Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА

Первый раздел «Факторы социальной зрелости личности»

Общепризнанно, что современное мировое общество в своем взаимодействии с природой подошло к критическому рубежу. Это касается энергетических, экологических, биологических и культурных проблем роста и пределов самого существования человека и общества. Президент Римского клуба А.Печчеиподчеркивал, что уникальность человека как вида по сравнению с другими живыми существами в том, что он приспосабливается к изменяющейся среде обитания и внешним условиям скорее за счет культурных, чем генетических механизмов. Но «даже предмет особой его гордости - сфера интеллекта, где сходятся все высшие достоинства и добродетели, делающие человека… уникальным относительно всех других живых существ, - даже эти его способности имеют свои границы. Одной из главных причин такого отнюдь не оптимистического прогноза, является разрыв между культурным развитием человечества и его техническими достижениями, и поскольку проблема лежит внутри человеческого существа, на индивидуальном или коллективном уровне, «решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого». Человек – существо общественное, поэтому проблемы его безопасности не могут рассматриваться вне общения индивидума с себе подобными, вне процессов, связанных с трансляцией культуры. В предшествующих разделах подробно разобраны:

· модель трансляции культуры как совокупность процессов и явлений, определяющих передачу, получение, усвоение, осмысление её знаковых (в широком смысле этого слова) форм как информации,

· модель передачи информации в культуре современного информационного общества в ряде случаев как дезорганизующее воздействие внешних и внутренних факторов на индивидуума, угрожающих его устойчивости и в конечном итоге выживанию его как биологического вида.



Эти модели последовательно выделяют человека как носителя и потребителя информации в реалиях современного мира и определяют наши подходы к обеспечению информационной безопасности личности как интеллектуального выживания индивидуума в современном информационном пространстве. При этом возникает вопрос о правомерности употребления нами понятия личности в контексте рассматриваемой проблемы.

Мозг человека, его нервная система – это информационная система, функциональные возможности которой по получению, запоминанию, обработке и передаче и использованию информации значительно превосходят возможности любых других живых существ. Это связано, прежде всего, с триадой деятельности современного человека, включающей функционирование второй сигнальной системы - общением посредством речи; осмыслением, формированием знания, то есть мышлением, и поведением. Специфическое свойство человеческой речи - наличие для всякого обозначаемого явления (денотата) не менее двух нетождественных, но свободно заменяемых, то есть эквивалентных знаков или сколь угодно больших систем знаков. Их инвариант называется значением, а взаимная замена - объяснением (интерпретацией). Речь человека следует рассматривать как ядро человеческой психики, а внушающая работа слова (прескрипция и суггестия) - ядро этого ядра. Следовательно, используя речевой материал в качестве направленного информационного воздействия, можно подводить человека к определенным поведению и действиям. Животного или маленького ребенка, таким образом, практически невозможно подвести, например, к самоуничтожению, а подростка или взрослого человека – не так уж сложно. Информационная безопасность личности может быть охарактеризована как защищенность её психики, сознания от опасных информационных воздействий (манипулирование, дезинформирование).

Для справки.

Из практического опыта людей и анализа ученых следует, что наиболее общими представлениями о человеческом поведении являются следующие: множество ситуаций, имеющих место в социальной жизни, вызывает у разных людей явно непохожие реакции; в своих реакциях на различные ситуации люди проявляют достаточно согласованные действия и, следовательно, достаточно высокую предсказуемость поведения. При этом согласованность может возникать благодаря тому, что они преследуют общие цели, используют согласованные стратегии, базирующиеся на совпадающих, близких интерпретациях окружающей действительности (картинах мира). С другой стороны, индивидуальные различия следует искать в устойчивых мотивационных доминантах и когнитивных схемах, направляющих внимание, интерпретацию, формулирование целей и планов . Таким образом, в ходе индивидуального развития человека формируются и совершенствуются его личностные качества и особенности, которые зависят от присутствия в процессах социализации индивидуализирующих моментов. В условиях индустриального общества функциональная заданность, социальная детерминированность индивидов оказывается довольно жесткой. Предполагалось, что при переходе к информационному обществу, которое должно опираться на социальное согласие и свободу проявления индивидуального своеобразия, обеспечение свободы обеспечивалось бы благодаря всеобщей доступности информации, социальной и правовой защищенности индивида, наличию условий для развития и проявления способностей каждой личности. Д. Нэсбитт, прогнозируя будущее нового тысячелетия, полагал, что «самые удивительные открытия в 21 в. будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по- новому оценим само понятие «человек».

Монополия на информацию является признаком тоталитарного правления. В современных условиях монопольное владение источниками и каналами распространения информации в основном можно рассматривать как аналог прежних недемократических методов управления обществом. За счет концентрации информации, более широких возможностей её использования происходит усиление исполнительской власти в сравнении с властью выборных представителей. Использование компьютерных сетей расширяет возможности аппарата власти в манипулировании массами. Решение проблемы организации и редактирования информационных потоков может представить один из важнейших моментов для глобального развития общества. Свобода личности, как известно, предполагает ответственность, определяя свои границы в свободе и правах другого. Без ответственности свобода превращается в произвол и способствует криминализации общества.

Зрелость человека как индивида определяется биологическими критериями, а зрелость личности соотносится с интеллектуальной, эмоциональной сферами, неизменно связанными с историческими и социальными критериями (например, образованием). К фундаментальным, базовым компонентам личностной зрелости относятся ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное отношение к миру.Последнее является интегративным компонентом, так как охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них.

Ответственность интерпретируется как внутренний императив личной ответственности за все происходящее с ней в жизни и реализуется в соответствующих проявлениях интернального или экстернального характера. Человек является личностью в той мере, в которой он принимает ответственность за свою единственность, осуществляет свою уникальность. Жизненное кредо интернала – «я сам отвечаю за мои успехи и неудачи; от меня зависит моя жизнь и моих близких; я должен и могу это сделать», основано на высоком, сформированном чувстве ответственности не только за свои личные достижения и поступки, но и развитом чувстве ответственности за происходящее с окружающими. Альтернативой служит модель экстернала, согласно которой человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним других людей (родителей, учителей, коллег, начальство), внешние обстоятельства, конкретную ситуацию. Иначе эти проявления обозначают как безответственность. По данным исследователей существует положительная корреляция между интернальностью и наличием смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий, тем в большей степени находит он в жизни смысл и цель Людей, относящихся к альтернативному типу, отличает тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим, повышенная агрессивность и отсюда меньшая социальная популярность. Среди молодых правонарушителей число экстерналов превышает число интерналов более, чем в четыре раза. Среди молодых людей с позитивной шкалой ценностей, проявляющих высокий уровень социальной зрелости, картина оказалась диаметрально противоположной: интерналы доминировали по отношению к экстерналам как 18 к 1. Известные ученые М.Бахтин, Э. Фромм, В.Франкл отмечали, что ответственность является одним из главных качеств зрелого, свободного человека; что именно в ответственности перед жизнью заключена сама сущность человеческого бытия. Но не менее важным является и обратное утверждение, что нельзя признать человека ответственным, не признавая его свободу. Очевидно, что личностное начало всегда свойственно конкретному человеку, поступающему свободно, ответственно. Именно поэтому предоставление самостоятельности и свободы принятия решений относительно себя позволяет развивать в личности ответственность. Ответственность в отношении к себе и другим способствует проявлению критичности мышления, требует постоянного анализа складывающейся жизненной ситуации, воплощается в творческой реализации личности. Следует отличать ответственность и дисциплинированность, хотя последняя в обыденном представлении часто является более предпочтительной чертой личности, но она является выражением подчиняемости, следования определенным, регламентирующим существование правилам и ограничениям.

Терпимость – другая составляющая социальной зрелости личности. Причем в рамках зрелости личности рассматривается не толерантность, а готовность личности к определенной реакции на воздействия социальной среды на основе реализации определенных установок лояльности личности, ее системы отношений к действительности, к людям, к себе. Примером могут служить такие установки, как «все люди могут ошибаться», « каждый имеет право на свое мнение» и т.п. Таким образом, воздействие любой «объективно» стимулирующей ситуации зависит от личной интерпретации ситуации. Реализация этой составляющей в значительной степени проявляется в позитивном видении действительности

Существует прямая зависимость «терпимости – нетерпимости» личности от социальной установки общества, например, конфессиональная или национальная нетерпимость и явления интернациональности и уважения к различным религиям проявляются одними и теми же людьми в различных, провоцируемых социальными установками общества, ситуациях. Неоспорим тот факт, что в последние годы резко возрос уровень проявления агрессии и раздражительности у молодого поколения. Проявление объективно существующих механизмов подражания и психологического заражения в росте массовости угрожает вывести агрессивность из социальной патологии в социальную норму. Без сомнения, разрушение ценностных ориентиров общества, неустойчивость социальных институтов государства, дискредитация идеалов, веры, падение нравственных и эстетических устоев общества, активное распространение и влияние поп-культуры, резкая поляризация жизненного уровня в стране и материальная нестабильность, ощущения незащищенности и безнаказности играют существенную роль в повышении агрессивности населения и особенно молодежи. В значительной степени этому способствует информационное манипулирование сознанием. На некоторых методах и приемах воздействия, используемых СМИ, мы останавливались в предыдущей главе. В связи с этим представляют интерес результаты открытого всероссийского опроса по поводу влияния западных фильмов на россиян, согласно которому 73% опрошенных назвали его отрицательным. Каждый третий выразил крайне негативное отношение, говоря о «тлетворном влиянии», каждый четвертый респондент утверждал, что западные фильмы пропагандируют агрессию, насилие и жестокость/ 98/. Повышение агрессивности провоцируется распространением наркотизации среди молодежи и особенно среди школьников. В то время, как терпимость зрелой личности проявляется в торможении рефлекторных механизмов, в осмысленной реакции на информацию, которую она получает извне, то есть в анализе окружающей информационной обстановки и последующим обдуманным действиям. В обыденной жизненной ситуации терпимость нередко ассоциируется с мудростью, так как человек являясь терпимым, не теряет способности к сопереживанию и сочувствию.

Саморазвитие, самоактуализация относятся к основополагающим составляющим зрелой личности. Они являются показателем и одновременно условием достижения зрелости личности. Самоактуализация реализуется в успешности профессиональной деятельности человека и его профессиональном долголетии, рассматривается в совокупности с феноменом самотрансценденции, выхода за пределы своего «Я», направленностью на других людей, на дело, в общем, на нечто иное, нежели сам человек.

Интеллектуализация связана прежде всего с развитием речи и мышления, его аналитичностью и критичностью.

Второй раздел « Развитие аналитического и критического мышления»

Итак, мы видим, что формирование социально зрелой личности неразрывно связано с процессами анализа и критического отношения к информационному пространству, в котором эта личность находится, с обретением социального опыта и творческим осмыслением этого опыта. Индивидуальность человека проявляется не вне, а внутри общества в процессе активного включения в общественное целое, активное усвоение им нравственных норм, а не пассивное «запечатлевание» определенных инструкций и правил. Обучение рассматривается как процесс становления личности как в образовательном плане, так и с точки зрения формирования ценностных ориентиров личности, развития ее многосторонности. Основой образовательного процесса должно быть не выборочное, количественное накопление и усвоение фактологического материала, а конструирование структуры, канвы знания, которая в будущем станет основой для профессиональной компетенции человека, которая будет способствовать становлению морально-нравственных характеристик зрелой социально адаптируемой личности и реализации жизненно важных потребностей человека. К ним относятся необходимость в личной безопасности, потребностях экономического, гуманитарного порядка, потребности в межличностном общении. Мудрость гласит: знание нескольких принципов освобождает от запоминания множества фактов…

Особенности усвоения знания как систем единиц культуры, транслируемых в качестве информации, зависят от каналов поступления информации, объемов потоков, её разнообразия и избыточности и, конечно, от механизмов распространения единиц культуры: взаимопроникновения, внедрения, наложения и дислокационных явлений. Естественно, что знание никогда не может быть полным, оно всегда ограниченно, в нем всегда присутствуют лакуны, но оно должно быть обязательно структурировано.

 

Конечно, нельзя объять необъятное, но можно создавать систему «приближения», в основании которой должны лежать принципы, позволяющие использовать имеющийся интеллектуальный потенциал при освоении информационного пространства и для ориентации в нем. К ним можно отнести аналитическую и критическую основу мышления и систему ценностных ориентиров при самотворчестве воспитуемого. При этом мозаичность усвоения культуры как неизбежное условие в современном информационном обществе, будет структурироваться также и путем самообразования как потребности и необходимости, проявлении творческих способностей (природных задатков) и любознательности социально зрелой личности. Как подчеркивалось выше, социальная зрелость личности определяется ответственностью, терпимостью, самоактуализацией и саморазвитием с позитивной жизненной установкой и в полной мере реализуется при наличии у индивида свободы жизненных проявлений, затормаживается жесткой программой обучения и требованиями, что он должен знать и уметь. При этом обучаемый остается пассивной фигурой, на которую оказывается давление, различного рода влияния и воздействия. Школьное образование последних 10-15 лет является отражением процессов, имеющих место в нашем неустойчивом обществе и выражающихся в зараженности праздностью, апатией и прагматизмом, нравственной и социальной безответственностью значительной части взрослых и детей.

 

Третий раздел «Информационно-аналитическая обработка речевых материалов». Методика.

 

Известно, что значительную часть информации мы получаем из аудиальной области коммуникации, включающей не только вербальные, но и голосовые или другие сопровождающие звуки, что большая часть получаемой визуальной информации репрезентуется в совокупности с вербальным сопровождением. Становится ясной важность аналитического и критического подхода в осмыслении поступающего материала для максимально осознанной ориентации в окружающем мире, в связи с чем, мы предлагаем рассмотреть один из подходов аналитической обработки поступающих материалов.

С развитием информационных технологий все большее значение приобретает аналитическая обработка речевых материалов, обилие которых увеличивается с каждым годом. Целевая задача связана с извлечением из речевых материалов (текстовых или звучащих) данных, представляющих интерес для получателя информации или соответствующего заказчика. Эта задача фактически сплетается с умением отделять в речевых материалах сообщения данные о конкретном факте или событии от комментариев по поводу этого факта, которые неизбежно инициируются каждым из коммуникантов, из числа участвующих в процессе вербальных актов коммуникации. Как правило, эта задача целиком определяется знаниями и талантом аналитика. Но в повседневной жизни умение анализировать получаемую из разных источников информацию становится одним из внутренних фильтров, позволяющих ориентироваться в окружающем мире, защищать себя от разрушительных негативных проявлений агрессивного внешнего информационного пространства. Фундаментальным основанием анализа является наличие у коммуниканта достаточных общекультурных знаний, если речь идет об информации широкого применения, или специальных знаний, если анализируемый материал имеет специфическую, узкоспециализированную направленность.

Анализируемые вербальные акты коммуникации (ВАК) можно условно разделить на активные и пассивные. Активными будем именовать акты, протекающие в условиях определенной ситуации действительности и при непосредственном участии коммуникантов в процессе коммуникации. К пассивным отнесем процессы, связанные с получением информации из письменных или звучащих материалов, зафиксированных на соответствующих носителях. В обоих случаях объектами исследования (обработки) будут являться письменные или звучащие тексты коммуникации. Предметом изучения может служить процесс анализа составных частей вербального акта коммуникации: исходного, первоначального события, которое мы будем именовать ядром сообщения, и сопровождающего комментария. Формализация процесса трансформации исходного сообщения в ходе развития вербального акта коммуникации (ВАК) дает возможность обозначить исходное информационное сообщения (факт) совпадающим с фактическим ядром сообщения. являться письменные или звучащие тексты коммуникации .

При прохождении исходного сообщения через каждого коммуниканта, как правило, происходит определенное искажение ин­формации за счет ненамеренного ее изменения, в результате следующих причин: явления прегантности; наличия пределов интеллектуальной когнитивной обработки по объему поступающей информации ; ограничения возможности интерпретации знаковых форм в пределах понимания или эмоционального состояния; энтропии или шумов.
Искажение информации может происходить за счет направленного действия вербального характера или внетекстовой информации: дезинформации; воздействия других участников коммуникации; использования знаковых форм воздействия негативного характера (лексика, жесты, мимика, изменение внешних условий процесса коммуникации); провоцирования нарушения психологического контекста общения, введения специфических технических помех.

 

И так может происходить при получении и дальнейшей передаче информационного сообщения каждым участвующим коммуникантом. Причем, если некий коммуникант планирует передать сообщение другому коммуниканту, то он трансформирует сообщение в соответствии с собственным представлением об этом получателе и его возможностях в восприятии сообщения. В процессе осуществления данной цепочки исходное сообщение может обрасти различными комментариями, способными иска­зить его до неузнаваемости.

ВАК-1 (К1) ВАК-2 (К2) ВАК-3 (К3)

И.С. ИС+К1 ( ИС+К1)+К2

При этом исходное сообщение не будет полностью адекватно полученному вторым, третьим и т.д. коммуникантом.

 

Кстати, следует напомнить, что практически всегда комментарий является манипуляцией, то есть действием по формированию стереотипов и созданию определенного впечатления или отношения к тому или иному факту, событию. Для того чтобы оценить относительную величину изменения исходного ядра сообщения введем понятие фактической информационной емкости ВАК (ФИЕ). В случае совпадения исходного сообщения и комментария или отсутствия оного ФИЕ имеет максимальное значение. При наличии различий ФИЕ будет стремиться к нулю, при­чем тем быстрее, чем больше будет разница между исходным и конечным сообще­нием. ФИЕ равно нулю, когда комментарий стремиться к бесконечности, что может соответствовать отсутствию факта или события и созданию комментария без опоры на фактическое событие (которого собственно и не было по данному условию), тогда комментарий приобретает вид «виртуального сообщения», которое могло бы быть (примеры подобного были приведены во второй главе работы). В связи с тем, что каждое сообщение является знаковой формой определенного знания и обладает со­ответствующей структурой, через которую и выражается знание[10] то, сравнивая сооб­щения, мы фактически сравниваем их структуры. Для оценки структурной сложности нами предложена характеристика ИЕС – информационная емкость структуры, которая представляет сумму количества элементов структуры и связей между ними. Математическое описание соотношения между обозначенными величинами приведено в нашей работе [11]

С лингвистической точки зрения ВАК представляет собой речевой поток. Це­лесообразно сначала попытаться проанализировать речевой поток в целом. Для чего следует рассмотреть его со следующих позиций: целевой установки; причинно-следственных связей, реализуемых в нем; направленности речевого воздействия на какого-то определенного типа коммуниканта или типов коммуникантов; временных ограничений; числа участников и ситуации реализации речевого потока. В конечном итоге получаем обобщенную характеристику речевого потока.

Разделим речевой поток на отдельные фрагменты, имеющие определенные ограничивающие параметры, например, смысловую законченность фрагмента, время звучания в зависимости от интенсивности речевого потока и т.п. Затем каждый речевой фрагмент попытаемся рассмотреть с точки зрения содержания в нем информационного ядра и комментария. При этом имеем в виду, что любая информационная система, будь то коммуниканты или аналитики, должны при переработке речевого материала в той или иной степени заниматься декодированием информации, содержащейся во фрагменте. Фактическая информационная емкость является резюмирующей величиной, обобщающей исследование отдельных фрагмен­тов речевого потока.

Мысленно структурируя речевой поток каждого фрагмента как состоящий из семантической составляющей и имплицитной части, определим связь ядра сообще­ния, комментария, способностей к осознанию коммуникантов с отдельными компо­нентами ВАК (по схеме на странице приложения).

Синтактико-семантическая составляющая фрагмента ВАК включает в себя со­ответствующие синтактико-семантические структуры, позволяющие выстраивать толкование целого высказывания (лексика-синтаксис). В семантике полная эквива­лентность отсутствует, и главным принципом служит близость, а не совпадение. При этом особую роль начинает играть уровень образности, используемый в речевом фрагменте (от фразеологизмов; разного рода жаргонов, включая и профессиональный язык; сокращений, намеков; ссылок на историческую кодированную информацию до явлений диалектальной вариационности языка). В этой составляющей часто имеет место проявление языковых стереотипов по социальным, образовательным призна­кам, в соответствии с родом и местом работы участников ВАК, социально-культур­ным окружением и т.д., которые для информационной системы могут иметь диагно­стический характер. В семантической составляющей представляется возможным вы­делить приемы направленного целевого воздействия на конкретного или потенци­ального коммуниканта.

Имплицитная составляющая традиционно трактуется как контекстуальная часть. Попытаемся расширить её возможности, используя понятие «внетекстовой информации», которое включает наряду с контекстом расшифровку имеющихся в изучаемом фрагменте аллюзий или намеков; особенности восприятия темпоральных характеристик речи участников ВАК; анализ психо-эмоциональной окраски речи. При исследовании звучащей речи анализируются специфические характеристики, отражающие особенности аудиального восприятия материала. К ним можно отнести акустическое сопровождение речевого материала, месторасположение источников звучащей речи и сторонних звуков; особенности распознавания – восстановления речи, частично утраченной или плохо различимой в звуковом фрагменте; особенно­сти интонационных вариаций говорящих; модуляционных характеристик речи участников, эмоционально-психологического состояния участников ВАК. Анализ совокупности ряда перечисленных признаков воссоздает определенную картину эмоционального компонента речи живого человека, особенностей и дефектов речи, его социальной диагностики и т.д. С другой стороны ряд характеристик позволяет создать методику запоминания речевого образа говорящего, являющегося своеобраз­ным маркером личности. Могут быть выделены специальные акустические приемы, повышающие возможности интерпретации семантической или имплицитной составляющих речевого потока. Богатая палитра характеристик звучащей речи в ее имплицитной части позволяет также выделить отдельные приемы целенаправленного воздействия на коммуниканта или анонимного получателя информации.

Описанный процесс при практической отработке отдельных его методик позволяет проводить анализ материала фактически одновременно с получением информации, так как способствует сознательному использованию аналитических и критических возможностей мышления. Это входит в привычное отношение к восприятию поступающей информации и служит своеобразным внутренним фильтром, чье функционирование направлено на препятствие информационно-психологическому воздействию на личность.

Принципы, заложенные в информационно-аналитическую обработку речевого материала, могут быть в значительной степени распространены на другие знаковые информационные системы, в том числе и аудиовизуальную.

 

Заключительной стадией информационно-аналитической обработки речевого материала является реконструкция речевой ситуации, позволяющая наиболее полно отразить характер, содержание, направленность, целевую установку ВАК, тем самым создать наиболее адекватное информационное восприятие нового знания, понимание речевого потока как в целом, так и в его частностях. Дальнейшая детализация работы по анализу ВАК связана с применением по каждой выделенной компоненте соответствующих фильтров, реализованных на базе эвристических алгоритмов и направленных на выделение ядра сообщения и комментария для определения ФИЕ ВАК.

Описанный процесс при практической отработке отдельных его методик позволяет проводить анализ материала фактически одновременно с получением информации, так как способствует сознательному использованию аналитических и критических возможностей мышления. Это входит в привычное отношение к восприятию поступающей информации и служит своеобразным внутренним фильтром, чье функционирование направлено на препятствие информационно-психологическому воздействию на личность.

Ранее мы не раз подчеркивали значение психологического состояния объекта информационного воздействия, как один из важных факторов возможности манипулирования сознанием. Снижение значимости этого фактора, переведение его в число второстепенных позволяет снизить управляемость человеком извне. Известно, что человеку, занимающемуся серьезным интеллектуальным трудом, чужды аффективно-эмоциональные переживания. Предложенный выше подход относится именно к серьезной интеллектуальной деятельности, требующей не только сосредоточенного внимания при получении информации, но и достаточно широкого кругозора личности в культурологическом плане, присутствия здравомыслия, ответственности и терпимости, как атрибутов социально зрелой личности. Таким образом, «холодная голова», занятая критическим и аналитическим осмыслением, используя рациональную сферу сознания, снижает эффективность эмоционального фактора при восприятии информации, что способствует снижению действенности приемов информационного манипулирования, а, следовательно, повышению информационной безопасности личности.

Принципы, заложенные в информационно-аналитическую обработку речевого материала, могут быть в значительной степени распространены на другие знаковые информационные системы, в том числе и аудиовизуальную.

Информационно-аналитическая обработка речевого материала в упрощенных вариантах может быть применена в общеобразовательной школе и в высших учебных заведениях, в нашей обыденной жизни, в игровых вариантах, в решении задач естественнонаучного направления, в развитии умения читать и анализировать произведения исторической, философской и художественной литературы, в развитии эмпатических методологических подходов в процессе обучения и становления социально зрелой личности.

Интеллектуальное отставание в усвоении и осмыслении при росте объемов информации в условиях ее искажения и излишней избыточности приводит к потере социальной устойчивости индивидуума в обществе. Неумение правильно оценивать информацию в силу недостаточности ресурсов интеллектуального осмысления фактически порождает её дестабилизирующий характер и способствует возможности использования этой информации в целях манипулирования сознанием отдельных личностей и разного рода социумов. Таким образом создается угроза не только устойчивости, но и целостности личности. Именно в этих условиях проявляется агрессивное воздействие информационной среды обитания человека.

 

Нравственные позиции определяются слабыми ассоциативными связями с происходящим, а скорее обуславливаются внедренными в сознание стереотипами безвыходности и безысходности, незначимости себя как позитивной личности. В то же самое время аспект позиционирования личности по эгоцентрическому типу приобретает все большее распространение как формула проявления индивидуалистического мышления: я так считаю, я так думаю и т.д.

 

Заключение

Основываясь на культурологическом осмыслении основ глобального информационного пространства, можно отметить двойственную функцию информационных технологий, используемых в условиях монополии на генерацию информации. С одной стороны они способствуют глобальной унифицированности информационной среды, ускоряют процессы коммуникации, способствуя размыванию культурно-исторических и региональных особенностей развития, даже разрушению языковых барьеров за счет насильственной англицизации информационного пространства не только в техническом или технологическом сопровождении , но и за счет использования средств культурного общения: специальных технологий СМИ, внедрения массовой культуры как самостоятельной формы коммуникации, дислокационных явлений культур маргинального типа. А с другой стороны, благодаря таким механизмам трансляции культуры как заимствования или наложения, например, с «западнизацией» информационного пространства, манипулятивным технологиям воздействия на сознание индивида и общества как извне, так и внутри страны происходит профессиональное информационное психологическое вторжение, стимулирующее проблемные вопросы, связанные с разработками информационной безопасности личности, информационно-психологической устойчивости индивида в агрессивной информационной среде.

В предложенной схеме учитываются как исторические возможности в виде консервации информации в знаковых формах, так и воспроизведения или тиражирования единиц культуры, но также предлагается в качестве способа сохранения культуры преобразование или созидание нового типа знаковости на основе модернизованного осмысления фактов, событий прошедшего и действительного.

Рассматривая владение информацией, позволяющей предпринимать действия, способствующие выживанию вида, наряду с известными интуитивными предвосхищениями, осознанным анализом и мобилизацией физических сил, возможного воссоздания себе подобных, представляет интерес разработка социального ракурса создания информационной памяти об индивидуме, воплощенного в различных формах знаковости.

При исследовании информационной безопасности личности, что особенно важно, в процессе его практического использования как системы для достижения поставленных целей (как в личных, так и в корпоративных, так и в общественных интересах) открывается возможность связать социальную зрелость личности (как черт ответственности, терпимости, стремлении к саморазвитию и позитивному отношению к миру) с предложенным информационно-аналитическим методом анализа речевой информации в качестве внутреннего интеллектуального фильтра для снижения эмоциональной компоненты как основы направленного манипулирования личностью. А также получить представления о возможности формализации и алгоритмизации информационно-аналитической обработки речевых материалов в нашей повседневной жизни.

Если в современных условиях глобального информационного, искусственного создаваемого человечеством пространства индивидуум насильственно приводится в состояние активной или пассивной коммуникации, то возникает насущная необходимость создания условий для развития качеств, которые должны помочь ему сохранить себя как целостную личность, вырабатывать позитивное отношение в жизненных установках, утверждать ценностные мировоззренческие позиции. В совокупности эти факторы могут способствовать адекватности отражения личностью окружающего мира, в том числе и противостоянию скрытым, неосознаваемым человеком угрозам, возникающим в результате негативных информационных воздействий. Первый раздел этой дисциплины связан с ознакомлением учебной аудитории с информационной ситуацией в мировых масштабах в историческом и современном видении и включает следующие направления:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.