Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Модель усвоения информации А. Моля

Согласно модели А.Моля в современном мире знания складываются из разрозненных обрывков, получаемых нами и направляемых нам благодаря коммуникационным связям с окружающей нас действительностью: общению с себе подобными, из процесса образования, из средств массовой информации, из сведений, добытых по мере возникновения жизненных потребностей или необходимости, любознательности (самообразования). Эти информационные сообщения из окружающего мира в силу интенсивности, плотности поступления, фрагментарности, уровня достоверности наслаиваются на некий условный “экран знаний” или “ таблицу знаний” в виде усвоенных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями по близости во времени поступления, по созвучию, по ассоциативности и т.п. Эти внедрения не образуют структуры, здесь нет точек отсчета, однако есть точки соприкосновения. Экран знаний характеризуется определенной плотностью фактуры, накопление определенного объема информационных единиц может приводить к обнаружению неких скрытых связей и структур.

Принципы осмысления получаемой информации суть мыслительные ис­кусственные действия, которые позволяют определенным образом объеди­нить, иерархировать, выявить существующие связи, обнаружить в них некие закономерности и законы, повторения и т.п., направленные на вырабатыва­ние новых умозаключений и выбор определенной стратегии для сохранения жизнедействия, то есть способа существования как отдельной личности, так и социума.

Наиболее емкими для выполнения перечисленных задач являются системность и историчность, обнаруживающие взаимодействие на всех этапах осмысления. Тем не менее, системность связывается, прежде всего, с реали­зацией аксеологического аспекта деятельности – выделением системы ценно­стей и ориентиров. А историчность - со структурированием имеющейся ин­формации в пространственно-временном аспекте. Основой для реализации предложенных принципов служит, прежде всего, образование, наличие здравого смысла, система ценностных ориентиров общества.



Утрата навыка умозаключения подтверждается отсутствием желания вникнуть в вопрос, даже при наличии достаточного для анализа объема ин­формации. К системе рисков следует отнести массовую утрату здравого смысла, то есть способности критически оценивать информацию, однозначное восприятие ут­верждений, доверие к самым абсурдным обещаниям.

 

Лекция 3.

Рассмотрение культуры как информации, которая создается или принимается, используется, отыскивается, сохраняется, изменяется, передается и утрачивается в различных знаковых системах, безусловно, связано с определением того, что мы подразумеваем под столь объемным понятием «информация». Оно происходит от латинского «informatio» - разъяснение, изложение.

Определения понятия информации

Первоначально достаточно узко определялось, что информация – это сведения, передаваемые одними людьми другим, а также сам процесс передачи и получения этих сведений. С позиций термодинамики информацию было предложено рассматривать как «убыль неопеределенности или меру неопределенности» или как «усовершенствование системы в результате передачи ей информации, ведущее к уменьшению ее энтропии» В некоторых философских работах высказывается мнение, что «информация является одним из универсальных свойств материи». Более приемлемой, содержательной и целесообразной является формулировка, предложенная В. Шаповаловым, согласно которой «информация об объекте есть изменение параметра наблюдателя, вызванное взаимодействием наблюдателя с объектом»/ 12/. Представляет интерес предложение А. Моля, который под информацией предлагает понимать количество непредсказуемого, содержащееся в сообщении/61,с.132/. Само понятие «информации» обычно предполагает наличие, по крайней мере, трех объектов: источника информации, получателя (потребителя) информации и передающей среды. Передача информации осуществляется посредством сообщения в знаковой (сигнальной) форме через каналы связи.

 

Передача информации в культуре представляет собой, в сущности, огромные множества сообщений, которые передаются преимущественно по звуковому или зрительному каналам либо их совокупности (хотя передача и восприятие информации может производиться по всем каналам, соответствующим нашим органам чувств). При этом отправитель сообщения выбирает какое-то количество знаков, располагает их по известным законам, затем направляет их в пространстве и во времени по физическому каналу передачи получателю. Получатель, осуществляя прием знаков, опознает их в той мере, которую дает ему владение знаковой системой; в силу своей компетентности он воспринимает заключенные во множестве этих знаков формы, закономерности, значения, смыслы и вводит их в память, где они в той или иной степени хранятся. Коммуникация опирается на общую область восприятия сообщения для обоих коммуникантов, хотя совпадение не бывает никогда абсолютно полным и точным (идентичным). Для реализации процесса коммуникации необходимо и достаточно иметь некую общую область взаимопонимания в рамках передаваемого сообщения. Многократные, повторные акты коммуникации могут способствовать расширению области общего восприятия, сближению в интерпретации смыслов знаковых систем сообщений участниками трансляции информации .

Следует иметь в виду, что в процессе коммуникации характерным является проявление прегантности, то есть способности порождать при передаче новые знаки, слова, которые отсутствуют в исходном сообщении, в силу ассоциативных связей со словами, фактически присутствующими в сообщении. Это делает итоговое сообщение производным от исходного, так как оно обновляется ( искажается), проходя интерактивную обработку на каждом последующем уровне передачи.

 

Естественные препятствия для усвоения и осмысления передаваемой информации, связанные прежде всего с интеллектуальными фильтрами индивидуума: интеллектуальными ресурсами как результатом образования, развития, зрелости личности; её неинформированностью или дезинформированностью; самоидентификацией личности; уровенем интеллектуальных потребностей отдельного человека в сообществе.

Проблемы усвоения и осмысления информации в современном мире. Известно, что современные информационные технологии (ИТ) обладают высокой скоростью обновления: новые поколения ИТ сменяют друг друга каждые 3-5 лет; освоение новых технологических разработок и их реализаций требует не только определенного времени адаптации к ним, но и является причиной увеличения разницы в возрастающих объемах получаемой и интеллектуально перерабатываемой информации. На наш взгляд создается замкнутый круг: причиной отставания интеллектуального освоения возрастающих объемов информации являются все более совершенствующиеся технологии, направленные на увеличение объемов передаваемой информации. Возникает ощущение тупиковой ситуации: совершенствование процессов циркулирования информации ради увеличения скорости циркулирования информации, то есть «дорога в никуда». Если вернуться к «мировой паутине», то наряду с положительными факторами коммуникационного характера, пространство все активнее засоряется массивами малозначимой, узконаправленной, специфической информации, в том числе рекламной направленности. Таким образом, создается впечатление: все, что может быть направлено в информационном потоке, все имеет право (при свободе информации) попасть в Интернет.

Очевидной целью коммуникации является эффективность информационного воздействия, которая в свою очередь определяется тем, как получатель информации ее интерпретирует, в какой мере интерпретация соответствует целям, преследуемым отправителем. Один и тот же текст может восприниматься аудиторией по-разному в зависимости от стилевой дифференциации лексики, темпа звучащей речи, интонации, дополнительного звукового оформления, движений и жестов. Следует заметить, что кодирование представляет собой не только способ передачи информации, но и технику воздействия, в том числе и в имплицитном виде. В связи с этим все большее значение приобретает «целевой» получатель сообщения, то есть тот, на которого направлено воздействие. Выделение целевой аудитории, ее дробное сегментирование определяет дифференцирование информации, использование доступных для аудитории форм ее восприятия. Уровень доступности восприятия сообщения направленно регулируется с учетом социального положения, пола, профессии, вероисповедания реципиента

В качестве социально-психологических и психологических механизмов деформации установок, действующих в обществе, можно выделить направления, связанные с когнитивным диссонансом, нарушением равновесия эмоционального, интеллектуального и поведенческого компонентов установки, информационным воздействием на мотивационно-потребностную сферу индивида, формированием избирательного отношения к информации и механизмы суггестии.

Особенности усвоения знания как систем единиц культуры, транслируемых в качестве информации, зависят от каналов поступления, объемов потоков, ее разнообразия, избыточности и, конечно, от механизмов распространения единиц культуры: взаимопроникновения, внедрения, наложения и дислокационных явлений. Естественно, знание никогда не может быть полным, оно так или иначе ограниченно, в нем всегда присутствуют лакуны, но оно должно быть обязательно структурировано. В современной школе это осуществляется путем количественного накопления информации и отражения ее в сознании обучаемого. При этом случайное выпадение какого-либо информационного блока ведет к разрыву ассоциативных связей и резкому снижению способности индивидуума к логическому достраиванию. Это становится причиной все более и более выраженной раздробленности восприятия, поверхностности усвоения, шаблонного мышления (по принципу «не мыслить, а следовать»), отсутствия способности восприятия вещей и событий в качестве многогранных и противоречивых целостностей.

Очевидной целью коммуникации является эффективность информационного воздействия, которая в свою очередь определяется тем, как получатель информации ее интерпретирует, в какой мере интерпретация соответствует целям, преследуемым отправителем. Один и тот же текст может восприниматься аудиторией по-разному в зависимости от стилевой дифференциации лексики, темпа звучащей речи, интонации, дополнительного звукового оформления, движений и жестов. Следует заметить, что кодирование представляет собой не только способ передачи информации, но и технику воздействия, в том числе и в имплицитном виде. В связи с этим все большее значение приобретает «целевой» получатель сообщения, то есть тот, на которого направлено воздействие. Выделение целевой аудитории, ее дробное сегментирование определяет дифференцирование информации, использование доступных для аудитории форм ее восприятия. Уровень доступности восприятия сообщения направленно регулируется с учетом социального положения, пола, профессии, вероисповедания реципиента.

С развитием информационных технологий все большее значение приобретает аналитическая обработка речевых материалов, обилие которых увеличивается с каждым годом. Целевая задача связана с извлечением из речевых материалов (письменных или звучащих текстов) данных, представляющих интерес для получателя информации или соответствующего заказчика. Эта задача фактически сочетается с умением отделять в материалах сообщения данные о конкретном факте или событии от комментариев по поводу этого факта, которые неизбежно инициируются каждым из коммуникантов (следует напомнить, что практически всегда комментарий является манипуляцией, то есть действием по формированию стереотипов и созданию определенного впечатления или отношения к тому или иному факту или событию). Безусловно, такая задача требует определенных знаний и таланта аналитика. Но в повседневной жизни умение анализировать получаемую из разных источников информацию становится одним из внутренних фильтров, позволяющих ориентироваться в окружающем мире, защищать себя от разрушительных негативных проявлений агрессивной внешней информационной среды. Фундаментальным основанием анализа является наличие у коммуниканта достаточных общекультурных знаний, если речь идет об информации широкого применения, или специальных знаний, если анализируемый материал имеет узкую, специфическую направленность.

. Выделяя в координатной сетке положение распределения информации и знания, можно констатировать:

· его прямую зависимость от распространения информации событийного характера (эффект мозаичности по А.Молю), подчеркивая стратификацию распределения информации между социальными группами (понимая под этим не только восприятие, но и интерпретацию текстов),

· а также выборочную расстановку приоритетов при освещении тех или иных фрагментов реальности.

· характерным при этом является и изменение культурных ценностей как трансформации в наиболее общих образцах ценностей, поведения, символических знаковых систем, присущих отдельным социальным группам (например, развитие субкультурных и контркультурных явлений).

 

Целенаправленное информационное манипулирование сознанием ( анализ отдельных сегментов

Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие, но не всякое взаимодействие есть манипуляция. Каждому человеку дана свобода духа и свобода воли. Воздействие на эти проявления свободного выбора извне всегда осуществляются как в рамках физического мира, так и в мире, искусственно создаваемом сознательной деятельностью человечества, мире культуры. В этом мире человек взаимодействует с себе равными в различных знаковых проявлениях культуры. Само слово “манипуляция” толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями; при переносе на сферу человеческого общения этот термин приобретает метафорическое значение, трактуемое как ловкое управление людьми, скрытый характер которого не должен быть замечен объектом манипуляции. С позиций практической психологии манипулирование рассматривается как одна из стратегий информационного воздействия, наряду с императивной и развивающей. Существо её сводится к подсознательному стимулированию в обход внутреннего контроля изменения свойств, состояния и модели поведения личности в нужном направлении /74/.

 

 

Приемы и методыинформационного манипулирования

общественным сознанием основаны на использовании совокупности суггестивных методов, интенсивности информационного внушения, учета психологического состояния субъектов манипулирования. При этом способы воздействия направлены на изменение или искажение мышления, чувств, воображения, памяти, восприятия , отвлечение внимания посредством знаковых систем.

Приемы и методы информационного манипулирования используют в своих целях различные общественные институты современности, такие как система образования, воспитания, наука, искусство, массовая культура, поп-культура . К средствам информационного манипулирования и управления общественным сознанием относятся относятся избирательные и рекламные технологии, нейро-лингвистическое программирование ( НЛП), политические технологии и т.п.

Срочность, сенсационность, многократное обновление информации в течение короткого времени, создает короткое по времени чувство важности события, которое столь же быстро исчезает, заменяясь другим.

В этом случае информация несет дестабилизирующий заряд, направленный на изменение психологического состояния получателя информации. Собственно манипуляция сознанием индивида основана не только на причинной связи с формированием в целом мозаичности знания культуры, имеющим значительные лакуны у каждого человека, а скорее на формировании ощущения собственной незащищенности, одиночества, зависимости от случайностей жизни.

А отсутствие времени “тишины”, времени для осмысления и размышления привело, в известной мере, к кризису видов трансляции культуры, объясняющих явления окружающего мира, способствуя распространению их преимущественно в профессиональной среде. Это создает специфические элитные страты общества по интеллектуальному восприятию мира.

Понятие силы информационного воздействия как физической величины, характеризующей изменение состояния объекта в ходе целенаправленного информационного воздействия в сравнении с его исходным состоянием. Особенностью объекта является готовность к получению той или иной информации, то есть способности или возможности воспринимать и интерпретировать знаковые формы и смыслы. Автор показывает, что эффективность этой силы связана не с появлением убедительного, аргументированного одноразового сообщения, а с регулярными появлениями материалов одинаковой направленности – по принципу «капля камень точит». Дополнительным условием является воздействие на бессознательно-психическом уровне, при этом любой «неосознанный, непонятый в режиме реального времени текст сообщения останется и будет постепенно дозревать до определенного поступка.

Фактическое условие перепрограммирования получателя информации в нужном ракурсе наделяет СМИ функциями информационного оружия «массового поражения»

Нейро-лингвистическое програмирование (НЛП) может быть отнесено к средствам управления общественным сознанием, психологического направленного действия по моделированию поведения человека в окружающем его мире. Следует отметить, что изучение информационных систем, которыми занимается кибернетика, оказало большое влияние на создание НЛП. В сущности психика человека функционирует с определенной эффективностью, определяемой адекватностью индивидуальных моделей картины мира действительному миру. Методики НЛП предполагают изучение индивидуальных картин мира и их коррекцию с целью влияния на коммуникативные проявления человека в общении с другими. Сферой интервенции является область бессознательного, являющегося наследием природы с момента зачатия.

А.Моль подчеркивал, что «толпу не убеждают доводами, а эмоциями», в современных условиях средства массовой коммуникации используют прием принудительной проекции человеческой психики на элементы культуры . Причем сообщения действуют на получателя информации на различных уровнях глубины его сознания от мира действий, мира мнений до области подсознательных слоев бытия( либидо). Эмоциональная неустойчивость, являясь отражением общей нестабильности, связана с психологической безопасностью человека, так как порождает внутреннюю психическую готовность к массовым психозам. И в этом аспекте информационное манипулирование в условиях современного информационного общества играет главенствующую роль.

Воздействие на эмоции и высший продукт развития эмоций – чувства является обязательным условием информационного манипулирования сознанием.

Информационная безопасность личности может быть охарактеризована как защищенность её психики, сознания от опасных информационных воздействий (манипулирование, дезинформирование).

Следовательно, используя речевой материал в качестве направленного информационного воздействия, можно подводить человека к определенным поведению и действиям. Животного или маленького ребенка, таким образом, практически невозможно подвести, например, к самоуничтожению, а подростка или взрослого человека – не так уж сложно.

Зрелость человека как индивида определяется биологическими критериями, а зрелость личности соотносится с интеллектуальной, эмоциональной сферами, неизменнно связанными с историческими и социальными критериями (например, образованием). К фундаментальным, базовым компонентам личностной зрелости относятся ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное отношение к миру.Последнее является интегративным компонентом, так как охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них.

Ответственность интерпретируется как внутренний императив личной ответственности за все происходящее с ней в жизни и реализуется в соответствующих проявлениях интернального или экстернального характера. Человек является личностью в той мере, в которой он принимает ответственность за свою единственность, осуществляет свою уникальность. Жизненное кредо интернала – «я сам отвечаю за мои успехи и неудачи; от меня зависит моя жизнь и моих близких; я должен и могу это сделать», основано на высоком, сформированном чувстве ответственности не только за свои личные достижения и поступки, но и развитом чувстве ответственности за происходящее с окружающими. Альтернативой служит модель экстернала, согласно которой человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним других людей (родителей, учителей, коллег, начальство), внешние обстоятельства, конкретную ситуацию. Иначе эти проявления обозначают как безответственность. По данным исследователей существует положительная корреляция между интернальностью и наличием смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий, тем в большей степени находит он в жизни смысл и цель Людей, относящихся к альтернативному типу, отличает тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим, повышенная агрессивность и отсюда меньшая социальная популярность. Среди молодых правонарушителей число экстерналов превышает число интерналов более, чем в четыре раза. Среди молодых людей с позитивной шкалой ценностей, проявляющих высокий уровень социальной зрелости, картина оказалась диаметрально противоположной: интерналы доминировали по отношению к экстерналам как 18 к 1 / /. Известные ученые М.Бахтин, Э. Фромм, В.Франкл отмечали, что ответственность является одним из главных качеств зрелого, свободного человека; что именно в ответственности перед жизнью заключена сама сущность человеческого бытия.

Терпимость – другая составляющая социальной зрелости личности. Причем в рамках зрелости личности рассматривается не толерантность, а готовность личности к определенной реакции на воздействия социальной среды на основе реализации определенных установок лояльности личности, ее системы отношений к действительности, к людям, к себе. Примером могут служить такие установки, как «все люди могут ошибаться», « каждый имеет право на свое мнение» и т.п. Таким образом, воздействие любой «объективно» стимулирующей ситуации зависит от личной интерпретации ситуации. Реализация этой составляющей в значительной степени проявляется в позитивном видении действительности .

Саморазвитие, самоактуализация относятся к основополагающим составляющим зрелой личности. Они являются показателем и одновременно условием достижения зрелости личности. Самоактуализация реализуется в успешности профессиональной деятельности человека и его профессиональном долголетии, рассматривается в совокупности с феноменом самотрансценденции, выхода за пределы своего «Я», направленностью на других людей, на дело, в общем, на нечто иное, нежели сам человек.

Интеллектуализация связана прежде всего с развитием речи и мышления, его аналитичностью и критичностью.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.