Обратная связь
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА К ЗАЩИТЕ Итак, ваша ВКР написана, оформлена, одобрена научным руководителем, утверждена заведующим кафедрой и вы получили рецензию.
День вашей защиты назначен.
Цель защиты ВКР - выявление степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений.
На защите вы должны показать не только знание темы, но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.
Вам необходимо как следует подготовиться к самой процедуре защиты. Прежде всего, запомните, что написание ВКР и его защита - это две разные вещи. Умение кратко и точно сформулировать основные положения работы, охарактеризовать специфику решаемых задач, значимость сделанных выводов все это необходимые условия успешной защиты. Никто за вас этого не сделает. Даже очень хороший ВКР может «потеряться», если автор будет говорить сбивчиво, тихо, непоследовательно. Напротив, нередко бывает, что средняя по уровню написания работа представлена четким, логически выстроенным выступлением, развернутыми и емкими характеристиками главных выводов и самое основное - автор всячески подчеркивaeт основную ценность и значимость проделанной им работы.
В отличие от зачета или экзамена, где преподаватель может помочь хорошо успевающему, но растерявшемуся студенту наводящими вопросами, сориентировать его в материале, на защите ВКР этого не будет. Вопросы будут задавать исходя из содержания подготовленных вами наглядных материалов и того, что вы расскажете в своем выступлении. Целью этих вопросов является прояснение основных характеристик представленной работы. В отличие от экзамена комиссия не знает деталей, качественных особенностей вашей работы и будет судить об этом по тому, что услышит от вас.
Поэтому главная ваша задача – подготовить устное выступление таким образом, чтобы максимально выигрышно осветить сущность сделанного вами ВКР. Конечно, многие из членов государственной аттестационной комиссии просмотрят сам текст ВКР , возможно, более внимательно остановятся на заинтересовавших их аспектах, но все же так подробно и детально, как вы сами, вашу работу никто представлять не будет. Кстати, те из студентов, которые пользуются в большей или меньшей степени посторонней помощью в написании работы, как правило, не в состоянии ответить на большинство задаваемых членами комиссии вопросов. Нельзя сказать, что эти вопросы чересчур сложны, но для тех, кто не писал работу сам, они, безусловно, по кажутся трудными. То же самое хочется сказать и очень рассеянным студентам, которые быстро забывают материал: хорошее знание содержания ВКР на защите является обязательным.
За несколько дней внимательно и не торопясь перечитайте ВКР, попытайтесь сформулировать несколько предложений по содержанию каждой из глав. Хорошо помогают также примерные вопросы, которые вы сами себе задаете, просматривая оглавление, введение и заключение. Не поленитесь сделать это, и вы будете чувствовать себя на защите намного увереннее. Если вы сможете накануне защиты с ходу, не задумываясь, задать десять вопросов по содержанию своей ВКР , а, подумав немного на них ответить,вы молодец! Обязательно запишите эти вопросы. Умение взглянуть на свою работу глазами стороннего наблюдателя - важный этап при подготовке к защите.
Разумеется, текст выступления надо составить заранее и показать его научному руководителю. Желательно, чтобы вы излагали доклад свободно, не читая письменного текста. Текст в руках – только «опора», на случай, если что-то забыли. Ваша речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сделает ее понятной и убедительной. Студент-автор ВКР, который не может оторваться от написанного и хотя бы в течение 7 минут рассказать об особенностях своей работы, вызывает большие сомнения. Конечно, никто не отнимет у вас черновик доклада, если все же вы будете его читать, но, поверьте, выглядеть это будет гораздо хуже.
В ходе доклада необходимо использовать заранее подготовленные иллюстрации, но обращаться к ним следует только по мере необходимости. Иногда допускается и другая крайность, когда в докладе имеются таблицы, графики и т.д., а студент не обращается к ним. Не стойте на одном месте! Возьмите указку, подойдите к экрану (разумеется, без черновика в руках), покажите, что это за таблицы и схемы, зачем они, что здесь самое главное, на что нужно обратить внимание. Обязательно оживляйте свою речь обращениями непосредственно к комиссии:
«Обратите внимание»; «Уважаемые члены комиссии, как мы видим на этой схеме»; «Этот материал представлен для того, чтобы ...» и т. д.
Очень хорошее впечатление производит студент, который показывает взаимосвязь между предложенными наглядными материалами.
Что касается самого текста выступления, то он, естественно, будет отражать содержание вашей ВКР. Общие правила построения речи на защите следующие:
1. Начните с обращения к комиссии: «Уважаемая комиссия, разрешите представить ВКР ...»; Если Вы выступаете первым или не видели в этот день всех, кто вас сейчас будет слушать, логичнее сначала поздороваться.
2. Назовите тему ВКР. Объясните актуальность темы, покажите связь работы с решением практических задач управления. Иначе будет неясно, в чем заключается ценность вашей работы. Слова «актуальность» и «практические задачи» (естественно, с конкретным их перечнем) должны звучать в выступлении обязательно.
3. Расскажите, в чем состояла цель ВКР и какие задачи вы для этого решали. По сути, задачи - это различные направления, т. е. аспекты вашей ВКР. Здесь же назовите предмет исследования и объект изучения.
4. Осветите материал, на основании которого была написана работа. Что это за источники, где вы с ними ознакомились, в чем особенности работы с ними.
5. Переходите к методам работы. Кратко перечислите их (можно сделать это во взаимосвязи с источниками). Например: «В работе мы использовали внутреннюю документацию, связанную с работой отделов ... , при анализе этих источников применял метод сравнительной характеристики или экспресс-анализ финансовой документации ... и т. д.».
6. Основные выводы ВКР. Здесь необходимо обращение к наглядным материалам (хотя часть схем может быть представлена ранее и касаться постановки задач, взаимосвязи источников и т. д.).
7. Подведите итоги: напомните об актуальности работы, объясняете специфику решаемых задач и четко формулируете, в чем заключается ценность проделанной вами работы.
После этого поблагодарите членов комиссии за внимание и ждите вопросов.
При выступлении с докладом следует стремиться к выразительности, которая зависит от темпа, громкости и интонации речи. Если вы будете говорить торопливо, проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого очень снизится. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует членам комиссии. В ходе доклада вы должны быть обращены к комиссии лицом. Если необходимо повернуться к комиссии боком, надо усилить громкость голоса.
После окончания доклада члены комиссии могут задать вам вопросы, уточнить отдельные моменты доклада и результатов работы. Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: «Что в работе выполнено лично Вами? В чем состоит новизна работы?», «В чем заключается практическая значимость работы?», «Чем отличается предложенное вами решение от существующих?».
После оглашения вопроса не спешите сразу давать ответ.
Как следует осмыслите вопрос, сконцентрируйтесь. Если вы не поняли вопроса, попросите его повторить или уточнить вопрос.
Ответы должны быть конкретными, краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Склонность к сомнению при ответах может быть воспринята членами комиссии как неуверенность ВКР в знаниях и плохое понимание тех вопросов, которые освещена в работе, поэтому следует давать самый короткий из всех возможных ответов. Отвечать следует уверенно, четко, при необходимости обращаться к слайдам и тексту ВКР.
Несмотря на то, что вы детально разобрались во всех аспектах исследованной темы, некоторые вопросы могут оказаться неожиданными для вас, так как выходят за рамки тех задач, которые вы решали в своей работе. В этом случае можно рекомендовать в некоторой степени универсальные ответы: «Исследование данной проблемы не входило в задачи выполненной работы. Но поставленный вопрос, несомненно, представляет интерес и в дальнейшей своей работе мы постараемся определить пути ее peшения» или «Задача по решению данной проблемы в работе не ставилась, но анализ экономической литературы показывает, что ... ».
В ходе ответа на вопросы следите за реакцией членов комиссии. Если реакция положительная, то смело продолжайте ответ. Если реакция отрицательная, то более четко обосновывайте свои выводы, предложения.
Следующий шаг при подготовке к защите - это правильный психологический настрой. Если вы не поленились и выполнили предложенные здесь рекомендации, то главное для создания уверенности в себе вы уже сделали. Даже если вы растеряетесь - все-таки текст отработан, обстановка знакомая, саму процедуру вы представляете хорошо. Но лучше все же уделить внимание и своему настрою. Постарайтесь понять, что вам предстоит серьезный и интересный диалог с комиссией. Вы расскажите о своей работе. Спокойная уверенность в себе - лучшее состояние. Конечно, кто-то впадает в панику, а кто-то, наоборот, чрезмерно успокаивается. Слегка приподнятый, боевой настрой предпочтительнее. Не бойтесь вопросов, настройтесь диалог, на общение. Целью комиссии не является не «завалить» вас и заставить проучиться эти пять лет заново. Просто помните: это мероприятие называется «защита ВКР ». Вот и защищайте его! В самой сути процедуры заложена необходимость для вас доказать ценность своей работы. Доказывайте!
Окончание университета и защита ВКР серьезный рубеж в жизни. Пусть этот день запомнится вам прекрасным бодрым настроением, радостью общения на профессиональные темы и уверенностью в «победе».
Приложение 1
|
|