Направления в навигации измеряются углами, которые отсчитываются всегда только от направления на север (N, истинный норд) и только по часовой стрелке. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
«Расчет необходимой скорости и курса судна
по данным радиолокационной установки»
Цель работы: научиться рассчитывать необходимую скорость и курс судна
по данным радиолокационной установки
Оборудование и материалы: линейка с сантиметровой шкалой, транспортир, простой
карандаш, калькулятор.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Радиолокацией называется область радиотехники, использующая явления отражения и излучения электромагнитных волн различными объектами для обнаружения и измерения координат этих объектов. Радиотехнические устройства, предназначенные для решения указанных задач, называются радиолокационными станциями (РЛС).
С помощью радиолокационных средств решаются самые разнообразные задачи навигации, управления полётом и посадкой летательных аппаратов, проводкой кораблей, прогнозирования погоды, перехвата объектов противника и прицеливания при стрельбе по ним.
При решении различных задач радиолокационные станции обеспечивают:
ü обнаружение объектов;
ü определение их государственной принадлежности (опознавание);
ü измерение координат объектов и определение их положения;
ü определение параметров движения объектов, выявление их траекторий и предсказание их последующих положений;
ü определение некоторых физических свойств и характеристик объектов.
Известно несколько методов получения радиолокационных сигналов. Самый распространенный из них − метод активной радиолокации − основан на облучении цели электромагнитной энергией и приёме отражённых (рассеянных) целью радиоволн приёмным устройством РЛС.
В работе РЛС используются следующие физические свойства радиоволн:
Ø скорость распространения радиоволн в свободном пространстве имеет конечное и приблизительно постоянное значение;
Ø траектории распространения радиоволн можно считать прямыми линиями;
Ø частота принимаемых электромагнитных колебаний отличается от частоты излучённых колебаний в том случае, если цель перемещается относительно РЛС (эффект Доплера).
В данной работе предлагается к рассмотрению простейщая задача − решение так называемого треугольника путей.
Для правильного расчета данной задачи необходимо понимать смысл некоторых базовых понятий, используемых в навигации.
1.Единицы измерения, принятые в навигации и мореплавании:
1 морская миля = 1852 м – расстояние ;
1 узл.=1 − скорость судна.
Направления в навигации измеряются углами, которые отсчитываются всегда только от направления на север (N, истинный норд) и только по часовой стрелке.
Курс судна — горизонтальный угол между направлением на истинный норд и направлением движения диаметральной плоскости судна. Курс измеряется в градусах по часовой стрелке от 0° (т.н. «чистый норд») до 359°. До середины XIX в. было принято измерение в румбах от 0 (норд, N) по часовой стрелке до 31.
Пеленг — горизонтальный угол между направлением на истинный норд и направлением на объект (из точки наблюдения).Пеленг измеряется по часовой стрелке от нуля (направление на норд (N) − север) до полной дуги окружности (360°, или 32 румба). Пеленг на объект для краткости может называется пеленг объекта. То, есть, для измерения пеленга необходимы две точки: наблюдатель и объект, плюс направление на норд.
ЗАДАЧА
Радиолокационной аппаратурой лоцманского катера установлен пеленг По= 65° и дистанция rо= 8 миль до судна, которое идет неизменным курсом k = 325° со скоростью v = 14 узл. С какой скоростью vл и каким курсом kл должен двигаться катер лоцмана, чтобы встретить судно через t = 29 мин. В области движения судна течение отсутствует.
ДАНО: Решим эту задачу графическим методом:
По= 65° А масштаб: 1 см = 1 м.миля
rо= 8 миль 1 см = 1 узл.
k = 325°
v = 14 узл.
t = 29 мин
kл - ? N
vл - ?
k
В
N
kл
По
O
1. В точке О расположим лоцманский катер. От направления N (норд) отложим по часовой стрелке пеленг По= 65°.
2. В указанном масштабе отложим дистанцию до судна, обозначив начальное положение судна точкой В.
3. В точке В от норда отложим по часовой стрелке курс судна k = 325°.
4. Зная скорость судна, найдем расстояние rс, которое пройдет судно до встречи с катером лоцмана: rс= vt = .
5. Отложим это расстояние rс= 6,8 м.миль в указанном масштабе на курсе судна – получим точку А – место встречи судна с лоцманским катером.
6. Соединим точки О и А - получим расстояние rл, которое пройдет катер лоцмана до встречи с судном. Измерим длину rл линейкой:
rл = 9,5 см = 9,5 м.мили.
7. Найдем скорость движения катера лоцмана vл:
vл =
8. Определяем, каким курсом kл должен двигаться катер лоцмана. Для этого курс лоцманского катера измеряем транспортиром (от направления N):
kл = 20°.
Ответ: vл = 19,7 узл., kл = 20°.
«Расчет необходимой скорости и курса судна
|