Рынок и механизм его функционирования Вместе с развитием товарного хозяйства развивался рынок.
В обыденной жизни под рынком понимается место, где происходит обмен товаров, их купля-продажа. Однако, рынок сложное и многогранное понятие. В наиболее общей трактовке он представляет тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, основанный на конкурентных началах, при котором обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Экономика, где рыночные отношения являются всеохватывающими и господствующими, называется рыночной .
Основные свойства экономики рыночного типа:
· распространение рыночных отношений во все сферы хозяйственной деятельности;
· охват рынком всех регионов страны.
Субъекты (участники) рынка:
· домохозяйства — собственники средств производства, потребители благ, получатели дохода;
· фирмы (предприятия) используют факторы производства, производят блага, получают доход;
· государство имеет политическую и юридическую власть, осуществляет контроль над хозяйствующими субъектами и рынком.
Объекты рынка — товары и деньги.
Товары становятся все разнообразнее по видам и потребительским свойствам. Характер субъектов и объектов рынка, их сочетание определяют конкретно-историческое содержание и особенности рынка.
Важнейшими сущностными характеристиками рынка являются:
· свобода хозяйственной деятельности;
· свобода ценообразования;
· личный экономический интерес;
· высокая мобильность факторов производства;
· полная ответственность за результаты деятельности;
· ограниченная роль государства в хозяйственной жизни общества.
Рынок выполняет многообразные функции . В них раскрывается его содержание и роль в экономической системе.
Информационная функция рынка дает продавцам и покупателям информацию о движении цен, количестве и качестве товаров и услуг, соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной деятельности.
Посредническая функция сводит продавцов и покупателей, позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.
Ценообразующая функция. На рынок поступают товары с различными потребительскими свойствами и затраченным на них трудом. Здесь происходит согласование цены, т.е. производитель согласен продать товар по цене, которая покрывает затраты и обеспечивает прибыль, а потребитель согласен по данной цене купить товар, если он соответствует его потребности.
Регулирующая функция. Через спрос и предложение , колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике.
Стимулирующая функция. Он побуждает ускорять научно-технический прогресс, снижать затраты и повышать качество товаров и услуг.
Санирующая функция. Малоэффективные, устаревшие предприятия разоряются, терпят банкротство.
Современный рынок характеризуется сложной структурой и развитой инфраструктурой. Под структурой рынка понимается внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме. Отдельные рынки, выделенные на основе различных признаков, образуют рыночную систему. Рынок можно классифицировать:
· по объектам рыночного обмена — товарный (потребительских товаров, услуг, средств производства, рабочей силы, информации) и денежный (денег, ценных бумаг, валюты);
· по организации рыночного обмена — оптовый, розничный;
· по формам собственности — частный, кооперативный, государственный;
· по отраслям — текстильный, автомобильный, сельскохозяйственный и другие;
· по видам конкуренции — рынок совершенной и несовершенной конкуренции ;
· по правовому положению — легальный, «теневой», криминальный;
· по географическому положению — местный, региональный, национальный, мировой.
Для нормального функционирования рынка необходимы организационно-экономические условия, то есть инфраструктура . Она представляет собой комплекс организаций, учреждений, правил, положений, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их функционирования. К инфраструктуре рынков относятся биржи , торговые дома, магазины, склады, ярмарки, аукционы, банки, страховые компании, фонды, консалтинговые фирмы, торгово-промышленные палаты, службы занятости, информационные центры, аудиторские фирмы, рекламные агентства и т.д.
Какие рычаги приводят рыночный механизм в действие? Основными элементами рынка являются спрос , предложение , конкуренция , свободное ценообразование .
Они приводят рыночный механизм в действие, осуществляют координацию деятельности между производителями и потребителями
Достоинство рынка в том, что это саморегулирующаяся система . Его отличает гибкость, способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Через него реализуется принцип свободы предпринимательской деятельности. Рыночный механизм позволяет выявлять и удовлетворять разнообразные потребности людей, повышать качество товаров и услуг, эффективно использовать ресурсы и достижения научно-технического прогресса.
Рынок решает многие проблемы, но не все. Рыночный механизм саморегулирования не исключает стихийности экономических процессов, кризисов. Рынок не решает социальных проблем, не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, развитию фундаментальных научных исследований. Поэтому в современной экономике механизм рыночного саморегулирования дополняется корпоративным, государственным и межгосударственным регулированием.
Сегодня рыночная экономика существует практически во всех странах мира. Но при этом имеется множество ее национальных моделей . Это связано с особенностями исторического развития, размерами территории и географическим положением страны, численностью населения и его национальной психологией, традициями народов, достигнутым уровнем развития экономики, социально-политической сферы, культуры и т.д. Среди национальных моделей наиболее типичными являются американская, шведская, немецкая, китайская, японская. России предстоит разработать свою модель, ориентируясь на мировой опыт и национальные особенности развития. В ряде учебников (например, «Экономика» под ред. А.С. Булатова) дается характеристика различных моделей рыночной экономики, которая позволяет провести их сравнительный анализ.
Ключевые слова и понятия
Натуральное хозяйство , товарное хозяйство , общественное разделение труда , товар , потребительная стоимость , полезность , стоимость , теория предельной полезности , форма стоимости , деньги , функции денег , рынок , субъекты и объекты рынка, функции рынка , структура и инфраструктура рынка, рыночная система , механизм рынка , нерыночный сектор , основные модели рынка .
Вопросы для самопроверки
1. В чем особенности товарного хозяйства? Назовите различия между простым и капиталистическим товарным хозяйством.
2. Каковы основные условия возникновения и развития товарного хозяйства?
3. Как соотносятся понятия «потребительная стоимость» и «полезность»?
4. Что такое деньги и как они возникли?
5. Дайте характеристику понятия рынок в его развитии.
6. Что представляют собой субъекты и объекты рынка?
7. В чем преимущества рыночного механизма? И в чем его недостатки?
8. Назовите основные функции рынка и раскройте их содержание.
9. Назовите основные модели рыночной экономики и дайте их краткую характеристику.
10. В чем состоят особенности российской модели рыночной экономики?
Литература по теме
1. Журавлева Г.П. Экономика. — М.: Юрист, 2002. — Гл. 4.
2. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. — Киров, 2000.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. — М.: Норма, 2003. — Гл. 3.
4. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юрист, 2002. — Гл. 5.
5. Экономика: Учебник / Под ред. Е.Н. Лобачевой. — М.: Экзамен, 2003. — Гл. 4.
6. Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. — М.: Инфра-М, 2003. — Гл. 3, 4.
7. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева. — М.: Владос, 2002. — Гл. 3.
|