Интерактивная сторона общения. Функции общения.
Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
1. Социальные функции общения.
a) Организация совместной деятельности.
b) Управление поведением и деятельностью.
c) Контроль
2. Психологические функции общения.
a) Функция обеспечения психологического комфорта личности.
b) Удовлетворение потребности в общении.
c) Функция самоутверждения.
Уровни общения:
Общение может происходить на разных уровнях:
1. Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет второго (один постоянный коммуникатор, а второй постоянный реципиент).
3. Высший уровень - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса, партнеры относятся друг к другу, как к равной личности.
Виды общения.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
- Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
- Когнитивное (обмен знаниями)
- Эмоциональное (обмен психическими или физиологичными состояниями)
- Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
- Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
2. По целям общение разделяется на:
- Биологическое (необходимо для поддержания, сохранения и развития организма)
- Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развитие межличностных отношений, личностного роста индивида)
3. По средствам общение может быть:
- Непосредственное (реализуемое с помощью естественных органов живого организма - руки, туловища, голосовых связок и др.)
- Опосредованное (связано с использованием специальных средств и орудий)
- Прямое (допущение личностных контактов и непосредственное восприятие друг друга общающихся людей в самом акте общения)
- Косвенное (осуществляется благодаря посреднику, которыми могут выступать другие люди).
Общение, как взаимодействие допускает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместимую деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение, как взаимодействие проходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
1. Установление контакта (знакомство). Допускает понимание другого человека, презентация себя другому человеку.
2. Ориентировка в ситуации общения, осмысления происходящего, выдерживание паузы.
3. Обсуждение интересующей проблемы.
4. Решение проблемы.
5. Завершение контакта (выход из него).
Речь - это конкретное применение языка для выражения мыслей, чувств и настроений. Речь является явлением психическим. Она всегда индивидуальна и субъективна, ведь выявляет отношение индивида к объективной реальности.
В общении человек использует незначительную часть языкового богатства (10-20 тыс. слов). Речь каждого человека отличается произношением, структурой предложений, выразительностью и другими характеристиками.
Физиологической основой речи является деятельность второй сигнальной системы, раздражителем которой являются не предметы и их свойства, а слова.
Функции речи: сигнификативная (обозначение), игнификативная (обобщение), коммуникативная (обмен информацией).
Свойства речи: содержательность (характеризуется объемом высказанных мнений, обеспечивается подготовленностью говорящего); осознанность (обусловлена объемом знаний слушателей, обеспечивается корректным отбором материала, доступного слушателям); выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией и акцентом); действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, с учетом индивидуальных особенностей слушателей).
Виды речевой деятельности различаются по разным признакам: по направленности, структуре, функциям, анатомо-физиологическим механизмам.
Речь:
1. Внутренняя
2. Внешняя:
ü устная (диалогическая, монологическая),
ü письменная,
ü аффективная.
Вопросы для самостоятельной работы студентов:
1. Личность, ее психологическая структура.
2. Современные психологические теории личности.
3. Биологическое и социальное в личности. Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность" и "индивидуальность".
4. Активность личности и ее источники.
5. Направленность личности, характеристика ее компонентов.
6. Потребности, виды потребностей. Мотивы виды мотивов.
7. Сознание и "Я" - образ человека. Самооценка. Уровень притязаний личности.
8. Основные факторы и условия формирования личности. Формирование личности врача.
9. Деятельность, ее структура и виды.
10. Знания, умения, навыки, привычки.
11. Профессиональная деятельность врача: психологическая характеристика.
12. Общение, его функции и виды. Значение общения в профессиональной деятельности врача.
13. Средства общения. Речь. Функции и виды речевой деятельности.
14. Механизмы межличностного восприятия.
Источники информации.
Основная литература:
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.
2. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского А.В. – М., Изд. Центр “Академия”, 1996.
3. Крутецкий А.В. Психология. – М., Просвещение, 1986.
4. Максименко С.Д. Общая психология. – М.- К., 2004.
5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2002.
6. Психические состояния / Сост. и ред. Л.В. Куликова. – СПб., 2001.
7. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2001.
8. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.
9. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.
10. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.
11. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., Педагогика, 1989.
Дополнительная литература:
1. Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. – К., МАУП, 1999.
2. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – К., 1989.
3. Джини Г. Скотт. Конфликты. Пути их решения. – К., 1991.
4. Климов Е. Общая психология. Общеобразовательный курс. – М.,1999.
5. Климов Е. Основы психологии. Практикум. Уч. пособие. – М., 1999.
6. Клиническая психология / Сост. и ред. Н.В. Тарабриной. – СПб, 2002.
7. Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н.В.Казариновой. – СПб., 2001.
8. Основы психологии: в помощь студентам-иностранцам: в 2-х ч., Ч.2. Практикум. /сост. Лазуренко Е.А. – К., 2005.
9. Практикум по общей психологии / Под ред. Щербакова А.И. – М., Просвещение, 1990.
10. Практикум по общей и медицинской психологии / Под общ. ред. проф. В.П. Блохиной. – Киев, 1990 г.
11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 2003.
12. Психология (словарь) /Под ред. Петровского, Ярошевского. – М., 1990.
13. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров./ Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1997.
14. Психология человека от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.
15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.
16. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.
Авторы: к.м.н., ас. Т.И. Шустерман; к.п.н., ст.преп. Шевякова Е.В.
Утверждено на заседании кафедры
«____»_____________ 201__г. Протокол № ________
Методическая разработка
Семинарского занятия
для студентов 1 курса I международного факультета
|