Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Исследовательские приемы памяти

1. Кривая запоминания 10 слов

2. Метод пиктограмм

 

Мышление– это процесс опосредствованного и обобщенного отображения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных взаимосвязях и отношениях.

Мышление человека неразрывно связано с речью, которая является орудием формирования и способом существования мысли. Значение мышления в жизни человека состоит в том, что оно дает возможность научно познавать мир, прогнозировать развитие событий, практически овладевать закономерностями действительности, ставить их на службу своим потребностям и интересам.

Мышление – процесс отражения в сознании человека бытия в его естественных связях и отношениях между объектами и явлениями. Мышление тесно связано с чувственным познанием, которое есть главным информатором об окружающем мире. Ощущение, восприятие, мышление – это слагаемые единого акта – познания. Мышление человека направленно на познание закономерностей объективного мира, имеет общественную природу. Общественно-историческая обусловленность мышления обнаруживается в том, что в каждом акте познания действительности человек опирается на опыт, накопленный предшествующими поколениями, оперирует теми средствами познания, которые были созданы ими.

Итак, хотя мышление каждого человека развивается и формируется в процессе его собственной активной познавательной деятельности, его содержание и характер всегда обусловлены общим уровнем познания, которого достигло общество на определенном этапе своего развития. Это дает основания рассматривать мышление как продукт общественно-исторического развития.



История развития учения о мышлении отображает взгляды мыслителей, ученых на понимание сущности психического, в частности мышления. Одним из первых ученых, которые начали всесторонне анализировать мышление, был Аристотель. Он обосновал и вывел законы последовательного, доказательного мышления. Мышление в понимании этого ученого рассматривается как проявление деятельности “умной души”.

Французские материалисты считали, что основой познания мира есть ощущение, которое “мыслить” – это значит “чувствовать”, так как ум, якобы, представляет собой “осложнение ощущения”. Представители рационализма рассматривали мышление как автономную ассоциацию представлений, как чистый рациональный акт, свободный от непосредственного ощущения.

Разнообразные идеалистические школы в философии и психологи развивают идеи так называемой парапсихологии (психотроники) – гипотезы и представление, которые относятся к психическим явлениям, объяснение которых не имеет конкретного научного обоснования (телепатия, ясновидение и др.). В минувшем столетии властвовала так называемая ассоциативная психология, соответственно которой процесс мышления состоит в создании связей – ассоциаций. В понимании сущности умственных процессов лежит - истинное, научное, материалистическое, данная формулировка была дана И.М. Сеченовым в выданной им книге “Рефлексы головного мозга”(1842): “Мысль – это очерченный во времени рефлекс”.

Первоначальной инстанцией есть подкорковая область, в которой возникают сигналы с помощью безусловных агентов внешнего и внутреннего мира.

Вторая инстанция – кора больших полушарий головного мозга (без лобных долей и отделов, которые воспринимают словесный раздражитель). На уровне этой инстанции любой раздражитель с помощью условного рефлекса может подключаться к той или иной безусловной реакции. Данная инстанция есть носительницей непосредственных ощущений, восприятий, представлений. Это первая сигнальная система.

Третья инстанция работает по принципу отражения от конкретных качеств воспринимаемых объектов и обобщает сигналы, которые поступили из первой и второй инстанции. Эта инстанция названа И.П.Павловым второй сигнальной системой. На этом уровне воспринимаются словесные раздражители, происходит замена непосредственных сигналов действительности речью. Согласно характеристике И.П. Павлова вторая сигнальная система есть результатом деятельности лобных долей и 3-х анализаторов: речедвигательного, речеслухового и речезрительного. Вторая сигнальная система регулирует функцию первой сигнальной системы.

Умственные процессы

Умственная деятельность состоит из таких умственных процессов:

- анализ,

- синтез,

- сравнение,

- обобщение,

- абстракция,

- конкретизация.

Анализ – процесс расчленения воспринимаемого, то есть уже осмысленного, предмета или явления на составные части. Различают абстрагированный и конкретный анализ.

Синтез – возникновение единого целого из отдельных частей, то есть умственные операции протекают в виде сравнений, обобщений, абстракций.

Анализ и синтез – это противоположные и одновременно неразрывно связанные между собой процессы.

Синтез и анализ сначала возникают в практической деятельности, а потом становятся мыслительным действием. Синтезировать можно элементы, мысли, образы, представление. Анализ и синтез – это главные мыслительные операции, которые в единстве обеспечивают полное и глубокое познание действительности.

Абстрагированный анализ – это мысленное разъединение познаваемого объекта или явления на отдельные части. Этот умственный акт всегда осуществляется с участием речи (внутренней или внешней). Абстрагированный анализ имеет направленность на познание сущности предмета или явления.

Конкретный анализ – это стремления в процессе познания предмета, явления, практически разделить их на части. Например, врач, который изучает данные лабораторного исследования (крови, мочи и др.) осуществляет, прежде всего, конкретный анализ.

Сравнение – установление сходства и (или) разницы в исследуемых предметах, объектах, явлениях, которые помогает установить те или другие важные их свойства.

Обобщение – возникает в результате процесса сравнение, если из числа разрозненных частей, деталей выделяется главное, общее, что может быть более характерной чертой познаваемого предмета, явления, объекта, ситуации и др. С развитием ребенка это свойство мышления получает содержательный характер, так как со временем начинает опираться на анализ и синтез.

Абстракция – это отвлечения от отдельных конкретно-чувственно-образных свойств объекта. Она возможна лишь тогда, когда найдено и исключено все случайное, частное, и несущественное в данном предмете.

Умственный анализ переходит из абстрагирования, то есть мысленное обособление одних признаков и свойств предметов, от других их черт, и от самих предметов которым они присущи. Выделение в процессе абстрагирования признаков предмета и рассмотрение их независимо от других его признаков, становятся самостоятельными операциями мышления. Так, наблюдая перемещения в пространстве разных по характеру объектов – машины, человека, птицы, туч, небесных тел, мы выделяем движение как общее для них свойство и осмысливаем его как самостоятельную категорию.

Абстрагирование готовит почву для глубокого обобщения. Операция обобщения обнаруживается в мысленном объединении предметов, явлений у группы за важными признаками, обособленными в процессе абстрагирования.

Конкретизация – помогает связать теорию и практику, глубже раскрыть какое-то положение на примере действительно существующего в объективном мире предмета, явления.

Виды мышления

Различают три главных разновидности мышления:

1. Наглядно - действенное

2. Наглядно - образное

3. Словесно - логическое

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что в нем решенная задача непосредственно включается в саму деятельность. Это наиболее ранняя стадия развития мышления. Оно начинает развитие мышления человека в процессе зарождения трудовой деятельности, если умственный и практический ее аспекты возникают в органическом единстве. Из этих разновидностей начинается развитие мышления в онтогенезе. В элементарной форме оно присуще детям раннего возраста, которые мыслят, в процессе взаимодействия с предметами, и манипулируя ими, постоянно раскрывая новые важные для этих предметов свойства.

Наглядно–действенное мышление в развитом виде присуще и взрослому человеку. Оно необходимо в тех случаях, когда наиболее эффективное решение задачи возможно именно в процессе практической деятельности. Наглядно–действенное мышление присуще людям тех профессий, в которых требуется практический анализ, разнообразное комбинирование и конструирование.

Наглядно – образное мышление характеризуется тем, что задача по своему смыслу есть образным материалом, манипулируя которым, человек анализирует, сравнивает либо обобщает важные аспекты в предметах и явлениях.

Развитие наглядно – образного мышления происходит в деятельности, характер которой требует оперирования образами разной степени обобщения, схематического изображения предметов и их символического отображения.

Словесно – логическое, или абстрактное мышление происходит в словесной форме с помощью понятий, которые не имеют непосредственного чувствительного обоснования, присущего восприятию и представлению. Именно эта разновидность мышления дает возможность проявлять общие закономерности природы и общества. На уровне высочайших обобщений решают задачи, строят научные теории и гипотезы.

Логические формы мышления

Понятие – это форма мышления, с помощью которой познается сущность предметов и явлений действительности в их важных связях в отношениях, обобщаются их важные признаки.

Важные признаки – это такие признаки, которые принадлежат объектам при любых условиях, выражают их природу, сущность, отличают эти объекты от других объектов, то есть это их важнейшие свойства, без которых они не могут существовать.

Понятие всегда существует и обнаруживается в слове, через слово оно сообщается другим людям. С помощью языка получаются системы понятий, которые составляют разные области наук.

Понятия делятся на общие и единичные. Те понятия, которые отображают важные признаки единичных объектов, называются единичными (“страна,””город”, “писатель”, “ученый”). Понятия, которые отображают признаки целых классов предметов, есть общими (“элемент”, “оружие” и т.п.).

Понятия разделяют на конкретные и абстрактные. В конкретных понятиях отображаются определенные предметы, явления. В абстрактных понятиях отображаются важные признаки и свойства отделенные от самых объектов.

Суждение –форма мысленного отображения объективной действительности, которая состоит в том, что мы утверждаем наличие или отсутствие признаков, свойств или отношений в определенных объектах.

Суждение – это акт мышления, которое отображает связи, отношение вещей, а предложение – это грамматическое соединение слов, которое проявляет и фиксирует это отображение.

Каждое суждение выражается в предложении, но не каждое предложение есть суждением. Субъектом есть предмет суждения, о котором идется и что отображается в нашем сознании. Предикат – это отображения тех отношений, признаков, свойств, которые мы утверждаем. Например: “Все металлы при нагревании расширяются”, где “все металлы” – это субъект, а “при нагревании расширяются” – предикат..

Суждение является истинным, если оно правильно отображает отношения, которые существуют в объективной реальности. Истинность суждения проверяется практикой.

Умозаключением называется такая форма мышления, в которой мы из одного или нескольких суждений выводим новое.

В умозаключении через уже имеющиеся у нас знания мы приобретаем новые. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные или по аналогии.

- Индуктивное умозаключение – это суждения, в котором на основании конкретного, частичного делается обобщение (например: “Серебро, железо, медь – металлы; серебро, железо, медь при нагревании расширяются: итак, металлы при нагревании расширяются”).

- Дедуктивное умозаключение – это суждения, в котором на основании общего приобретаются знание про частичное, конкретное (например: “Все металлы при нагревании расширяются; серебро – металл: итак, серебро при нагревании расширяется”).

- Умозаключение по аналогии выводится на похожести отдельных важных признаков объектов, и на этом основании делается вывод о возможной схожести этих объектов за другими признаками.

 

Исследование мышления

Важное значение при исследовании мышления имеют характеристики за темпом (скоростью) протекания умственных процессов. Различают ускоренный, замедленный и средний темп мышления. Для изучения процессов абстрагирования испытуемому предлагают объяснить содержание поговорок, пословиц, метафор, передать содержание прочитанного ранее текста.

Понятийное мышление исследуется с помощью наборов предметов или изображений, предложенных для их классификации, объяснение назначения (например, транспорт, мебель и др.). Проводится анализ соотношений понятий (прибавление 4,6), при котором оценивается умение устанавливать и обобщать соотношения между понятиями. При этом обнаруживается способность к суждениям и умозаключениям.

При исследовании интеллекта испытуемому задают вопросы, направленные на выяснение его знаний в области истории, географии, литературы, политической жизни и др. Для исследования мышления используются методики Бине-Симон, Векслера и др., по результатам которых определяется так называемый интеллектуальный коэффициент. Этот коэффициент указывает в цифрах уровень интеллектуального развития.

Мышление человека, качественно отличающееся от зачатков мышления животного, появилось вместе с речью. Слово дало возможность отделить признак от познаваемого предмета и оперировать отвлеченным понятием. Хотя существуют мыслительные акты вне речи (например, интуитивные звенья мышления) и речевые фрагменты, не сопровождающиеся мышлением (например, речевые штампы или бред больного человека), основополагающим является тезис о единстве мышления и речи. Не случайно JI. С. Выготский говорил о «единстве общения и обобщения».

Возникающие в жизни проблемы мы осознаем и формулируем, т. е. выражаем их в устной или письменной речи. В рассуждениях мы проверяем наши гипотезы. Наконец, в устной или письменной речи интерпретируются результаты проверки предположений и формулируются выводы. Там, где нужны точные формулировки, особенно важна письменная речь.

Интеллект — это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных.

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

ü объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике,

ü многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации,

ü сознание,

ü память.

Воображение— это процесс создания человеком из материала предыдущего опыта образов объектов, которых он никогда не воспринимал.

К созданию новых образов человека понуждают разнообразные потребности, которые постоянно порождают деятельность, развитие знаний, усложнение условий жизни, необходимость прогнозировать будущее.

Создание образов воображения всегда связано с определенным отрывом от реальности, выходом за ее пределы. Это значительно расширяет познавательные возможности человека, обеспечивая способность предвидения и творения нового мира как среды своего бытия. Деятельность воображения тесно связана с мышлением.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.