Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Срок обучения – 4 года, 2 семестр

 

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Колич. часов Самостоятельная работа
лекции   практические занятия
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии
               

 

Социология как наука    
Общество как целостная система  
Раздел II. Культура и личность
Культура и общество  
Личность и общество  
Раздел III. Социальные институты
Социальные взаимодействия  
Социальные организации и социальные институты  
Раздел IV. Динамика современного общества
Социодинамика современного общества  
Социальная стратификация и социальная мобильность  
Мировая система. Основные мировые процессы  
  ЗАЧЕТ      
  ИТОГО  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятий для студентов направления обучения «Психология»

Срок обучения – 3 года, 6 семестр

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Колич. часов Самостоятельная работа
лекции   практические занятия
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии
               

 

Социология как наука    
Общество как целостная система    
Раздел II. Культура и личность
Культура и общество    
Личность и общество    
Раздел III. Социальные институты
Социальные взаимодействия          
Социальные организации и социальные институты    
Раздел IV. Динамика современного общества
Социодинамика современного общества          
Социальная стратификация и социальная мобильность    
Мировая система. Основные мировые процессы        
  Экзамен        
  ИТОГО    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



занятий по социологии для студентов направления «Психология». Срок обучения – 5лет, 6 семестр

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Колич. часов Самостоятельная работа
лекции   практические занятия
Раздел I. Объект, предмет и метод социологии
               

 

Социология как наука  
Общество как целостная система  
Раздел II. Культура и личность
Культура и общество  
Личность и общество  
Раздел III. Социальные институты
Социальные взаимодействия  
Социальные организации и социальные институты  
Раздел IV. Динамика современного общества
Социодинамика современного общества    
Социальная стратификация и социальная мобильность      
Мировая система. Основные мировые процессы        
  Экзамен        
  ИТОГО  

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

Тематическим планом учебной дисциплины предусмотрено проведение практических занятий, которые служат как целям текущего контроля подготовки студентов, так и углубления знаний предмета, закрепления изученного материала, развития умений, навыков, подготовки сообщений, приобретения опыта устных выступлений, ведения дискуссий, аргументации и защиты высказанных взглядов и положений. Помощь в этом должны оказать учебно-методические указания по дисциплине, задания на самостоятельную подготовку, перечень вопросов для подготовки реферативных сообщений и контрольных вопросов для самопроверки студентов, а также рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков формирования и изложения основных положений рассматриваемых тем предусматривается проводить индивидуальные собеседования, знакомство с конспектами, материалами подготовки студентов к занятиям.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем. Формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

 

Контрольные вопросы к темам для самостоятельной проверки

Контрольные вопросы к теме 1

1. В чем заключается специфика предмета социологии?

2. Каковы социальные, политические, экономические и культурные предпосылки возникновения социологии?

3. Чем социология отличается от истории, философии, психологии и других гуманитарных наук, изучающих общество?

4. Что такое социологическая парадигма?

5. Какие социальные парадигмы вы знаете?

6. Какие уровни социологического знания выделяют?

7. Какие основные функции выполняет социология?

Контрольные вопросы к теме 2

1. Что отличает общество от простой совокупности индивидов?

2. Что понимается под социальной реальностью? Обоснуйте ответ.

3. Что отличает общество от природы?

4. Почему можно утверждать, что общество является целостной системой? Обоснуйте ответ.

5. В чем различие в рассмотрении общества в теориях функционального структурализма (Парсонс) и символического интеракционизма?

6. Раскройте содержание различных подходов в трактовке отношений «индивид» - «общество».

7. Почему общество можно назвать нелинейной системой?

8. Какие элементы составляют структуру общества?

9. Правомерно ли утверждать, что состояние социального хаоса наиболее продуктивно для развития общества?

10. Что такое «социальный детерминизм»?

Контрольные вопросы к теме 3

 

1. Почему существует более 500 определений культуры?

2. В чем отличие подходов к культуре в социологии и философии?

3. Назовите виды и типы культур.

4. Каковы конкретные формы бытия культуры?

5. Какую роль в обществе играют культурные ценности? Что можно отнести к культурным ценностям?

6. Каково отношение между традициями и новациями в культуре

 

7. Что такое культурная универсалия?

8. Как соотносятся друг с другом доминирующая культура, субкультура?

9. Какие виды молодежных субкультур вам знакомы?

10. Какие явления можно отнести к культурным отклонениям?

Контрольные вопросы к теме 4

1. В чем отличие социологического понимания личности от философского и психологического?

2. Какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, социальное окружение, самовоспитание и самообразование?

3. Какие типы личности выделил Р. Линтон в своей теории ролей?

4. Какие особенности имеет этническая социализация?

5. Почему возрастная социализация чаще всего протекает болезненно?

6. Какие формы научения можно выделить в процессе социализации?

7. Существует ли разница в процессе социализации представителей разных полов?

8. Что такое габитус и какие типы габитуса различают?

9. На основе каких структур осуществляется процесс социализации?

10. Назовите основных агентов социализации.

 

Контрольные вопросы к теме 5

 

1. Как понимал М. Вебер социальное действие? Какими характеристиками обладает социальное действие?

2. Кто является субъектом социального действия?

3. Какова структура социального действия?

4. Что такое «социальная интеракция»?

5. Какие типы коммуникаций существуют в современном обществе?

6. Какие особенности имеет вербальная и невербальная коммуникация?

7. Какую роль играет социальная коммуникация в процессе социализации личности?

8. В чем состоят особенности воздействия первичных и вторичных групп на поведение индивида?

9. Что дает изучение социальных групп для познания личности? Аргументируйте свой ответ.

Контрольные вопросы к теме 6

1. Охарактеризуйте четыре уровня социальной организации.

2. По каким критериям можно определить наличие социальной организации?

3. О чем говорит сложность организационной структуры организации – о ее развитости или о несовершенстве и громоздкости управления?

4. Дайте характеристику бюрократии и определите ее положительные и отрицательные стороны.

5. Возможна ли в перспективе такая организация общества, в котором отсутствует бюрократия?

6. Назовите известные вам социальные институты.

7. Какова процедура возникновения социального института?

8. Какие связи существуют между социальными институтами общества?

9. Как связаны социальный статус и социальная роль?

10. Какие причины могут вызвать ролевой конфликт?

 

Контрольные вопросы к теме 7

1. Как соотносятся понятия «социальное изменение», «социальное развитие» и «социальный прогресс»?

2. Может ли общество изменяться по тем же законам, что и биологическое образование?

3. Играют ли революции действительно позитивную роль в истории или это социальные катастрофы с массовыми жертвами, которых следует избегать?

4. Охарактеризуйте основные факторы социальных изменеий.

5. Что представляет собой модернизация как социальный процесс? Совпадает ли понятие социального прогресса с понятием технико-технологического и научного прогресса?

6. В чем заключается различие между революционными и реформистскими движениями?

7. Какие социальные и психологические причины вызывают к жизни новые социальные движения?

8. На протяжении последнего столетия одни движения сменяли другие. Отражает ли рост или спад популярности тех или иных движений какие-либо объективные процессы, происходящие в обществе, или социальные движения развиваются и сменяют друг друга по каким-то собственным законам?

9. Какого типа личности наиболее подвержены участию в социальных движениях? Какие психологические качества для этого нужны?

Контрольные вопросы к теме 8

1. Как связана социальная дифференциация и социальная стратификация?

2. Какие теории социальной стратификации вы знаете? Какие из них, с вашей точки зрения, в большей степени отражают реальность?

3. Как проявляется экономическое измерение стратификации?

4. Как проявляется статусная стратификация?

5. Какие формы стратификации существуют в закрытых системах?

6. Какие факторы лежат в основе социального неравенства?

7. Какие «капиталы» влияют на социальный статус индивида?

8. По каким каналам может осуществляться социальная мобильность?

9. Какие виды социальной мобильности выделил
П. Сорокин?

10. Какие особенности можно отметить в процессах социальной мобильности в постиндустриальном обществе?

 

Контрольные вопросы к теме 9

1. Охарактеризуйте современное мировое сообщество.

2. В чем состоит содержание процесса модернизации?

3. Дайте характеристику процесса глобализации.

4. Каковы отрицательные и положительные последствия процесса глобализации?

6. Назовите основные черты постиндустриального, информационного общества.

7. Назовите основные проблемы современного социального развития России. Аргументируйте свою точку зрения.

8. Чем определяется объективная необходимость модернизации в России?

9. Дайте характеристику культуры постиндустриального, информационного общества.

10. Какие основные изменения происходят в социальных институтах России?

11. Назовите основные требования к личности современного работника.

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

№№ раздела дисциплины Тема практического занятия Трудоемкость в часах
1. 1.1. Становление социологии как науки. Предмет социологии
2. 1.2. Общество как система. Типы обществ.
3. 2.1. Специфика социологического подхода к культуре  
4. 2.2. Личность как объект и субъект общественных отношений  
5. 3.1. Социальное действие. Социальная коммуникация. Социальное поведение.    
6. 3.2. Социальная организация и ее типы. Виды социальных институтов.  
7. 4.1. Социальная стратификация. Социальная мобильность и её виды.  
8. 4.2. Факторы, механизмы и виды социальных изменений  
9. 4.3 Современные социальные процессы в мировом сообществе

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Научные предпосылки возникновения социологии.

2.Социология в системе научного знания.

3.Социологические парадигмы.

4.Социологическое наследие О.Конта и Ч. Спенсера.

5.Социология М.Вебера.

6. История развития социологии в России.

7. Современная зарубежная социология: основные школы и направления.

8. Социология управления и ее предметное поле.

9. Социология молодежи в России: основные школы и направления.

10. Основные проблемы социологии конфликтов.

11.Социология безопасности и ее ключевые проблемы.

12. Основные угрозы информационной безопасности России.

13.Ценностные ориентации и образ жизни современной молодежи.

14. Молодежь на рынке труда: проблемы безработицы и профессиональной самореализации.

15. Общество как динамическая система.

16. Общество в рамках синергетической парадигмы.

17. Типология обществ в социологии.

18. Информационное общество: основные характеристики и проблемы.

19. Современное постиндустриальное общество: основные характеристики и перспективы развития.

20. Современное российское общество: Основные проблемы и перспективы развития.

21. Современная массовая культура.

22. Современная молодежная субкультура: отличительные признаки и тенденции развития.

23. Молодежная девиантная субкультура: источники формирования и развития.

24.Субкультура и контркультура.

25. Конфессиональные субкультуры.

26. Основные агенты социализации личности в современном обществе.

27. Интернет и социализация молодежи: основные проблемы и тенденции.

28. Социальная идентификация личности.

29. Особенности этнической идентификации личности в этнически смешанных семьях.

30. Типы социальной коммуникации в современном обществе.

31. Вербальная и невербальная коммуникация.

32. Телевидение как доминирующий тип современной массовой коммуникации.

33. Интернет в системе массовой коммуникации.

34. Особенности межнациональной коммуникации в современном российском обществе.

35. Психоаналитическое направление в исследовании социального поведения.

36. Бихевиористские концепции в социологии.

37. Социальное поведение в рамках теории обмена и символического интеракционизма.

38. Социальная структура общества: основные теоретические подходы к исследованию.

39.Типология социальных групп.

40.Социальное действие и социальное поведение.

41. Проблема социального выбора в социологии.

42. Институт семьи в современном российском обществе.

43. Значение института религии в современном обществе.

44. Экономический институт и особенности его развития в современной России.

45.Трансформация гендерных ролей в современном обществе.

46. Ролевые конфликты в профессиональной сфере.

47. Социальный статус в системе социальной стратификации.

48. Социальная стратификация современного российского общества..

49. Современное состояние и тенденции развития среднего класса в России.

50. Социальное неравенство: проблема происхождения и воспроизводства в современном обществе.

51. Бедность как социальный феномен.

52. Социальная мобильность в современном российском обществе: ограничения и перспективы.

53. Современная российская молодежь в системе социальной мобильности.

54.Основные типы социальных изменений.

55.Социальная революция и социальная реформа: сравнительный анализ.

56.Трансформация системы ценностей современного российского общества.

57. Модернизация: понятие и основные подходы к исследованию.

58. У. Бек и концепция «общества риска».

59.Типология социальных движений.

60. Источники молодежного экстремизма в современной России.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Контрольное задание 1.

1.Чем можно объяснить сложность в определении предмета социологии.

2. В чем заключается различие между историей и социологией при изучении общества?

3. Как определил предмет социологии О.Конт? В чем он видел задачи социологии?

4. Выделите уровни социологического знания и укажите специфику каждого из них.

5. Как проявляет себя управленческая функция социологии в менеджменте?

Контрольное задание 2.

1. С какой целью проводится конкретное социологическое исследование? Какие виды социологичеcкого исследования выделяют?

2. Назовите этапы социологического исследования и кратко изложите их содержание.

3. Перечислите методы конкретного социологического исследования.

4. Какие требования предъявляются к социологической анкете и процедуре анкетирования?

5. Что такое контент-анализ?

Контрольное задание 3.

1. Что исследует социология управления?

2. Выделите два необходимых условия организации коллективного действия и объясните, почему без них действие невозможно или малопродуктивно.

3. Как можно определить процесс управления? Укажите объект и субъект управления.

4. Выделите частные подсистемы в социальных системах и свяжите их в социальным управлением.

5. Можно ли утверждать, что основным элементом социального управления является стимул деятельности? Обоснуйте свою позицию.

Контрольное задание 4.

1. Что является предметом социологии молодежи?

2. В чем заключается суть конфликта поколений?

3. Каковы особенности молодежи как особой демографической группы?

4. Какие жизненные ценности, с вашей точки зрения, для молодого поколения являются приоритетными? Расположите их по степени значимости.

5. Каково положение молодежи на рынке труда? Какие сложности возникают в процессе профессиональной самореализации?

Контрольное задание 5.

1. Перечислите основные признаки общества.

2. Что является содержанием понятия «социальная реальность»?

3. Объясните различие между понятиями «общество», «государство», «страна».

4. Дайте определение понятия «социальная система и укажите ее системные характеристика.

5. Как вы понимаете высказывание: «Общество – это открытая, динамичная, нелинейная система».

Контрольное задание 6.

1. Какое из приведенных определений культуры является наиболее удачным для социологической науки:

А) «Культура представляет собой сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и любые другие умения и привычки, усвоенные человеком как членом общества» (Э. Тейлор).

Б) «Культура – комплексное многофункциональное понятие, с четкой выраженностью важнейших социальных функций, проявляющихся через преобразовательную, творческую деятельность индивидов и социальных институтов, и в этом аспекте культура понимается как специфический способ жизнедеятельности человека, как воплощение общественного прогресса и общественной деятельности» (А. Маршак).

2. Какие черты присущи элитарной и массовой, народной и авторской культуре?

3. Какие культурные нормы можно выделить? Какова сфера их действия и эффективность?

4. Как соотносятся традиции и новации в культуре? Приведите известные вам примеры.

5. Что такое контркультура? Какие контркультурные явления вам известны?

Контрольное задание 7.

1. Каково соотношение понятий «человек» - «индивид» - «индивидуальность» - «личность»?

2. Какие факторы в процессе социализации оказывают наибольшее влияние на формирование личности?

3. Какие модели адаптации личности выделил Р. Мертон? 4. В чем заключается сущность ролевой теории личности? Какие особенности развития современного общества способствуют формированию «одномерного человека»?

5. Известно, что дети, выросшие в детском доме, несмотря на то, что их кормили, воспитывали, учили на удовлетворительном уровне, отличаются от детей, получивших воспитание в семье.

Контрольное задание 8.

1. По мнению Э. Дюркгейма, индивид в обществе абсолютно несвободен, потому что подчинен коллективу, находится под социальным давлением.

По мнению М. Вебера индивид является свободно преобразующей общество силой. Какая из этих точек зрения, по вашему мнению, больше соответствует реальному положению дел? Обоснуйте свой ответ.

2. Любое ли полученное в процессе коммуникации сообщение является информацией? Обоснуйте свой ответ.

3. После проигрыша нашей команды на чемпионате мира 2002 года в Москве были беспорядки. Является ли поведение агрессивных болельщиков социальным действием? Аргументируйте свой ответ

4. Основными средствам массовой коммуникации являются радио, телевидение, пресса, реклама, Интернет. Сегодня на них часто возлагают ответственность за разрыв традиционных связей, создание псевдокультуры, за различные формы «манипуляции сознанием», «отчуждения» или «подавления». Считаете ли вы эти обвинения справедливыми. Обоснуйте свою позицию.

5. В настоящее время самое широкое распространение получило такое средство массовой коммуникации как Интернет. Несомненно, Интернет имеет преимущества перед другими источниками получения информации. Как вы считаете, Интернет обладает только положительными качествами, или он имеет и негативные?

Контрольное задание 9.

1. Многие участвуют во встречах выпускников даже спустя многие годы после окончания школы. Иногда контакт с бывшими одноклассниками устанавливается очень быстро, а иногда обнаруживается, что многие сильно изменились, их трудно узнать, а потом оказывается, что и говорить с ними не о чем. Чем можно объяснить такое явление?

2. Во многих фирмах существует правило не назначать руководителем человека, который сам сформировался как специалист в этом отделе. Такой человек располагает большой информацией о работе отдела, его хорошо знают люди. Почему охотнее приглашают человека со стороны, который с трудом вписывается в новый коллектив?

3. Охарактеризуйте феномен социального манкирования. Чем, по вашему мнению, его можно объяснить.

4. Какие функции выполняет референтная группа?

5. В сказке Г.Х. Андерсена майский жук был вначале в восторге от Дюймовочки. Она казалась ему очень красивой. Но когда он показал ее другим майским жукам, они сказали: «Какое убожество! У нее нет усиков! У нее даже талия есть! И жук сразу же разлюбил Дюймовочку и отправил ее куда глаза глядят. Какая черта групповой психологии проявилась в данном случае?

Контрольное задание 10.

1. По каким критериям можно определить наличие социальной организации?

2. Можно ли создать такую ситуацию в обществе или хотя бы в отдельной социальной группе, чтобы неформальные лидеры cтали формальными, а формальные просто бы исчезли, дав им место. Была бы такая ситуация добром или злом?

3. Как вы считаете, сложность организационной иерархии в обществе говорит о его развитости и совершенстве или, наоборот, о его несовершенстве и громоздкости управления? Обоснуйте свой ответ.

4. Дайте характеристику феномена бюрократии. Очертите ее достоинства и недостатки как типа организации общества. Как вы считаете, существует ли у бюрократического типа социального управления историческая перспектива?

5. Некоторые теоретики выдвигали гипотезу о постепенном отмирании органов социального управления и переходе к самоуправлению. Возможна ли, по вашему мнению, такая организация общества, где не было бы государства, судов, полиции, прокуратуры? При каких условиях она была бы возможна?

Контрольное задание 11.

1. Вспомните содержание фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Как вы считаете, чем обусловлена комичность ситуации? Почему управдом смешон в роли царя, а царь в роли управдома?

2. В некоторых архаических обществах существовал ритуал «переворачивания статуса», когда индивиды, находящиеся на низшей ступени социальной иерархии, на короткое время получали статус господ и им оказывали соответствующие почести, исполнялись их распоряжения, а подлинные господа им подчинялись и были унижены. Как, по-вашему, в чем смысл такого ритуала или это просто бессмысленная игра?

3. Какой социальный, по вашему мнению, статус можно считать высоким? Обоснуйте свой ответ

4. Как связаны социальный статус и материальная обеспеченность? Всегда ли чем выше статус, тем выше доход? Приведите пример исключения из этого правила.

5. Охарактеризуйте социальный статус монарха (например, королевы Великобритании). Является ли монарх просто воплощением традиций, или наличие такой статусной позиции имеет функциональный смысл. Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.

Контрольное задание 12.

1. Один богач никогда не подавал милостыни бедным. У него была поговорка: « Бог ему не дал, почему же я должен дать?». Можно ли расценивать эту поговорку как своего рода концептуальное оправдание социального и имущественного неравенства? Попытайтесь опровергнуть выраженную в поговорке концепцию.

2. Если обратиться к статистическим данным, окажется, что среди рабочих женщин значительно меньше, чем среди служащих. Группа служащих в статусном отношении обычно считается более высокой, чем группа рабочих. Означает ли это, что у женщин больше шансов сделать социальную карьеру, чем у мужчин, и что им чаще удается подняться выше по статусной лестнице? Аргументируйте свой ответ.

3. Как вы считаете, образует ли студенчество, солдаты срочной службы, безработные особый социальный слой? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.

4.Обьясните, что понимается под «открытым» и «закрытым» обществом. В чем между ним разница? К какому типу следует, на ваш взгляд, отнести современное российское общества. Почему?

5. Верно ли, что современное западное (постиндустриальное) общество смягчило остроту проблемы социально-экономического неравенства?

Аргументируйте свой ответ.

Контрольное задание 13.

1. Проанализируйте идею Гесиода о социальной деградации «от золотого века» к «железному»; мысль Экклезиаста о том, что «нет ничего нового под солнцем»; слова апостола Павла: «Не все мы умрем, но все изменимся». В чем различия в содержании приведенных представлений? Что между ними общего?

2. Охарактеризуйте эволюционизм как концепцию социальных изменений. В чем его ограниченность? Может ли общество изменяться по тем же законам, что и биологические виды и организмы? Аргументируйте свой ответ.

3.Охарактеризуйте социальную революцию как тип социального изменения. Являются ли революции необходимостью социального развития? Можно ли представить себе развитие общества без них? Чем они обусловлены? Играют ли революции действительно позитивную роль в истории? Или это социальные катастрофы с массовыми жертвами, которых надо о возможности избегать?

4. Как вы оцениваете концепции замкнутого циклического развития цивилизаций (О.Шпенглер, А. Тойнби), т.е. цивилизационный подход согласно которому каждая цивилизация неизбежно переживает свой уникальный цикл развития с фазами рождения, развития, расцвета и упадка? Сопоставьте его с подходом, согласно которому все общества проходят одни и те же фазы (К.Марк, Ф.Энгельс). Какое понимание кажется вам более правильным. Должна ли Россия пройти тот же путь развития, что и общества западной индустриальной цивилизации, или у неё свой путь?

5. Что представляет собой модернизация как социальный процесс?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

(В каждом тесте только один ответ является правильным).

Тест 1.

1.Кто из классиков социологии является ее основателем?

а) Э. Дюркгейм

б) К.Маркс

в) О.Конт

г) М.Вебер

2. Кто из классиков социологии считал, что социология – это наука об институтах, их генезисе и функционировании?

а) О.Конт

б) Э. Дюркгейм

в) Г. Зиммель

г) Г.Спенсер

3. Кто из социологов считал, что социология должна изучать взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, с другой?

а) П. Сорокин

б) К. Маркс

в) Э. Дюркгейм

г) Ч. Спенсер

4. Кто из классиков отечественной социологии сформулировал основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности?

а) М.Ковалевский

б) Н.Данилевский

в) П. Сорокин

г) Н. Михайловский.

5. Кто из классиков социологии определял общество как социальный организм, в котором все общественные изменения следуют относить к общему процессу развития, а не сводить к непосредственной деятельности отдельных индивидов?

а К. Маркс

б) Э. Дюркгейм

в) Ч. Спенсер

г) Г. Зиммель

6.Кто из социологов впервые ввел термин «идеальный тип»?

а) К. Маркс

б) О. Конт

в) М. Вебер

г) Г. Зиммель

7.С чьим именем связана парадигма социальных фактов?

а) В. Парето

б) Э. Дюркгейм

в) М. Вебер

г) Ч.Спенсер

8.Кто из современных социологов разработал теорию коммуникативного действия?

а) Турен

б) Ю. Хабермас

в) Т. Лукман

г) Э. Гидденс

9. Кто из социологов разработал «теорию обмена» для объяснения социального поведения?

а) Дж. Хоманс.

б) П. Бурдье

в) Т. Лукман

г) Ю. Хабермас

10.Какими проблемами занимается общетеоретическая социология?

а) проблемами развития социальных институтов

б) проблемами развития личности

в) проблемами культуры

г) проблемами развития и функционирования социума как целого.

11. Какая функция социологии проявляется в изучении духовного мира общества, его ценностных и поведенческих ориентиров?

а) гносеологическая;

б) практическая;

в) прогностическая;

г) идейно-воспитательная.

12. Какой метод конкретного социологического исследования является количественным?

а) интервьирование:

б) анкетирование;

в) контент-анализ;

г) наблюдение.

Тест 2.

1. Какое из нижеприведенных определений соответствует понятию «общество» в социологии?

а) объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью;

б) социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы;

в) естественно сложившаяся общность людей, объединенная в рамках искусственного территориально-политического образования, имеющего государственные границы.

2. Упорядоченное целое, представляющее совокупность отдельных социальных элементов – индивидов, групп, организаций, институтов, это:

а) социальная система;

б) социальный институт;

в) социальные отношения;

г) социальные взаимодействия.

3.Какая системная характеристика не подходитдля описания общества?

а) общество – открытая система;

б) общество – нелинейная система;

б) общество – динамическая система;

в) общество – самоорганизующаяся система;

г) общество – статическая система;

4. В каком из направлений социологии общество рассматривается с позиции самоорганизации и нелинейности развития социальных систем?

а) функционализм;

б) эволюционизм;

в) синергетика;

г) структурализм.

5. Кто является автором типологии обществ, согласно которой тип общества определяется способом производства, в связи с чем выделяются первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество?

а) М. Вебер;

б) К. Маркс;

в) Ф. Тённис;

г) Э. Дюркгейм.

6. По какому параметру общество отличается от государства?

а) система взаимоотношений;

б) система взаимодействий;

в) искусственно созданный политический конструкт;

в) система норм и правил.

7. Какое общество, согласно типологии современных обществ, определяется как общество «посттрудовое», «постклассовое»?

а) индустриальное;

б) постиндустриальное;

в) информационное;

г) традиционное.

8.Социальная структура – это:

а) иерархическая система неравенства, формирующая различные слои общества;

б) значительное число людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом;

в) последующая смена состояний общества или его отдельных систем;

г) принявшее повторяющиеся и устойчивые формы переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества.

9. В рамках какого социологического направления социальная структура общества определяется отношениями господства (власти) и подчинения?

а) функционализма;

б) теория структурации;

в) конфликтологии;

г) позитивизма.

10.Кто из социологов разработал бюрократическую теорию организации?

а) К. Маркс;

б) Л. Лайкерт;

в) М. Вебер;

г) Г. Саймон.

11. Кто из социологов определил общество как « сеть социальных ролей»?

а) П. Бергер;

б) Дж. Мид;






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.