Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

3.1Взаимодействие школы и семьи.

Семья как социальный институт общества обла­дает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка; успешность осуще­ствления этого процесса определяется ее воспитатель­ным потенциалом.

Выполняя функции первичной (базисной) социа­лизации личности, она выступает в роли субъекта это­го процесса и должна пониматься как сложная соци­альная система, состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, как показало исследование, способствует повышению ее воспита­тельного потенциала.

Следовательно, одним из важнейших условий со­вершенствования работы с семьей является учет ос­новных компонентов ее как системы.

Основным инструментом, позволяющим повы­сить роль семьи в выполнении ее основных функции является социально-педагогическая работа. Социально-педагогическая работа, понимаемая в теории как работа по изменению, на практике способствует нормализации внутрисемейных отношений, снимает действие конфликтных структур, благодаря ему увеличивается воспитательный потенциал семьи.

Школа и семья, в сущности, сориентированы на решение единой для них задачи: социализацию лично­сти, обогащение социального опыта школьников, учи­телей. При этом, влияя на социум и семью, школа не ограничивает свободу их самореализации, но создает благоприятные условия. Принципиально важно их взаимодействие, взаимовлияние, чтобы семья не оказалась лишь пассивным объектом благодеяний извне. Семья, пользуясь вниманием со стороны школы, об­щества, развивает и в них дух истинного гуманизма — веру в человеческие возможности, в положительный потенциал, который можно и нужно развивать, помо­гая им, у самих членов семьи.



♦ Эффективность взаимодействия семьи и социума в решающей мере зависит от школы, ее сотрудничества с другими социальными службами, ориентированны­ми на поддержку семьи. Являясь одной из отраслей пе­дагогической науки, социальная педагогика своеобразна тем, что имеет дело с людьми разных возрастов, а не только и даже не столько с детьми, хотя всех их объединяют общие условия семьи и ее социума. Ничто так не воспитывает взрослых, как их совместная деятельность с детьми. Комплексное исследование со­циальной работы школы с семьей позволило рассмат­ривать эту работу как социально-педагогическую систему, т.е. с позиции не только социально-демографической структуры, но и педагогической сущности; здесь важна интеграция обоих подходов.

3.2 Педагогическая практика в МОБУ СОШ

В ходе педагогической практики в МОБУ СОШ было исследовано практическое взаимодействие школы и семьи на примере 5 класса (15 человек, 10 девочек и 5 мальчиков).

Характеристика семей: В целом родительский коллектив активный, охотно идет на взаимодействие со школой. Родительский комитет работает слаженно и с увлечением. 63% родителей интересуются педагогической литературой, читают периодические издания (газеты «Семья и школа», «Учительская газета»), смотрят телевизионные передачи, прослушивают радиопередачи на педагогические темы. Более 80% семей испытывают необходимость в материальной помощи, консультациях по экономике, правовым вопросам; более 90% нуждаются в вопросах по психологии (взаимоотношения с детьми, особенно в отношениях с подростками).

По мнению учителя, важное место во взаимодействии школы и семьи занимает организация культурного досуга. Ее основное назначение задействовать как детей, так и взрослых в различные (желательно совместные) виды деятельности культурно-досуговой направленности.

В связи с этими установками передача социального опыта должна осуществляться посредством организации в социуме совместной культурно- досуговой деятельности детей и взрослых. Формы организации этой деятельности разнообразны: различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей («День матери», «Праздник новоселов» и т.д.), игровых семейных конкурсов-состязаний («Спортивная семья», «Семья-эрудит», «Музыкальная гостиная» и т.д.), конкурсов семейных родительских газет, ярмарок-распродаж семейных поделок, читательских конференций типа «Вечер воспоминаний. Забытые имена», или «Отдыхаем всей семьей».

В МОБУ СОШ с.Табынское одной из популярных форм совместной работы учащихся с родителями, с бабушками и дедушками являются «Посиделки». Возрождаются русские народные традиции. При свете лучины у «русской печи» учащиеся вместе с родителями поют русские народные песни, водят хороводы, отгадывают загадки. А на столах их ждет ароматный чай с бубликами.

Любят ребята отмечать со своими товарищами и родителями дни рождения. Продумывают необычные подарки, поздравления, конкурсы, игры, оформляют газеты.

Активно работает музыкальная гостиная, на базе которой родители и дети, подготавливая очередную встречу, становятся духовно ближе друг к другу. Это и знакомство со сказочным миром звуков: «Я помню вальса звук прелестный», «Романса чудное мгновенье», и посещения драмтеатра, филармонии, музыкальных концертов, художественных выставок и музеев. Родители вместе с детьми участвовали в празднике осени «Под музыку осеннего дождя». Была оформлена выставка осенних букетов, проведены игры и конкурс на лучшее исполнение стихов и песен об осени.

При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и учащимися практикуются деловые игры, такие, как «Вертушка общения», «Пресс-центр», «Бенефис». Они помогают не только решать воспитательные задачи, но и выявлять лидеров или людей компетентных, заинтересованных, активных, которые затем могут войти в состав ученического или родительского совета, творческую группу и т.д.

Что касается родительских собраний, то, по мнению педагога, они нужны:

- для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;

- как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах;

- для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т.д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;

- как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, учителей-предметников и т.п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;

- как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

- как совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.д.);

- как показ «товара лицом», когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

- собрания - лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

Другие формы работы с родителями:

Консультации - индивидуальные и коллективные тематические.

Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.

Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, по созданию домашней библиотеки, по организации семейных праздников и т.п.).

Проводятся различные тесты для родителей . Например: «Правильна ли Ваша позиция по отношению к детям?» (Прил).

Телефон доверия - разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.

Привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Однако воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает « первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.

Исходя из положения о неизменности человеческой натуры, мы должны заключить, что дети не отличаются от своих родителей. Весьма точный образ ребенка мы получим, если составим сумму достоинств и недостатков обоих родителей и разделим ее пополам.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Семья – маленькое сообщество кровно близких людей, которое призвано вырастить, сформировать личность, воспитать в детях добро, честь и достоинство, ответственность и порядочность. Однако высокий уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на нравственное и физическое развитие детей.

Сотрудничество семьи и школы – одна из “вечных” проблем педагогики и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня, очевидно, что воспитывать ребенка изолированно от общества нельзя, надо научить его оценивать и “фильтровать” социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное.

Сейчас в школу приходят качественно другие ученики. У них широкий круг запросов , интересов. Запросы эти, как правило, носят глубокий, серьезный характер. Поэтому, еще раз хочу подчеркнуть, одной только школе, без активного участия родительской общественности и социального окружения , невозможны решения многих проблем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Л.И. Гриценко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 240 с.

2. Сластёнин В.А., Колесников И.А. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/[И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова];– 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 336 с.

3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.

4. Козлова С. А. К592 Дошкольная педагогика : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 12-е изд., стер. - М. : Издательский центр “Академия”, 2011.-416 с.

5. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского, М., 1991.

6. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. – М.: Пед-ое общество России, 1998.-640с.

7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256с.

8. Смирнов С.А. Педагогика: пед. теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высших и средних пед. учеб. заведений – 5-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512с.

9. Сухомлинский В.А. О воспитании., М.: 1979.

10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – 519с.

11. Королева А.Г. Доклад на тему: «Сотрудничество семьи, школы и социума в воспитании гармоничной личности». Саранск – 2013

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец теста для родителей:

«Правильна ли Ваша позиция по отношению к детям?»

1. Вашадочь (сын) требует переключить телевизор с фильма, который вам нравится, на программу рок-музыки. Что вы делаете?

а) Выполняете просьбу и слушаете рок-музыку вместе с ней?

б) Отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?

в) Обещаете купить для нее портативный телевизор?

г) Записываете фильм на видеокассету, а дочери позволяете слушать рок-музыку?

2. Вы видите в своих детях:

а) Людей равных вам?

б) Тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость?

в) Маленьких взрослых?

г) Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

3. Какую прическу вы носите?

а) Которая больше всего вам подходит?

б) Которая отвечает последней моде?

в) Которая копирует прическу рок-звезды?

г) Которая копирует стиль сына?

4. Поговорим о вашем возрасте:

а) Знают ли ваши дети, сколько вам лет?

б) Вы предпочитаете не замечать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми?

в) Скрываете ли вы свой возраст от детей?

г) Настаиваете ли на том, что знаете больше, потому что старше?

5. Как вы одеваетесь?

а) Подражаете стилю рок-звезды, любимой дочерью (сыном)?

б) Стараетесь следовать стилю ребенка, полагая, что это поможет установить более тесную связь между вами?

в) Выбираете ту одежду, которая лучше вам подходит?

г) Следуете молодежной моде, потому что вы чувствуете себя моложе?

6. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?

а) Посчитаете, что это его личное дело?

б) Станете подшучивать над его женственностью?

в) Скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодным?

г) Купите такую же серьгу и наденете ее?

7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы?

а) Затыкаете уши ватой и делаете свои дела?

б) Уменьшите громкость?

в) Миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?

г) Говорите, что музыка буквально бьет вас по голове?

8. При споре с детьми вы:

а) Редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе?

б) Соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?

в) Оставляете последнее слово за детьми, не желая с ними ссориться?

г) Соглашаетесь с ними, если они действительно правы?

9. Дети пригласили в гости сверстников, и вы:

а) Предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?

б) Составляете им компанию, стремясь держаться на равных?

в) Спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей тоже такими веселыми, как вас?

г) Ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что всегда рядом, на случай, если что-то произойдет?

10. Дети собираются на дискотеку, но вас с собой не берут, вы:

а) Не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы?

б) Печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?

в) Обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое веселье?

г) Расстраиваетесь, потому что готовились пощеголять в обновке?

11. Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему так делаете?

а) Чтобы быть с детьми в хороших отношениях?

б) Потому что это помогает сократить разницу в возрасте?

в) Потому что это может держать семью вместе?

г) Потому что для вас это естественно?

11. Свои отношения с детьми строите так:

а) Обращаетесь с ними, как со взрослыми?

б) Обращаетесь с ними, как с маленькими?

в) Стараетесь быть их приятелями?

г) Ведете себя, так как должно родителям?

Подсчитайте ваши баллы, пользуясь таблицей

В соответствии с суммой баллов вы можете определить, какова ваша позиция по отношению к вашим детям.

МЕЖДУ 25 и 36. Вы, наверное, думаете, что весело проводить время с детьми, стараясь быть с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы взяли на себя роль приятеля собственных детей, позабыв о своей роли наставника. В результате, как считают психологи, подспудно у детей возрастает нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя, и важно осознать, что именно вы призваны быть опорой своих детей.

МЕЖДУ 24 и 14. Ваши дети, похоже, так и не знают, как же им правильно с вами держаться. Вы явно стараетесь во всем потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своем в чем-то важном, а это вызовет у детей растерянность, гнев и неповиновение. Но вы зашли не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить образец зрелого и ответственного поведения. И пусть вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать себя в родительской роли.

МЕЖДУ 13 И 0. Так держать. Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся нужды и настроения своих детей, иногда поддаетесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не их условиях. Ссоры неизбежны, однако, дети вас любят, уважают и, главное, видят в вас любящего и надежного родителя.


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.