Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

 

Промежуточный контроль знаний проводится 2 раза в течение семестра в соответствии с рабочей программой дисциплины: при завершении изучения модуля «Методологические основы регионального управления» и модуля «Управление социально-экономическим развитием региона». Каждое из рубежных контрольных мероприятий является проводится с целью определения степени усвоения материала указанных разделов дисциплины. В качестве форм рубежного контроля используется контрольная работа (по итогам изучения модуля 1) и тестирование (по итогам изучения модуля 2).

 

 

Вопросы для подготовки к контрольной работе по итогам изучения модуля 1:

 

1. Предмет и задачи дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование».

2. Основные понятия и категории региональной науки.

3. Сущность категории «регион».

4. Основные признаки региона.

5. Зарубежная региональная наука: теории размещения производства.

6. Зарубежная региональная наука: теории региональной специализации и межрегиональной торговли.

7. Зарубежная региональная наука: общие теории размещения.

8. Современные направления развития региональной науки.

9. Основные направления отечественных региональных исследований.

10. Методы региональных исследований.

11. Сущность регионального управления.

12. Цели и задачи регионального управления.

13. Функции регионального управления.

14. Принципы регионального управления.

15. Методы регионального управления.

16. Государственная политика регионального развития в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.



17. Государственная политика регионального развития в Государственной программе «Региональная политика и федеративные отношения».

18. Нормативно-правовые основы регионального управления в РФ.

19. Система органов управления субъектами РФ.

20. Министерство регионального развития как основной субъект управления региональным развитием на федеральном уровне.

21. Показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.

22. Классификации регионов РФ.

23. Содержание категории «государственное устройство».

24. Административно-территориальное деление: сущность и функции.

25. Конституционные основы административно-территориального устройства в РФ.

26. Принципы административно-территориального устройства.

27. Современное состояние административно-территориального устройства в РФ.

28. Местное территориальное устройство в РФ.

29. Проблемы административно-территориального устройства в РФ.

30. Основные направления модернизации административно-территориального деления в РФ.

31. Сущность и функции экономического районирования.

32. Понятие и признаки экономического района.

33. Состав экономических районов РФ.

34. Таксономические единицы экономического районирования.

35. Сущность федеральных округов как административно-экономических макрорегионов.

36. Состав федеральных округов РФ. Дифференциация по площади, численности населения, уровню экономического развития.

37. Сущность и признаки проблемных регионов.

38. Типология проблемных регионов.

39. Сущность региональной политики.

40. Цели и задачи региональной политики.

41. Методы региональной политики.

42. Инструменты региональной политики.

43. Цели и задачи государственной региональной политики России.

44. Принципы государственной региональной политики в РФ.

45. Основные направления совершенствования региональной политики в России.

46. Основные направления региональной политики за рубежом.

47. Бюджетные инструменты регулирования регионального развития в РФ.

48. Межбюджетные трансферты: роль в региональном развитии.

49. Федеральные целевые программы регионального развития.

50. Сущность стратегического управления региональным развитием.

51. Содержание стратегии социально-экономического развития субъекта РФ.

52. Сущность государственного стратегического планирования в РФ.

53. Система документов государственного стратегического планирования на федеральном уровне.

54. Система документов государственного стратегического планирования на уровне субъектов РФ.

55. Понятие и компоненты градостроительной деятельности на федеральном и региональном уровнях.

56. Сущность территориального планирования в РФ.

57. Система документов территориального планирования в РФ.

58. Состояние территориального планирования в РФ.

59. Проблемы и направления развития территориального планирования в РФ.

60. Система стратегического и территориального планирования в РФ.

 

Примерное содержание тестовых материалов:

 

№ 1

Основные черты регионов:

1) единство и целостность;

2) общность и единство экономики;

3) управляемость;

4) наличие высокоэффективной экономики;

5) специализация;

6) выгодное экономико-географическое положение;

7) льготное налогообложение.

 

№ 2

Емкость регионального рынка зависит от:

1) размера платежеспособного спроса населения;

2) возрастной структуры населения;

3) уровня развития межрегиональных экономических связей.

 

№ 3

На формирование межрегиональных экономических связей решающее влияние оказывают…

1) сформировавшаяся система размещения производительных сил;

2) специализация регионов;

3) природно-географические условия;

4) административно-территориальное устройство регионов.

 

№ 4

Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения:

1) общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;

2) структуры спроса одноименных товаров, различных предприятий;

3) сезонных колебаний спроса на отдельные виды товаров;

4) требований покупателей к качеству товаров;

5) требований покупателей к цене товаров;

6) структуры спроса малообеспеченной части населения региона;

7) изменений в экономической политике региональных органов управления.

 

№ 5

В систему региональных рынков входят:

1) потребительский рынок;

2) рынок средств производства;

3) рынок сельскохозяйственной продукции;

4) финансовый рынок;

5) рынок информации;

6) национальный рынок;

7) международный рынок.

 

№ 6

Структура потребительского рынка региона представлена крупными сегментами:

1) рынок продовольственных товаров;

2) рынок непродовольственных товаров;

3) рынок недвижимости;

4) рынок потребительских услуг;

5) финансовый рынок;

6) рынок информации.

 

№ 7

Какие указанные факторы оказывают существенное влияние
на развитие и размещение производительных сил региона?

1) природно-ресурсный потенциал;

2) социальная инфраструктура;

3) трудовые ресурсы;

4) экологизация экономики;

5) экономико-географическое положение;

6) уровень развития транспортной инфраструктуры;

7) стоимость основных фондов.

 

 

№ 8

Определение специализирующихся отраслей в регионе должно:

1) базироваться на выявлении доли участия района в общественном разделении труда;

2) формироваться с учетом природно-климатических условий и ресурсного потенциала региона;

3) выявляться с учетом уровня социально-экономического развития региона;

4) основываться на принципах региональной экономической политики;

5) соответствовать направлениям государственного регулирования экономики региона.

 

 

№ 9

Формы территориальной организации:

1) промышленные районы и узлы;

2) промышленные агломерации, свободные экономические зоны, промышленные центры;

3) крупные экономические зоны, промышленные районы, агломерации, центры, узлы;

4) области, районы, города;

5) финансово-промышленные группы, свободные экономические зоны, холдинги.

 

№ 10

Промышленная агломерация – это территориальное экономическое образование, отличающееся высоким уровнем территориальной концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также:

1) высоким уровнем социально-экономического развития;

2) высокой степенью использования результатов научно-техниче-ского прогресса;

3) эффективностью использования систем производственной и социальной инфраструктуры;

4) высокой плотностью населения;

5) высоким уровнем диверсификации производства.

 

Формой итогового контроля является устный экзамен.

Итоговый контроль проводится по завершении изучения учебной дисциплины, преимущественно в письменном виде. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена в устном виде по заранее утвержденному перечню вопросов.

В экзаменационный билет включается 2 вопроса из разных модулей программы дисциплины. Главными критериями оценивания знаний студента на экзамене являются владение терминологией, четкость, полнота и грамотность ответов на вопросы экзаменационного билета, свобода владения материалом учебной дисциплины.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет и задачи дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование».

2. Основные понятия и категории региональной науки.

3. Региональные исследования в отечественной и зарубежной науке.

4. Методы региональных исследований.

5. Теоретические основы регионального управления: сущность, цели, задачи.

6. Функции, принципы и методы регионального управления.

7. Нормативно-правовые основы регионального управления в РФ.

8. Организация системы регионального управления в РФ.

9. Эффективность регионального управления: содержание, современный подход к оценке.

10. Особенности социально-экономического развития регионов РФ. Классификации регионов.

11. Современные подходы к оценке уровня социально-экономического развития региона.

12. Административно-территориальное деление: сущность, функции, принципы, современное состояние в РФ.

13. Проблемы и перспективы модернизации административно-территориального деления в РФ.

14. Экономическое районирование в РФ.

15. Федеральные округа в системе экономического районирования и регионального управления.

16. Сущность, признаки, типология проблемных регионов.

17. Проблемы территориальной организации производства и размещения населения в регионах Севера.

18. Территориальное разделение труда: сущность, виды, уровни, формы.

19. Закономерности и принципы размещения производительных сил.

20. Факторы размещения производительных сил.

21. Отраслевая структура экономики региона.

22. Сущность специализации и комплексного развития. Методы определения отраслевой специализации региона.

23. Территориальная структура хозяйства.

24. Региональные кластеры как форма территориальной организации производства.

25. Территориально-промышленные комплексы как форма территориальной организации производства.

26. Понятие и виды ресурсного потенциала региона.

27. Демографический потенциал региона.

28. Природно-ресурсный потенциал региона.

29. Производственный потенциал региона и его оценка.

30. Финансовый потенциал региона.

31. Инвестиционный потенциал и оценка инвестиционной привлекательности экономики региона.

32. Интегральная оценка ресурсного потенциала региона.

33. Сущность, структура и основные параметры региональных рынков.

34. Виды региональных рынков и их взаимодействие.

35. Управление региональными рынками.

36. Виды и формы межрегиональных связей.

37. Направления и механизмы межрегиональной интеграции.

38. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия как формы межрегиональной интеграции.

39. Сущность, цели и задачи региональной политики.

40. Методы, инструменты и формы реализации региональной политики.

41. Государственная региональная политика России: концепции, принципы и задачи.

42. Основные направления совершенствования региональной политики в России.

43. Зарубежный опыт реализации региональной политики.

44. Бюджетно-финансовые механизмы реализации региональной политики.

45. Особые экономические зоны как инструмент государственного регулирования.

46. Характеристика типов особых экономических зон в РФ.

47. Федеральные целевые программы регионального развития.

48. Региональные программы: сущность, структура, содержание, экономическая и социальная эффективность.

49. Сущность стратегического управления региональным развитием.

50. Содержание стратегии социально-экономического развития субъекта РФ.

51. Основы государственного стратегического планирования в РФ.

52. Территориальное планирование: сущность и содержание.

53. Система документов территориального планирования в РФ.

54. Система стратегического и территориального планирования в РФ и направления ее совершенствования.

55. Социально-экономический комплекс Юга России: структура и особенности развития в рыночных условиях.

56. Оценка ресурсной обеспеченности южно-российских регионов.

57. Определение рыночной специализации регионов Юга России.

58. Государственное регулирование социально-экономического развития регионов Юга России.

59. Стратегические направления социально-экономического развития регионов Юга России.

60. Содержание документов территориального планирования регионов Юга России.

ГЛОССАРИЙ

Административно-территориальное устройство РФ –система территориальной организации страны, на основе которой действуют органы государственной власти и местного самоуправления.

Закономерности размещения производительных сил – это наиболее общие отношения между производительными силами и территориями: рациональное, наиболее эффективное размещение производства; комплексное развитие хозяйства экономических районов; рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий; выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Комплексное развитие территории– устанавливаемая документами территориального планирования совокупность взаимосвязанных мероприятий по планированию развития территории, направленных на ее устойчивое развитие; определение градостроительной ценности территории в целях осуществления градостроительной деятельности.

Комплексность развития муниципального образования – предполагает достижение такого состава и содержания составных частей экономики, пропорций и связей между ними, которые смогут обеспечить сбалансированную систему сфер деятельности людей, ориентированную на улучшение качества жизни населения.

Комплексность развития региональной экономики означает оптимальное, наиболее эффективное и пропорциональное развитие отдельных отраслей хозяйства региона при его данной производственной специализации.

Концепция региональной политики – систематизированное изложение целей, имеющих ключевой и долгосрочный характер проблем, предпосылок и ограничений территориального развития страны (регионов), предлагаемых направлений и механизмов решения проблем применительно к субъектам РФ (в федеральных концепциях), к крупным городам и районам (в региональных концепциях). Разрабатывается на 10 – 20 лет и утверждается решениями исполнительных органов власти РФ и/или субъектов РФ.

Межрегиональная интеграция – это территориальная интеграция определенного масштаба и в определенных пространственно-временных рамках.

Межрегиональные экономические связи – это система экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства, обусловленная разделением общественного труда и специализацией производства, размещением производительных сил и природно-географическими условиями.

Муниципальная экономическая политика – это система принципов, методов и ключевых действий всех субъектов муниципального управления, направленная на обеспечение стабильного и многоукладного развития экономики местного сообщества, позволяющего создавать качественные и комфортные условия проживания населения на определенной территории.

Муниципальное управление – особый тип управленческой деятельности, осуществляемой органами и должностными лицами местного самоуправления, направленной на удовлетворение коллективных интересов и потребностей населения.

Организациявопросов местного значения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению отношениями в соответствующей сфере деятельности, обеспечению скоординированной деятельности, направленной на достижение заданного результата, цели.

Особая экономическая зона – определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, в которой, обычно, не допускается размещение жилищного фонда.

Отраслевая структура хозяйства – это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.

Принципы размещения производительных сил – это основополагающие требования экономической политики к конкретному пространственному размещению производства (это методы хозяйствования на данном этапе).

1. Единство экономического районирования с административным делением;

2. Интенсивное освоение природных ресурсов проводилось на основе действия специальной теории размещения и развития ПС – теории территориально-производственных комплексов (ТПК) на месте скопления ресурсов для решения крупных задач при участии государства;

3. Использование преимуществ и экономических выгод международного разделения труда;

4. Оздоровление экологической обстановки;

5. Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов ресурсов.

6. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления;

7. Сокращение потерь труда в процессе производства.

Прогнозы комплексного социально-экономического развития субъектов РФ – сценарные варианты развития социально-экономической ситуации с учетом ожидаемых результатов реализации национальных проектов, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы на территории субъектов РФ.

Программы социально-экономического развития регионов – комплекс взаимоувязанных по целям, срокам, ресурсам и исполнителям мер по решению приоритетных проблем региона, обеспечивающих решение этих проблем в 3 – 5-летний период.

Регион– это часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий

Регион (как система) – открытая социально-экономическая система, обладающая относительной самостоятельностью, формирующаяся на основе территориально-производственного единства, взаимосвязанности и целостности составляющих ее элементов, в границах которой происходит согласование отраслевого и территориального развития, складываются производственные отношения по созданию и распределению валового регионального продукта

Регион(как субъект управления) – территория в административных границах субъекта РФ, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью; целостностью; специализацией; управляемостью.

Региональная политика – система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Региональным управление – государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в административно-территориальных границах всеми подведомственными сферами, в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений.

Ресурсный потенциал региона – это совокупность реализуемых и нереализуемых возможностей использования ресурсов территории в целях удовлетворения общественных потребностей. Виды ресурсного потенциала: трудовой, демографический, научный, промышленный, сельскохозяйственный инфраструктурный, финансово-инвестиционный, рыночный, социально-культурный, природно-ресурсный.

Система региональных рынков – совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий и предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят: потребительский рынок; рынок средств производства; рынок труда; финансовый рынок; рынок недвижимости; рынок информации.

Специализация региона – преимущественное развитие производства тех или иных видов продукции или выполнения определенных хозяйственных функций с учетом наиболее эффективного использования природных ресурсов в экономических условиях данного региона, в целях его рационального участия в территориальном разделении труда.

Стратегии социально-экономического развития– систематизированное изложение целей и основных проблем территориального развития, определение направлений их решения и свод предпрограммных обоснований конкретных решений приоритетных проблем и направлений комплексного социально-экономического развития РФ и/или субъектов РФ на долгосрочный период.

Территориальное разделение труда – это специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг с последующим их обменом.

Территория – ограниченная часть твердой поверхности Земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и др. признаками.

Управление региональными рынками предполагает воздействие субъекта управления (уполномоченные органы государственной власти
и региональные администрации) на объект управления для достижения целей как отдельно взятого региона, так и национального рынка в целом.

Управление территориальным развитием – специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного развития региона, которое предполагает изменение его социально-экономических характеристик.

Факторы размещения производительных сил– это совокупность условий для выбора наиболее рационального размещения хозяйственного объекта, группы хозяйственных объектов, отраслевых или территориальных структур хозяйства экономических районов.

Целевая программа – специально разработанный перечень заданий (мер, действий), ориентированных на полное или частичное решение конкретной социально-экономической проблемы регионального характера.

Экономическое пространство – это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети. Каждый регион имеет свое внутреннее пространство и связи с внешним пространством.

Экономическое районирование – это разделение территории страны на экономические районы, которое служит важным инструментом регулирования территориального развития, используемым в региональном планировании и управлении.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.