Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Интерактивная сторона общения.

Функции общения.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения.

a) Организация совместной деятельности.

b) Управление поведением и деятельностью.

c) Контроль

2. Психологические функции общения.

a) Функция обеспечения психологического комфорта личности.

b) Удовлетворение потребности в общении.

c) Функция самоутверждения.

Уровни общения:

Общение может происходить на разных уровнях:

1. Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет второго (один постоянный коммуникатор, а второй постоянный реципиент).

3. Высший уровень - это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса, партнеры относятся друг к другу, как к равной личности.

Виды общения.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

- Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

- Когнитивное (обмен знаниями)

- Эмоциональное (обмен психическими или физиологичными состояниями)

- Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

- Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

 

2. По целям общение разделяется на:

- Биологическое (необходимо для поддержания, сохранения и развития организма)

- Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развитие межличностных отношений, личностного роста индивида)



3. По средствам общение может быть:

- Непосредственное (реализуемое с помощью естественных органов живого организма - руки, туловища, голосовых связок и др.)

- Опосредованное (связано с использованием специальных средств и орудий)

- Прямое (допущение личностных контактов и непосредственное восприятие друг друга общающихся людей в самом акте общения)

- Косвенное (осуществляется благодаря посреднику, которыми могут выступать другие люди).

 

Общение, как взаимодействие допускает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместимую деятельность, сотрудничество.

Чтобы общение, как взаимодействие проходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установление контакта (знакомство). Допускает понимание другого человека, презентация себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысления происходящего, выдерживание паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

Речь - это конкретное применение языка для выражения мыслей, чувств и настроений. Речь является явлением психическим. Она всегда индивидуальна и субъективна, ведь выявляет отношение индивида к объективной реальности.

В общении человек использует незначительную часть языкового богатства (10-20 тыс. слов). Речь каждого человека отличается произношением, структурой предложений, выразительностью и другими характеристиками.

Физиологической основой речи является деятельность второй сигнальной системы, раздражителем которой являются не предметы и их свойства, а слова.

Функции речи: сигнификативная (обозначение), игнификативная (обобщение), коммуникативная (обмен информацией).

Свойства речи: содержательность (характеризуется объемом высказанных мнений, обеспечивается подготовленностью говорящего); осознанность (обусловлена ​​объемом знаний слушателей, обеспечивается корректным отбором материала, доступного слушателям); выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией и акцентом); действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, с учетом индивидуальных особенностей слушателей).

Виды речевой деятельности различаются по разным признакам: по направленности, структуре, функциям, анатомо-физиологическим механизмам.

Речь:

1. Внутренняя

2. Внешняя:

ü устная (диалогическая, монологическая),

ü письменная,

ü аффективная.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

1. Личность, ее психологическая структура.

2. Современные психологические теории личности.

3. Биологическое и социальное в личности. Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность" и "индивидуальность".

4. Активность личности и ее источники.

5. Направленность личности, характеристика ее компонентов.

6. Потребности, виды потребностей. Мотивы виды мотивов.

7. Сознание и "Я" - образ человека. Самооценка. Уровень притязаний личности.

8. Основные факторы и условия формирования личности. Формирование личности врача.

9. Деятельность, ее структура и виды.

10. Знания, умения, навыки, привычки.

11. Профессиональная деятельность врача: психологическая характеристика.

12. Общение, его функции и виды. Значение общения в профессиональной деятельности врача.

13. Средства общения. Речь. Функции и виды речевой деятельности.

14. Механизмы межличностного восприятия.

 

 

Источники информации.

Основная литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.

2. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского А.В. – М., Изд. Центр “Академия”, 1996.

3. Крутецкий А.В. Психология. – М., Просвещение, 1986.

4. Максименко С.Д. Общая психология. – М.- К., 2004.

5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2002.

6. Психические состояния / Сост. и ред. Л.В. Куликова. – СПб., 2001.

7. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2001.

8. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

9. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

10. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

11. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., Педагогика, 1989.

Дополнительная литература:

1. Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. – К., МАУП, 1999.

2. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – К., 1989.

3. Джини Г. Скотт. Конфликты. Пути их решения. – К., 1991.

4. Климов Е. Общая психология. Общеобразовательный курс. – М.,1999.

5. Климов Е. Основы психологии. Практикум. Уч. пособие. – М., 1999.

6. Клиническая психология / Сост. и ред. Н.В. Тарабриной. – СПб, 2002.

7. Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н.В.Казариновой. – СПб., 2001.

8. Основы психологии: в помощь студентам-иностранцам: в 2-х ч., Ч.2. Практикум. /сост. Лазуренко Е.А. – К., 2005.

9. Практикум по общей психологии / Под ред. Щербакова А.И. – М., Просвещение, 1990.

10. Практикум по общей и медицинской психологии / Под общ. ред. проф. В.П. Блохиной. – Киев, 1990 г.

11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 2003.

12. Психология (словарь) /Под ред. Петровского, Ярошевского. – М., 1990.

13. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров./ Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1997.

14. Психология человека от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.

15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.

16. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

 

Авторы: к.м.н., ас. Т.И. Шустерман; к.п.н., ст.преп. Шевякова Е.В.

 

 

Утверждено на заседании кафедры

 

«____»_____________ 201__г. Протокол № ________


Методическая разработка

Семинарского занятия

для студентов 1 курса I международного факультета






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.