Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Современная отечественная классификация

ЛЕКЦИЯ № 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

 

1. Структура дисциплины «Педагогика».

2. Педагогика как наука и ее функции.

Критерии науки.

3. Современная отечественная

классификация педагоги­ческих наук.

4.Воспитательная работа студента-практиканта в школе. Требования к оформлению конспекта воспитатель- ного мероприятия.

5.Литература по педагогике и психологии

1. Структура дисциплины «Педагогика»

Лекции – 14 часов

Семинары – 14 часов

Всего – 72 часа

Форма итогового контроля – зачет

 

Лекционный материал

Раздел 1. Общие основы педагогического процесса

Лекция 1. Вводная. Педагогика как наука.

Лекция 2. Возрастные особенности развития личности.

Лекция 3. Профессия учитель. Молодой учитель в школе.

Раздел 2. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности

Лекция 4. Сущность и содержание процесса воспитания.

Лекция 5. Классный руководитель: теория и практика.

Лекция 5 а. Учитель и проблемы дисциплины в отечественной и зарубежной школе.

Раздел 3. Дидактика. Образование. Обучение.

Лекция 6. Дидактика как раздел педагогики

Лекция 7.Формы обучения в школе

Семинарские занятия

Семинар 1. Творческая работа «Если бы я стал учителем?»

Семинар 2. Особенности воспитания детей различных возрастных групп

Семинар 3. Принципы и методы воспитания.

Семинар 4. Различные типы воспитательных систем:

Семинар 5. Дети, требующие повышенного внимания учителей

«трудных детей».

Семинар 6. Семейное воспитание: современные проблемы, цели и

Семинар 7. Контрольная работа по темам самостоятельного изучения.

 



Самостоятельные работы – 8

Критерии оценивания знаний студентов

1. Лекций 7 – по 1 балла за каждую (максимально 7 баллов)

2. Выступления на лекции (максимально 10 баллов)

3. Семинарских занятий - 7 по 5 баллов (максимально 35 баллов)

4. Контрольная по СР (максимально 28 баллов)

5. Конспект воспитательного мероприятия (максимально 20 баллов)

Всего: 100 баллов

Педагогика как наука.

1. Понятие «педагогика».

2. Становление педагогики как науки.

3. Критерии науки.

4. Понятийный (категориальный) аппарат педагогики.

 

Современная отечественная классификация

педагоги­ческих наук

1. По структуре:

История педагогики включает в себя изучение истории разви­тия педагогических идей и историю развития образовательных сис­тем в разных странах и у разных народов;

Теория педагогики включает в себя следующие основные раз­делы:

v общую педагогику — раздел педагогики, изучающий общие закономерности и принципы воспитания и образования, методоло­гию и методику педагогического исследования;

v теорию образования и обучения (дидактику)— раздел пе­дагогики, раскрывающий сущность, содержание, методы и средства обучения и контроля;

v теорию воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его струк­турные элементы;

v теорию организации и управления в системе образования — раздел педагогики; изучающий комплекс принципов, методов, органи­зационных норм и технологических приемов управления образователь­ными процессами, направленный на повышение их эффективности.

Частные методики включают в себя методики обучения различ­ным учебным дисциплинам, а также методику воспитательной работы.

2. По возрастному и предметному признакам:

v Пренатальная педагогика —это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившего ребенка с целью улучшения его интеллекта, формирования определенных качеств личности, укрепления нервной системы и здорового развития ребенка в целом (физический контакт с ребенком, речевое воздействие, музыкальное воспитание, умственные упражнения и творческие занятия будущей мамы (рисование, лепка, пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рукоделие и т.д.).

 

v Родительская (семейная) педагогика— воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве в семье

v Дошкольная педагогика рассматривает проблемы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, начиная с рождения ре­бенка

v Школьная педагогика — одна из самых разработанных науч­ных областей педагогики. Школьная педагогика занимается изучени­ем проблем обучения и воспитания школьников разных возрастов.

v Педагогика профессионального образования рассматривает проблемы образования и воспитания учащихся и слушателей систе­мы профессионального образования и переподготовки кадров.

v Педагогика высшей школы — отрасль педагогики, изучаю­щая вопросы обучения и воспитания студентов высших учебных за­ведений, подготовки и переподготовки кадров для высшей школы.

v Производственная педагогика — отрасль педагогики, зани­мающаяся изучением наиболее оптимальных способов и приемов ов­ладения производственными умениями и навыками .

v Военная педагогика — отрасль педагогической науки, за­нимающаяся поиском наиболее оптимальных способов и приемов подготовки к военным профессиям.

v Космическая педагогика — отрасль педагогической науки, занимающаяся поиском наиболее оптимальных способов и приемов подготовки к космическим профессиям.

v Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследую­щая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий с учетом кон­кретных условий социальной среды. Термин введен немецким пе­дагогом А. Дистервегом в XIX веке.

v Сравнительная педагогика — отрасль педагогики, занимаю­щаяся сравнительным анализом содержания и процессов в области образования в разных странах с точки зрения определенных крите­риев. Термин введен в конце XVIII веке французским исследователем Жюльеном Парижским.

v Этнопедагогика — отрасль педагогики, занимающаяся ис­следованием и сравнением культурных, национальных, народных, этнических традиций образования и воспитания

v Геронтопедагогика — отрасль педагогики, исследующая осо­бенности старческого периода жизни человека с точки зрения воз­можностей образования и воспитания людей пожилого возраста.

 

3. По ценностно-смысловому признаку:

v Авторитарная педагогика (педагогика необходимости) — на­правление в педагогике, рассматривающее пути и средства приоб­щения растущего человека к должному, познавательной или нравс­твенной норме. Ребенок в этой педагогике — «предмет воспитания», «объект воздействия».

v Гуманистическая педагогика (недирективная педагогика) — направление в современной теории и практике обучения и воспита­ния, возникшее в конце 50-х—начале 60-х гг. XX в. в США как воп­лощение идей гуманистической психологии К. Роджерса. В основе этой педагогики — мотивация, интерес, потребности ребенка.

v Педагогика права — новое направление в современной пе­дагогике, которое занимается изучением вопросов воспитания и обу­чения, построенных на принципе: права человека абсолютны, инте­ресы государства относительны.

v Педагогика православная — педагогика, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения в тради­циях православного христианства.

v Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике, в котором с середины 70-х гг. XX столетия стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками; уче­ние без принуждения; идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона класса, личностного подхода.

v Педагогика свободы— педагогика, направленная на разработку средств, помогающих человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации. Рассматривает ребенка как уникальную духовную самость.

4. По коррекционно-развивающему признаку:

Специальная педагогика (дефектология) — наука об особеннос­тях развития и закономерностях обучения и воспитания детей, име­ющих физические и психические дефекты:

v сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспита­ния глухих и слабослышащих;

v тифлопедагогика изучает особенности обучения и воспитания слепых и слабовидящих;

v олигофренопедагогика — проблемы умственно отсталых детей;

v логопедагогика — исправление речевых дефектов;

 

Коррекционная педагогика

Своевременная диагностика, профилактика и коррекция нарушений социально-психологической адаптации детей, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. Она включает:

v превентивная педагогика— изучает пути и методы предупреж­дения социальных отклонений среди подростков и молодежи;

v исправительно-трудовая педагогика— занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов;

v кондуктивная педагогика — ориентирована на работу с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Термин вве­ден венгерским ученым Пето;

v лечебная педагогика — отрасль педагогики, разрабатывающая медицинские и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью исправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Термин введен В. П. Кащенко;

v реабилитационная педагогика (адаптивная) разрабатывает вопросы педаго­гического воздействия на больного или труднообучаемого ребенка с целью оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности;

v педагогика особой одаренности — сравнительно новая отрасль педагогики, занимающаяся изучением педагогических подходов в работе с одаренными детьми;

v гендерная педагогика— наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры.

 

4. Воспитательная работа студента-практиканта в школе






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.