МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ»
Организационными формами НИРС по дисциплине могут являться:
- учебно-исследовательская работа в рамках выполнения учебных заданий по дисциплине;
- индивидуальные научно-исследовательские работы студентов по проблемам, изучаемым в рамках дисциплины; участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава, в том числе и в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ;
- участие студентов в студенческих научных мероприятиях различного уровня (кафедральные, институтские, межвузовские, городские, региональные, всероссийские, международные), стимулирующих индивидуальное научное творчество студентов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ»
Семинар № 1.
Тема:Педагогическая деятельность и ее специфика. Праксеологическая структура педагогической деятельности.
Основные понятия: педагогическая деятельность, структура, цель, целеполагание, таксономия цели, педагогическая задача, педагогическое действие
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и специфика педагогической деятельности. Гуманистический характер педагогической деятельности.
2. Функции и виды педагогической деятельности.
3. Субъекты педагогической деятельности.
4. Цели педагогической деятельности. Таксономия цели. Целеполагание.
5. Педагогическая задача как праксиологическое понятие.
6. Действия педагога в структуре педагогической деятельности.
7. Критерии правильности педагогического действия.
8. Правильная организация совместных педагогических действий.
9. Результаты, продукты и эффекты педагогической деятельности.
Задания для СРС:
1.Разработать и провести деловую игру по данной теме дисциплины*
*Для разработки игры разбиться на группы по 4 человека. Составить план игры, конкурсные задания и т.д. Провести игру на семинарском занятии. Регламент каждой игры 10-15 минут.
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М., 2000.
2. Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
3. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002.- С.27-31; 258-261.
4. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя.- М., 1994.
Семинар № 2
Тема:Нормирование профессионально-педагогической деятельности
Основные понятия:профессионально-педагогическая деятельность, нормирование, парадигма, законодательно-правовые нормы, праксиологические нормы, принципы, подходы
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о нормировании в профессиональной деятельности.
2. Основные виды норм в социально-педагогической сфере:
- парадигмы;
- законодательно-правовой уровень границ профессиональной активности (Трудовой кодекс, Пенсионное законодательство; Конституция, Закон об образовании, Национальная доктрина образования; Устав образовательного учреждения, тарифно-квалификационная характеристика, служебный функционал, закрепленный трудовым договором; культурные образовательные, морально-этические традиции страны, региона);
- праксеологические нормы (закономерности, законы, принципы, правила; идеалы, стандарты, цели; подходы, стратегии, тактики; планы, программы, проекты; методы, методики, технологии; алгоритмы, инструкции)
3. Принципы педагогической деятельности.
4. Нормирующая функция подходов в педагогической деятельности.
Литература:
Основная:
1. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 314 с.
2. Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с. – С.60-92.
3. Закон об образовании от 29 декабря 2012 г.
4. Национальная доктрина образования.
5. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.
6. Профессиональный стандарт педагога (Проект).
Дополнительная:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с. (С.141-169).
2. Никитина Н.Н., Железнякова О.М. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М., 2002.
3. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 304 с.
4. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. Введение в педагогическую деятельность.- М., 2004.
5. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – СПб., 2004.
Семинар № 3
Тема:Организационная культура: сущность, история, современные подходы
Основные понятия:организационная культура, проект, технология, рефлексия, НОТ учителя
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие об организационной культуре.
2. Исторические типы организационной культуры.
3. Характеристика проектно-технологического типа организационной культуры.
4. Организационная культура образовательного учреждения.
5. Научная организация труда учителя.
Литература:
1. Коровина О. Ю. Организационная культура в сфере образования: Методические материалы в помощь слушателям курсов повышения квалификации / Науч. ред. А. В. Золотарева – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006. – 64 с.
2. Котляр М.Л. Социально-психологический климат образовательного учреждения как показатель согласованности стиля руководства и типа организационной культуры [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59137.shtml.
3. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002.- С.27-31; 258-261.
4. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы.- М.: Сентябрь, 1995.- 128 с.
5. Раченко, И.П.НОТ учителя: книга для учителя / И.П. Раченко. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Просвещение, 1989. – 238 с.
Семинар № 4
Тема:Мониторинг организационной культуры в образовательном пространстве учебного заведения
Основные понятия:диагностика,мониторинг, образовательное пространство
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие об образовательном пространстве учебного заведения.
2. Организация профессиональной диагностики и мониторинга образовательного пространства.
3. Методы изучения организационной культуры в образовательном пространстве учебного заведения.
4. Критерии и показатели организационной культуры образовательного учреждения.
5. Учет фактора организационной культуры в деятельности руководителя.
Литература:
1. Алямовская В. Психолого-педагогический мониторинг как метод оптимизации деятельности педагогического коллектива // Первое сентября. Дошкольное образование. – 2003. – № 17.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М., 2000.
3. Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
4. Коровина О. Ю. Организационная культура в сфере образования: Методические материалы в помощь слушателям курсов повышения квалификации / Науч. ред. А. В. Золотарева – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006. – 64 с.
5. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002.- 320 с.
6. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя.- М., 1994.
Семинары № 5-6
Тема:Проектирование педагогических (образовательных) систем
Основные понятия:проектирование, педагогическая система, образовательное пространство, концепция, моделирование, оптимизация, конструирование, программа, технология, рефлексия
Вопросы для обсуждения:
1. Общее понятие о проектировании педагогических (образовательных) систем.
2. Концептуальная стадия проектирования.
3. Моделирование систем: требования, методы, оптимизация, выбор.
4. Методы экспертной оценки проектов.
5. Конструирование систем: декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы.
6. Стадия технологической подготовки.
Задание:разбившись на группы (3-4 человека) разработать программу развития образовательного учреждения.
Основная литература:
7. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002.- С. 208-271.
8. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами: Справочное пособие.- М.: Высш.шк., 2001.- 875 с.
9. Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с. – С.60-92.
Семинар № 7
Тема:Комплексный подход к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса
Основные понятия:комплексный подход,самоорганизуемое образование, педагогическое взаимодействие
Вопросы для обсуждения:
1. Технологические основы самоорганизуемого образования.
2. Методы и технологии организации деятельности учащихся.
3. Основные факторы, определяющие деятельность учащихся.
4. Организация совместной деятельности детей и взрослых (игровой, учебной, профессиональной).
5. Совершенствование организации по видам деятельности.
6. Организация коллективной деятельности участников образовательного процесса.
7. Методы разрешения конфликтов.
Задание:1)подобрать и представить в виде электронной презентации одну из технологий совместной деятельности детей и взрослых(игровой, учебной, профессиональной);
2) подобрать педагогические ситуации с конфликтным взаимодействием участников образовательного процесса, определить методы разрешения конфликта
Основная литература:
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. (Ксерокопии).
2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М., 2002. (21 экз)
3. Дик Н.Ф. Обучаем и воспитываем по-новому: инновационные формы внеучебной деятельности в 5-9-х классах / Н.Ф. Дик.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. (Библиотека директора и завуча школы). (Ксерокопии).
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М., 2000. (21 экз.)
5. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студентов вузов / Р.В. Овчарова.- М.: Сфера, 2001. (9 экз). – 2000. (26 экз).
6. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие.- СПб.: Знание, 2001. (1 экз).
7. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе: Пособие для заместителей директора школы по воспитанию и классных руководителей.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. (Ксерокопии).
8. Репьев Ю.Г. Интерактивное самообучение: Монография / Ю.Г. Репьев.- М.: «Логос», 2004. (Ксерокопии).
Семинар № 8
Тема:Организация междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов
Основные понятия:междисциплинарное взаимодействие, межведомственное взаимодействие, психолого-педагогическое сопровождение, профилактика, коррекция, индивидуальная траектория развития, методы активного обучения
Вопросы для обсуждения:
1. Взаимодействие специалистов в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса.
2. Взаимодействие специалистов в преодолении индивидуальных трудностей поведения, обучения и развития учащихся.
3. Методы консультирования, профилактики и коррекции.
4. Разработка индивидуальных траекторий развития учащихся.
5. Методы активного обучения.
Основная литература:
1. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Р.В. Овчарова.- 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. (48 экз).
2. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие.- СПб.: Знание, 2001. (1 экз).
3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009. (17 экз).
4. Пахальян, В.Э. Психологическое консультирование [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.Э. Пахальян.- СПб.: Лидер, 2008. (10 экз).
5. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. (30 экз).
6. Практическая психология образования [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. И.В. Дубровиной.- 4-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2006. (10 экз.)
7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Пособие для учителя. – М., 1999.
Семинар № 9
Тема:Основы управления образовательными системами
Основные понятия:управление, образовательная система, проект, самоменеджмент
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие об управлении образовательными системами.
2. Управление как функция организации профессиональной деятельности.
3. Теория и практика организации управления процессом психолого-педагогической деятельности.
4. Методологические ориентиры новых подходов к развитию системы образования.
5. Управление проектами в образовательном учреждении.
6. Тактика педагогической самоорганизации.
7. Самоменеджмент учителя.
Задание:подобрать педагогические ситуации с конфликтным взаимодействием участников образовательного процесса
Основная литература:
1. Дик, Н.Ф. Локальные акты и делопроизводство в общеобразовательном учреждении [Текст]: книга современного руководителя / Н.Ф.Дик.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. (2 экз).
2. Колесникова, И.А. Педагогическая праксеология [Текст]:Учебное пособие / И.А. Колесникова, Е.В. Титова.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Р.В. Овчарова.- 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. (48 экз).
4. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие.- СПб.: Знание, 2001. (1 экз).
5. Управление современной школой [Текст]: практ.пособие. Вып. 7: Образовательный маркетинг в школе / С.В. Кульневич, В.И. Мигаль, Е.А. Мигаль, В.И.Гончарова.- [Ростов н/Д]: Учитель, 2005. (1 экз.)
6. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника.- М.: Пед. об-во России, 2000. (17 экз.).
Семинар № 10 Тестирование
|