Поясните, почему именно в такой последовательности Вы их расположили.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 2.
«Педагогический менеджмент как ресурс учебно-познавательного процесса»:
Охарактеризуйте свою педагогическую деятельность с позиции менеджмента.
Хорошим преподавателем считают того, кто четко знает, чего он хочет добиться в результате обучения учащихся по всему курсу, теме, разделу; того, кто умеет поставить четкие цели на данный урок перед самим собой и перед учащимися. Того, кто умеет выстроить рациональную программу достижения этих целей, то есть грамотно спланировать свою деятельность и деятельность обучаемых. Для кого не составляет труда эффективно проконтролировать ход и результаты усвоения учащимися соответствующих элементов учебной информации, проанализировать результативность деятельности и внести в нее необходимые коррективы. По своей структуре качественная педагогическая деятельность уже давно не отличается от управленческой.
В своей повседневной работе преподаватель решает следующие организационно-управленческие задачи:
· анализ и рефлексия всего педагогического процесса и его элементов, возникающих затруднений;
· построение (целеполагание и планирование) педагогического процесса;
· прогнозирование результатов и последствий принимаемых решений;
· принятие управленческих решений, в частности — выбор путей решения проблемы, выбор средств достижения поставленной цели;
· реализация различных вариантов образовательного процесса — это, в частности, требуется в процессе индивидуализации обучения;
· организация информационных (прямых и обратных) связей с другими участниками образовательного процесса, вовлеченными лицами и организациями;
· коррекция протекания педагогического процесса на основе текущей рефлексии.
Определите основные принципы педагогического менеджмента, действующие в Вашем учреждении образования. Расположите их по степени важности.
Поясните, почему именно в такой последовательности Вы их расположили.
Принцип уважения и доверия к человекуявляется основополагающим принципом управленца и педагогического коллектива. Он отражается во взглядах педагога, мотивирующих его поведение, и в жизнедеятельности педагогического коллектива и всего колледжа. Этот принцип предполагает:
- уважение достоинства человека, признание за человеком соответствующих прав и возможностей;
- уважение «человека в себе» и уважение «человека в других»; бережное отношение к «человеку в себе» потому, что в других также присутствует человек;
- предоставление личности свободы выбора;
-доверие к человеку, так как его потенциальные возможности неисчерпаемы;
-создание атмосферы доверия на основе взаимоуважения;
- уважение человека и одновременно проявление требовательности;
-создание обстановки, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности;
-развитие инициативы, творческих способностей, умения найти себя в коллективе;
- поощрение достижений и личного вклада каждого в дела образовательного учреждения;
- обеспечение каждому педагогу и ребенку личной защищенности в коллективе.
Принцип целостного взгляда человекатакже очень важен в системе ценностей образовательного учреждения. Он предполагает, что управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, но и как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями. При этом педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника, а как личность во всем многообразии ее качеств и проявлений.
Принцип сотрудничествапредусматривает перевод управления с монологической основы на диалогическую, переход от коммуникации к общению, от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям. С ним связаны определенные требования к управленцу. Руководитель должен:
- рассматривать педагога как активный фактор, а не как пассивный элемент педагогической системы;
- знать и учитывать личные качества учителей и на основе этого формировать оптимальные социально-педагогические связи между ними, создавать высокопродуктивную рабочую атмосферу в образовательном учреждении;
- ценить в педагоге гуманное отношение к детям, компетентность, инициативность, ответственность, помнить, что необходим не подчиненный, а сотрудник, человек дела;
-бережно относиться к проявлениям педагогической инициативы со стороны заместителей и требовать от них того же и по отношению к педагогам;
Принцип социальной справедливостипредполагает такое управление педагогическим коллективом, при котором педагоги находятся в равном положении, а их взаимодействие с администрацией строится на основе рассмотрения человека как цели управления, а не как его средства. Согласно этому принципу управленец должен:
-стремиться равномерно распределять среди педагогов не только учебную, но и общественную нагрузку, осторожно и постепенно включать их в социальную структуру;
-создавать условия и предпосылки, дающие возможность проявить свои профессиональные и другие способности;
- поощрять, оценивать деятельность педагогов без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых» возможностей;
- всегда при оценке труда педагога приводить в соответствие его трудовые достижения и их общественное признание;
Принцип индивидуального подхода в управлениипредусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Согласно этому принципу руководитель должен:
- помнить, что индивидуальный подход может опираться только на глубокое изучение системы работы педагога и его личности;
- в ходе индивидуальной работы с педагогом, помогать ему укреплять те положительные профессиональные свойства и качества, которыми он обладает
- определять индивидуальные цели каждого педагога и рубежи их достижения, что обеспечит учителю путь к успеху.
Принцип обогащения работы педагогазаключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога через пробуждение профессионального интереса и поддержку его профессиональной уверенности. Требования этого принципа:
- проводить с педагогами консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;
- создавать условия для включения педагогов в инновационную деятельность;
-организовывать посещение учителями уроков (занятий) творчески работающих педагогов в своем и других образовательных учреждениях;
- проводить семинары, «круглые столы» по проблемам методов образовательной деятельности;
-следить за повышением квалификации педагогов.
Принцип личного стимулированияобеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом. Об этом свидетельствуют некоторые требования, вытекающие из этого принципа. Каждый руководитель должен:
- иметь хорошо продуманную систему стимулов, включающую материальное и моральное стимулирование, помнить, что вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение являются действенными стимулами для подчиненных;
- выстраивать работу с педагогами на основе стимулирования их деятельности: создавать условия для труда, атмосферу взаимной удовлетворенности, систему творческой деятельности, условия для самообразования и т.д.
Принцип коллективного принятия решения— один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят все время быть исполнителями. К требованиям этого принципа относятся следующие:
- не всякое решение должно приниматься коллективно (это касается оперативных ситуаций, а также рутинных дел). Коллективно принимаются решения, играющие существенную роль в жизнедеятельности образовательного учреждения (принятие его Устава, определение режима работы, принятие Программы развития и т.д.) и касающиеся практически каждого члена коллектива;
-с информацией, на основе которой будет приниматься такое решение, должен ознакомиться каждый член коллектива;
- решение только в том случае будет активно поддержано коллективом, если педагоги активно участвовали в его подготовке;
- необходимо вести работу с меньшинством, не согласным с решением большинства, вовлекая его в процесс выполнения решения.
Принцип постоянного обновленияобусловливает перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Этот принцип — основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур, а также иных изменений в образовательном учреждении. Для реализации принципа постоянного обновления необходимо выполнить следующие требования:
-любые крупные изменения нужно готовить заранее, создавая в коллективе определенный психологический настрой;
- коллектив должен быть готов (теоретически и практически) к осуществлению изменений;
- необходимо помнить, что сопротивление переменам будет всегда, и искать консенсус, объяснять людям необходимость изменений;
- процесс изменения в образовательном учреждении — это прежде всего процесс перемен в самом педагоге, в его личности.
|