Рекомендации врачей и специалистов: оториноларинголога, окулиста, аллергологов, пульмологов). Текст к проекту «Экология рабочей среды. Контроль и анализ показателей влажности в помещениях школы и способов ее оптимизации».
Руководитель: Микулич АГ
Авторы: Миронов Гриша, Ланин Глеб, Алимова Лариса, Коршунов Егор, Белояров Алексей, Сардонникова Варвара,
Мальцева Любава
Москва. ЮЗАО. ГБОУ №1100.
Февраль 2016 год.
Концепция проекта, актуальность и рабочая гипотеза
Экологическая среда на рабочем месте является важным компонентом условий работы. Для учебных заведений это актуально в силу возрастных отличий.
Главными компонентами условий в учебном помещении являются относительная влажность и температура.
Анализ этих факторов может дать в случае несоответствия требованиям импульс к анализу причин отклонений от нормы и поиску методов решения проблемы.
Наличие психрометров (гигрометров) в арсенале школьного кабинета физики облегчает задачу исследования данного вопроса.
Методы решения проблемы должны содержать способы изменения влажности как способами, использующими производимые и имеющиеся на рынке аппараты, так и способы решения вопроса собственными силами. Так как бюджет учебного заведения может быть ограничен, а здоровье учеников является фактором первостепенным и абсолютно важным.
Предполагая, что реальные климатические условия в учебных помещениях школы могут не соответствовать оптимальным, мы допускаем возможность найти несложные в исполнении и малозатратные методы корректировки влажности. Таким образом дать удобные в исполнении практические рекомендации по нормализации влажностно-температурных показателей среды.
Цель проекта
Таким образом, целью проекта является анализ климатических условий в школе и выработка способов коррекции влажности.
Этапы
1. Анализ существующих норм и рекомендаций по влажности в рабочих помещениях и в учебных аудиториях.
2. Анализ влажностно-температурных показателей в помещениях школы. Используя школьные психрометры. По времени, по высоте, по дням недели и по расположению кабинетов в задании школы.
3. Разработка доступных методов оптимизации
4. Апробация применения доступных методов коррекции влажности
5. Анализ результатов.
6. Формирование предложений и подготовка отчета.
Анализ существующих норм и рекомендаций по влажности в рабочих помещениях и в учебных аудиториях.
Основные проблемы, сопряженные с низкой влажностью воздуха связаны со следующими факторами.
• Сухой воздух может быть причиной частых и затяжных простуд, так как пересушенная слизистая носа не справляется со своей работой и не защищает организм от инфекций. А во время болезни сухой воздух будет тормозить процесс выздоровления.
• Для маленьких детей влажный воздух — основа будущего здоровья и гарантия редких простуд. Именно поэтому в доме, где есть ребенок, увлажнитель считается предметом первой необходимости.
• Люди, которые носят контактные линзы, знают, что в помещении с пересушенным воздухом линзы носить некомфортно, они пересыхают и мешаются в глазах. То же самое происходит и с глазами — они тоже пересыхают.
• Даже мебель и паркет при сухом воздухе рассыхаются, быстро старятся и хуже выглядят. А из комнатных растений при влажности 20% способны выжить только кактусы. [1]
[1] Медицинский портал. Web-medik.ru / Почему так важна влажность воздуха? — URL: http://web-medik.ru/pochemu-tak-vazhna-vlazhnost-vozdukha.html (дата обращения - 7.02.2016).
Усиливается интенсивность испарения со всего, что содержит воду: с кожи человека, с растений. Последние сохнут, а кожа теряет эластичность и старится. Пересыхает слизистая носа, а значит, возникает риск появления насморка и ОРЗ. Страдают органы дыхания, особенно у астматиков и аллергиков.
Изначально надо сказать, что отдельных норм для школ на уровне ГОСТ или положений СанПин найти не удалось. Однако, для жилых помещений нормы приведены ниже. Следует особенно отметить сильное расхождение в рекомендациях.
Госстандарты
I Нормы СанПина для школ и жилых помещений
СанПиН 2.1.2.2645-10 Требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий.
Наименований помещений
| Температура воздеха, °С
| Результирующая температура,°С
| Относительная влажность, %
| Скорость движения воздуха м/с
| Холодный период года
| Жилая комната
| 18-24
| 17-23
|
| 0,2
| То же, в районах наиболее холодной пятидневки (минус 31°С и ниже)
| 20-24
| 19-23
|
| 0,2
| Кухня
| 18-26
| 17-25
| Н/Н*
| 0,2
| Туалет
| 18-26
| 17-25
| Н/Н
| 0,2
| Ванная, совмещенный сан.узел
| 18-26
| 17-25
| Н/Н
| 0,2
| Межквартирный коридор
| 16-22
| 15-21
|
| 0,2
| Вестибюль, лестничная клетка
| 14-20
| 13-19
| Н/Н
| 0,3
| Кладовые
| 12-22
| 11-21
| Н/Н
| Н/Н
| Теплый период года
| Жилая комната
| 20-28
| 18-27
|
| 0,3
| [2]
[2] РСТ / "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10". – URL: http://www.norm-load.ru/SNiP/Data1/58/58763/ (дата обращения - 7.02.2016).
II ГОСТ 30494-96
(Межгосударственный стандарт. здания жилые и общественные. параметры микроклимата в помещениях. Residental and public buildings. microclimate parameters for indoor enclosures)
Период года
| Наименование помещения
| Температура воздуха, °С
| Результирующая температура, °С
| Относительная влажность, %
| Скорость движения воздуха, м/с
| оптимальная
| допустимая
| оптимальная
| допустимая
| оптимальная
| допустимая, не более
| оптимальная, не более
| допустимая, не более
| Холодный
| Жилая комната
| 20-22
| 18-24
(20-24)
| 19-20
| 17-23
(19-23)
| 45-30
|
| 0,15
| 0,2
| То же, в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) минус 31°С
| 21-23
| 20-24
(22-24)
| 20-22
| 19-23
(21-23)
| 45-30
|
| 0,15
| 0,2
| Кухня
| 19-21
| 18-26
| 18-20
| 17-25
| НН*
| НН
| 0,15
| 0,2
| Туалет
| 19-21
| 18-26
| 18-20
| 17-25
| НН
| НН
| 0,15
| 0,2
| Ванная, совмещенный санузел
| 24-26
| 18-26
| 23-27
| 17-26
| НН
| НН
| 0,15
| 0,2
| Помещения для отдыха и учебных занятий
| 20-22
| 18-24
| 19-21
| 17-23
| 45-30
|
| 0,15
| 0,2
| Межквартирный коридор
| 18-20
| 16-22
| 17-19
| 15-21
| 45-30
|
| 0,15
| 0,2
| Вестибюль, лестничная клетка
| 16-18
| 14-20
| 15-17
| 13-19
| НН
| НН
| 0,2
| 0,3
| Кладовые
| 16-18
| 12-22
| 15-17
| 11-21
| НН
| НН
| НН
| НН
| Теплый
| Жилая комната
| 22-25
| 20-28
| 22-24
| 18-27
| 60-30
|
| 0,2
| 0,3
| *НН - не нормируется
Примечание - Значения в скобках относятся к домам для престарелых и инвалидов
|
Из таблицы видно, что для жилых помещений нормы госстандартов лежат в пределах 30-45% по влажности. [3]
[3] Бесплатная библиотека стандартов и нормативов / www.docload.ru / «Здания жилые и общественные.
параметры микроклимата в помещениях». — URL: http://www.docload.ru/Basesdoc/5/5963/index.htm (дата обращения - 7.02.2016).
Однако, учебные пособия по теории влажности говорят, что эти рекомендованные показатели соответствуют сухому воздуху.
«Воздух в зависимости от насыщения водяными парами бывает:
сухой - до 55%,
умеренно сухой - от 56 до 70%,
умеренно влажный - от 71 до 85%,
очень влажный - выше 86%». [4]
[4] Национальный фонд подготовки кадров. информатизация системы образования. / Теория влажности / Нормы влажности. — URL: http://tatjanacit.narod.ru/p5aa1.html (дата обращения - 7.02.2016).
Таким образом, видно, что СанПин устанавливает нормы в 60-65% по влажности, а ГОСТ в 30-45%. Причины данных расхождений можно предположить лежат в объекте их применения. ГОСТ ориентирован на сохранность здания, а СанПин на человека.
Отсюда мы отдаем предпочтение нормам СанПина. 60-65% относительной влажности в помещениях.
Рекомендации врачей и специалистов: оториноларинголога, окулиста, аллергологов, пульмологов).
Оториноларингологи и окулисты выделяют одну основную проблему, связанную с влажностью воздуха. Это пересыхание слизистой оболочки. И их рекомендации лежат в области не ниже 50%.
Мнение аллергологов рознится. Такие агенты аллергены, как клещ размножаются при влажности выше 50%. Их рекомендации не переступать за эту черту. Клещ вызывает бронхиальную астму.
3. Для астматиков, как очень распространенному заболеванию, чувствительному к влажности воздуха.
Для астматиков врачи рекомендуют влажность в пределах 60-80%. При этом данная рекомендация всегда распространяется на всех людей, как норма и лишь акцентируется, что для страдающих астмой это особенно важно. [5]
[5] Энергия здоровья / Измеритель влажности воздуха — помощник для астматика. – URL: http://energiya-zdorovya.ru/izmeritel-vlazhnosti-vozduha-pomoshhnik-dlya-astmatika/ (дата обращения - 7.02.2016).
В случае когда источником бронхиальной астмы у детей является клещ, влажность рекомендуется ниже 50%. [6]
[6] Российское респираторное общество национальная программа «бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика» (третье издание, исправленное и дополненное). Москва, 2008. – URL: http://www.pulmonology.ru/publications/files/Natprog-3-ba-deti.pdf (дата обращения - 7.02.2016).
Таким образом, можно заключить, что с точки зрения медицины рекомендации рознятся по типу заболеваний. Но для большинства случаев рекомендуется влажность существенно выше 45%.
В итого, обобщенно можно предположить, что оптимальными значениями влажности для учебных заведений современного мегаполиса является влажность на уровне 50%.
|