Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Активизация мыслительного процесса. Слово учителя

План – конспект урока с использованием ЭОР

Тема урока: А.Н.Островский: страницы жизни и творчества. Особенности анализа драматических произведений А.Н.Островского
Цель урока:
знакомство с биографией А.Н. Островского, подготовка к анализу пьесы «Бедность не порок»
Задачи урока:
обучающие: дать представление об А.Н.Островском как человеке и драматурге, выявить его роль в развитии русского национального театра; формировать общекультурную компетенцию;
развивающие: способствовать развитию навыков анализа драматических произведений, расширение понятия «драма» через знакомство с особенностями анализа драматических произведений; развитие учебно – познавательных и информационных компетенций;
воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного через интерес к драматическому искусству.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, доска.
Тип урока: изучение нового.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: печатные, экранные, звуковые.
Методы обучения:
- по источникам знаний: словесный, наглядный, практический;
- по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;
- по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный;
- по принципу расчленения и ли соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий;
- по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный и дедуктивный.

Методические приемы: сообщение, постановка проблем, контроль знаний, объяснение.
Ход урока



Эпиграф: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: „У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться „театр Островского“.
И.А.Гончаров

Оформление доски: «Основные понятия урока: «Колумб Замоскворечья», национальный русский театр, драма, комедия, ремарка, реплика, «говорящие фамилии», речевая характеристика»

Оргмомент.

2.Подготовка к восприятию.
Слово учителя:

- Задумывались ли вы когда – нибудь, отчего люди ходят в театр? Что ищут там? Чего ждут? Почему человек, пришедший в театр, уже называется «зритель»? Что это за новое качество, обретаемое человеком, сидящим в театральном кресле? «Зреть», «прозреть», «лицезреть».. А есть ли разница между человеком, который вышел из здания театра и тем, каким он зашел туда несколькими часами ранее? Что же такое театр, где происходит лицедейство, завораживающее зрителей?
- А вы, ребята, не задавались подобными вопросами?
А хотели бы прямо с сегодняшнего урока попасть в театр?!
У нас, конечно, нет возможности посетить настоящий театр, но сегодня мы все – таки войдем с вами вместе в один театр, имя которому – театр Островского. С 40-х годов 19 века до нынешних дней пьесы Островского ставят в самых разных театрах. За эти полтора столетия сменились десятки поколений зрителей, но всякое поколение находит для себя в пьесах Островского что-то личное, к себе обращенное. Иначе его произведения не жили бы такой полной и долгой жизнью.

3.Формирование новых знаний.
а)Обращение к эпиграфу

- Сегодня темой нашего урока будет жизнь и творчество великого русского драматурга – Александра Николаевича Островского (1823 – 1886г).
Обратимся к эпиграфу: как вы понимаете слова И.А. Гончарова? О какой стороне дара писателя говорит его современник?
б)Формулирование целей и задач урока.
- Ребята, как вы думаете, какие цели на сегодняшний урок мы можем для себя поставить?
(Формулируются цели: знакомство с жизнью и творчеством драматурга А.Островского, подготовиться к чтению его пьес)
- А что для этого нам нужно сделать?
(Учащиеся предполагают: получить информацию о жизни Островского, узнать, почему он – «Колумб Замоскворечья», о чем его пьесы, вспомнить особенности драматических произведений).

в)Слово учителя:
-Посмотрите на портрет Островского кисти художника В.Перова(1871год).
Что удивительного в нем?
(Художник сделал явно не парадный портрет: здесь мало светлых тонов, обыденная поза, уставшее лицо, серьезный взгляд – перед нами - работник, об этом говорят даже руки, тяжело лежащие на коленях.

Островский - писатель – труженик, он писал непрерывно. Пожалуй, нет среди русских драматургов тех, кто мог бы соперничать с ним в числе прижизненных постановок его пьес. Только в столичных театрах их было около полутора тысяч!)
- В одной из статей, посвященных искусству, Островский так оценивает свое творчество: «Я как русский готов жертвовать для отечества всем, чем могу. Я тружусь всю жизнь, давно уже нет ни одного дня в году, чтоб мои пьесы не шли на нескольких театрах в России; тридцать пять лет в истории русской драматической литературы назовется моим именем» (А.Н.Островский. «О причинах упадка драматических театров в Москве»)

- Как же складывалась его литературная жизнь? Ребята, мы сейчас посмотрим видеоролик об Островском, затем познакомимся с материалами, что есть у вас на столах.

г)Ваша задача: как можно внимательнее слушать, чтобы ответить на вопросы: «Почему драматурга назвали «Колумбом Замоскворечья»? Почему сам Островский сказал, что его именем назовется «тридцать пять лет в истории русской драматической литературы»?

Кроме того, в конце урока будет проведен опрос в форме теста по биографии драматурга. На доске записаны слова, ключевые на сегодняшнем уроке, обратите на них внимание)..

д) Просмотр видеоролика«Колумб Замоскворечья».

Активизация мыслительного процесса. Слово учителя

В 1856г. Морское ведомство отправило нескольких молодых талантливых писателей в разные края Российской империи для обследования знаменитых рек России, описания быта и нравов проживающего в тех местностях населения. А.Н.Островский напросился в эту поездку сам. Ему было поручено обследовать верховья Волги. В те времена еще не было точно известно, где начинается Волга: в озере Селигер, или в озере Пенно, или в озерке Волго. А.Н.Островский добрался до самого истока Волги, до того места, где великая русская река берет свое начало, выбиваясь из-под земли малозаметным ручьем. В некотором смысле Островский совершил великое географическое открытие, подобное тому, что было совершено им в 1849 году на литературном поприще в комедии «Свои люди – сочтемся».

Сделав героями драматического произведения московских купцов, Островский впервые в русской литературе открыл жизнь и быт Замоскворечья. Кстати, примерно в то же время, когда А.Н.Островский, преодолевая всевозможные трудности, поднимался к истокам Волги, знаменитый путешественник Дэвид Ливингстон обследовал реку Замбези в Южной Африке, стирая с карты белые пятна, которыми были для европейцев внутренние области Африканского континента. Весь цивилизованный мир следил с увлечением за этим путешествием. Заканчивалась эпоха великих географических открытий.

Что же значит «совершить открытие»? Колумб открыл Америку, но это был населенный континент, более того, до Колумба туда плавали викинги. Мы знаем об этом и тем не менее продолжаем говорить: Колумб открыл Америку. Замоскворечье – не Америка, район близкий и известный москвичам и не только москвичам, однако принято считать, что Островский открыл для русского театра и русской литературы нравы и быт Замоскворечья. Так что же такое «открытие»? Поразмышляйте об этом письменно.
Чтение материалов об Островском, нахождение основных моментов жизни.
(Учащиеся читают и записывают основные моменты сообщения в тетрадь, параллельно рассказу демонстрируется презентация «А.Н.Островский»).

4. Проверка восприятия.
Тестирование учащихся по материалам биографии и творчества.
Самопроверка по образцу.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.