЕНО:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ:
доцент кафедры «Философия», к.филос.н. Пашков В. И.
Обсуждено и рекомендовано к изданию кафедрой философии ДонНТУ
« ____ » « _____________ » 20___ года, протокол № ___
Лист согласования
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
(Направление подготовки ____________________________________________
специальность _____________________________________________________)
«_____» «______________» 20___ г. № ___
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
(Направление подготовки ____________________________________________
специальность _____________________________________________________)
«_____» «______________» 20___ г. № ___
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
(Направление подготовки ____________________________________________
специальность _____________________________________________________)
«_____» «______________» 20___ г. № ___
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
(Направление подготовки ____________________________________________
специальность _____________________________________________________)
«_____» «______________» 20___ г. № ___
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
(Направление подготовки ____________________________________________
специальность _____________________________________________________)
«_____» «______________» 20___ г. № ___
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
(Направление подготовки ____________________________________________
специальность _____________________________________________________)
«_____» «______________» 20___ г. № ___
СОГЛАСОВАНО
Председатель методической комиссии
(Направление подготовки ____________________________________________
специальность _____________________________________________________)
«_____» «______________» 20___ г. № ___
ВВЕДЕНИЕ
Программа изучения выборочной учебной дисциплины «Религиоведение» составлена соответственно с образовательно-профессиональной программой подготовки бакалавра.
Значение учебной дисциплины:
Знания таких важных феноменов мировой культуры, как религия и свободомыслие, способствуют осмыслению многих ее насущных проблем, а также помогают человеку в их решении. Религиоведческие знания являются средством не только интеллектуального раскрепощения человека, не просто позитивной теоретическая его ориентацией, но и соответствующей практической ее реализаций, которая находит свое реальное воплощение в утверждении действительного существования людей, получения ими свободы действовать в соответствии со своими потребностями и интересами, целями и идеалами.
Основные методические установки изучения курса:
– охват основных тем курса, обязательных для аудиторных занятий;
– приоритет в выделении тем в объеме, который отвечает специфике региона преподавания курса;
– логичность, содержательность и доступность формулировок основных положений, необходимых для раскрытия тем курса;
– соотнесенность теоретических положений с жизненными реалиями, их конкретизация относительно определенной сферы практической деятельности;
– ориентация на проблемный характер положений программы, которые будут побуждать к активно-творческому их усвоению;
– учет многообразия существующих подходов к рассматриваемым проблемам, которые сориентирует студентов на дискуссионный и в то же время толерантный характер занятий;
– наличие источниковедческой базы, которая обеспечит многообразие подходов в изучении тем учебной дисциплины.
Предмет учебной дисциплины составляет религия во всем единстве ее структуры, функциональности и закономерности, отображающем личный религиозный опыт. Предмет религиоведения не исчерпывается исследованием исключительно трансцендентных форм религии, которые основываются на вере в потустороннее. Существуют еще светские и гражданские религии, которым, при всей их специфике, характерны все основные черты, присущие трансцендентным формам религии. Таким же актуальным для религиоведения является и свободомыслие, изучение его природы и сущности, закономерностей развития и значения в общественной жизни.
Междисциплинарные связки заключаются в том, что религиоведение как конституировалось на стыке философии, социологии, антропологии, психологии, лингвистики, этнологии, археологии и других наук, так и взаимодействует с ними доныне, а также оказывает этим наукам помощь как только они обращаются к анализу религии со своей точки зрения.
1. Цель и задачи учебной дисциплины:
1.1. Цель учебной дисциплины – формирование мировоззренческой культуры студента, который бы умел видеть сущность природных и общественных явлений, а также находить форму их теоретического выражения; мог отыскать принципиальные возможности практического внедрения теоретических выводов; был способен не только предусматривать ближайшие и отдаленные последствия, к которым могут привести эти выводы, но и найти определенную позицию, которая идет из внутренних побуждений; стремится к основанным на моральных основания объективно-верным решениям проблем, которые возникают в жизни.
1.2. Задачи учебной дисциплины:
– изложить и объяснить разделы академического религиоведения, изучаемый им предмет, содержание и функции, а также его место и роль в системе высшего образования и развития общества вообще;
– рассмотреть проблему происхождения религии, разные подходы ее толкования, раскрыть сущность религиозного феномена, его структуру и особенности функционирования, показать тенденции и перспективы религиозного процесса;
– ознакомить студентов с разными типами религиозных верований, начиная с ранних форм, родоплеменных религий, вплоть до этнических и мировых, а также новых религиозных течений;
– рассмотреть процесс возникновения и развития свободомыслия, показать, что его становление является закономерным следствием общественно-исторической практики людей и присуще их духовному миру, начиная с самых древних периодов человеческой истории;
– показать качественное своеобразие проявления свободомыслия на уровне атеизма в отличие от других его исторических форм;
– раскрыть историю развития свободомыслия как имманентно присущего момента преимущественно философско-материалистического (теоретического) постижения мира и действительного (практического) утверждения в нем человека;
– проанализировать место и роль религии и свободомыслия, знания религиоведческой проблематики в интеллектуальном и культурном развитии человека, в его самоопределении.
1.3. Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины, в результате соблюдения которых студент должен:
Знать: содержание религиоведческой проблематики, такие социально-исторические явления, анализируемые в предметном поле религиоведения, как религия: процесс ее происхождения, разнообразные подходы к трактовке этого процесса, сущность религиозного феномена, его структуру, исторические типы и функциональный спектр, а также свободомыслие: возникновение, природу и исторические формы.
Уметь: содержательно и логично, научно и толерантно обосновывать личное мнение относительно решения вопросов, которые касаются убеждений людей, учитывать разнообразие существующих подходов к ним, не колебаться в случае необходимости отстаивания собственной позиции, которая будет соотноситься с жизненными реалиями и находиться в пределах законодательства страны о свободе совести и права человека.
На изучение учебной дисциплины отводится 70 часов / 2 кредита ECTS.
2. Информационный объем учебной дисциплины:
Тема 1. РЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Становление религиоведения как отрасли научного знания: идеи, подходы, концепции (общая характеристика).
Религиоведение как наука и учебная дисциплина. Объект, предмет и структура религиоведения: история религии, география религии, социология религии, феноменология религии, психология религии, философия религии.
Методологические основы религиоведения: принципы (объективности, историзму, дуальности и общечеловечности и др.), понятийно-категориальный аппарат (понятия: «анимизм», «церковь», «верующий», «православие» и т.п.; категории: «религия», «сверхъестественное», «религиозная вера», «секуляризация» и т.п.), методы (каузальный, генетический, типологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, герменевтический и т.п.). Основные черты (мировоззренческий плюрализм, нейтральность, открытость, сравнительность, историзм, полиметодичность, творчество и т.д.) и функции (мировоззренческая, методологическая, эвристическая, образовательная, воспитательная и т.п.) религиоведения. Складывание системы религиоведческого образования в стране. Место и роль религиоведения в системе интеллектуального и культурного развития человека.
Понятие религии. Религиозное сознание: понятие, сущность, предпосылки и условия возникновения. Субъект и объект религиозного сознания. Вера в сверхъестественное – способ религиозного отражения и специфический признак религиозного сознания. Структура религиозного сознания: уровни, сферы, формы. Религиозное сознание в системе общественного сознания.
Религиозное мировоззрение: понятия, причины возникновения и условия существования. Структура и основные черты религиозного мировоззрения. Вера в сверхъестественное – основополагающий принцип религиозного мировоззрения. Религиозное мировоззрение в теоретическом и практическом освоении реальной действительности.
Религиозный комплекс: религиозные взгляды, религиозные чувства, религиозный культ, религиозные организации, их определения, происхождение, формы существования, динамика развития и взаимодействия и место и роль в религиозном комплексе и в жизни верующего.
Функционирование, функции и функциональность религии. Полифункциональность религии: религиозные и нерелигиозные функции. Мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, интегративная, коммуникативная функции религии.
Религия как идеологический фактор. Религия и церковь в политической жизни общества. Религия и церковь в культурно-историческом процессе. Религия, нация и национальные отношения. Религия и мораль. К вопросу о миротворчестве, патриотизме, гуманизме и милосердии в церковном функционировании.
Религия и церковь на Донбассе: многоконфессиональность, изменения религиозной конфигурации в его истории и многовекторность проявлений.
Свобода совести как духовная ценность. Свобода совести в Украине и на Донбассе: конституционно-правовые основы обеспечения.
|