Культура XX в. (обобщающая характеристика) КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Планы лекций и семинарских занятий,
требования к выполнению реферативных работ
для студентов всех направлений очной формы обучения
Комсомольск-на-Амуре
УДК 008.001(07)
Культурология: планы лекций и семинарских занятий для студентов всех направлений очной формы обучения / сост.: А.А. Аксенов, В.Ю. Балахнина, Т.В. Демидова, Ант. А. Иванов, Анд.А. Иванов, И.В. Конырева, Н.Ю. Костюрина, И.Ю. Тимофеева. – Комсомольск-на-Амуре : ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. – 40 с.
Содержат основные дидактические единицы лекций, требования к реферативным работам и темы рефератов, вопросы и рекомендуемую литературу к семинарским занятиям, литературу по изучаемому предмету и список контрольных вопросов.
Предназначены для студентов для студентов всех направлений очной формы обучения.
Рецензент Т.А. Чабанюк
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАНЯТИЙ
Название темы
| Кол-во часов
| Лекции
| 1 Культурология как наука. Культурология в системе наук. Структура культурологического знания
|
| 2 Понятие культуры. Функции культуры
|
| 3 Методы культурологических исследований. Ценности, нормы, традиции
|
| 4 Морфология культуры
|
| 5 Семиотика культуры: знак – символ – текст
|
| 6 Типология культуры.Восточный и западный тип культуры
|
| 7 Культура и цивилизация
|
| 8 Культура XX в. (обобщающая характеристика).
|
| 9 Глобальные проблемы современности. Социокультурный прогноз
|
| Практические занятия
| 1 Культурогенез. Проблемы исторического происхождения культуры. Теории и концепции
|
| 2 Культурогенез. Первобытная культура человечества
|
| 3 Теории социокультурной динамики
|
| 4 Исторические типы культур
|
| 5 Миф как форма культуры. Мифологический тип сознания
|
| 6 Культура и религия
|
| 7 Библия. Как культурно-исторический и религиозно-духовный феномен. Христианство
|
| 8 Искусство и художественная культура
|
| 9 Культура XX века
|
| 10 Феномен массовой культуры
|
| 11 Наука и техника в современной культуре
|
| 12 Понятия «базовой» культуры и субкультуры. Молодежная культура. Контркультура. Маргинальные культуры
|
| 13 Межкультурные коммуникации
|
| 14 Менталитет русского народа и русской культуры
|
| 15 Советская тоталитарная культура. Тоталитаризм как тип цивилизации
|
| 16 Итогово-обобщающий контроль
|
|
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЛЕКЦИЙ
Занятие 1
Культурология как наука. Культурология в системе наук. Структура культурологического знания
История термина «культурология»; Л. Уайт о необходимости создания новой науки о культуре, способной интегрировать накопленные эмпирические знания о конкретных исторических ее формах, предложить научную модель, позволяющую в системе описать целостность культуры.
Становление научного интереса к культуре в России; культурология как самостоятельная наука (1990-е гг.), возникающая на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики; определение предмета и методы исследования, институализация культурологии.
Проблемы культурологии (структура, заимствование методов из смежных наук, отсутствие единой методологической базы), связанные со спецификой этой науки: интегративностью, широтой предмета исследования, отсутствием единого понимания культуры, т.е. определения предмета, включенностью истории предмета в сам предмет.
Специфическая задача культурологии – обобщив усилия конкретных дисциплин, создать общую теоретическую базу исследования, на основе которой определить закономерности формирования, функционирования и развития культуры.
Структура культурологии: теория культуры, история культуры, прикладная культурология.
Занятие 2
Понятие культуры. Функции культуры
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, субъект культуры, культурные коды, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация и др.
«Культура» как фундаментальное понятие социально-гуманитарного знания. Проблема множественности толкований понятия «культура». Исторические интерпретации термина «культура». Различные подходы к определению культуры в культурологии.
Полифункциональность культуры. Познавательная, регулятивная, аксиологическая, коммуникационная функции, функция хранения и трансляции социального опыта. Семиотическая функция культуры. Интегративная и социализирующая функции культуры.
Занятие 3
Методы культурологических исследований.
Ценности, нормы, традиции
Методы анализа культуры: морфологический, цивилизационно-типологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, структурный, системный, социологический и др.
Постоянно действующие или долговременные устойчивые и упорядоченные способы культурной регуляции поведения: обычаи, нормы, стандарты, стереотипы и т.п.
Понятие нормы как узаконенного культурного установления, признанного обязательного порядка.
Традиции как основные накопители и трансляторы стандартизированного социального опыта сообщества.
Культурные ценности как сумма наиболее выдающихся по своему качеству произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества и как квинтэссенция социального опыта общества.
Занятие 4
Морфология культуры
Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении.
Различные подходы к структурированию культуры. Формы и строение отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.
Направления исследования культурных форм и артефактов: генетическая, микродинамическая, историческая, структурно-функциональная, технологическая. Морфологические модели культуры.
Занятие 5
Семиотика культуры: знак – символ – текст
Семиотика как наука о знаках и знаковых системах, знаковом поведении и коммуникации. Структура знака: означающее, означаемое, денотат. Модель коммуникации Р. Якобсона, К. Шеннона: адресант, канал, сообщение, адресат, код, шум.
Классификация знаков: 1) естественные знаки; 2) функциональные знаки; 3) конвенциональные (индекс, икона, символ). Типы означаемых (значений): денотативное, смысловое, экспрессивное, коннотативное.
Понятие и классификация знаковых систем: 1) естественные вербальные языки; 2) языки жестов и пространственных отношений; 3) формализованные языки; 4) вторичные моделирующие системы; 5) метаязыки. Типы отношений между знаковыми системами: порождение, происхождение, гомология.
Текст как упорядоченная совокупность знаков, характеризующаяся целостностью содержания и относительной независимостью от контекста. Специфика художественного текста.
Занятие 6
Типология культуры.Восточный и западный тип культуры
Разнообразие культурных форм и сложное строение культуры. Классификация культурных типов. Основания классификаций.
Выявление связей между феноменами культуры (систематизация, классификация.) Выявление различий и контрастов (типология). Виды классификации культуры: синхронно-структурные, культурно-исторические, по методу идеальных типов. Сравнительная характеристика восточного и западного культурного типов.
Занятие 7
Культура и цивилизация
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».
Содержание категории «цивилизация». Интерпретация ее смыслового значения в различных научных теориях (концепции Л.Моргана, Ф.Энгельса, П.Сорокина, Ф. Тенниса, А. Вебера, О.Шпенглера, Н. Бердяева).
Типы цивилизаций. Принципы и критерии классификации.
Занятие 8
Культура XX в. (обобщающая характеристика)
Общая характеристика культуры XX в., новые типы художественного и философского самовыражения. Универсализм как мировоззренческая установка на культурный синтез, на «всемирность истории», на «схождение» культур.
Индустриальный и постиндустриальный типы хозяйства. Социокультурные последствия научно-технической революции. Становление информационного общества. Основные критерии наступления постиндустриального этапа: технологический, экономический, критерий сферы занятости, критерий медианагруженности, критерий рефлексивной модернизации (Э. Гидденс).
Занятие 9
|