Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социальные установки и поведение личности.

В западной социальной психологии и социологии для обозначения социальных установок используется термин "аттитюд", который переводится на русский язык как "социальная установка", или употребляется без перевода как "аттитюд".

В отечественной психологии проблема установки была предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Смысл, который Д. Н. Узнадзе вкладывал в понятие установки, отличался от принятого в зарубежной психологии. По его мнению, установка представляет собой не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Возникновение установки обусловлено как объектом, так и субъектом, установка возникает:

1) как реакция на определенную ситуацию;

2) как результат удовлетворения определенной потребности.

Перед осуществлением любой деятельности, считает Д. Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, даже если этот процесс им и не осознается. Целостное динамическое состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, состояние, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией, Д. Н. Узнадзе назвал установкой.

Установка, по его мнению, является первичным свойством организма, самой примитивной, бессознательной реакцией на внешние раздражения. Предположив, что должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики, Д. Н. Узнадзе ввел в психологию принцип иерархии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации.

На уровне установки поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. На уровне объективации деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер, поскольку человек в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.



Функции аттитюда. В работах М. Смита, Д. Брунера и Р. Уайта был намечен подход к проблеме функций аттитюда. Исследователи выявили следующие функции, которые выполняет социальная установка:

1) функция оценки объекта, выполняемая аттитюдом, задает "готовые" оценочные категории и позволяет субъекту оценивать с его помощью поступающую информацию соотносить ее со своими мотивами, целями, ценностями и интересами:

2) функция социального приспособления – аттитюд помогает субъекту оценить, как другие люди относятся к социальному объекту и направляет его к тем объектам, которые служат достижению поставленных целей. Социальная установка опосредует межличностные отношения: аттитюд может выступать как средство сохранения отношения человека с другими людьми, либо как средство разрыва этих отношений;

3) экстернализация (функция воплощения) связана с существованием у человека внутренних проблем и противоречий и является "выразителем" глубинных мотивов человека.

Д. Кац, интегрируя представления, разработанные в бихевиоризме, психоанализе, гуманистической психологии и когнитивизме, обосновал установку с точки зрения потребностей, которые она удовлетворяет, и выделил четыре функции.

Инструментальная функция выражает приспособительные тенденции поведения человека, аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей, помогает человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми.

Эгозащитная функция – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности, защищает людей от получения неприятной информации о самом себе и о значимых для него социальных объектах.

Функция выражения ценностей (функция ценности, самореализации) – аттитюд выступает как средство самоопределения, освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности в отношении к социальным объектам, организации своего поведения.

Функция организации знаний – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту, позволяет избежать чувства неопределенности и неясности, задает направление интерпретации событий.

Исследования аттитюдов, проведенные в современной зарубежной психологии, подтвердили их взаимосвязь с поведением, был выявлен ряд факторов, которые ослабляют эту взаимосвязь, раскрыто, что сильные установки предопределяют поведение личности. Экспериментально установлено, что влияние аттитюдов на поведение определяется силой или доступностью аттитюдов (Э. Аронсон). Доступность аттитюда зависит от высокой степени его осознанности индивидом (М. Снайдер, У. Суони и др.), наличия обширных знаний об объекте аттитюда (У. Вуд): чем больше человек знает об объекте, тем более доступной становится оценка этого объекта, и с большей вероятностью можно делать прогноз о его поведении.

Доступной для осознания и регуляции поведения социальная установка становится тогда, когда она сформирована в непосредственном опыте взаимодействия с объектом или многократно закреплена в памяти индивида (Р. Фазио, М. Занн, Д. Реган). Сила аттитюда может определяться скоростью и прочностью связи оценочной реакции на его объект.

Насколько аттитюды могут определять поведение личности и возможность его предсказывать, зависит не только от силы аттитюдов, но и от "внутренних" личностных и "внешних" ситуационных факторов, опосредующих их взаимосвязь.

К "внутренним", личностным факторам, определяющим взаимосвязь "аттитюд – поведение", исследователи относят мотивационный фактор, личную заинтересованность человека и самомониторинг.

Выявлено, что люди в организации своих действий руководствуются альтернативными аттитюдами в зависимости от того, насколько для них это выгодно. Например, принимая решение о том, выступить ли в защиту закрытия экологически вредного производства, человек будет оценивать не только угрозу загрязнения окружающей среды, но и то, что он может потерять работу в связи с закрытием этого предприятия. В этом случае проявляется влияние мотивационных факторов на "выбор" из альтернативных аттитюдов в связи с необходимостью удовлетворения более значимых для человека потребностей.

Личная заинтересованность человека (Л. Сивацек и У. Крано) понимается как ощущение человеком степени важности, необходимости чего-либо в своей жизни. Она определяется как мотивационными, так и ценностными факторами: чем более важен для человека результат действий, тем сильнее связь аттитюда и действия.

Самомониторинг (М. Снайдер) означает способ презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление. Люди с высокой степенью самомониторинга умеют произвести хорошее впечатление, постоянно анализируют свое поведение и обращают внимание на реакцию окружающих, меняют свой образ действий, если он не достигает в обществе ожидаемого эффекта. Они ведут себя как "социальные хамелеоны", подстраивая свое поведение под ситуацию, чувствуя отношение других, поэтому они менее всего действуют в соответствии с собственными установками. Обладая выраженным самоконтролем, такие люди легко адаптируются к новой работе, новым ролям и взаимоотношениям.

В отличие от них люди с низким уровнем самомониторинга в меньшей степени подвержены влиянию своего социального окружения, вследствие чего они более доверяют собственным аттитюдам. М. Снайдер и У. Сван экспериментально доказали, что поведение людей с низким самомониторингом находится в большей взаимосвязи с аттитюдами, чем у людей с высоким уровнем самомониторинга.

Таким образом, по мнению зарубежных исследователей, "внутренние" личностные переменные (мотивы, ценности, индивидуальные особенности) в определенной мере влияют на взаимосвязь аттитюда и поведения.

Поведение личности во многом зависит и от "внешних", ситуационных факторов, оказывающих влияние как на аттитюды, так и на регулируемое ими поведение. Зарубежные исследователи выявили и описали более 40 различных факторов, определяющих сложные и неоднозначные связи установки и поведения.

Результаты экспериментов (Э. Джонс, Г. Сигалл, Р. Пейдж) продемонстрировали, что личные установки и установки, выражаемые внешне, отличаются друг от друга, поскольку внешнее выражение установок зависит от множества ситуационных причин и социальных влияний и поведение в большей мере направляется "истинными" аттитюдами.

На специфику связи "аттитюд – поведение" оказывают влияние ситуационные факторы, под которыми понимаются как глобальные социальные воздействия (например, ситуация социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.), так и более "частные" ситуативные влияния. Выделяют такие уровни социального влияния, как социальные и культурные, институциональные и групповые и межличностные. При изучении взаимосвязи установок и поведения наиболее часто упоминаются следующие ситуационные факторы:

1) влияние на поведение человека аттитюдов и норм других людей (влияние значимых других и групповое давление);

2) отсутствие приемлемой альтернативы, поскольку несоответствие аттитюда и поведения связано с невозможностью реализовать свой аттитюд в реальности;

3) воздействие непредсказуемых событий побуждает человека поступать даже вопреки своим аттитюдам;

4) нехватка времени в связи с занятостью, спешкой или стремлением решить сразу несколько проблем.

Как мы видим, поведение определяется не столько установками, сколько той ситуацией, в которой находится человек. В дальнейшем исследователи предположили, что для прогнозирования поведения необходимо учитывать как внутренние, так и внешние факторы, при помощи которых намерения (интенции) человека становятся реальным поведением. Взаимосвязи "аттитюд – намерение – поведение" раскрыты А. Айзеным и М. Фишбайном в теории когнитивного опосредования действия (модели обоснованного действия). Они экспериментально доказали, что основное влияние на поведение оказывают именно намерения (интенции) человека. Намерения определяются двумя факторами:

1) аттитюдом по отношению к поведению;

2) субъективными нормами поведения человека (восприятие социального влияния).

Модель "обоснованного действия" основана на идее о рациональном осознании и проработке человеком информации о последствиях действий, оценке этих последствий и своих представлений о целесообразности поведения с точки зрения других людей. Модель успешно использовалась для прогнозирования различных видов поведения, хотя имела ряд недостатков, свойственных практически всем зарубежным "аттитюдным" концепциям.

Основной недостаток этих концепций заключается в том, что в них личность действует в ситуации, изолированной от общих социальных условий жизнедеятельности человека. Исследователи не учитывают конкретные исторические, политические, социально-экономические условия, в которых реализуется поведение индивида, тем самым игнорируют проблему влияния, оказываемого обществом на личность.

Таким образом, социальная установка, являясь системным образованием, включена в другие, более сложные системы, складывающиеся по разным признакам, и конечным регулятором поведения и деятельности личности оказывается взаимодействие этих сложных систем. Регуляция социального поведения должна быть истолкована в контексте всей диспозиционной системы личности, а не только со стороны той или иной социальной установки.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.