Обратная связь
|
Основные функции упаковки пищевых продуктов 1. По международному стандарту ГОСТ Р ИСО 9004-1-94 «Общее руководство качеством и элементы системы качества» упаковка, наряду с хранением, относится к 7-му этапу жизненного цикла продукции, назначением которого является сохранение достигнутого уровня качества. Способность сохранять пищевые продукты (защитнаяфункция) - важнейшая функция упаковки. Она обеспечивается, если упаковка обладает надежностью, безопасностью и совместимостью с упакованными продуктами.
Защитная функция должна предусматривать в конструкции упаковки меры по защите упаковываемого продукта от влияния климатических факторов, от повреждений и порчи при транспортировке и хранении, а также по защите окружающей среды и человека от негативного воздействия упакованного продукта. Особую актуальность и важность защитная функция имеет при упаковке пищевых продуктов. Влияние климатических факторов на снижение качества пищевых продуктов приведено в таблице 3.
Таблица 3. - Влияние климатических факторов на свойства пищевых продуктов
Климатический фактор
| Вызываемая реакция
| Изменение качества
| Кислород воздуха
| Окисление
| Изменение цвета овощей и фруктов, разрушение эфирных масел, прогоркание жиров
| Влага
| Абсорбция, катализ
| Образование комков, размягчение, гидролитическое прогоркание жиров, энзимологическая и микробиологическая порча
| Свет
| Фотодеструкция
| Разрушение витаминов А, Е, К, В2, В6, В12, С. Обесцвечивание пищевых продуктов, окислительное прогоркание жиров
| Температура
| Изменение скорости
реакции
| Повышение температуры на 10º увеличивает скорость химических реакций в 2-3 раза и снижает срок хранения
|
Основные виды защиты и новые упаковочные материалы для некоторых пищевых продуктов приведены в таблице 4.
Таблица 4. - Основные виды защиты и типы упаковочных материалов для некоторых упаковываемых продуктов
Упаковываемые продукты
| Вид защиты
| Основные типы
упаковочных материалов
| Гигроскопические и сыпучие (соль, сахар и т.д.)
| Защита от увлажнения
| Бумага с полиэтиленовым покрытием, тканевые мешки с полиэтиленовым вкладышем. Бумага - фольга - полиэтилен (порционная упаковка для длительного хранения в жестких условиях)
| Продукты сублимацион-ной сушки
| Защита от влаги, кислорода, света, посторонних запахов, желательно в атмосфере инертного илизащитного газа
| Непрозрачные многослойные ламинаты, содержащие алюминиевую фольгу или слои металлизированных полимерных пленок
| Пряности, приправы
| Защита от потери ароматических свойств и от окисления летучих органических соединений
| Ламинаты типа ОПП-ПВДХ или ОПП-ПП (для краткосрочного хранения); ламинаты, содержащие алюминиевую фольгу или металлизированные полимерные слои
| Рыбная или мясная кулинария,
колбасы, сыр
| Защита от всех факторов внешней среды (в т.ч. от микроорганизмов). Среда -инертный или защитный газ
| Барьерныеламинаты, содержащие алюминиевую фольгу. Если предусмотрен разогрев в упаковке, то вме-
сто фольги используют сополимеры EVOH или ПВДХ
| Замороженные готовые
| Защита от влагообмена, действия кислорода. Обеспечение прозрачности для микроволн (для разогрева), морозостойкость
| Картонные лотки с полимерным покрытием, лотки из кристаллического ПЭТФ, пакеты из полимерных комбинированных пленок
| Консервы, стерилизованные при температуре
выше 100 ºС
| Обеспечение максимальной герметичности, термостойкость не ниже 120-125 ºС
| Ламинаты с максимально возможными барьерными свойствами, содержащие алюминиевую фольгу. В случае разогрева продукта в микроволновой печи в ламинаты вместо фольги вводят EVOH или другой высокобарьерный полимер
|
2. Стремительный прогресс упаковочной промышленности привел к ряду новых представлений об упаковке. Одно из них - возможность стандартизации количества содержимогов пакете. Единообразная система упаковки позволяет купить без дополнительного взвешивания в магазине 250 г масла, 125, 250, 500, 1000 г молочных продуктов и т.д. В дополнение к другим функциям упаковка стала измерять количество продукта, т.е. выполнятьдозирующую функцию.
3. Под транспортной функцией упаковки понимают способность упаковки к удобной перевозке упакованной продукции определенным видом транспорта на заданное расстояние в течение установленного времени в определенных условиях.
4. В большинстве случаев упакованный товар не может быть использован немедленно. Он может храниться либо на складе у производителя, либо у продавца, либо у покупателя. Поэтому упаковка должна обеспечить сохранение всех свойств товара в течение длительного времени. Современные материалы и технология упаковки открывают широкие перспективы разработки и применения специальных методов увеличения сроков хранения продукции, таких как сублимация, охлаждение, стерилизация и т.д.Выполнение функции хранения требует от конструкции упаковки простой и четкой маркировки, оптимального использования площади складских помещений. В случаях длительного хранения следует учитывать необходимость контроля и проверки качества упакованной продукции.
5. Упаковка, выполняя функцию маркетинга, эффективно используется как средство продвижения товара на потребительский рынок. Различают три основные причины, из-за которых значение упаковки в системе маркетинга неуклонно возрастает:
1) растущие требования потребителей к удобству пользования продуктом;
2) конкуренция за более престижные места на прилавках магазинов;
3) использование упаковки для рекламы продукта на месте продажи.
6. Нормативно-законодательная функция упаковки является как бы производной от других функций. Так, в процессе выполнения функций защиты и хранения сложился комплекс санитарно-гигиенических требований к упаковке. В настоящее время во многих странах существует специальное законодательство, строго регламентирующее предельное содержание в упаковочных материалах компонентов и примесей, которые могут мигрировать в продукт. Оно направлено на исключение возможности перехода вредных веществ из упаковки в продукт в количествах, оказывающих влияние на организм потребителя. Любой упаковочный материал может быть использован в пищевом производстве только после получения соответствующего разрешения государственных органов санитарно-гигиенического контроля. Дозирующая функция неразрывно связана с привлечением к упаковке нормативного закона мер и весов. Для наиболее распространенных типов упаковки разработаны соответствующие нормативные документы.
7. Экологическую функцию упаковки можно рассматривать как научное и практическое направление рационального использования обществом упаковки в свете взаимодействия с окружающей средой.Экологическая функция упаковки в последние годы приобретает все более важное значение. По мере увеличения темпов производства возникают проблемы уничтожения использованной упаковки. Это связано с медленной скоростью ассимиляции (усвоения) природой под естественным воздействием света, тепла, влаги, микроорганизмов материалов использованной упаковки. Особые проблемы возникают с полимерными материалами, период ассимиляции которых достигает 80 лет.
Решают экологические проблемы использованной упаковки различными путями: увеличением объемов многооборотной потребительской тары; сбором и вторичной переработкой традиционными способами; использованием полимерных материалов, способных растворяться и в растворе подвергаться вторичной переработке; сжиганием с использованием фильтров и аппаратов, улавливающих вредные летучие продукты: разработкой и использованием для упаковки пищевых продуктов съедобных и самодеструктирующихся упаковочных материалов.
Самодеструктирующиеся или саморазрушающиеся полимерные материалы подразделяют на биоразлагаемые, разрушающиеся под действием света, и разлагаемые химическим путем. Наиболее перспективно получение таких материалов из природного крахмала, картофеля и зерновых культур.
8. Информационная функция упаковки приобрела важное значение в процессе развития формы самообслуживания в розничной торговле. Несущая достаточно информации о продукте, приятная на внешний вид упаковка часто служит единственным «продавцом» в магазинах самообслуживания. Особенно важное значение приобретает такая упаковка для новых продуктов, еще не известных покупателю. В этом случае она должна завершать весь цикл сбыта - привлекать внимание, стимулировать интерес, вызывать желание и побуждать к покупке продукта.
9. Эксплуатационная функция упаковки предполагает легкость обращения с ней в процессе сортировки, хранения, перемещения и сбыта, а также удобство для потребителя в использовании упакованного продукта. Опросы покупателей показывают, что им импонирует упаковка, которую можно использовать повторно, которую легко открыть, которая является оригинальной и привлекательной, соответствующей пониманию красоты потребителем.
10. Функция рационализации. Изготовление упаковки и упаковывание продукции требуют больших материальных и трудовых затрат, которые в совокупности определяют стоимость упаковки. Затраты на упаковку занимают важное место в экономике отдельных предприятий и целых отраслей народного хозяйства. Они существенно влияют на цену продукции. Как считают специалисты, особенно велики затраты на упаковку в пищевой промышленности. Причем сам товар не становится более ценным, а дорожает из-за стоимости упаковки.
В связи с этим, важной функцией, выполняемой упаковкой, является рационализация, т.е. выбор оптимальной технологии упаковки и всего производственного процесса в целом. С одной стороны, необходимо стремиться к экономии материальных и трудовых ресурсов при производстве тары и упаковочных материалов, с другой - к рациональной организации операций упаковывания, хранения и реализации упакованной продукции. В ряде случаев это должно учитываться уже на стадии изготовления самого продукта, чтобы оптимизировать весь производственный процесс, включая упаковывание и транспортирование.
|
|