Контрольно-диагностический блок Самостоятельная работа студента
№ 1
Цель:-формированиеОК1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения)
Задание:Изобразите в виде наглядной схемы связи педагогики с другими областями научного знания. Обозначьте тип связи педагогики с 3-4 из представленных на вашей схеме областей. Аргументируйте выбор типа.
Выберете 3-4 области научного знания и проиллюстрируйте взаимосвязь педагогики с ними конкретными примерами.
Проделайте мысленный эксперимент: представьте, что связи педагогики с одной из обозначенных на схеме областей (выбор за вами) прекратились. Опишите, к каким последствиям (как для педагогики, так и для этой области) это может привести.
Методическая подсказка:
1. Постарайтесь включить в вашу наглядную схему, главным образом, те области, с которыми педагогика взаимосвязана в первую очередь (этому поможет, если вы вспомните, что является объектом педагогики).
2. Вспомните, какие типы взаимосвязи между различными областями научного знания бывают. Не забудьте, что типов связи между педагогикой и другой областью науки может быть несколько. Учтите это в ходе аргументации определения типа связи.
Границы предметной областипедагогики(По: Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. с - 11 )
Политология
| Философия
| Экономика
| Биология
| ПЕДАГОГИКА
| Социология
| Медицина
| Психология
| Право
| Основные типы связей педагогики с другими науками: (По: БорыткоН.М. и др. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008).
№
| Тип связи
| Характеристика типа
| 1.
| Заимствование
| Педагогика из этой науки заимствует термины, методы, критерии и другие объекты. Однако заимствование не может быть механическим. Оно всегда имеет творческий характер, поскольку заимствованные объекты, как правило, по-своему интерпретируются педагогикой.
| 2.
| Взаимовлияние
| Этот тип взаимосвязи, в отличие от предыдущего, носит двусторонних характер. Предполагается, что педагогика и связанная с ней область оказывают друг на друга влияние.
| 3.
| Взаимодействие
| Предполагает, что связанными науками изучается одно и то же явление, но каждая из наук рассматривает это явление в определенном контексте (в рамках своей предметной области). Главное направление исследования задается одной из областей. Такой областью может стать и педагогика.
| 4.
| Взаимопроникновение
| Подобные связи возникают тогда, когда на основе ведущих идей, положений, выводов одной науки складываются новые концепции, возникают новые отрасли в рамках другой науки.
| 5.
| Комплементарность
| Термин «комплементарность» переводят как «дополнительность», «взаимное соответствие». Комплементарные связи возникают в тех случаях, когда данные одной науки дополняют данные другой, когда из данных нескольких наук, как из мозаики, складывается единая картина.
| 6.
| Интеграция
| integratio – восстановление, восполнение. Под интеграцией понимают связывание отдельных частей и функций системы в единое целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Результатом интегративных связей может стать новая научно-педагогическая дисциплина (например, философия образования, психолингвистика и т.д.).
| Задание оценивается по следующим критериям:
· логичность и наглядность предложенной схемы;
· правильность и аргументированность определения типов связи;
· корректность приведенных примеров;
· аргументированность описания последствий;
· оригинальность суждений.
№ 2
Цель- формированиеОК1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения)
Задание:Проанализируйте не менее 5 различных источников информации (книги, периодические издания, сайты, теле-, радиопередачи и др.), посвященные проблемам современной педагогики как науки. Составьте список данных проблем. Вычлените предлагаемые в источнике информации способы решения указанной проблемы. Результаты оформите в виде таблицы. Выделите и сформулируйте заинтересовавшую Вас проблему.
№
| Проблема
| Название информацион-ного источника
| Тип информационногоисточника
| Предлагаемые способы решения указанной проблемы в данном информационном источнике
| 1.
| Проблемы педагогической диагностики
| Сайт "Образование: исследовано в мире"
http://www.oim.ru
| Электронное издание
|
|
| Выступление Министра образования РФ….
|
|
|
| ….
|
|
| Выводы
| Методическая подсказка:
При подборе источников информации обратитесь к разным их типам. Это поможет Вам увидеть масштаб осмысления данной проблемы.
Задание оценивается по следующим критериям:
- наличие разных типов источников информации;
- наличие источников, рассказывающих о зарубежном опыте;
- точное указание источника, оформленное по правилам составления библиографических списков;
- наличие и аргументированность собственных выводов;
- оформление работы.
№3
Цель:формированиеОК1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения); ПК5 (способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса);
Задание: Пользуясь текстом одного из литературных источников, опишите педагогический процесс на основе его структуры.
Методическая подсказка:
Внимательно прочитайте текст. Вспомните структуру целостного педагогического процесса. Найдите в тексте содержательные части, относящиеся к отдельным компонентам педагогического процесса. В случае, если в тексте какие-либо компоненты педагогического процесса напрямую не представлены, попробуйте сделать предположение, какой они могут иметь характер в данной педагогической системе на основании имеющейся информации об остальных компонентах. Свое предположение обоснуйте.
Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателя и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников (В.И.Смирнов).
Компоненты педагогического процесса:
1. Цель и задачи – в совокупности составляют целевой блок педагогического процесса. Это его системообразующий компонент. Заключает в себе формулировку ожидаемых результатов педагогического процесса.
2. Принципы – ведущие основания, на которых выстраивается педагогический процесс.
3. Содержание образования – система знаний, умений, навыков, а также личностных качеств, которые развиваются в условиях конкретного педагогического процесса.
4. Методы обучения и воспитания.
5. Организационные формы.
6. Субъекты педагогического процесса – «портрет» учителя и ученика, характер взаимодействия между ними (субъект-объектный / субъект-субъектный); стиль педагогического общения.
7. Организационные условия – нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение педагогического процесса.
8. Результаты образовательного процесса и эффективность их достижения.
При выполнении задания вы можете воспользоваться следующими источниками (выбор источников может не ограничиваться этим перечнем):
1. Сытина Н. С. Теория и технологии обучения: учеб. пособие / Н. С. Сытина. - Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2011. - 223 с.
2. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1989. - 316 с.
3. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
4. Бражник Е. И. Модели альтернативного обучения: учеб. пособие / Е. И. Бражник, В. Д. Повзун, И. А. Свиридова. - СПб.: Астерион, 2005. - 272 с.
5. Латышина Д. И. История педагогики: X - начало XX вв.: учеб. пособие / Д. И. Латышина. - М.: ФОРУМ, 2007. - 584 с.
Задание оценивается по следующим критериям:
· представленность всех основных компонентов педагогического процесса в описании;
· содержательность;
· терминологическая корректность.
№4
Цель- формированиеОК1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения)
Задание:составить аннотированный список источников по исследуемой проблеме.
Методическая подсказка:
Аннотированный список литературы представляет собой список литературы по определенной проблеме с аннотациями.
Содержание аннотированного списка составляется по схеме: 1) название книги, фильма; 2) автор; 3) краткая аннотация; 4) выходные данные: год издания, издательство.
Аннотация –краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании, его назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.
Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации (описательные или информационные) характеризует тематику издания, сообщают какие либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.
Рекомендательные – характеризует книгу (статью) и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки и других особенностей.
Виды аннотаций по полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначения подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации характеризует книгу (статью) в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Они позволяют в первом приближении представить себе содержание книги, понять окажется ли она полезной для углубления знаний в интересующей области.
Специализированные аннотации представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.
Аннотации могут быть обзорными или групповыми. Она содержит обобщенную характеристику двух или более документов, близких по теме.
План аннотации включает в себя:
1. Библиографическое описание работы.
2. Перечисление основных проблем, затронутых в работе.
3. Выводы автора, его мнение, оценка.
Критерии оценки выполнения задания:
1. Соответствие теме задания (каталог литературы для педагога-воспитателя).
2. Полнота и содержательность представленных изданий (раскрывают разные аспекты деятельности педагога).
3. Современность и актуальность аннотированной литературы.
4. Разнообразие жанров источников.
5. Эстетика оформления материала.
6. Оригинальность представленных материалов.
7. Наличие собственной авторской позиции в аннотации издания.
№ 5
Цель - формированиеОК1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения); ПК12 (способен разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности);
Задание:Проанализируйте не менее трех телевизионных образовательных передач и оцените характер их влияния на школьников.
Не забудьте указать точные данные передачи (дата, канал, время, дополнительная информация). Сделайте общий вывод.
Результаты отразите в таблице.
№
| Название и тип передачи
| Характеристика
| 1.
| «Умники и умницы»
| (согласно параметрам анализа)
| Выводы
| Методическая подсказка:
При выборе телевизионной передачи старайтесь обратить внимание на те из них, время выхода которых соответствует времени просмотра телевизора школьниками.
Параметры анализа телевизионной передачи:
- тип передачи
- соответствие имиджу телевизионного канала
- целевая аудитория
- назначение
- авторы (если есть информация)
- содержание
- грамотность
- оформление
- соответствие содержания целям
- характер влияния на аудиторию школьного возраста.
Задание оценивается по следующим критериям:
- корректность анализа;
- корректность заполнения таблицы-матрицы;
- аргументированность суждений и корректность выводов;
- оформление работы.
№6
Цель - формированиеОК1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения); ПК12 (способен разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности);
ПИСЬМО ШКОЛЬНИКА
Задание: Изучив конкретную педагогическую систему написать письмо от лица воспитанника (учащегося)…
Также могут быть оговорены условия, например: по истечении определенного срока обучения; о конкретном проявлении системы (первые впечатления, занятия конкретного учителя, досуг и т.д.)
Методическая подсказка:
Алгоритм выполнения задания:
1. На основе литературного источника (источников) изучить конкретную педагогическую систему.
2. Составить текст письма.
Возможные педагогические системы:
· Педагогические системы (развивающее обучение, проблемное обучение, программированное обучение и др.)
· Альтернативные педагогические системы: школа М.Монтессори, Вальдорфская школа Р.Штайнера и др.
· Исторические педагогические системы: Смольный институт благородных девиц, Царскосельский лицей, Первый кадетский корпус и др.
· Авторские исторические педагогические системы: Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, Дж.Локка и др.
Список рекомендуемой литературы
1. Бражник Е. И. Модели альтернативного обучения: учеб. пособие / Е. И. Бражник, В. Д. Повзун, И. А. Свиридова. - СПб.: Астерион, 2005. - 272 с.
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / под ред. Н. Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество, 1998. - 336 с.
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. З. И. Васильевой. – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 432 с.
4. Латышина Д. И. История педагогики: X - начало XX вв.: учеб. пособие / Д. И. Латышина. - М.: ФОРУМ, 2007. - 584 с.
5. Педагогика народов мира: История и современность: Международный проект / рук. проекта проф. К. Салимова. – М.: Пед. общество России, 2001. - 976 с.
6. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли: учебник для студ. вузов / В. Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2006. - 351 с.
Задание оценивается по следующим критериям:
· использование знаний конкретной педагогической системы;
· культуросообразность содержания письма (соответствие особенностям культуре, корректность языка);
· оригинальность.
№ 7
Цель: ОК1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения);
ПК12 (способен разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности);
А
Программа самообразования
Задание:Составьте программу Вашего самообразования как педагога на ближайшие пять лет. Результаты оформите в таблице.
Задачи
| Средства
| Форма
| Ресурсы
| Ожидаемый результат
| Цель - …………….
| Знакомство с инновационным образователь-ным опытом различных регионов
| Издания, публикую-щие данный опыт
| Самостоятельная работа
| Информа-ция,
временной ресурс
| Использова-ние инновацион-ного опыта регионов РФ в собственной профессио-нальной деятельнос-ти
| Семинары для учителей
| Очная
| Информа-ция о семинаре,
временной ресурс, возможно финансиро-вание
|
|
|
|
|
| Методическая подсказка:
Постарайтесь прописать программу самообразования как можно более конкретно. Продумайте, чему бы Вы хотели научиться, чем Вам необходимо овладеть; где бы Вы смогли почерпнуть знания по тем или иным вопросам; кто бы мог помочь Вам в процессе самообразования; какие организации могли бы Вам способствовать в реализации Вашей программы самообразования.
Задание оценивается по следующим критериям:
- соответствие программы самообразования общей заявленной цели самообразования;
- логичность и структурированность программы самообразования;
- грамотность выполненной работы.
Б
|