Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ПРИЕМОВ, СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ

Завершение построения информационной модели «Дома человеческой Культуры».

Продолжаем построение ската крыши Дома, начатое нами в предыдущей лекции. Оно будет связано с технологическими, направленными процессами воздействия на сознание человека с целями манипулирования его сознанием.

Первый раздел « Особенности процессов коммуникации как феномена культуры в информационном пространстве. Понятие информации, динамика передачи ее в современном мире»

 

Развитие современного этапа мирового научно-технического прогресса неразрывно связано с информационной революцией и широким рас­пространением новейших информационных технологий и глобальных средств коммуникации. Проникая во все сферы жизнедеятельности государств, приобретая определенную значимость в рамках цивилизации и для цивилизации, информационная революция изменяет пространственно- временную структуру окружающего мира: кардинально расширяет возможности развития межкультурной коммуникации, формирует мировое информационное пространство, в котором информация приобретает свойства ценнейшего элемента национального достояния, его стратегического ресурса. Это способствует созданию единого информационного пространства, в рамках которого осуществляется потребление информации, её рождение, изменение, хранение и, самое главное - обмен между субъектами этого пространства - людьми, организациями, государствами.

Наряду с положительными сторонами происходящего процесса создается также и реальная угроза использования в этой сфере различных форм экспансии отдельных государств в ущерб национальным интересам других стран и даже континентов. Возникают проблемы, связанные с сохранением культурной и языковой самобытности, с безопасностью прав и свобод личности, реализуемых в информационном пространстве. Становятся реальностью использование скрытых информационных воздействий широкого охвата, целенаправленно созидающих определенную картину мира, искажающую или подменяющую систему государственных, национальных и личностных ценностных ориентиров, вырабатываемых историей и культурой народа.



Рассмотрение культуры как информации, которая создается или принимается, используется, отыскивается, сохраняется, изменяется, передается и утрачивается в различных знаковых системах, безусловно, связано с определением того, что мы подразумеваем под столь объемным понятием «информация». Оно происходит от латинского «informatio» - разъяснение, изложение. Первоначально достаточно узко определялось, что информация – это сведения, передаваемые одними людьми другим, а также сам процесс передачи и получения этих сведений. С позиций термодинамики информацию было предложено рассматривать как «убыль неопеределенности или меру неопределенности» или как «усовершенствование системы в результате передачи ей информации, ведущее к уменьшению ее энтропии» В некоторых философских работах высказывается мнение, что «информация является одним из универсальных свойств материи». Более приемлемой, содержательной и целесообразной является формулировка, предложенная В. Шаповаловым, согласно которой «информация об объекте есть изменение параметра наблюдателя, вызванное взаимодействием наблюдателя с объектом»/. Представляет интерес предложение А. Моля, который под информацией предлагает понимать количество непредсказуемого, содержащееся в сообщении. Само понятие «информации» обычно предполагает наличие, по крайней мере, трех объектов: источника информации, получателя (потребителя) информации и передающей среды. Передача информации осуществляется посредством сообщения в знаковой (сигнальной) форме через каналы связи.

 

Передача информации в культуре представляет собой, в сущности, огромные множества сообщений, которые передаются преимущественно по звуковому или зрительному каналам либо их совокупности (хотя передача и восприятие информации может производиться по всем каналам, соответствующим нашим органам чувств). При этом отправитель сообщения выбирает какое-то количество знаков, располагает их по известным законам, затем направляет их в пространстве и во времени по физическому каналу передачи получателю. Получатель, осуществляя прием знаков, опознает их в той мере, которую дает ему владение знаковой системой; в силу своей компетентности он воспринимает заключенные во множестве этих знаков формы, закономерности, значения, смыслы и вводит их в память, где они в той или иной степени хранятся. Коммуникация опирается на общую область восприятия сообщения для обоих коммуникантов, хотя совпадение не бывает никогда абсолютно полным и точным (идентичным). Для реализации процесса коммуникации необходимо и достаточно иметь некую общую область взаимопонимания в рамках передаваемого сообщения. Многократные, повторные акты коммуникации могут способствовать расширению области общего восприятия, сближению в интерпретации смыслов знаковых систем сообщений участниками трансляции информации .

Следует иметь в виду, что в процессе коммуникации характерным является проявление прегантности, то есть способности порождать при передаче новые знаки, слова, которые отсутствуют в исходном сообщении, в силу ассоциативных связей со словами, фактически присутствующими в сообщении. Это делает итоговое сообщение производным от исходного, так как оно обновляется (искажается), проходя интерактивную обработку на каждом последующем уровне передачи.

Таким образом, динамика передачи информации в культуре (коммуникация), с одной стороны, определяется наличием каналов и, с другой стороны, связана с их пропускной способностью. Помним, что каналы передачи и получения информации определяются нашими ограниченными сенсорными возможностями ( системой органов чувств, через которые мы способны ее получать).

Небывалое по объему и темпам развитие информационных технологий во второй половине ХХ века обусловило революционный скачок в динамике коммуникационных связей и способствовало возникновению параллельно развивающихся процессов, ранее не рассматривающиеся даже в прогнозных работах: информационного манипулирования и монополии в развитии информационных технологий.

Наличие каналов связи и технологии направления информации способствуют динамичному включению в общие коммуникационные процессы все более широких и малоизвестных сфер жизнедеятельности различных областей социального мира, расширению обмена в пределах разрастающегося информационного поля культуры. Создается впечатление, что мир становится все более и более прозрачным. Количество элементов системы, находящихся под воздействием внешнего мира, с увеличением открытости системы растет, следовательно, ослабевают внутренние связи системы, снижается степень упорядоченности структуры. Последние десятилетия ХХ века кардинально изменили пространственную структуру окружающего мира. Этому способствовало появление новых электронных и печатных средств массовой информации и коммуникации транснационального характера. Все более важное место в информационной сфере занимает Интернет, ставший главным элементом мировой информационной инфраструктуры, получивший столь образное название « мировой паутины».

В процессе трансляции культуры все более откровенно используются навязываемые формы взаимодействия; взаимопроникновение, внедрение или наложение культур происходит по агрессивному сценарию.

Для справки. Примером может служить наблюдаемый процесс растущего мирового приоритета США в формах информационной экспансии в ущерб национальным интересам отдельных стран и континентов. Некоторые американские ученые, как, например, профессор Чикагского университета М.Гейер, выступая в 1998 г. на конференции «Информационная война», прямо указывал на необходимость информационного доминирования США в мире. Представитель Австрии Г.Штокер, отмечая достижения американской доктрины ведения информационной войны, констатирует как одно из них информационную экспансию США против всего мира средствами продукции Голливуда . В странах, существенно опережающих прочие в развитии информационных технологий, возникает соблазн использовать такие преимущества для политического, военного, экономического, информационно- культурного вторжения. Достаточно убедительно это проявилось в комплексном виде при проведении военных действий на территории Югославии, стран северной Африки, Ирака.

Пропускная способность каналов связи определяется, прежде всего, скоростью и объемами обмена (передачи) информации между элементами, в данном случае, мировой системы. При этом лимитирующими становятся процессы взаимопонимания на уровне знаковых систем, следовательно, должен функционировать некий интегрирующий мировой фактор интеркультуры (например, единая общедоступная знаковая система). В качестве таковой системы в настоящее время выдвигается английский язык, но только в совокупности с менталитетом носителей языка как мировой доминанты интеркультуры, что, несомненно, наносит ущерб национальным, местным факторам, способствующим самодостаточному развитию. Таким образом, казалось бы, «объективно» возникают благоприятные условия для размывания культурно-исторических особенностей регионального развития. Нельзя не видеть, что информационная культура вводит формы интеллектуальной регламентации, которые могут в будущем значительно ограничивать свободу человека некими общими нормами жизни (обобщенными знаковыми формулами жизнедеятельности), что, в свою очередь, может стать причиной раскола и нового витка исторической конфронтации .

Второй раздел «Проблемы усвоения и осмысления информации в современном мире.

Известно, что современные информационные технологии (ИТ) обладают высокой скоростью обновления: новые поколения ИТ сменяют друг друга каждые 3-5 лет; освоение новых технологических разработок и их реализаций требует не только определенного времени адаптации к ним, но и является причиной увеличения разницы в возрастающих объемах получаемой и интеллектуально перерабатываемой информации. На наш взгляд создается замкнутый круг: причиной отставания интеллектуального освоения возрастающих объемов информации являются все более совершенствующиеся технологии, направленные на увеличение объемов передаваемой информации. Возникает ощущение тупиковой ситуации: совершенствование процессов циркулирования информации ради увеличения скорости циркулирования информации, то есть «дорога в никуда». Если вернуться к «мировой паутине», то наряду с положительными факторами коммуникационного характера, пространство все активнее засоряется массивами малозначимой, узконаправленной, специфической информации, в том числе рекламной направленности. Таким образом, создается впечатление: все, что может быть направлено в информационном потоке, все имеет право (при свободе информации) попасть в Интернет.

Увеличение скорости подачи информации способствует значительному расширению объемов передачи. Заполнение информационного поля необходимой, оригинальной информацией неизбежно связано с появлением информации, обладающей определенной избыточностью, иначе говоря, информацией, которая должна быть известна и, являясь опорной или связующей, позволяла бы устанавливать связь между отдельными фрагментами сообщения или же помогала выбирать наиболее простой путь решения, опираясь на уже известные. При больших объемах избыточной информации (в условиях мозаичности формирования компетентности) у получателя проявляется недостаточность ресурсов интеллектуального осмысления, выражающаяся в усложнении или даже потере возможности выбора из известных вариантов наиболее оптимального для понимания нового. Примером может служить такое явление нашей действительности, как разрушение финансовых пирамид частных и государственных ценных бумаг. Перед созданием пирамид обычно проводится интенсивная информационно-рекламная кампания, содержащая значительные объемы избыточного незначимого материала, но направляющего при осмыслении новой, оригинальной информации, к типовым конструкциям, благоприятным для заказчиков рекламной продукции. Избыток рекламной информации, формирование поведенческой ориентации на быстрое обогащение, выступления “опытных” экспертов, притупление критического осмысления - создавали ощущение, что доходы от этих финансовых игр можно получать очень долго, и тем самым привлекали широкие массы населения для участия в них. Результаты их драматических завершений общеизвестны, тем не менее, эта технология возобновлялась неоднократно и весьма успешно для ее создателей, но плачевно для рядовых участников в финансовом и моральном отношении.

Вывод напрашивается сам: интеллектуальное отставание в усвоении и осмыслении при росте объемов получаемой и перерабатываемой информации в условиях её искажения и излишней избыточности приводит к потере социальной устойчивости индивидуума и общества. Устойчивость личности определяется способностью к критическому анализу полученной информации, сопоставлению и синтезу информации, сформированными навыками и умениями принимать решения, рассматривать сообщения или явления, поступающие в разнообразных знаковых проявлениях, с нескольких точек зрения . Неумение правильно оценить информацию в силу недостаточности ресурсов интеллектуального осмысления фактически порождает дестабилизирующую информацию и способствует возможности ее использования в целях манипулирования сознанием как отдельных личностей, так и разного рода социумов.

Достаточно определенно вырисовывается еще один очень важный аспект информационного обмена на межличностном уровне: стратификация общества по возможности получать – воспринимать, анализировать информацию. Причем в основу закладываются направления, связанные с социальными процессами, протекающими в обществе и интеллектуальные особенности личности.

Создание технических фильтров для ограничения доступа информации к потребителю её, в условиях открытых демократических обществ неправомерно с позиций правовой системы. С увеличением материального дифференцирования в рамках мирового пространства, а также с увеличением численности прослоек населения, находящихся за гранью бедности в каждом государстве, возникает категория людей, для которых получение информации заведомо ограничено и носит эпизодический характер. В условиях современного, высокотехнологического развитого общества с высокой степенью информатизации, тем не менее, существует кагорта отверженных от развития цивилизационных коммуникационных процессов по материальным признакам, подкрепляемая проявлениями крайнего эгоизма и презрения к обездоленным со стороны власть имущих. Дозированная и целевым образом направленная информация для этой категории населения дает дополнительные возможности для манипулирования сознанием в определенных ситуациях в корыстных интересах определенных кругов интеллектуальной элиты общества.

Иное дело - естественные препятствия для усвоения и осмысления передаваемой информации, связанные прежде всего с интеллектуальными фильтрами индивидуума: интеллектуальными ресурсами как результатом образования, развития, зрелости личности; её неинформированностью или дезинформированностью; самоидентификацией личности; уровнем интеллектуальных потребностей отдельного человека в сообществе. Или же искусственные препятствия - кодирование материалов конфиденциального характера, а также манипуляции информацией, создаваемые современными технологическими приемами воздействия при её передаче.

Таким образом, стратификация современного общества по возможности получения, переработки и осмысления поступающих массивов информации зависит, как и в любом обществе, от материальных возможностей её получения, интеллектуальных способностей к её осмыслению индивидуумом, от степени государственно-политической регуляции доступности информации. В условиях циркулирования информации в мировых масштабах развитие стратификации переносится на уровень взаимоотношений государств (информационные противоборства) и их информационно-технологических потенциальных возможностей развития, а также реалий монополизации информации как продукта промышленного производства в мировом пространстве.

В качестве социально-психологических и психологических механизмов деформации установок, действующих в обществе, можно выделить направления, связанные с когнитивным диссонансом, нарушением равновесия эмоционального, интеллектуального и поведенческого компонентов установки, информационным воздействием на мотивационно-потребностную сферу индивида, формированием избирательного отношения к информации и механизмы суггестии.

Когнитивный диссонанс возникает тогда, когда информационный материал противоречит существующим взглядам о действительности. При поступлении информации извне о каком-либо событии может изменяться мнение об этом событии и в свою очередь приводить к изменению эмоционального отношения к нему. Например, формирование негативного отношения негативного отношения к какому-либо факту, событию или персоне может входить в противоречие с видимыми намерениями стороны, формирующей общественное мнение. Такая ситуация складывается в отношении событий в Ираке или Ливии. Информационное воздействие по дискредитации достаточно одиозной фигуры лидера и безуспешные поиски оружия массового поражения при открытом намерении США в отношении изменения государственного устройства Ирака извне и полное подчинение крупнейшего нефтяного региона интересам США. Результатом являются проявления поведенческих эффектов такого рода, как многомиллионные акции протеста в разных уголках планеты. Когнитивный диссонанс в данной ситуации связывается с развертыванием информационного освещения событий не в связи с отношением к личности иракского лидера, а в связи с развитием военных действий, истреблением мирного населения, провоцированием мародерства, уничтожения памятников мировой истории и т.д.

Нередко серьезные аналитические материалы политического или научного характера вызывают у неподготовленной аудитории состояние когнитивного диссонанса и приводят не к желанию разобраться в сути изложенного, а наоборот - состоянию эмоционального отторжения.

Информационное воздействие на мотивационно-потребностную сферу индивида определяет жизненные ориентиры индивида. Согласно пятиуровневой модели А.Маслоу, вершиной пирамиды потребностей личности является потребность в самореализации, которая зависит от реализации потребностей более низших уровней: признания, контактов, безопасности и даже самого низкого- базового уровня - физиологических потребностей.

Например,

Так, реакция людей на угрозу терактов после 11 сентября 2001 года в США привела к массовым покупкам товаров первой необходимости, огнестрельного оружия, средств самообороны, то есть блокирования потребностей на уровне обеспечения личной безопасности.

Наиболее ярко это проявляется в ориентации на физиологические потребности: от рекламных формул личного потребления различных товаров до определенных форм массовой культуры, пропагандирующих или демонстрирующих «культурный продукт», направленный на возбуждение или удовлетворение этих потребностей, прежде всего сексуального характера.

Формирование избирательного отношения к информации включает механизмы избирательности внимания, избирательности восприятия и запоминания. В этом случае у человека проявляются тенденции к отбору и восприятию той информации, которая согласуется с его мнением, его установками и ценностными ориентациями. Воспроизведение и запоминание информации также согласуется в основном с установками и стереотипами, которые являются своеобразными фильтрами избирательного отношения к информации. Очевидно, что недостаточное развитие памяти, внимания и мышления приводит к ослаблению осознанного восприятия действительности. Социальное внушение по принципу «действуй так, как все» при отсутствии личного опыта и точного знания сути дела приводит к быстрому согласию на внешнее воздействие. Сферой воздействия являются информационно-коммуникативные процессы, представляющие собой самые динамичные, широко распространенные и легко доступные компоненты информационной среды.

Модернизационные процессы, протекающие в современном мире, связаны, по мнению ряда ученых, с организацией трансляции тех норм и ценностей, которые бы противостояли сложившимся установкам в конкретном обществе. В условиях так называемого «культурного империализма» ( этот термин принадлежит Г.Шиллеру (1976г.) и активно используется западными социологами и культурологами) глобальные информационные потоки и система производства «культурной продукции» не только способствуют развитию общества, на которое они направлены ( страны так называемого Третьего мира), но и усиливают в значительной степени зависимость, воздействуя на национальную идентичность, формируя привилегированные условия для реализации интересов «вестернизированной» элиты. Влияние массовой коммуникации оказывается большим, если общество находится в состоянии изменений, конфликтов или нестабильности, многое зависит от собственно информационных функций массовой коммуникации. В этом случае нередко важно не то, что говорится, а то о чем не говорится, имеет место распространение невежества как результата отсутствия знаний, доступных в обществе, но не востребованных. В частности, это касается откровенной и более того поощряемой демонстрации незнания и непонимания отечественной истории и культуры.

Особое место в потребляемой «культурной продукции» занимает мир гиперреальности, связанный с такими проявлениями массовой культуры, как СМИ, музыка, реклама, туризм, мода, магазины. В основе развития глобального «нового информационного порядка» лежат невиданные возможности тиражирования, исчезновение оригинальности, в известной степени потеря подлинности и в связи с этим индивидуальности. Спецификой массовой коммуникации считается то, что в создании и распространении сообщений обязательно принимают участие новейшие технические средства и устройства, а распространение осуществляется с помощью СМИ, использующих наиболее чувствительные каналы поступления информации: зрение и слух. При этом каждое средство СМИ имеет свою знаковую систему. Печать, или пресса, использует письменное слово и визуальный образ. Радио – устную речь и музыку. Телевидение соединяет устное слово, движущееся изображение и музыку. Интернет использует письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст (систему текстовых, звуковых и видеодокументов, связанных взаимными ссылками), звук речи и музыку, анимацию. Превращение информации в сообщение (кодирование) происходит с использованием полиграфических, логических и языковых средств оформления и фактического содержания.

Очевидной целью коммуникации является эффективность информационного воздействия, которая в свою очередь определяется тем, как получатель информации ее интерпретирует, в какой мере интерпретация соответствует целям, преследуемым отправителем. Один и тот же текст может восприниматься аудиторией по-разному в зависимости от стилевой дифференциации лексики, темпа звучащей речи, интонации, дополнительного звукового оформления, движений и жестов. Следует заметить, что кодирование представляет собой не только способ передачи информации, но и технику воздействия, в том числе и в имплицитном виде. В связи с этим все большее значение приобретает «целевой» получатель сообщения, то есть тот, на которого направлено воздействие. Выделение целевой аудитории, ее дробное сегментирование определяет дифференцирование информации, использование доступных для аудитории форм ее восприятия. Уровень доступности восприятия сообщения направленно регулируется с учетом социального положения, пола, профессии, вероисповедания реципиента.

Примерами могут также служить упрощение тематики сообщения (бытовые проблемы цикла телевизионных программ, ушедших в небытие -«Моя семья»; скандальные, возбуждающие, воздействующие на низменные инстинкты в начале века- «Окна» или «Дом-1,» в настоящее время живучий «Дом-2» или «Комедии-клаб»и т.д.; утренние тематические передачи, имеющие оттенок вульгарности, заигрывания, неприятия его, зрителя, всерьез), использование сниженно-разговорного стиля речи с включением элементов обсцентной лексики и пропагандирование языка маргинальных групп населения как демонстрация понимания особенностей национального характера известными деятелями культуры (В.Познер; М.Швыдкой и др.). Это вырабатывает так называемое «отношение безграмотного», подразумевая выработку отрицательного отношения к серьезной подаче информационного материала, отношение к словам, печатному тексту, пассивность восприятия происходящего в окружающем мире. Эмоциональное удовлетворение формируется у этой части аудитории развлекательностью потребляемого «культурного продукта», отсутствием критического и аналитического мышления, сближением речевого оформления сообщения с типовым для данной категории адресата. Для оформления новых видов речевой организации стало естественным исчезновение употребления клише литературного языка, научной лексики, подмена общелитературного варианта лексики сниженно-разговорным, использование интонационного, ритмического рисунка «вульгарной речи» или сознательное внедрение фрагментов иноязычного характера. Как справедливо отмечает Ю.Рождественский, «…с помощью новых видов словесности стали складываться и новые языковые отношения людей». Актуализируется теория Э.Сепира- Уорфа о влиянии языка на сущностные стороны его поведения, формирования картины мира.Формы представления кодированного материала в подавляющем большинстве экспортированы из западных стран и заменяют ценности традиционной культуры. Реализация информационной функции тесно связана с проявлением регулирующей функции, предполагающей воздействие на аудиторию, контроль над общественным мнением. Это выявляется при анализе текстов информационных блоков новостей, современных художественных фильмов, характера построения передачи сообщений, организационных структур и отношения к профессиональным ценностям. Намеренное структурирование информационных сообщений с текстами политических новостей, развлекательных передач, а также вставок рекламных блоков разного рода усиливает эффект мозаичности поступающей информации, снижает уровень критичности оценки окружающего мира, направленно искажает ценностные ориентиры, укрепляя условия социальной, политической и культурной зависимости. Тексты политических новостей сочленяются с освещением криминальных событий, условно соединяя значимость политических событий в мире с преступлениями в отношении конкретных людей или драматическими происшествиями. Для усиления видимого эффекта остроты сиюминутного сообщения и его важности тексты преподносятся в ускоренном темпе речи, используются фонетические нарушения в ритмическом и смысловом рисунке текста. Темп речи ведущих значительно превышает темп обычного межличностного общения, следовательно, возникают проблемы восприятия (нарушение логики, искажение деталей, избирательное отношение к информации), также проблемы интеллектуальной обработки поступающей информации, что может способствовать формированию дестабилизирующей информации вследствие недостатка времени для ее осмысления, потере значимой информации, появлению множественных вариантов интерпретации и т.д. С лингвистической точки зрения отличительной особенностью является фразовое ударение, зачастую не связанное с логическим ударением, для некоторых ведущих характерно подчеркнутое растягивание окончаний отдельных слов. Существенным является многократное дробление сообщения разного рода комментариями «с места событий» или интерактивными включениями, способствующими ощущению реальности событий, на самом же деле нередко служащими фоном для оттенения личностных качеств, компетентности ведущего передачу, отвлекая от существа материала и концентрируя внимание на личности ведущего передачу журналиста (изменяется семиотическая направленность). Искусственно создаваемое ощущение внезапности, новизны материала и завышенный объем направляемой информации затрудняют возможность анализа и обобщения. В некоторых информационных передачах применяется одновременная передача разных по содержанию сообщений в виде «бегущей строки» и звучащего текста (1 канал ). « А теперь… о другом» подобную фразу мы нередко слышим в информационных передачах. По сути она представляет не фразу-связку, соединяющую различные компоненты передачи, а носит скорее разделительный характер, представляя собой метафору разрыва, посредством которой все, произнесенное ранее, становится незначительным. Таким образом информация может быть стерта другими сообщениями, иначе говоря, политические новости, важные в мировом пространстве, последствия природных явлений, грозящих катастрофическими последствиями и т.п. ,заменяются спортивными новостями или прогнозом погоды. Такими действиями нарушается ориентировка человека в пространстве, повышается вероятность импульсивных форм поведения, связанных с реакцией на больший по интенсивности внешний раздражитель, что способствует усилению когнитивного дискомфорта между индивидуумом и средой (когнитивная оценка ситуации, связанная с анализом и сопоставлением информации, и реакцией индивидуума на эту оценку). В то же самое время ослабляется восприятие информации в целом, снижается возможность выделения значимого, важного, а это требует дополнительной информации, порождая чувство недоверия к данному источнику, и потому стремление найти подтверждение в других информационных сообщениях стимулирует переключение с одного канала на другой, где пользователь обнаружит аналогичную ситуацию, отличающуюся некоторыми незначительными деталями. В совокупности все это направлено на усиление кумулятивного эффекта воздействия. Таким образом, осуществляется целенаправленное информационное манипулирование аудиторией и конкретным индивидуумом.

Фактор массовости и направленности текстов масс-медиа способствует не только реализации информационной, семиотической, когнитивной, творческой, культурологической функций дискурса СМИ, но и пропагандистской и суггестивной. Одна из интересных особенностей российских СМИ заключается в специфике лексического уровня большинства передач, в том числе и информационных. В качестве сравнения можно привести данные по исследованию лексического уровня передач национальных и региональных программ «ВBC-One” и “BBC-South-East” британского телевидения. Для них характерно незначительное (до 0,4%), привлечение разговорной и специальной лексики, т.к. ведущий не должен выходить за рамки норм литературного языка, это же относится и к использованию компрессивов и аббревиатур, лексики со значением усиления и исключительности. В целом речь ведущих национальных выпусков передач отличается большей лингвистической консервативностью, особенности разговорной речи проявляются значительно реже, чем в региональных передачах. В информационных блоках новостей отечественного телевидения речь как объект исследования неоднородна и неустойчива, подвержена воздействию индивидуальных факторов, представляя собой, по словам О.Лаптевой, «устно-разговорную стихию без видимых ограничений». В ней с избытком употребляются эмоционально-оценочные и модальные единицы не столько для информирования зрителей, сколько для создания определенного мнения об определенных событиях. Цели, функции и способ подачи материала регламентированы речевым поведением российских ведущих (в отличие от британских, речевое поведение которых в выпусках новостей определяется содержанием материала и целевой установкой распространения информации).

Д.МакКуэйл предложил типологию эффектов массовой коммуникации представить в графическом виде, разделив по координатным осям на планируемые и непланируемые эффекты в рамках краткосрочных и долгосрочных воздействий. Выделяя в координатной сетке положение распределения информации и знания, можно констатировать:

  • его прямую зависимость от распространения информации событийного характера (эффект мозаичности по А.Молю), подчеркивая стратификацию распределения информации между социальными группами (понимая под этим не только восприятие, но и интерпретацию текстов),
  • а также выборочную расстановку приоритетов при освещении тех или иных фрагментов реальности.
  • характерным при этом является и изменение культурных ценностей как трансформации в наиболее общих образцах ценностей, поведения, символических знаковых систем, присущих отдельным социальным группам (например, развитие субкультурных и контркультурных явлений).

Эти эффекты оказывают глубокое воздействие на интеллектуальную деятельность индивидуума не только с позиций информационной безопасности личности в области интеллектуальной обработки информации, но и в связи с возникновением дестабилизирующей компоненты, влияющей на социальную устойчивость индивидуума в обществе. Устойчивость личности определяется прежде всего способностью к критическому осмыслению полученной информации, способностью к сопоставлению и синтезу информации, а также возможностью на основе выработанных умений и навыков принимать решения. Иначе говоря, массовой культуре гиперреальности необходимо противопоставить самостоятельность мышления как одного из необходимых условий информационной безопасности.

Особенности усвоения знания как систем единиц культуры, транслируемых в качестве информации, зависят от каналов поступления, объемов потоков, ее разнообразия, избыточности и, конечно, от механизмов распространения единиц культуры: взаимопроникновения, внедрения, наложения и дислокационных явлений. Естественно, знание никогда не может быть полным, оно так или иначе ограниченно, в нем всегда присутствуют лакуны, но оно должно быть обязательно структурировано. В современной школе это осуществляется путем количественного накопления информации и отражения ее в сознании обучаемого. При этом случайное выпадение какого-либо информационного блока ведет к разрыву ассоциативных связей и резкому снижению способности индивидуума к логическому достраиванию. Это становится причиной все более и более выраженной раздробленности восприятия, поверхностности усвоения, шаблонного мышления (по принципу «не мыслить, а следовать»), отсутствия способности восприятия вещей и событий в качестве многогранных и противоречивых целостностей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.