Современная отечественная классификация ЛЕКЦИЯ № 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
1. Структура дисциплины «Педагогика».
2. Педагогика как наука и ее функции.
Критерии науки.
3. Современная отечественная
классификация педагогических наук.
4.Воспитательная работа студента-практиканта в школе. Требования к оформлению конспекта воспитатель- ного мероприятия.
5.Литература по педагогике и психологии
1. Структура дисциплины «Педагогика»
Лекции – 14 часов
Семинары – 14 часов
Всего – 72 часа
Форма итогового контроля – зачет
Лекционный материал
Раздел 1. Общие основы педагогического процесса
Лекция 1. Вводная. Педагогика как наука.
Лекция 2. Возрастные особенности развития личности.
Лекция 3. Профессия учитель. Молодой учитель в школе.
Раздел 2. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности
Лекция 4. Сущность и содержание процесса воспитания.
Лекция 5. Классный руководитель: теория и практика.
Лекция 5 а. Учитель и проблемы дисциплины в отечественной и зарубежной школе.
Раздел 3. Дидактика. Образование. Обучение.
Лекция 6. Дидактика как раздел педагогики
Лекция 7.Формы обучения в школе
Семинарские занятия
Семинар 1. Творческая работа «Если бы я стал учителем?»
Семинар 2. Особенности воспитания детей различных возрастных групп
Семинар 3. Принципы и методы воспитания.
Семинар 4. Различные типы воспитательных систем:
Семинар 5. Дети, требующие повышенного внимания учителей
«трудных детей».
Семинар 6. Семейное воспитание: современные проблемы, цели и
Семинар 7. Контрольная работа по темам самостоятельного изучения.
Самостоятельные работы – 8
Критерии оценивания знаний студентов
1. Лекций 7 – по 1 балла за каждую (максимально 7 баллов)
2. Выступления на лекции (максимально 10 баллов)
3. Семинарских занятий - 7 по 5 баллов (максимально 35 баллов)
4. Контрольная по СР (максимально 28 баллов)
5. Конспект воспитательного мероприятия (максимально 20 баллов)
Всего: 100 баллов
Педагогика как наука.
1. Понятие «педагогика».
2. Становление педагогики как науки.
3. Критерии науки.
4. Понятийный (категориальный) аппарат педагогики.
Современная отечественная классификация
педагогических наук
1. По структуре:
История педагогики включает в себя изучение истории развития педагогических идей и историю развития образовательных систем в разных странах и у разных народов;
Теория педагогики включает в себя следующие основные разделы:
v общую педагогику — раздел педагогики, изучающий общие закономерности и принципы воспитания и образования, методологию и методику педагогического исследования;
v теорию образования и обучения (дидактику)— раздел педагогики, раскрывающий сущность, содержание, методы и средства обучения и контроля;
v теорию воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его структурные элементы;
v теорию организации и управления в системе образования — раздел педагогики; изучающий комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательными процессами, направленный на повышение их эффективности.
Частные методики включают в себя методики обучения различным учебным дисциплинам, а также методику воспитательной работы.
2. По возрастному и предметному признакам:
v Пренатальная педагогика —это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившего ребенка с целью улучшения его интеллекта, формирования определенных качеств личности, укрепления нервной системы и здорового развития ребенка в целом (физический контакт с ребенком, речевое воздействие, музыкальное воспитание, умственные упражнения и творческие занятия будущей мамы (рисование, лепка, пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рукоделие и т.д.).
v Родительская (семейная) педагогика— воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве в семье
v Дошкольная педагогика рассматривает проблемы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, начиная с рождения ребенка
v Школьная педагогика — одна из самых разработанных научных областей педагогики. Школьная педагогика занимается изучением проблем обучения и воспитания школьников разных возрастов.
v Педагогика профессионального образования рассматривает проблемы образования и воспитания учащихся и слушателей системы профессионального образования и переподготовки кадров.
v Педагогика высшей школы — отрасль педагогики, изучающая вопросы обучения и воспитания студентов высших учебных заведений, подготовки и переподготовки кадров для высшей школы.
v Производственная педагогика — отрасль педагогики, занимающаяся изучением наиболее оптимальных способов и приемов овладения производственными умениями и навыками .
v Военная педагогика — отрасль педагогической науки, занимающаяся поиском наиболее оптимальных способов и приемов подготовки к военным профессиям.
v Космическая педагогика — отрасль педагогической науки, занимающаяся поиском наиболее оптимальных способов и приемов подготовки к космическим профессиям.
v Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий с учетом конкретных условий социальной среды. Термин введен немецким педагогом А. Дистервегом в XIX веке.
v Сравнительная педагогика — отрасль педагогики, занимающаяся сравнительным анализом содержания и процессов в области образования в разных странах с точки зрения определенных критериев. Термин введен в конце XVIII веке французским исследователем Жюльеном Парижским.
v Этнопедагогика — отрасль педагогики, занимающаяся исследованием и сравнением культурных, национальных, народных, этнических традиций образования и воспитания
v Геронтопедагогика — отрасль педагогики, исследующая особенности старческого периода жизни человека с точки зрения возможностей образования и воспитания людей пожилого возраста.
3. По ценностно-смысловому признаку:
v Авторитарная педагогика (педагогика необходимости) — направление в педагогике, рассматривающее пути и средства приобщения растущего человека к должному, познавательной или нравственной норме. Ребенок в этой педагогике — «предмет воспитания», «объект воздействия».
v Гуманистическая педагогика (недирективная педагогика) — направление в современной теории и практике обучения и воспитания, возникшее в конце 50-х—начале 60-х гг. XX в. в США как воплощение идей гуманистической психологии К. Роджерса. В основе этой педагогики — мотивация, интерес, потребности ребенка.
v Педагогика права — новое направление в современной педагогике, которое занимается изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны.
v Педагогика православная — педагогика, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения в традициях православного христианства.
v Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике, в котором с середины 70-х гг. XX столетия стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками; учение без принуждения; идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона класса, личностного подхода.
v Педагогика свободы— педагогика, направленная на разработку средств, помогающих человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации. Рассматривает ребенка как уникальную духовную самость.
4. По коррекционно-развивающему признаку:
Специальная педагогика (дефектология) — наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания детей, имеющих физические и психические дефекты:
v сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания глухих и слабослышащих;
v тифлопедагогика изучает особенности обучения и воспитания слепых и слабовидящих;
v олигофренопедагогика — проблемы умственно отсталых детей;
v логопедагогика — исправление речевых дефектов;
Коррекционная педагогика
Своевременная диагностика, профилактика и коррекция нарушений социально-психологической адаптации детей, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. Она включает:
v превентивная педагогика— изучает пути и методы предупреждения социальных отклонений среди подростков и молодежи;
v исправительно-трудовая педагогика— занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов;
v кондуктивная педагогика — ориентирована на работу с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Термин введен венгерским ученым Пето;
v лечебная педагогика — отрасль педагогики, разрабатывающая медицинские и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью исправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Термин введен В. П. Кащенко;
v реабилитационная педагогика (адаптивная) разрабатывает вопросы педагогического воздействия на больного или труднообучаемого ребенка с целью оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности;
v педагогика особой одаренности — сравнительно новая отрасль педагогики, занимающаяся изучением педагогических подходов в работе с одаренными детьми;
v гендерная педагогика— наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры.
4. Воспитательная работа студента-практиканта в школе
|