Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Шкала оценки групповой сплоченности класса (Сишора – Ханина)

(Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии, 2006)

Инструкция: Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите один из ответов, наиболее точно соответствующий вашему мнению.

 

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к своему классу?

1) чувствую себя членом, частью коллектива (5 б.).

2) участвую в большинстве видов деятельности (4 б).

3) участвую в некоторых видах деятельности (3 б).

4) не чувствую, что являюсь членом коллектива (2 б).

5) существую отдельно от других членов коллектива (1 б).

6) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б).

2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

1) да, очень хотел бы перейти (1 б).

2) скорее бы перешел, чем остался (2 б).

3) не вижу никакой разницы (3 б).

4) скорее всего остался бы в своем классе (4 б).

5) очень хотел бы остаться в своем классе (5 б).

6) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б).

3. Каковы взаимоотношения между учащимися в вашем классе на уроках?

1) лучше, чем в большинстве классов (3 б).

2) примерно такие же, как в большинстве классов (2 б).

3) хуже, чем в большинстве классов (1 б).

4) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б).

4. Каковы взаимоотношения между учащимися в вашем классе на различных мероприятиях (походы, экскурсии, огоньки)?

1) лучше, чем в большинстве классов (3 б).

2) примерно такие же, как в большинстве классов (2 б).

3) хуже, чем в большинстве классов (1 б).

4) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б).

5. Каковы взаимоотношения между учащимися в вашем классе вне школы?

1) лучше, чем в большинстве классов (3 б).

2) примерно такие же, как в большинстве классов (2 б).

3) хуже, чем в большинстве классов (1 б).



4) не знаю, затрудняюсь ответить (1 б).

6. Каковы ваши взаимоотношении с классным руководителем?

1). лучше, чем в большинстве классов (3 б.)

2) примерно такие же, как в других классах (2 б).

3) хуже, чем в других классах (1 б).

4) не знаю (1 б).

7. Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?

1) лучше, чем в большинстве классов (3 б).

2) примерно такое же, как в других классах (2 б).

3) хуже, чем в других классах (1 б).

4) не знаю (1 б).

Интерпретация результатов.

Ключ на каждый ответ приведен в скобках.

Находим среднее арифметическое по группе.

21 - 25 баллов – высокий уровень групповой сплоченности.

12 - 20 баллов – средний уровень групповой сплоченности.

7 - 11 баллов – низкий уровень групповой сплоченности.

 

Опросник для изучения психологической атмосферы в классе

Фидлера-Ханина

(Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии, 2006)

Инструкция: 1. Внимательно прочитайте 10 пар утверждений, с помощью которых описана психологическая атмосфера (ПА) в классе.

2. На каждой строчке поставьте условный знак (Х). Чем ближе к левому либо правому слову этот знак, тем более выражен данный признак в обследуемом классе.

 

Утверждения Баллы Утверждения
дружелюбие 7 6 5 4 3 2 1 враждебность
согласие 7 6 5 4 3 2 1 несогласие
удовлетворенность 7 6 5 4 3 2 1 неудовлетворенность
увлеченность 7 6 5 4 3 2 1 равнодушие
продуктивность 7 6 5 4 3 2 1 непродуктивность
теплота 7 6 5 4 3 2 1 холодность
сотрудничество 7 6 5 4 3 2 1 отсутствие сотрудничества
взаимная поддержка 7 6 5 4 3 2 1 недоброжелательность
занимательность 7 6 5 4 3 2 1 скука
успешность 7 6 5 4 3 2 1 неуспешность

 

Интерпретация результатов:

50-70 баллов – психологическая атмосфера в классе хорошая, при этом все характеристики эмпатийного общения положительны.

30-50 баллов - психологическая атмосфера в классе нейтральная (атмосфера безразличия).

10-30 баллов - психологическая атмосфера в классе негативная, преобладает враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, отсутствие сотрудничества.

 

Карта-схема эмоционального состояния классного коллектива

(Лутошкин А.Н. Цветопись как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива//Социально-психологический климат коллектива, 1979)

 

  +3 +2 +1 -1 -2 -3  
В коллективе царит доброже- лательность во взаимо- отношениях и взаимопонимание               В коллективе постоянно пессими- стическое настроение, апатия ко всему, легко возникают конфликты
В коллективе высоко ценится принципиальность, честность, бескорыстие, велико стремление к коллективному труду               Принципиальность, честность, бескорыстие здесь не ценятся, нет стремления к коллективному труду
Члены коллектива стремятся общаться и сотрудничать с другими коллективами               Члены коллектива стремятся обособиться от других коллективов
В отношениях между группиров- ками внутри коллектива сущест- вует взаимопонимание               Группировки конфликтуют между собой
Коллективу нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах               Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к тесному общению
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех других               Успехи или неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают чувство зависти и злости
Преобладают одобрение и поддержка; упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями               Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов
Члены коллектива с уважением относятся к мнению других               В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других
В трудных ситуациях происходит эмоциональное объединение коллектива по принципу «один за всех и все за одного»               В трудных ситуациях в коллективе возникают конфликты
Достижения или неудачи всего коллектива переживаются всеми членами               Достижения или неудачи коллектива не находят отклик у его членов
Коллектив доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться               Новые члены коллектива чувст- вуют себя лишними, к ним неред- ко проявляются враждебные отношения
Коллектив быстро откликается на любое полезное для всех дело               Коллектив не откликается ни на какое полезное для всех дело, каждый думает только о собственных интересах
В коллективе справедливо относятся ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых               Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых»
К похвалам и поощрениям коллектива относятся с одобре- нием и чувством гордости               К похвалам и поощрениям коллектива относятся равнодушно

Обработка полученных данных.

Для общей оценки психологического климата необходимо сложить все положительные баллы, затем все отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую. Полученный результат и будет являться условной характеристикой психологического климата в коллективе.

 

РАЗДЕЛ 3.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Варианты бесед для начальных классов

(Педагогическая диагностика в школе, 2003)

Товарищество

Цель: добиться того, чтобы дети понимали значение слов товарищ, товарищество.

Ход беседы.

Вопросы к классу:

- Вы заметили, что у одних ребят много товарищей, а с другими никто не любит играть? Подумайте и ответьте, почему это происходит?

А сейчас задумайтесь над стихотворением С. Маршака "Друзья-товарищи". Что думал каждый из вас, когда слушал это стихотворение?

Кто из вас может рассказать нам о своем товарище или подруге? Какой он (она): добрый, веселый, смелый, умный? Что умеет мастерить? Чем он тебе нравится?

Чтение рассказа Е. Пермяка "На уроке труда".

Затем обсуждают его содержание, отвечают на вопросы учителя: "Правильно ли поступила Наташа?", "Чем, по-вашему, может кончиться этот случай?"

Все ребята думают по-разному. Одни всегда любят командовать, другие быстро обижаются, третьи готовы во всем уступить другому, лишь бы играть вместе. Подумайте, дружно ли вы играете с ребятами? А как надо играть, чтобы было весело, интересно? Послушайте рассказ Е. Пермяка и вы узнаете, что может случиться с теми, кто не умеет дружить. (Чтение рассказа.)

Самое страшное.

"Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки - даже самые добрые - тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а тот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаза не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один! Один-одинешенек!"

- Давайте обсудим, почему Вова гордился собой, своим поведением. Хорошо ли, когда все тебя боятся?

В дружбе не все бывает гладко, бывают и ссоры. Чтение рассказа Н. Калининой "Два товарища".

- А как ты миришься со своими друзьями? Подумай, всегда ли ты бываешь прав, когда ссоришься с ребятами?

Все считают, что быть ябедой стыдно. Но вот только по-разному думают, кого можно назвать ябедой.

Чтение стихотворения А. Барто "Сонечка" и рассказ "Ябеда" (придуманного учительницей).

- Подумайте, кто из них настоящая ябеда?

А теперь давайте запомним правила товарищества:

· Помогай товарищу; если умеешь что-то делать - научи его; помоги ему чем можешь, если он попал в беду.

· Поделись с товарищем игрушками, книгами, играй с товарищами так, чтобы не брать себе все лучшее.

· Останови товарища, если он делает что-то плохое. Умей сказать ему, что он не прав.

· Не ссорься с товарищами, работай и играй с ними дружно; не зазнавайся; не завидуй товарищам; если поступил плохо, то не стесняйся сказать об этом.

· Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

 

Доброта и отзывчивость

Основные темы:

Будь вежлив со своими товарищами: не груби, не забывай говорить "волшебные" слова, старайся с друзьями играть дружно, не будь грубым.

Усвой истину: "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть".

Оборудование: на доске висит плакат "Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству".

Ход беседы.

Учитель обращается к детям:

- Сегодня нас ждет необычный транспорт - ковер-самолет! Вот он (расстилает на полу красочный ковер-самолет, нарисованный на ватмане). Прислала его нам Мудрая Книга. Она ждет нас, ребята, в своем книжкином доме.

Ребята! Садитесь все на ковер-самолет. Стоит нам только сказать: "Ковер-самолет, возьми нас в полет!" (Дети повторяют эти слова.) Быстро летит наш ковер-самолет, только ветер свистит в ушах. А вот и книжкин дом. Приземляемся. (Ребята встают и рассаживаются по местам.)

Входит Мудрая Книга:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада видеть вас. Сегодня я хочу прочитать вам один очень интересный рассказ. Написал его Е. Пермяк. Называется он "Самое страшное". (Читает рассказ на с. 220).

Затем проводится беседа о прочитанном, дети отвечают на вопросы по содержанию рассказа: "Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?", "Почему Вова остался один на свете?", "Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?"

Как бы подводя итог обсуждению, школьники читают хором стихи, написанные на доске (вывод):

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

Продолжая тему, учитель говорит:

- Много славных дел ждет вас впереди. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.

Исполняется песенка "Улыбка" (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского).

Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть нам, вашим родителям, вашим друзьям. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям.

"За добро добром платят", "Доброе братство лучше богатства" (написано на доске).

Дети читают стихотворение Л. Татьяничевой:

Достается недешево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог? Этой мерой измеряться Все земные труды. Может, вырастил деревце На земле Кулунды? Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Плавок мирным трудом? Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее – Хорошо самому.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек никогда никого не обижает, помогает людям. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Добрый человек никогда один не останется. У него всегда много друзей.

Мудрая Книга:

- Я очень прошу вас, ребята, не будьте такими, как Вова. Будьте добрыми и чуткими, будьте вежливыми друг к другу. А сейчас нам настала пора прощаться! До свиданья! Мой транспорт, ковер-самолет, в вашем распоряжении. Счастливого вам пути!

Ребята снова рассаживаются на ковре-самолете. И все вместе читают стихи.

Если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

 

Варианты бесед для учащихся V - IX классов.

Доброта.

Цель: ознакомить с содержанием понятия; разъяснить, в чем проявляется это качество.

Ход беседы.

На доске сделана запись для занесения в тетради по этике, взятая из словаря русского языка.

"Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям. Добрый - относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый".

Учитель. Что же такое доброта и какова ее роль в жизни человека? Почему, когда она находится в забвении, отсутствует или ее недостаточно, люди сворачивают с дороги и нередко гибнут для общества, принося в мир лишь горе, разочарование и беды, а мы тогда говорим, что торжествует зло?

С давних пор и во все времена в разных концах земли, под разными широтами, всегда и повсюду свойство доброты, способность ее проявлять было предметом воспитательской заботы и самого пристального внимания. Подтверждение мы находим в обычаях и верованиях разных стран и народов.

Во Вьетнаме в день лунного Нового года (весной) над дверьми домов чертят иероглифы - пожелания счастья, благополучия, доброты живущим в доме. А в Индонезии у жителей острова Бали существует давний обычай: молодого человека, достигшего брачного возраста, торжественно посвящают в мужчины. Старейший селения или племени подходит и слегка проводит по его зубам напильником, как бы сглаживая, притупляя их. По убеждениям балийцев, это делается для того, чтобы убить в человеке дремлющего в нем зверя, чтобы его душа и деяния были добрыми, чтобы он был мягок и сердечен с окружающими. И пусть, когда у него родятся дети, они будут детьми человека, а не зверя - добрыми, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь к другому, а не жестокими, корыстными, черствыми.

А сколько скромных простых примеров проявления человеческой доброты рассеяно вокруг нас, в окружающей нас жизни.

Вот престарелый врач-пенсионер выращивает в своем саду ягоды и фрукты, собирает и отдает их ребятишкам из соседнего дома. Для него радость видеть, как они лакомятся плодами его труда. Вот молодой сибиряк-тракторист, накопив несколько тысяч рублей, передает их родному селу с просьбой устроить библиотеку.

Доброта многолика и многогранна. И проявлять ее можно повсюду, недалеко искать, место и повод ее применить не требуется.

Читают вслух рассказа Б. Емельянова "Этого не нужно повторять".

Все было хорошо для Гарика до тех пор, пока звеньевой Ибрагим не сказал:

- Бабушка Таня наша подшефная!

И адрес назвал. Уточнил, что живет она одна и помочь ей некому.

Стали приходить к бабушке Тане каждый день.

Только у Гарика складывались с бабушкой странные отношения. Они избегали смотреть в глаза друг другу. Дело в том, что бабушка Таня - родная бабушка Гарика: только теперь она не просто бабушка, к которой у него все как-то не было времени забежать, а "зона их пионерского действия". Так что пришлось внуку у этой "зоны" просить о великом одолжении: не говорить ребятам, что она его родная бабушка. Стыдно. Пусть лучше Гарик будет просто тимуровец, а никакой не внук. И бабушка, любя внука, согласилась. Но легче Гарику не стало. Мучил вопрос: почему так получилось, что тимуровская разведка нашла его бабушку, а ему и в голову не пришло, что ей нужна помощь? В конце концов Гарик не выдержал и признался, что он никакой не тимуровец, а просто плохой внук. А ребята это и сами знали:

- Мы ведь не только бабушке хотели помочь, но и тебе!

Содержание рассказа обсуждается по таким вопросам: "Как вы поняли слова: "Так что пришлось внуку у этой "зоны" просить о великом одолжении..."? Кого имеет в виду автор под словом "зона"?", "Почему Гарику пришлось скрывать о ребят, что бабушка Таня его родная бабушка?", "Как относятся к своим бабушкам и дедушкам твои товарищи? А ты сам?"

Затем учитель читает школьникам статью А. Пастухова "Мы ее не били". По содержанию прочитанного предлагаются следующие вопросы: "Как можно назвать поступок одноклассников по отношению к Вале?", "Почему нельзя смеяться над физическими недостатками?", "Как следовало классу отнестись к появлению Вали в очках?"

Ученикам предлагается соревнование на то, кто больше назовет пословиц и поговорок о доброте, которые затем записываются в тетради:

Спеши делать добро.

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой не верит, что есть добрые люди.

 

Товарищество и доброта.

Цель: познакомить ребят с такими социальными качествами, как товарищество и доброта, раскрыть формы их проявления на конкретных примерах.

Ход беседы.

Рассказав школьникам, какой теме посвящается беседа, учитель спрашивает:

- Как вы понимаете слово "товарищество", в чем, по-вашему, оно проявляется?

После того как выскажутся многие учащиеся, надо сделать обобщенный вывод: товарищество - это стремление находиться в коллективе, вместе с товарищами; это и подчинение уполномоченным коллектива, и стремление не подвести своих одноклассников; это и добровольное оказание бескорыстной помощи товарищам, и дружеские отношения между мальчиками и девочками.

Учитель предлагает записать в тетрадях по этике тему беседы и формы проявления товарищества.

Затем следует обсуждение выделенных (названных учениками) форм проявления товарищества на конкретных примерах. Учитель, предоставив детям достаточную самостоятельность в высказываниях, как бы подводит итог:

- Если человек смолоду не научится верности и дружбе, то в зрелые годы ему трудно будет восполнить этот пробел. Жизнь класса станет более интересной и содержательной, если вы будете дружить, помогать друг другу и выполнять решения коллектива. Успех выполнения намеченных задач сообща, результаты коллективной деятельности во многом зависят от организованности и сплоченности вашего класса, личной ответственности каждого за общее дело, от активного участия в ней всех вас. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

Важно обратить внимание ребят на то, что только у доброго, деликатного, умеющего прощать человека могут быть настоящие друзья.

Взаимопомощь - одна из важнейших черт товарищества. Настоящий друг никогда не оставит товарища в беде. Но бывает так, что подлинная помощь подменяется ее суррогатом: друг дает списать задание, подсказывает, выгораживает провинившегося товарища и т.д. Это не помощь, это обман. Ребята отучаются всерьез заниматься, ленятся, а товарищи поощряют это безделье. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.

- Итак, мы с вами уже говорили о том, что только у доброго, деликатного человека могут быть настоящие друзья. А что такое доброта? Как она проявляется? Доброта проявляется в дружелюбном отношении друг к другу; в заботливом отношении к младшим, в привычке всем делиться с товарищами, в любви к животным.

Учитель предлагает детям записать в тетрадях по этике крылатые слова американского писателя и философа Генриха Торо: "Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает".

Человек с детства спрашивает себя и других: "Что такое хорошо и что такое плохо?" Способность ощущать печаль другого - одно из свойств настоящего человека. Но важно научиться не только сочувствовать окружающим людям, переживающим какую-либо беду, неприятности, но и жить радостью, удачей, счастьем других. "Разделенное горе - половина горя, разделенная радость - двойная радость" - говорит русская пословица. Если мы не научимся радоваться за других, в душе может родиться зависть - серьезнейший недостаток.

Постоянную помощь следует оказывать вашим родителям, родным: убирать квартиру, покупать продукты, мыть посуду, чистить одежду, обувь, принимать участие в приготовлении обеда, сервировке стола. Когда родители приходят с работы, нужно заканчивать шумные игры, приглушать магнитофон или телевизор, хорошо помочь маме или бабушке снять пальто, подать домашние туфли, взять тяжелую сумку и т.д.

В семье, где несколько детей, надо заботиться о младших братьях и сестрах: читать им книги, рассказывать сказки, разучивать с ними стихи, песни, следить, чтобы их внешний вид всегда был опрятным, и т.д.

В конце беседы даются задания для самостоятельной работы:

а) запомнить формы проявления товарищества и доброты;

б) следить за своими поступками с позиций этих нравственных категорий, контролировать себя и давать оценку своим поступкам.

На следующем занятии или дома ребята оценивают уровень развития данных качеств у одноклассников (перед этим следует еще раз напомнить ребятам критерии оценки объективности).

 

Варианты бесед для учащихся X - XI классов.

В этих классах может быть целесообразным изменить форму проведения бесед, принятую в младших и средних классах. Здесь уместно, на наш взгляд, предпочесть форму тематического доклада, подготовленного одним из учащихся, иногда учителем. Хорошо, если к такой подготовке будут привлечены еще три-четыре ученика, каждый из которых либо выступит с возможными дополнениями, либо предложит дискуссионные вопросы, позволяющие наиболее полно раскрыть рассматриваемую тему.

После доклада и дополнений к нему ученики побуждаются к высказыванию своих мнений и оценок. Как правило, вопросы, предлагающие разноплановое полемическое обсуждение, лучше подготовить учителю.

Коллективизм, гуманность

Вопросы для обсуждения:

Определение понятий коллективизм, гуманность.

Преодоление склонности к пассивному отношению к жизни.

Создание воспитательного коллектива.

Ход беседы (Доклад одного из учителей).

Эпиграф: Коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений. Коллектив учителей и коллектив детей - это не два коллектива, а один. Коллектив, и, кроме того, коллектив педагогический. А.С. Макаренко

Коллективизм - неотъемлемая часть и ведущее качество личности человека. И важнейшая задача школы воспитывать у вас, наших учеников, потребность и умение жить интересами общества.

Для каждого класса необходим такой воспитательный коллектив, который мог бы осуществлять главное свое назначение - обеспечивать рост и расцвет каждой личности. Личности, ведущей потребностью которой станет действенная забота о благе других людей.

Сущность коллективистских отношений заключается в заботе о близких и далеких людях, об улучшении окружающей действительности, в стремлении и способности, развивая себя, обогащая свои знания и умения, отдавать их на благо всех. И видеть в этом высший смысл своей жизни и решающее условие своего счастья.

Живое участие во всех делах своего класса, требовательность к своим друзьям, умение сочетать общественные и личные интересы, стремление высоко ставить честь своего товарищества - все это неотъемлемые свойства коллективизма.

Гуманность - заботливое отношение к младшим, уважение старших, добровольная помощь тем, кто в ней нуждается, любовь ко всему живому, непримиримость к антигуманным поступкам.

Старшее поколение кровно заинтересовано в передаче своего социального опыта, своих духовных и нравственных ценностей детям, молодежи. Но важно, чтобы этот опыт становился для вас, молодых, личностно значимым, превращаясь в ваши собственные убеждения, черты характера. Не менее важно, чтобы вы приобрели готовность и умение развивать и обогащать усвоенный опыт старших. И делать это можно лишь в процессе совместной, ежедневной, активной, конкретной, общественно необходимой деятельности. Только общее дело на пользу и радость другим людям создает и укрепляет единый коллектив воспитателей и воспитанников, в котором каждый получает возможность раскрыть и проявить лучшее в себе.

В чем причина таких разных, казалось бы, явлений, как равнодушие или избирательное ("занимаюсь только тем, что интересно") отношение к учебе и общественной работе, эгоизм и бездумное исполнительство ("поручат, зададут - сделаю"), разрыв между знаниями и действиями и деление ученического коллектива на "благополучных" (хорошо успевающих) и "неблагополучных" (трудных), на постоянный актив и столь же постоянный пассив?

Возможно, если в вашем коллективе наблюдаются такие проявления, стоит задуматься над тем, все ли правильно в отношениях между вами, не являются чисто формальными отношения, связывающие коллектив.

В общественной деятельности ведущую роль играет коллективная практическая забота об улучшении своей и окружающей среды. В процессе такой заботы идет незаметное воздействующее влияние на каждого ее участника ("Мы сделали что-то на радость и пользу людям, а оказалось, что и сами стали лучше"). Это воздействие усиливается открытой воспитательной (обучающей) заботой "надо дополнительно что-то узнать, чему-то научиться, чтобы как можно лучше спланировать, подготовить, провести новые, более сложные общественные дела".

 

Активность.

Вопросы для обсуждения:

Определение понятия активности.

Общественная активность - важнейшее качество человека.

Формы проявления общественной активности.

Ход беседы (доклад классного руководителя).

У человека активность - важнейшая черта: способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, учении, общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, играх и т.д.

Активность - участие в общественной жизни класса и школы, инициативность, организаторские способности, оптимизм, борьба с недостатками - своими личными и общечеловеческими.

Общественная активность - это такое нравственное качество, которое характеризуется положительным отношением школьника к своим общественным обязанностям, к любой необходимой для общества работе и выражается в проявлении самостоятельности, ответственности, инициативности и требовательности к себе при выполнении этой работы.

Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Активная жизненная позиция - это беззаветная преданность Родине, добросовестное отношение к труду, активность в общественной работе.

Активная жизненная позиция неразрывно связана с чувством ответственности за все, что происходит вокруг, чувством гражданской честности и гражданского мужества.

Факты нашей повседневной жизни свидетельствуют о том, что еще не все школьники вовлечены в активную общественную работу; некоторые из вас, особенно мальчики, играют в школьном коллективе пассивную роль, замыкаясь в своем маленьком мирке. Другие пытаются выделить себя самоуправством, недисциплинированностью. Третьи свою общественную активность проявляют не в общественных делах, не в школьном самоуправлении, а в самочинной дворовой или уличной компании, где господствуют "кулачное право", грубость и бессердечие.

Застенчивых, обособленных от коллектива ребят надо настойчивее, но в то же время с особым тактом, приглашать в театры, на экскурсии, диспуты, тематические классные вечера, а на самих вечерах уделять им особое внимание, вовлекая в игры, танцы. Важно подумать, в какое коллективное дело можно и нужно вовлечь таких ребят, чтобы данное поручение отвечало их возможностям, интересам.

"Самое страшное для человека - это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить свободно мимо зла и неправды".

Проявление общественной активности возможно лишь тогда, когда в коллективе класса сформирован здоровый морально-психологический климат, создана атмосфера высокой требовательности и взаимной ответственности за общие дела. Только в атмосфере товарищества, взаимопомощи и взаимной требовательности расширяются возможности проявления действенной общественной активности самой личности.

Что требуется для организации работы в классном коллективе таким образом, чтобы она способствовала формированию общественной активности?

Для этого необходимо: получая задание, четко определить его цель и уяснить, что конкретно требуется сделать; подумать и обсудить в коллективе, какими путями лучше достигнуть поставленную цель; разделить всю работу на этапы и установить последовательность их выполнения; правильно, с учетом интересов учащихся выбрать исполнителя и, если это требуется, подобрать ему помощников, учитывая, с одной стороны, особенности отношений между одноклассниками, а с другой - возможные воспитательские задачи; контролировать ход работы, вносить в нее, если нужно, изменения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.