Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология»

по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»

 

1. Тема: Психодиагностика индивидуальных особенностей внимания, ощущения и восприятия. Психодиагностика и развитие индивидуальных особенностей памяти, мышления и воображения (1 час 20 минут).

2. Место: учебный кабинет.

3. Цель: а) знать определение понятий ощущения, восприятие, свойства ощущения;

б) провести экспериментально – психологические исследования;

в) научить студентов определить и дифференцировать основные виды и свойства памяти и внимания;

г) привить студентам навыки распознавания особенностей познавательной деятельности в ходе беседы с человеком и наблюдение за его поведением (третий уровень усвоения знаний).

4. Профессиональная ориентация студентов: тема занятия актуальная для дальнейшего и более углубленного изучения познавательных процессов на цикле по медицинской психологии и психиатрии. Овладение исследовательскими приемами памяти и внимания значимо для изучения психологии больного как соматического, так и психиатрического профиля, его внутренней картины болезни.

 

5. Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать Уметь
Нормальная физиология Физиология ВНД  
Анатомия Анатомическое строение головного мозга и других органов и систем человеческого организма  
Биология Филоонтогенез психического развития  

 

План проведения практического занятия

Элементы практического занятия Время (мин.)
Проверка присутствующих
Вводный контроль и его анализ
Опрос студентов и разбор вопросов
Заслушивание рефератных докладов
Дополнительные вопросы, ответы на них
Экспериментально-психологическое исследование мышления и интеллекта
Анализ результатов исследования
Исходящий контроль знаний и его оценка
Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов; задания для самостоятельной подготовки

7. Перечень теоретических вопросов:



1. Физиологические механизмы познавательных эмоционально-волевых психических процессов.

2. Общая характеристика познавательных психических процессов.

3. Внимание, виды внимания, их характеристика.

4. Свойства внимания.

5. Понятие об ощущении. Основные свойства ощущений.

6. Чувствительность анализаторов, пороги чувствительности.

7. Классификация видов ощущений. Болевые ощущения.

8. Индивидуальные особенности ощущений.

9. Понятие о восприятии. Ощущение и восприятие.

10. Характеристика основных свойств восприятия.

11. Виды восприятия.

12. Понятие об иллюзиях и галлюцинациях.

13. Индивидуальные отличия восприятия, их диагностика.

14. Ощущение и восприятие в профессиональной деятельности врача.

15. Психологические теории памяти.

16. Понятие о памяти. Характеристика основных процессов памяти.

17. Классификация видов памяти и их взаимосвязь.

18. Смысловое и механическое запоминание и их место и роль в усвоении знаний.

19. Воспроизведение, его виды и роль в процессах усвоения и сохранение знаний.

20. Условия эффективного запоминания, сохранение и воспроизведение информации.

21. Забывание, его причины и способы борьбы с ним.

22. Ассоциация, ее виды.

23. Индивидуальные отличия памяти.

24. Память в профессиональной деятельности врача.

25. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека. Понимание его специфики в сравнении с непосредственным чувствительным отображением.

26. Умственные операции как основные механизмы мышления, их характеристика.

27. Классификация видов мышления.

28. Логические формы мышления.

29. Индивидуальные отличия мышления. Проявление интеллектуальных способностей в профессиональной деятельности врача.

30. Связь мышления и речь.

31. Интеллект: основные подходы к пониманию.

32. Понятие о воображении и его своеобразности как познавательного процесса.

33. Классификация видов воображения, их характеристика. Мечта как особый вид воображения.

34. Приемы создания образов воображения.

35. Воображение и личность. Воображение в профессиональной деятельности врача.

 

Ощущение – это элементарный психический акт, который состоит в отображении отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира, внутреннего состояния организма, которые оказывают непосредственное влияние на анализаторы – органы чувств человека.

Анализатор имеет три отдела: периферический (рецепторный), передающий (проводниковый) и центральный (мозговой). Периферические (рецепторные) отделы анализаторов составляют органы чувств – глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные в органах пищеварения, дыхания, сердечно – сосудистой системы. Все ощущения делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, кинестетические, ощущение равновесия, органические ощущения.

Зрительные ощущения возникают в результате действия световых сигналов на сетчатку глаза. Центральный отдел зрительного анализатора находится в затылочной области головного мозга.

Слуховые ощущениявозникают как результат действия звуковых волн на кортиев орган во внутреннем ухе человека. В височной области мозга находится центральная часть слухового анализатора. На основе слуховых ощущений человек овладевает языком, с помощью слуха контролирует свою и чужую речь.

Кожные ощущения возникают при механическом и термическом действии на кожу или слизистые оболочки,

Обонятельные ощущениявозникают при раздражении обонятельных клеток воздухом.

Кинестетические ощущения характеризуют состояние движения и положение органов тела.

Ощущение равновесия, рецептором которого является вестибулярный аппарат, сигнализирует в кору главного мозга о положении тела человека в пространстве.

Органические ощущения, рецепторы которых расположенные в стенках внутренних органов, - это ощущения голода, жажды, тошноты, боли.

Ощущению присущи такие свойства:

а) качество – это внутренняя сущность, которая отличает одно ощущение от другого ( цвет, звук, вкус, запах ).

б) сила (интенсивность) – определенная степень выраженности данного качества (например, видимость леса в зависимости от плотности тумана).

в) продолжительность – время, на протяжении которого у человека сохраняется впечатление данного ощущения (оно не всегда совпадает с продолжительностью раздражения).

г) абсолютная чувствительность органов чувств, т.е. способность человека ощущать слабые величины раздражения;

д) порог ощущения - минимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение;

е) адаптация - изменение чувствительности анализатора в результате приспособления органов чувств к действующему раздражителю;

ж) сенсибилизация — повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений.

Среди ощущений особое место занимает боль – неприятное, временами невыносимое ощущение, которое возникает при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний (укол, удар, воспаление) в органах и тканях. Болевые ощущения обобщаются и перерабатываются второй сигнальной системой, вследствие чего язык больного (жалобы) для врача является одним из показателей болезненного процесса, его характера и места поражения.

Большое значение в деятельности анализаторов имеет так называемая сенсорная изоляция, если ограничивается количество раздражителей на органы чувств (пребывание человека в космосе, выполнение подводных видов работ). При значительном увеличении сроков изоляции эти функциональные изменения переходят в патологические – возникают нервно-психические заболевания (неврозы и психозы).

Методы изучения ощущений

В полном объеме работу анализаторов изучает психофизиология органов чувств.

Восприятие – это целостное отображение предметов и явлений объективной реальности, причем результаты их действия на органы чувств синтезируются с минувшим практическим опытом человека в единое целое.

Восприятие не является простой суммой ощущений, это сложный психический процесс, где наряду с ощущениями включается и минувший опыт в виде знаний, представлений. Восприятие также связано с мышлением.

Восприятие характеризуется такими свойствами: целостность, избирательность, осмысленность, апперцепция.

Целостностьвосприятия.Восприятие всегда целостное. Любой предмет или явление состоит из различных частей, и является комплексным раздражителем, но воспринимается целиком в единстве всех качеств и признаков.

Избирательностьвосприятия. Обнаруживается в преимуществе в выборе одних объектов, явлений или их свойств перед другими объектами, явлениями или их свойствами.

Константность восприятия состоит в более- менее продолжительном постоянстве восприятия отдельных свойств и качеств объектив, которые воспринимаются, независимо от изменений, которые с ними произошли.

Осмысленность восприятия связана с пониманием сущности воспринимаемого объекта, возможностью отнести воспринятый объект к определенной группе, классу, обобщить его в слове, уловить сходство со знакомыми нам объектами.

Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, от его опыта, интересов, направленности, задач, мотивов деятельности, а также от профессии.

Наблюдательность – это способность человека замечать в объектах, которые наблюдаются, малозаметные, но в то же время важные, важные для какой-то цели признака или свойства.

Сложные формы восприятия

Восприятие времени - отражение продолжительности, последовательности и скорости событий или явлений реального мира.

Основой процесса восприятия времени служат условные рефлексы.

Восприятие пространства. Пространство – одна из основных форм существования материи. Основу восприятия пространства составляет познание объектов через зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения..

Восприятие движения - это отражение пространственного перемещения предметов; определяется отдаленностью предметов, скоростью их перемещения или передвижением самого наблюдателя в пространстве. В восприятии движения принимают участие несколько анализаторов, а особое значение имеют перемещение на сетчатке глаз, движения глаз и головы в сторону движений предмета.

 

Исследование процессов восприятия.

В психологии процессы восприятия исследуют с помощью тестов, таблиц, рисунков (например: абсолютный порог зрительного восприятия, восприятие времени, глазомер, локализация звука, тактильное восприятие, наблюдательность). Можно использовать рисунки, схемы со зрительными иллюзиями, загадочные картинки.

Представление

Представление - это обобщенное и отвлеченное отражение воспринятого предмета или явления.

В психологии представление определяется как образ предмета или явления, воспроизведенный в сознании на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению.

Физиологически возникновение представлений можно объяснить как действие определенного раздражителя, который зафиксирован в процессе восприятия, в коре головного мозга и в последующем эта первая условнорефлекторная связь может оживляться, восстанавливаться, в результате чего возникает образ, ранее воспринятого объекта, т е. представление.

Представления разделяются на зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, осязательные. Во многом представления определяются интеллектуально-мнестическими особенностями личности.

ВНИМАНИЕ

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на объекты и явления внешнего мира (внешненаправленное внимание), а также на мысли, чувства и процессы, которые происходят внутри (внутринаправленное внимание). Это, то окошко в мир, через который мы его воспринимаем. Найдено, что мозговым субстратом внимания есть ретикулярная формация. Физиологические механизмы внимания трактуются с точки зрения теории А.А.Ухтомского о доминанте, как о доминирующей ячейке возбуждения, окруженной зоной торможения.

 

Качества внимания:

1.Направленность 2. Сосредоточенность 3. Концентрация

- Внутренняя - Объем - Высокая

- Внешняя - Распределение - Низкая

4. Активность 5. Устойчивость 6. Переключение

- Произвольная - Стойкая - Легкое

- Непроизвольная - Нестойкая - Трудное

Под направленностью внимания понимается избирательный характер психической деятельности, а также сохранение его на протяжении необходимого времени.

Сосредоточенность внимания – это концентрированность на восприятии чего-нибудь, какого-либо предмета или явления, другими словами, это степень углубления в данную деятельность.

Объем внимания разный, тем не менее, в целом, каждый человек может фиксировать свое внимание одновременно на нескольких объектах. Объем внимания – непостоянная величина.

Концентрация внимания – это сосредоточения на какой-то определенной деятельности. Она бывает высокой и низкой.

Следующая черта внимания – стойкость – это способность продолжительно концентрировать внимание на выполнении одной какой-то задачи, на определенном материале.

Для внимания также характерно переключение - это умение переводить внимание с одного объекта на другого. Переключение внимания определяется пластичностью мозговых механизмов в произвольной и невольной регуляции, которая зависит, как правило, от общего состояния человека и от объекта

Виды внимания:

Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания, непредвиденно, в деятельности или на отдыхе, на досуге под влиянием различных раздражителей, действующих на тот или иной анализатор организма. Непроизвольное внимание возникает при условии, что сила посторонних раздражителей превышает силу осознаваемых действующих влияний, когда субдоминантные возбуждения при определенных обстоятельствах становятся более интенсивными по сравнению с теми, которые доминируют в этот момент.

Произвольное внимание — это сознательно направленное сосредоточение человека на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности. Произвольное внимание своим главным компонентом имеет волю. Силой воли человек способен мобилизовать и сосредоточить сознание на деятельности довольно длительное время.

Послепроизвольное внимание наступает в результате сознательного сосредоточения на предметах и явлениях в процессе произвольного внимания. Преодолевая трудности во время произвольного сосредоточения, человек привыкает к ним, сама деятельность вызывает определенный интерес, а то и захватывает исполнителя, и внимание приобретает черты непроизвольного сосредоточения.

 

Методы изучения внимания

1. Корректурные таблицы Бурдона

2. Таблицы Шульте

ПАМЯТЬ

Память -психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения, а так же узнавания всего того, что раньше было воспринято, пережито или сделано, то есть это отражение минувшего опыта человека.

Таким образом, память состоит из 3-х процессов:

1) запоминание или закрепление информации – фиксация;

2) сохранение или удержание информации – ретенция;

3) воспроизведение информации – репродукция.

Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы – ее свойство изменяться под влиянием действия и сохранять его следы (энграммы).

Человеческая память сохраняет в себе 2 вида информации: первая, накопленная в процессе эволюции на протяжении многих тысячелетий, обнаруживается в виде безусловных рефлексов, инстинктов и обуславливает видовую память, переданную в наследство; и вторая – приобретенная в индивидуальной жизни каждого человека, которая реализуется в условных рефлексах. Она обуславливает индивидуальную память.

Из существующих теорий памяти на сегодня общепризнанная химическая теория памяти, соответственно которой импульсы, пришедшие с периферии в кору головного мозга, вызывают в нервных клетках сдвиги их химического состава; играет определенную роль РНК, которая как бы шифрует, кодирует информацию и в дальнейшем является “местом её хранения”.

Основные процессы памяти

Память как психическая функция начинается с процесса запоминания. Процесс фиксации, которые иногда называют консолидацией, длится от нескольких секунд до нескольких часов. Запоминание связано, как уже отмечалось ранее, с кодированием информации, которая поступает в мозг, в молекулах РНК.

Запоминание воспринимаемых предметов и явлений, действий, поступков, мыслей и чувств может быть с участием активности непроизвольным и произвольным. Непроизвольное запоминание основано на образовании временных связей преимущественно на уровне первой сигнальной системы и потому оно менее крепкое, а произвольное – на уровне второй сигнальной системы. Как произвольное, так и непроизвольное запоминание зависят от направленности интересов человека, его активности, внимания, эмоциональной значимости воспринимаемой информации. Худшее запоминается то, что воспринимается с безразличием. Наиболее легко запоминается материал, который вызывает интерес. Запоминание зависит от силы раздражителя и продолжительности его действия, но этот процесс ограничен, так как существует порог физиологической выносливости анализаторов, и если раздражение чрезмерное, то развивается защитное торможение, и запоминание ухудшается.

По связям, по которыми осуществляется запоминание, оно делится на ассоциативное (или механическое) и содержательное (или логическое).

Механическое запоминание – это запоминание несвязанных между собой разделов определенного материала.

Ассоциативное или механическое запоминание осуществляется:

а) по смежности, то есть предметы или явления запоминаются в том порядке, в котором они были восприняты;

б) по схожести – если воспринимаемое имеет некоторые одинаковые признаки с другими предметами или явлениями;

в) по контрасту или противоположности с другими предметами и явлениями.

Механическое запоминание (его иначе называют “зубрежкой”) требует много сил, так как осуществляется без внутренней переработки информации, малопродуктивное и не такое прочное. Механическое вспоминание более тяжелое, поэтому преимущество должно быть отдано содержательному запоминанию, которое в 24-26 раз быстрее механического, и продуктивнее потому, что есть связь с минувшим опытом, и строится по принципу причинно-следственных отношений.

Смысловое (логическое) запоминание весьма важное при изучении словесного материала, если надо понимать и размышлять. Смысловое (логическое) запоминание опирается на понимание материала в процессе действия с ним, поскольку, только действуя с материалом, мы запоминаем его.

Память человека имеет свои индивидуальные особенности. У одних преобладает слуховая, у других – зрительная память, то есть если информация воспринимается и фиксируется через органы чувств. Третий тип памяти, двигательная или моторная (кинестетическая) память.

Следующим процессом памяти есть сохранение – это способность удержать, сохранить воспринятую информацию. Различают два типа сохранения информации в памяти: кратковременный и долговременный. Для кратковременного характерно удержание информации в памяти от нескольких секунд до 1-2 суток. Более длительные сроки удержания информации в памяти вплоть до месяцев и лет обеспечиваются долговременным типом. Если информация воспринимается на протяжении 40-60 мин. и более, она переходит в блоки долговременной памяти. Выделяют также оперативную память, особенности которой состоят в её посредническом участии, во взаимосвязи между кратковременной и долговременной памятью, если осуществляется изымание информации из кратковременной памяти, и она “засылается” в долговременную.

Третьим этапом памяти есть процесс воспроизведения – это добывания из запасников памяти необходимой информации, оживление в сознании минувших чувств, мыслей, стремлений, то есть прежде воспринятого.

Различают 3 уровня памяти. Высшим уровнем считается воспроизводящая память – например, дословно, без запинки воссоздается весь текст, полная формула. Второй уровень - распознающая память. Если она хорошо выражена, то человек может безошибочно, познать текст, формулу, виданную только один раз. В конце концов, третий, низший уровень памяти – облегчающая память. В этом случае человек не в состоянии самостоятельно припомнить текст, формулу, картину; он, кажется все забыл, но если предложить выучить забытое снова, то ему потребуется меньше времени, чем если бы он изучала это впервые.

Типы памяти.Индивидуальная способность памяти человека называется типом памяти. Различают образный и словесно-логический типы памяти.

Наглядно-образный тип памяти, основанный на способности человека к запоминанию информации, которая поступает через органы чувств, то есть конкретных образов. Человек, вспоминая, мысленно видит действующих лиц, предметы, явления и т.п. Наглядно-образный тип памяти тесно связан с эмоциональной памятью. Этот тип памяти больше присущий детям.

Словесно-логический тип памяти, основанный на использовании словесных обозначений, логических связей, словесно сформулированных понятий, то есть это запоминания и сохранение мысли, обозначенной словами.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.