Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Культура XX в. (обобщающая характеристика)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Планы лекций и семинарских занятий,

требования к выполнению реферативных работ

для студентов всех направлений очной формы обучения

 

Комсомольск-на-Амуре

 

УДК 008.001(07)

Культурология: планы лекций и семинарских занятий для студентов всех направлений очной формы обучения / сост.: А.А. Аксенов, В.Ю. Балахнина, Т.В. Демидова, Ант. А. Иванов, Анд.А. Иванов, И.В. Конырева, Н.Ю. Костюрина, И.Ю. Тимофеева. – Комсомольск-на-Амуре : ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. – 40 с.

Содержат основные дидактические единицы лекций, требования к реферативным работам и темы рефератов, вопросы и рекомендуемую литературу к семинарским занятиям, литературу по изучаемому предмету и список контрольных вопросов.

Предназначены для студентов для студентов всех направлений очной формы обучения.

Рецензент Т.А. Чабанюк

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАНЯТИЙ

Название темы Кол-во часов
Лекции
1 Культурология как наука. Культурология в системе наук. Структура культурологического знания
2 Понятие культуры. Функции культуры
3 Методы культурологических исследований. Ценности, нормы, традиции
4 Морфология культуры
5 Семиотика культуры: знак – символ – текст
6 Типология культуры.Восточный и западный тип культуры
7 Культура и цивилизация
8 Культура XX в. (обобщающая характеристика).
9 Глобальные проблемы современности. Социокультурный прогноз
Практические занятия
1 Культурогенез. Проблемы исторического происхождения культуры. Теории и концепции
2 Культурогенез. Первобытная культура человечества
3 Теории социокультурной динамики
4 Исторические типы культур
5 Миф как форма культуры. Мифологический тип сознания
6 Культура и религия
7 Библия. Как культурно-исторический и религиозно-духовный феномен. Христианство
8 Искусство и художественная культура
9 Культура XX века
10 Феномен массовой культуры
11 Наука и техника в современной культуре
12 Понятия «базовой» культуры и субкультуры. Молодежная культура. Контркультура. Маргинальные культуры
13 Межкультурные коммуникации
14 Менталитет русского народа и русской культуры
15 Советская тоталитарная культура. Тоталитаризм как тип цивилизации
16 Итогово-обобщающий контроль

 



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЛЕКЦИЙ

Занятие 1

Культурология как наука. Культурология в системе наук. Структура культурологического знания

 

История термина «культурология»; Л. Уайт о необходимости создания новой науки о культуре, способной интегрировать накопленные эмпирические знания о конкретных исторических ее формах, предложить научную модель, позволяющую в системе описать целостность культуры.

Становление научного интереса к культуре в России; культурология как самостоятельная наука (1990-е гг.), возникающая на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики; определение предмета и методы исследования, институализация культурологии.

Проблемы культурологии (структура, заимствование методов из смежных наук, отсутствие единой методологической базы), связанные со спецификой этой науки: интегративностью, широтой предмета исследования, отсутствием единого понимания культуры, т.е. определения предмета, включенностью истории предмета в сам предмет.

Специфическая задача культурологии – обобщив усилия конкретных дисциплин, создать общую теоретическую базу исследования, на основе которой определить закономерности формирования, функционирования и развития культуры.

Структура культурологии: теория культуры, история культуры, прикладная культурология.

 

Занятие 2

Понятие культуры. Функции культуры

 

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, субъект культуры, культурные коды, культурная картина мира, социальные институ­ты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация и др.

«Культура» как фундаментальное понятие социально-гуманитарного знания. Проблема множественности толкований понятия «культура». Исторические интерпретации термина «культура». Различные подходы к определению культуры в культурологии.

Полифункциональность культуры. Познавательная, регулятивная, аксиологическая, коммуникационная функции, функция хранения и трансляции социального опыта. Семиотическая функция культуры. Интегративная и социализирующая функции культуры.

 

Занятие 3

Методы культурологических исследований.

Ценности, нормы, традиции

 

Методы анализа культуры: морфологический, цивилизационно-типологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, структурный, системный, социологический и др.

Постоянно действующие или долговременные устойчивые и упоря­доченные способы культурной регуляции поведения: обычаи, нормы, стандарты, стереотипы и т.п.

Понятие нормы как узаконенного культурного установления, при­знанного обязательного порядка.

Традиции как основные накопители и трансляторы стандартизиро­ванного социального опыта сообщества.

Культурные ценности как сумма наиболее выдающихся по своему качеству произведений интеллектуального, художественного и религиоз­ного творчества и как квинтэссенция социального опыта общества.

Занятие 4

Морфология культуры

 

Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении.

Различные подходы к структурированию культуры. Формы и строение отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.

Направления исследования культурных форм и артефактов: генетическая, микродинамическая, историческая, структурно-функциональная, технологическая. Морфологические модели культуры.

 

Занятие 5

Семиотика культуры: знак – символ – текст

Семиотика как наука о знаках и знаковых системах, знаковом поведении и коммуникации. Структура знака: означающее, означаемое, денотат. Модель коммуникации Р. Якобсона, К. Шеннона: адресант, канал, сообщение, адресат, код, шум.

Классификация знаков: 1) естественные знаки; 2) функциональные знаки; 3) конвенциональные (индекс, икона, символ). Типы означаемых (значений): денотативное, смысловое, экспрессивное, коннотативное.

Понятие и классификация знаковых систем: 1) естественные вербальные языки; 2) языки жестов и пространственных отношений; 3) формализованные языки; 4) вторичные моделирующие системы; 5) метаязыки. Типы отношений между знаковыми системами: порождение, происхождение, гомология.

Текст как упорядоченная совокупность знаков, характеризующаяся целостностью содержания и относительной независимостью от контекста. Специфика художественного текста.

 

Занятие 6

Типология культуры.Восточный и западный тип культуры

 

Разнообразие культурных форм и сложное строение культуры. Клас­сификация культурных типов. Основания классификаций.

Выявление связей между феноменами культуры (систематизация, классификация.) Выявление различий и контрастов (типология). Виды классификации культуры: синхронно-структурные, культурно-исторические, по методу идеальных типов. Сравнительная характеристика восточного и западного культурного типов.

 

Занятие 7

Культура и цивилизация

 

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

Содержание категории «цивилизация». Интерпретация ее смыслового значения в различных научных теориях (концепции Л.Моргана, Ф.Энгельса, П.Сорокина, Ф. Тенниса, А. Вебера, О.Шпенглера, Н. Бердяева).

Типы цивилизаций. Принципы и критерии классификации.

 

Занятие 8

Культура XX в. (обобщающая характеристика)

 

Общая характеристика культуры XX в., новые типы художествен­ного и философского самовыражения. Универсализм как мировоззренческая установка на культурный синтез, на «всемирность истории», на «схождение» культур.

Индустриальный и постиндустриальный типы хозяйства. Социокультурные последствия научно-технической революции. Становление информационного общества. Основные критерии наступления постиндустриального этапа: технологический, экономический, критерий сферы занятости, критерий медианагруженности, критерий рефлексивной модернизации (Э. Гидденс).

 

Занятие 9






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.