Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

вопрос Дидактическая система К. Ю. Ушинского.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) – великий русский педагог. Один из создателей общественной педагогики, ставившей целью воспитание человека – гражданина, тесными узами связанного с трудящимися массами , с народной культурой.

В педагогической системе К.Д. Ушинского занимали учение о содержании школьного обучения, проблемы соотношения науки и учебного предмета. К.Д. Ушинский глубоко раскрыл педагогическое значение принципа наглядности, его роль в развитии умственных сил ребёнка. Дидактика и методика К.Д. Ушинского были направлены против зубрёжки и пассивности детей в обучении. Он предложил новый, более широкий учебный план для народной школы, центральное место в котором отводилось родному языку.

Главный труд его жизни – книга «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (в ней заложен основной фундамент современного педагогического знания, изложены основы общей теории развития личности). Цели и задачи обучения К.Д. Ушинский рассматривал в контексте развития личности.

Он выделял следующие факторы воспитания личности:- преднамеренные, т.е. те цели и задачи, которые заранее поставлены воспитанием; - непреднамеренные, т.е. те, которые влияют на ребенка непосредственно в той среде, в которой он находится.

Иными словами, цель обучения, по К.Д. Ушинскому - развитие мышления, способностей, на определенной сумме знаний, которые необходимы в жизни, а задача обучения - создать условия для разнообразной деятельности ребенка на уроке.

Преднамеренное и непреднамеренное воспитание.Важным является то, что пределы воспитательной деятельности даны в условиях душевной и телесной природы человека и в условиях окружающего его мира. Следует различать преднамеренную воспитательную деятельность (школа, учителя, наставники) и непреднамеренную (природа, семья, общество, народ и т.д.), которая является столь же сильной, а может и более сильной. Много в развитии изменяется и самим человеком. И «эти изменения выходят из предварительных изменений в его собственной душе, на вызов, развитие или задержку которых преднамеренное воспитание, словом, школа со своим учением и своими порядками, может оказывать прямое и сильное действие».



В проблеме соотношения «общественного образования» и «общественного бытия» Ушинский выделял еще одну важнейшую сторону - ту, которая в современной философии образования предстает как соотношение «образования» и «социализации». Более чем на столетие опережая это фундаментальное обретение современной науки, он выдвинул кардинальный методологический тезис о различении (и взаимосвязи) «преднамеренного» и «непреднамеренного» воспитания, т. е. воспитания как целенаправленной и систематической деятельности, имеющей целью всестороннее развитие личности, и воспитания как стихийного воздействия тех «условий мира», в которых человеку «суждено жить». «Воспитание, в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность - школа, воспитатель и наставники, - писал Ушинский в предисловии к "Педагогической антропологии", - вовсе не единственные воспитатели человека. . . столь же сильными, а может быть и гораздо сильнейшими воспитателями его, являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий». Именно эти «непреднамеренные воспитатели» - «великие воспитатели», как называл их Ушинский, оказывают, по его словам, помимо школы, определяющее влияние «на духовное развитие, духовное воспитание человека в отдельности и народа вообще».

Задачи воспитания:Важными задачами нравственного воспитания являются:

- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;

- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека;

- воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше». Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных «словесных назиданий». Методы и средства воспитания зависят от его содержания и цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений. При этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. Особую роль в системе средств нравственного воспитания К.Д. Ушинский отводил умственному и физическому труду учащихся, их разнообразной деятельности.

Самое воспитание, считал он, если оно желает счастья человеку, должно способствовать тому, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически развиты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, необходимо воспитывать и развивать на основе принципа народности.

Методы и приемы обучения по Ушинскому:К.Д. Ушинский приветствовал такие методы преподавания, которые " заставляют работать разом целый класс и имеют главной целью чтобы дети собственным опытом и мышлением открывали правила". Методы обучения, утверждал педагог, должны будить самостоятельную мысль детей, развивать самостоятельность в учебной работе, интерес к изучаемому. В программе дидактики Ушинский указывает на два главных метода преподавания и изучения: метод синтетический и аналитический. Сочетание аналитического и синтетического методов обучения, по мнению К.Д. Ушинского, способствует умственной активности учащихся.

Наряду с главными методами преподавания Ушинский различает "приемы преподавания": · прием догматический, или предлагающий;· прием сократический, или спрашивающий;· прием акроматический, или излагающий;· прием эвристический, или дающий задачи.

Каждый из предложенных приемов имеет значение в развитии мышления учащихся. Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета.

Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения.

Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. Он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т.д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи.

В процессе обучения Ушинский различает 2 стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нём общее понятие (восприятие предмета или явления→ под руководством учителя отличают и различают полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие→ учитель дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного). На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.

Ушинский был против разделения функции обучения и воспитания между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

Значение Ушинского в истории педагогической мысли:Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он - «учитель русских учителей» - разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского. Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы, с жизнью. Он говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой - с другой». Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития. К. Д. Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов. Он обосновал идею народности воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, но и на последующие поколения педагогов многонациональной России.

 

Много детей отправляли в Европу, возвратившись они становились костяком Славяно-Греко-Латинской академия к началу 18 века в России складывается 3х ступенная обр-ие, появл огромное кол-во школ военных, каменщиков, строителей. Огромное кол-во школ на урале, школы кораблестроения, материальное образ-ие.

Классическое обр-ие в России в основном семейное.

Ф. Прокопович, утверждавший что обучение для самопознания человека и движение его к Богу.

И.Г. Посошков – обучение для гос-ва, для гражданина.

Татищев – для просвещения человека, для развития его ума.

Формируется две школы:1 Дворянская – на иност языке (могли учиться и мал и дев) 2 Прикладная «Реальная» - простые прикладные знания (могли учиться дети ремесленников, крест мал и дев.)

1755 год открывается при Екатерине Великой Московский университет.

Университет для того, чтобы обучать на русских традициях. Преподавние шло на русском языке. К концу 18 века систему утвердили и стало непрерывной обр-ие для дворянских детей.

Семейное – гимназии – университет – заканчивалось образование чаще всего в Европе

Две основные идеи. 1Обучение должно носить светский характер 2Обучение – это забота о государстве.

Укрепились прогрессивные идеи в обр-ии всех идей.

1861 году Ушинский защищает диссертацию «Человек как предмет воспитания» суммативная педагогика – понимание его основный, личн. Особенности

Ушинский прописал цель: формирование нравственных чувств и интеллектуальных сил. Провозгласил принцип народности обр-ия на родном языке, он реализуется в родных школах. Создает несколько учебников «Книга для чтения» и «Родное слово».

Ушинский уделяет внимание подготовке учителей, понимает государственную ответственность педагога за образование детей.

Ушин. Определяет методы обучения: словесный, наглядности и практичности. Создает классические форму обр-ия: индивидуальная, групповая, массовая.

Утверждает принцип природосообразности, но в рамках ребенка, принцип сознательности в обучении ребенка.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.