Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 2. Система национальных счетов

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Предисловие  
2. Тематический план и виды самостоятельной работы  
3. Практические задания для самостоятельной работы по темам  
4. Тематика рефератов  
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания
6. Перечень вопросов к экзамену  
7. Самостоятельная работа для студентов заочного отделения  
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы  
9. Перечень ресурсов Интернета  
10. Глоссарий  

 

 

Предисловие

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Самостоятельная работа студентов наряду с теоретической частью является важной формой приобретения социально-экономической компетентности, направлена на усвоение системы научных и профессиональных знаний и умений, а также навыков самостоятельной творческой деятельности. Самостоятельная работа помогает формировать культуру мышления студентов, расширять познавательную деятельность.

Целью методических указаний является повышение эффективности учебного процесса благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:

- способность занимать в обучении активную позицию;

- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

- привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;



- осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.

Самостоятельная работа выполняется студентом во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа по курсу макроэкономики включает, с одной стороны, подготовку к лекциям, к семинарским занятиям, к контрольной работе, подготовку научного доклада и выполнение заданий по НИРС; с другой стороны – изучение литературы, конспекта лекций, поиск литературы в библиотеке, конспектирование рекомендуемой для самостоятельного изучения научной литературы, написание реферата, решение задач, тестов. Такое объединение обеспечивает тесную связь теории и практики при изучении макроэкономики.

 

 

Тематический план и виды самостоятельной работы

Методические указания разработаны на основании ФГОС ВО, учебного плана по направлению подготовки 38.03.01"Экономика" и Положения об организации самостоятельной работы обучающихся ФГАОУ ВО «КФУ им В.И. Вернадского», рабочей программы по курсу «Макроэкономика», разработанной и утвержденной на кафедре финансы и кредит института Экономики и управления ГПА (филиал) КФУ им. Вернадского В.И.

Программа самостоятельной работы рассчитана на 54 часа в одном семестре на 2-ом курсе обучения. В соответствии с программой методические указания включают 4 разделов. В каждом разделе методического пособия приводятся: различные виды заданий по макроэкономике – задачи; вопросы, на которые требуется дать развернутый ответ; задания, требующие начальных навыков аналитической работы, основные понятия, вопросы для обсуждения, задачи, тесты.

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков продуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях и домашней подготовке.

Текущая самостоятельная работа студентов направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Она заключается в работе с лекционным материалом, поиске и обзоре литературы и электронных источников информации по заданной проблеме курса, опережающей самостоятельной работе, в изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку, подготовке к семинарским занятиям, экзамену.

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа,направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. Она включает поиск, анализ, структурирование и презентацию информации; исследовательскую работу и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах; анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.

Среди основных видов самостоятельной работы студентов традиционно выделяют: подготовка к лекциям, семинарским и практическим занятиям, экзаменам, презентациям и докладам; написание рефератов, решение ситуационных задач; проведение деловых игр; участие в научной работе.

Таблица 1

Тематический план и виды самостоятельной работы

Раздел дисциплины (темы) Формы текущего контроля успеваемости Ко-во часов
Раздел 1. Общие понятия и принципы макроэкономического анализа
Тема 1. Особенности макроэкономического анализа экономики Конспектирование, тестирование
Тема 2. Система национального счетоводства. Проверка домашнего задания, доклады, тестирование, решение задач
Раздел 2. Макроэкономическое равновесие
Тема 3. Общее макроэкономическое равновесие: модель AD-AS Проверка домашнего задания, доклады, тестирование
Тема 4. Равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM Проверка домашнего задания, представление презентаций, доклады, тестирование
Раздел 3. Нарушение макроэкономического равновесия
Тема 5. Теория циклического развития экономики Проверка домашнего задания, тестирование, решение задач
Тема 6. Безработица как последствие макроэкономической нестабильности Проверка домашнего задания, доклады, тестирование, решение задач
Тема 7. Инфляция: сущность, виды, последствия Проверка домашнего задания, доклады, тестирование
Тема 8. Экономический рост и социально-экономическое развитие страны Защита рефератов, представление презентаций
Раздел 4. Экономическая политика государства
Тема 9. Макроэкономическая политика государства в рыночной экономике. Деловая игра, доклады, тестирование
Тема 10. Бюджетно-налоговая политика Проверка домашнего задания, доклады, тестирование
Тема 11. Кредитно-денежная политика Проверка домашнего задания, доклады, тестирование, решение задач
Тема 12. Социальная политика государства Проверка домашнего задания, доклады, тестирование, решение задач
Тема 13. Макроэкономический анализ открытой экономики Защита рефератов, представление презентаций
ИТОГО Экзамен

Практические задания для самостоятельной работы по темам


Раздел 1. Общие понятия и принципы макроэкономического анализа

Тема 1. Особенности макроэкономического анализа экономики
Основные термины: макроэкономика, микроэкономика, макроэкономическая политика, агрегирование, макроэкономические модели, эндогенные (внутренние) переменные, экзогенные (внешние) переменные, запасы и потоки, модель круговых потоков, закрытая экономика, открытая экономика, «утечки» и «инъекции».

Вопросы для обсуждения

1. Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика.

2. Макроэкономическая политика.

3. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки.

4. Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия.

Практические задания

1. Перечислите основные макроэкономические проблемы.

2. В каких случаях проблемы и предметы изучения явля­ются микроэкономическими, в каких – макроэкономическими и почему?

а) Стратегия поведения стран-участниц картеля на миро­вом рынке нефти;

б) Последствия повышения мировых цен на нефть для эконо­мики России;

в) Сезонный всплеск продаж в туристической компании ле­том;

г) Сезонный всплеск розничных продаж перед Новым годом в стране;

д) Снижение безработицы в России;

е)Безработица среди шахтеров Кузбасса

ж) Изменение возрастной структуры безработицы, рост доли молодых в числе безработных

з) Брать ли правительству новый заем у МВФ?

и) Брать ли фирме кредит для осуществления инвестиций?

к) Рост доли сбережений в евро у российских граждан

л) Конкуренция операторов мобильной связи в Москве.

3. Какие величины эндогенны, а какие – экзогенны в следующих примерах?

а) Функция спроса на рынке блага: Qd = 300 – 20Р + 0,5I, функция предложения: Qs = 20Р – 50. Если I = 100, Рe = 10 и Qе= 150

б) Функция спроса имеет вид: Qd= а – bР, а предложения: Qs= с + + dP; вводится потоварный налог t на производителей. Рассчитывается избыточное налоговое бремя.


4. Какие известные Вам переменные используются в макроэкономическом моделировании? Какие из них обычно являются экзогенными, а какие – эндогенными?

5. Что из перечисленного относится к потокам и что – к запасам:

а) Общее количество иностранных туристов, посетивших Республику Крым на 01.01.2015 г.

б) Среднее количество туристов, посещающих Крым в год;

в) Количество студентов, учившихся в Гуманитарно-педагогической академии (филиал) КФУ им В.И.Вернадского, на начало 2014/15 учебного года;

г) Ежегодный набор студентов в институт экономики и управления Гуманитарно-педагогической академии;

д) В микроэкономике: величины спроса и предложения;

е) В микроэкономике: выручка, издержки, прибыль фирмы;

ж) Общая стоимость основных фондов (капитальных ресур­сов) в РФ по данным Госкомстата за 2014 г.;

з) Зарплата, рублей в неделю;

и) Профицит государственного бюджета РФ 2012 г.;

к) Объем внешней задолженности России на начало 2014 г.;

л) Сбережения у пенсионерки на сберкнижке;

м) Сбережения домохозяйств как разница между доходами и расходами в единицу времени.


6. В каком случае имеет место анализ exante и в каком – expost?

а) Подсчет величины ВВП прошедшего года, величина которого по расходам должна равняться величине по доходам;

б) Прогнозирование ВВП будущего года с разбивкой на статьи расходов и доходов.


7. Приведите примеры частных и государственных трансфертов.

8. Дополните предложения:

а) Рост налогов, при прочих равных условиях, приведет к ... бюджетного дефицита

б) Рост профицита бюджета может быть вызван ... объема государственных закупок

в) Если имел место дефицит бюджета, уменьшение объема государственных трансфертов, при прочих равных условиях, приведет к его ...; если же изначально имел место профицит, то уменьшение трансфертов приведет к его... . В любом случае, сальдо бюджета станет ... .

г) Дефицит бюджета означает, что государственные сбережения имеют знак ... и денежные потоки в целом движутся от ... к ...

9. Дополните предложения:

а) Рост дефицита торгового баланса может быть вызван ... объема импорта.

б) США последние 10 лет имели ... торгового баланса.

в) Россия имеет ... сальдо торгового баланса, при росте российского экспорта оно будет ..., ... торгового баланса будет ...

10. Что из нижеперечисленного относится к инъекциям, а что – к изъятиям?

а) Часть зарплаты, которую муж ежемесячно прячет в матрас, утаивая от жены;

б) Пособие по безработице;

в) Проценты, выплачиваемые государством домохозяйствам по государственным облигациям;

г) Деньги, потраченные семьей на покупку машины;

д) Деньги, потраченные государством на постройку дорог, мостов и т. д.

е) Деньги, заплаченные нашим туристом в Париже за путешествие по Сене;

ж) Деньги, заплаченные иностранным туристом в Москве за посещение Третьяковской галереи;

з) Налог на прибыль, заплаченный фирмой;

и) Подоходный налог, заплаченный домохозяйством;

к) ВВП.


Дополнительное задание:

11. В четырехсекторной модели показать путь перечисленных денежных потоков:


1) С = 2 000; G = 500; Тr= 150; Тх= 600; профицит торгового баланса равен 200, Im = 150. Сумма всех изъятий равна 1700. Найти: Ех, I, Y, Sg, Sp.

2) Сумма всех инъекций равна 2 050. Хп = –100; Ех= 200. С = 3000; G = 400; Тr= 100; Тх= 500. Найти: Im, I, Y, Sg, Sp.


13. В модели кругооборота рост G, при прочих равных условиях, вызовет аналогичное по величине падение I (полный эффект вытеснения). Показать все связанные с этим изменения в денежных потоках. В частности, если после роста G профицит бюджета превратился в дефицит, как изменятся денежные потоки между государством и финансовым рынком? Почему уменьшатся инвестиции? Как фактически может быть организовано финансирование дефицита?

 

 

Тема 2. Система национальных счетов

Основные термины: валовой внутренний продукт (ВВП), чистый внутренний продукт (ЧВП), валовой национальный доход (ВНД), чистый национальный доход (ЧНД), национальный доход (НД), личный доход, располагаемый личный доход, потребление (С), инвестиции (I), чистые инвестиции, валовые инвестиции, амортизация, государственные закупки товаров и услуг (G), чистый экспорт (Хn), расчет ВВП по доходам, расчет ВВП по расходам, расчет ВВП по добавленной стоимости, чистые факторные доходы из-за рубежа, сбережения (S), совокупные сбережения (S), частные сбережения (Sp), государственные сбережения (Sg), сбережения внешнего (остального) мира (Sr), основное макроэкономическое тождество, тождество сбережений и инвестиций, тождество госбюджета, номинальный ВВП, реальный ВВП, индекс Ласпейреса, индекс потребительских цен, индекс Пааше, дефлятор ВВП, индекс Фишера.

 

Вопросы для обсуждения

1. Назовите причины, по которым показатель ВВП не всегда точно характеризует благосостояние нации.

2. Будут ли учтены при подсчете ВВП суммы, фигурирующие в перечисленных ниже сделках? Объясните, почему:

а) Семья продает свою старую квартиру за 500 тыс. руб. и покупает квартиру в только что построенном доме за 550 тыс. руб.

б) Фирма приобретает 20 компьютеров, уже бывших в употреблении, у другой фирмы.

в) Семья покупает акции компании «А» на сумму 5 тыс. руб.

г) Фирма выпускает продукцию на сумму 9 млн. долл., одну половину продает через фирменный магазин, а другую – хранит на складе.

д) Издательство продает книги, хранившиеся на складе с прошлого года, на сумму 800 тыс. руб.

3. Если часть домохозяек в стране решит устроиться на работу, а для выполнения домашних дел будет нанимать прислугу, отразится ли это на величине ВВП?

4. Введение импортных пошлин повысило цены на ввозимые товары. Как это отразится на стоимости жизни, если для оценки ее изменения использовать:

а) индекс потребительских цен;

б) дефлятор ВВП.

Тесты

1.Валовой внутренний продукт — это показатель:

а) уровня цен проданных товаров и услуг;

б) общих расходов правительства;

в) количества товаров и услуг, произведенных частным бизнесом;

г) рыночной стоимости внутреннего валового выпуска конечных товаров и услуг.

2. Среди перечисленных ниже утверждений определите правильное:

а) ВВП — сумма стоимости всех товаров и услуг, произведенных в течение года;

б) ВВП — показатель, отражающий изменения в количестве товаров и услуг, произведенных в течение года;

в) ВВП измеряет уровень благосостояния лучше других макроэкономических показателей;

г) в состав ВВП входят передаточные (трансфертные) платежи, осуществляемые в течение года;

д) правильного ответа нет (так как ВВП включает стоимость не всех товаров и услуг, а только конечных).

3.Объем ВВП в стране может быть рассчитан методом:

а) потока доходов;

б) потока расходов;

в) добавленной стоимости;

г) верны ответы 1 и 2;

д) верны ответы 1, 2 и 3.

4.Чистый национальный продукт равен:

а) ВВП плюс амортизация;

б) личный доход плюс косвенные налоги;

в) ВВП минус амортизация;

г) инвестиции минус амортизация;

д) экспорт минус импорт.

5. В состав валового внутреннего продукта включаются:

а) услуги домашней хозяйки;

б) покупка у соседа подержанного автомобиля;

в) покупка государственных облигаций;

г) стоимость нового учебника в книжном магазине;

д) покупка акций у корпораций.

6. В состав ВВП, рассчитанный по методу «потока расходов», не включаются:

а) объем потребления;

б) объем инвестиций;

в) объем заработной платы;

г) государственные закупки товаров и услуг;

д) объем чистого экспорта.

7. При расчете ВВП понятие «чистый экспорт» означает:

а) величину чистой прибыли, полученной национальными экспортерами в данном году;

б) общую сумму экспорта страны, выраженную в текущих ценах;

в) общую сумму экспорта, выраженную в ценах базового года;

г) разницу между экспортом и импортом в данном году.

8. Под реальным валовым внутренним продуктом понимается:

а) стоимость потенциального ВВП в текущих ценах;

б) стоимость фактического ВВП в текущих ценах;

в) физический объем ВВП;

г) стоимость ВВП в ценах базового года;

д) категория, не рассмотренная в приведенных выше ответах

9.Если из национального дохода вычесть налоги на прибыль корпораций, нераспределенную прибыль и взносы на социальное страхование, а затем приплюсовать чистые трансфертные платежи, то полученная сумма - это:

а) личный доход;

б) амортизация;

в) ВВП;

г) ЧНП;

д) располагаемый доход.

10. Выберите макроэкономические величины, составляющие в сумме ВВП:А) доходы производителей; В) расходы потребителей; С) чистый экспорт; О) доходы от собственности; Е) инвестиции; Р) правительственные закупки.

а) А+В+С+О;

б) В+С+О+Е;

в) В+С+Е+Р;

г) С+О+Е+Р;

д) А+В+Е+Р.

Задачи

1. Определите объем ВВП по следующим данным (ден. ед.): заработная плата — 35000; закупки правительства - 5000; импорт - 3000; косвенные налоги - 3000; процент - 210; рентные платежи — 7100; экспорт — 4000; потребительские расходы — 40000; инвестиции - 5000.

2. Определите объем ВВП по следующим данным (ден. ед.) импорт 1200; амортизационные отчисления — 300; экспорт -1400; заработная плата — 8100; процент — 200; рента — 500; инвестиции — 200; косвенные налоги — 700; прибыль — 1800.

а) 8600;

б) 9600;

в) 10600;

г) 11600;

д) 12600;

е) невозможно определить из-за отсутствия информации для расчета.

3. Для условной экономической системы известны следующие макроэкономические показатели (ден. ед.): объем ВВП — 11000; потребительские расходы — 6000; государственные расходы 1000; объем экспорта - 2000; объем импорта - 1000.

 

Рассчитайте величину инвестиций в экономику (ден.ед.):

а) 1000;

б) 2000;

в) 3000;

г) 4000;

д) 5000.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.