Обратная связь
|
В. № 46. Современные концепции дош. образования о задачах и содержании работы в д/у. Общественно-политические события конца 80-х гг. потребовали разработки новой концепции воспитания подрастающего поколения начиная с дошкольного возраста. Появляется концепция личностно-ориентированной модели воспитания (1989). Ведущей идеей становится идея воспитания, направленного на развитие индивидуальности, самобытности личности. На первый план выдвигается развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости.
В Концепции воспитания 1989 г. прослеживаются новые подходы, большая ориентация на развитие личности и уважение к ней. За последние годы в стране появились новые вариативные программы, предлагающие свое решение концепции личностно-ориентированного воспитания детей. Это программы «Радуга» ( Т.Н. Доронова. - 1996), «Детство» (Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурвич. - 1996), «Развитие» (О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцовой. -М., 1994), «Истоки» (М.,1997)
Цель и концепции дают возможность сформулировать задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Если ориентироваться на идеальную цель, то задачи отражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое. Здесь же важно уяснить, что, несмотря на то что каждый аспект имеет свою специфику, в процессе формирования целостной личности они тесно взаимосвязаны и оказывают существенное влияние друг на друга. Нравст. воспитание нельзя осуществить без решения задач эстетического, умственного и даже физического воспитания.
Нормативно-правовые основы вариативных подходов к организации пед. процесса в дош. образовательном учреждении.В 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена новая Концепция дош. воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.). Впервые публично были серьезно проанализированы отрицательные стороны состояния общественного дошкольного воспитания в нашей стране. В качестве основного недостатка указывалось использование учебно-дисциплинарной модели при организации пед. процесса в д/садах. Отмечалось, что цель дош. воспитания по существу сводилась к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков; недостаточно учитывалась специфика развития в дошкольном возрасте, самоценность этого периода жизни ребенка.
Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Основные идеи концепции — гуманизация и деидеологизация дош. образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей; самоценность дошкольного детства.
Концепция дош. воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление — основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания дошкольников, но не содержала конкретных программ реализации этих идей.
В 1991 году было утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В нем в частности отмечалось, что единая программа неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуальных особенностей детей; был отменен порядок действия Программы как обязательного единого документа. Сегодня ДОУ России работают по программам, созданным научными коллективами и педагогами-исследователями ( Закон РФ «Об образовании»,1991 г. ).
В 1995 г ., постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором отмечалось, что д/у имеет право самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ и технологий, рекомендованными органами управления образованием, вносить изменения в них, а также разрабатывать собственные (авторские) программы. Этот пункт закона конкретизируется в письме Минобразования РФ от 02.06.98 № 89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». Также в 1995 г . было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ». В этом документе указаны основные требования и принципы, которым должны отвечать программы.
Таким образом, в условиях модернизации образования плюрализм (многообразие) программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании». Только реализация принципов образования дифференциации и вариативности его содержания может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы каждой семьи, уровень и направленность работы ДОУ, способствовать развитию инициативы и творчества воспитателей.
Б46 Концепции детства.
Самоценность периода дошкольного детства заключается в понимании детства как особого, самоценного периода в жизни человека. Определение понятия «детство» возникло только в начале 18 в. В качестве методологических ориентиров в современной дошкольной педагогике можно выделить следующие концепции детства.
Концепция Д. Б. Эльконина. Природа детства рассматривается в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменения детства человека. Детство рассматривается как социально-психологическое явление в жизнедеятельности человека, как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных духовных потребностей, овладения человеческой культурой. Роль взрослого — оказание помощи ребенку в овладении родным языком, практическими действиями, культурой.
Концепция Д. И. Фельдштейнабазируется на том, что детство это — особое явление социального мира. Функционально детство — необходимое состояние в системе развития общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения, подготовки к воспроизводству будущего общества. Содержательно детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, определение себя в окружающем мире, собственная самоорганизаций в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах и взаимодействиях со взрослыми и другими детьми. Сущностно детство — особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, значительно проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.
Концепция Ш. А. Амонашвили основана на том, что детство определяется как безграничность и неповторимость, как особая миссия для себя и для людей. Ребенок наделен от природы неповторимым индивидуальным сочетанием возможностей и способностей. Взрослый должен помочь ему вырасти, создать условия доброжелательности и заботы, и тогда ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям радость.
В концепции В. Т. Кудрявцева детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Ценность детства во взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Выделяется две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок — культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, который поддерживает и обогащает опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.
Концепция детства В. В. Занковского— была опубликована в 1924 г. Автор выделяет в детстве особую роль игры. В игре ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит, переживает, создавая образы, которые всплывают в сознании и которые служат средством выражения эмоциональной сферы, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка. Таким образом, смысл феномена детства и его самоценности заключается в понимании взрослым, того, ради чего человеку дано детство.
Ребенок живет в социуме, его окружают: природа, взрослые, предметы, он интегрирован в общество с его культурой, отношения между людьми, правами и свободами. Но ему свойственна своя субкультура: набор ценностей характерных для различных возрастных периодов, отношений, деятельностей (общение, игра, труд, учение), в которых ребенок осознает, понимает и отличает себя от других возрастных сообществ. Субкультура детства проявляется в вопросах, словотворчестве, размышлениях, изобразительной деятельности, детском фольклоре. Это способ вхождения в социум.
София Федоровна Русова (урожденная 18 февраля 1856, Олешня, Репкинский район, Черниговская область - ? 5 февраля 1940, Прага) - украинский педагог и общественный деятель, одна из пионерок Украинских женского движения..
Биография
Родилась в французско - шведской семье. С 9 лет жила в КиевеОт 1871 года, вместе с 1874 - 1876 - в Санкт-Петербурге была членом украинского землячества, помогала мужу в подготовке полного "Кобзаря" Тараса Шевченко для издания вПраге 1876 года.
Впоследствии на хуторе близ Борзны работала как повитуха и вела культурно-просветительскую работу. От 1879 года учительствовала в Олешне.
Заключенная 1881 года за связи с русскими революционными кругами и с тех пор постоянно находилась под полицейским надзором. Часто преследуемая, меняла место жительства, однако везде включалась в общественную работу (в "Киевский Громаде", "Одесской украинской Громаде", "Харьковскому Общество грамотности", была председателем "Национального Комитета Учителей" и др.)., устраивала публичные народные чтения, организовала тайные школы.
От 1909 года преподаватель и профессор на Высших женских курсах А.В.Жекулинои и в Фребелевского педагогическом институте в Киеве.
Соучредитель и сотрудница педагогического журнала "Свет" ( 1910 - 1914).
1917 - член Украинской Центральной Рады. В Министерстве образования (за гетманата) возглавляла департамент дошкольного и внешкольного образования, активна в дерусификации школ, в устроение курсов украиноведения, подготовке украинских школьных учебников и в заключении плана и программы единой деятельной ( трудовой) школы, которая должна иметь национальный характер и базироваться на теории Кершенштайнера (Трудовая школа).
1920 - лектор педагогики Каменец-Подольского государственного украинского университета и глава Украинской национальной женской совета ( 1938 года).
От 1922 года в эмиграции, с 1923 в Праге, профессор педагогики Украинский педагогический Института имени Михаила Драгоманова.
Произведения Русовой
Русова - сотрудник многочисленных научных и популярных журналов - украинских и российских, автор трудов основном из педагогических вопросов (в частности дошкольного воспитания), но также из литературы и искусства.
Важнейшие работы:
- "Начальная география".-СПб, 1911.
- "Методика начального географии".-К.: Украинская школа, 1918.
- "Дошкольное воспитание" ( 1918)
- "Первая книга для чтения для взрослых, для вечерних и воскресных школ" ( 1918)
- "Методика коллективного чтения" ( 1918)
- "Единая деятельная (трудовая) школа" ( 1923)
- "Теория и практика дошкольного воспитания" ( 1924)
- "Дидактика" ( 1930)
- "Современные течения в новой педагогике" ( 1932)
- "Роль женщины в дошкольном воспитании" ( 1934)
- "Кое-что о дефективных детей" ( 1935)
- "Мои воспоминания".-Львов, 1937
- "Моральные задача современной школы" ( 1938)
- учебники по географии и французского языка;
- воспоминания ("Мои воспоминания", 1939), "Наши выдающиеся женщины" ( 1934, второе издание 1945).
Дала обзор украинской литературы в "Истории России в 19 в." (т. 4, 1908), в частности обзор творчества Григория Квитки-Основьяненко, исследовала драматическую творчество Спиридона Черкасенко, Александра Олеся и др.., музыку Николая Лысенко и детскую литературу.
Основные идеи
Важнейшие принципы педагогической концепции Русовой:
- гуманизм
- демократизм
- народность
- личностно ориентированный подход
- социальная обусловленность воспитания
- общечеловеческие ценности
Центральное место в многогранной педагогическом наследии ученого занимает концепция украинской национальной системы образования и национального воспитания, в рамках которой получили своеобразную интерпретацию важные, фундаментальные теоретико-методологические проблемы - цель, задачи, содержание, методы, принципы, формы образования, обучения и воспитания.
Идея национального воспитания - главная и определяющая в педагогической концепции Русовой, которая в методологическом плане приобретает основной и важнейшей закономерности развития теории и практики образования, школы, воспитания.
В центре педагогической концепции ученого находится ребенок с его врожденными задатками, способностями, возможностями, талантами.
Главная задача воспитания - обеспечение развития отмеченных факторов, а также национального самосознания и общечеловеческой морали формирование социально зрелой, трудолюбивой, творческой личности, способной к сознательному общественному выбору и обогащение интеллектуального, духовного, экономического, социально-политического и культурного потенциала своего народа.
Воспитательные принципы
Заслуживают внимания взгляды Русовой на проблемы умственного, нравственного, эстетического, трудового, дошкольного, семейного воспитания, подготовки воспитателей детского сада, учителя новой украинской школы и проч.
- При решении проблем умственного воспитания ученый был более склонен к идее воспитания ума ребенка в процессе естественной, активной самостоятельной деятельности, хотя и не возражала и другой - воспитание ума развивающей личности должно основываться на обобщенном опыте человечества, сконцентрированном в науке, технике, культуре, искусстве, практике.
- Разум должен управлять всей духовной деятельностью человека, а поэтому необходимо воспитание ума.
- Отвод ведущую роль нравственному воспитанию в осуществлении общей цели воспитания - "создать ... человека в лучшем смысле этого слова", звучит лейтмотивом во многих произведениях Русовой, выражая гуманистическую направленность его педагогических идей. Нравственное воспитание детей, по ее убеждению, может быть эффективным только тогда, когда оно имеет целенаправленный характер и осуществляется планомерно, начиная с самого раннего возраста ребенка, основываясь на национальной основе.
- Главными задачами нравственного воспитания ученый считал развитие у детей высоких нравственных чувств, выработки у них путем непосредственного участия в добрых и полезных делах соответствующих нравственных навыков и нравственного поведения, а также формирования нравственного сознания, устойчивых нравственных убеждений.
- Чрезвычайно интересными и полезными для теории и практики современной школы являются предлагаемые Русова пути и средства нравственного воспитания. С помощью воспитания ученый предлагал постепенно распространять круг детской любви. Сначала врожденную любовь к матери перенести на отца, потом на других родных - дедушку, бабушку, брата, сестру и проч., Дальше на учителя, товарищей по школе и садике и т. д. Так, распространяя свою любовь все дальше, ребенок на определенном этапе своего развития начинает испытывать любовь к своему народу, своей нации, наконец ко всему человечеству. Попытки распространить любовь к людям всего мира лишний раз свидетельствуют о гуманных и демократические стремления Русовой.
- София Русова праву считается классиком отечественного дошкольного воспитания, о чем красноречиво свидетельствуют его произведения "Теория и практика дошкольного воспитания", "Детский сад на национальном почве", "Дошкольное воспитание", "Новая школа социального воспитания", "Национализация дошкольного воспитания", " Новые методы дошкольного воспитания "," Роль женщины в дошкольном воспитании "и другие, а также подвижнический практическая деятельность в области дошкольного воспитания.
Нагрудный знак
Отмечая вклад Русовой в развитие педагогической науки и ее Родне в создании национальной системы образования, 2005 года Министерство образования и науки Украины ввело нагрудный знак "София Русова". Им награждают научных, научно-педагогических и педагогических работников за значительные личные успехи в области дошкольного и внешкольного образования.
|
|