Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Перечень теоретических вопросов

Методическая разработка

Семинарского занятия

для студентов 1 курса I международного факультета

Специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология»

по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»

1. Тема:Предмет психологической науки. Характеристика методов психологических исследований (1 час 20 минут).

2. Место: учебный кабинет.

3. Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать Уметь
Нормальная физиология Физиология ВНД  
Анатомия Анатомическое строение головного мозга и других органов и систем человеческого организма  

 

Элементы практического занятия Время (мин.)
Проверка присутствующих
Вводный контроль и его анализ
Опрос студентов и разбор программных вопросов
Дополнительные вопросы, ответы на них
Анализ результатов исследования
Исходящий контроль знаний и его оценка
Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов.
Итого

4. План проведения практического занятия

Перечень теоретических вопросов

1. Предмет, задачи и основные этапы развития психологии. Основные тенденции развития современной психологии.

2. Понятие о психике, ее функции и основные формы проявления.

3. Возникновение и развитие психики. Рефлекторная природа психики.

4. Психика и сознание. Историческое развитие человеческого сознания.

5. Структура сознания. Понятие о бессознательном.

6. Характеристика основных отраслей психологических знаний. Медицинская психология.

7. Связь психологии с другими науками. Психология и педагогика. Психология и медицинские дисциплины.



8. Значение психологических знаний в практической деятельности врача.

9. Методы психологических исследований, их классификация. Главные требования к методам психологии.

10. Наблюдение и особенности его применения врачом.

11. Эксперимент и его возможности при изучении психических особенностей больного.

12. Использование в медицинской практике психокоррекционных и психотерапевтических методов.

 

Основной задачей психологии как науки, является изучение объективных закономерностей психических явлений, психических процессов, психологических качеств личности и психологических особенностей деятельности человека.

Психология– наука и система знаний про закономерности, механизмы, психические факты и явления в жизни человека.

Предмет психологии – закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмы.

Этапы развития психологии:

 

I этап – психология как наука о душе.

ІІ этап – психология как наука о сознании. Возникла в 18 веке в связи с развитием наук. Главным методом изучения было наблюдение человека.

ІІІ этап – психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача - ставить эксперименты и наблюдать.

IV этап – психология как наука, которая изучает объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

 

Психология – одна из наук о человеке. Предметом ее изучения является - психика, которая есть высшим продуктом биологического и общественного развития живых существ.

Основные направления современной психологии:

· Персоналистические направления

· Психика и высшая нервная деятельность

· Бихевиорзим

· Гештальт-психология

· Структурная психология

· Психоанализ

· Психология установки

 

Психика (по-гречески “душа”) – это качество живой высокоорганизованной материи, которое заключается в возможности отображать объективный мир в его связях и отношениях. Психические свойства являются результатом нейрофизиологического действия головного мозга, но включают в себя характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, с помощью которых психическое и возникает.

 

Психика – это системное качество мозга, реализующееся через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни.

Стадии развития психики:

А) стадия элементарной сенсорной психики (отображение отдельных свойств предмета).

Б) стадия перцептивной психики (отображение предмета как целого)

В) стадия интеллекта

Основные этапы психического отображения:

Элементарная чувствительность – предметное восприятие – отображение межпредметных связей.

 

Функции психики: Отображение окружающего мира, регуляция поведения и деятельности живого существа с целью обеспечения его выживания.

Структура психики:

1) Психические процессы – динамическое отображение действительности в разных формах психических явлений. Познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание. Эмоционально-волевые: воля, эмоции.

2) Психические состояния – относительно стойкий уровень психической деятельности, которая проявляется в высокой или сниженной активности (интерес, расположение духа).

3) Психические качества – качества личности (направленность, темперамент, характер, возможности).

Сознание является одним из самых сложных и загадочных проявлений мозга. На протяжении двадцатого века возникли разные определения сознания.

А.В. Петровский (1995) отделяет общественный характер сознания так: это высшая интегрирующая психики, результат общественно-исторических условий, формирование человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. С этой точки зрения сознание есть “общественный продукт”, осознанное бытие.

С.Ю. Головин (1997) определяет сознание как высший уровень психического отображения и само - регуляции, присущий только человеку, как общественно-историческому существу.

 

Сознание характеризуется:

1) активностью,

2) направленностью на предмет,

3) способностью к самонаблюдению,

4) мотивационным характером,

5) разной степенью (уровнями ясности).

Структура сознания (А. В. Петровский, 1996):

1. Совокупность знаний об окружающем мире (сознание).

2. Закрепление в сознании различия субъекта (“Я”) и объекта (не “Я”).

3. Обеспечение целенаправленной деятельности человека.

4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

 

Известно, что при ясном сознании человек не всегда все сознает, так как существует мир несознательного. А. В. Петровский пишет: низший уровень психики образовывает бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных действиями, влияния которых человек не сознает. В область несознательного входят сновидения, неосознаваемые движения, бесцельные побуждения к деятельности. З. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удалось реализовать, поскольку они противоречили социальным нормам, что приводило к их вытеснению в сферу несознательного. Эти влечения проявляются в ошибках в слове, предрассудках, сновидениях.

Самосознание человека — осознание с помощью языка себя самого, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Развитие самосознания человека проявляется в:

1) самонаблюдении,

2) критическом отношении к самому себе,

3) оценке своих положительных и негативных качеств,

4) самообладании,

5) ответственности за свои поступки.

 

С развитием психологии как науки, с использованием психологических знаний в самых различных сферах человеческой деятельности постепенно выделились и приобрели самостоятельность отдельные отрасли психологических знаний.

Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусства, патопсихологию. В связи с космическими полетами возникла космическая психология.

Каждая с этих отраслей психологических знаний имеет свой предмет и методы изучения своеобразия психической деятельности в зависимости от условий работы в той или иной сфере человеческой жизни и деятельности и их требований к морально -психологическим качествам личности.

Но все отрасли психологических званий нуждаются в знаниях общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психологических явлений, закономерности развития и хода познавательных психологических процессов, индивидуальные особенности человека, его чувства и волю, темперамент, характер и способности.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и психологию соматически больного, принципы медицинской деонтологии, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования.

 

Требования к методам исследования:

• психические явления необходимо изучать в их развитии, взаимосвязи и взаимозависимости;

• метод психологического исследования должен быть адекватным предмету исследования, раскрывать существенные, а не случайные, не второстепенные особенности исследуемого психологического процесса, состояния или свойства.

Главным принципом психологического исследования является его объективность.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.