Обратная связь
|
Семья. Семья как социальный институт РЕФЕРАТ
На тему : «Понятие брака и семьи в социологии».
Выполнил: Кротов Н. К. Группа: 10 Эл(1) Шифр: 15134- Эл(б) Вариант: 34
Москва, 2016 г.
Введение.
Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность –переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах называют социальной структурой. Она находит свое выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.
Социальная структура придает нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своем сознании определенные факты нашего опыта, называя их, например, “семья”, “церковь”, “квартал” (в смысле района проживания).
Социальная структура дает ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето еще одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Все время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из нее. И все же, хотя конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация – это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.
Социальная стратификация – это иерархическое, ранговое расположение социальных групп по принципу неравного доступа к четырем основным благам:
- доход;
- власть;
- образование;
- престиж.
Благодаря трехмерному пониманию социального пространства мы имеем возможность соединить воедино самые разные воззрения на социальную структуру и дать ее наиболее полное, исчерпывающее определение. Основные подходы по этому вопросу, существующие как в зарубежной, так и отечественной литературе, можно свести к следующим:
- Социальная структура – это совокупность социальных групп, классов и слоев.
- Социальная структура – это совокупность социальных институтов и социальных организаций.
- Социальная структура – это совокупность функционально взаимосвязанных социальных статусов и ролей.
- Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.
Социальные статусы.
Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный – все это статусы.
Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым.
Основной статус – это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями.
Социальные роли
Роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом.
Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле.
Ролевой набор. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Рассмотрим статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль верного болельщика спортивных команд вашего университета, роль читателя библиотеки и роль “хорошего товарища” в студенческой среде. Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жен без мужей, пациентов без врачей и преступников без милиции.
Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности – действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы требовать их от других.
Группы.
Статусы и роли – это строительные блоки для более обширных и сложных социальных структур, включая группы. Социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия. Роли объединяют нас в рамках социальных отношений. Когда эти отношения поддерживаются в течение длительного времени, им приписывают свойства группы.
Институты
Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности.
Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей
Понятие социального института означает, что мы объединены в рамках систем отношений (групп), в которых мы взаимодействуем друг с другом (играем роль) на основе взаимопонимания (культурных моделей), определяющего поведение, ожидаемое от нас как от данного типа людей (статуса).
Институционализация– процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
Социальный институт
| Основные функции
| Группы и организации
| Ценности
| Роли
| Нормы
|
|
|
|
|
|
| Семья
| Регулирование рождаемости, социализация и защита детей
| Родственники, группы, объединенные родственными связями
| Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в доме, уважение к родителям
| Дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка
| Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность
| Внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты.
Внутри социального института родства наряду с основными институтами семьи и брака развиваются неглавные институты материнства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследования, имянаречения и др.
Семья. Семья как социальный институт
В социальной структуре общества важное место принадлежит семье. В социологии семья исследуется как социальный институт и как малая социальная группа.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Специфика этого социального института состоит в том, что семья обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением.
Причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека.
Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на:
1. Физиологические и сексуальные потребности;
2. Потребности в безопасности своего существования;
3. Социальные потребности в общении;
4. Престижные потребности в признании;
5. Духовные потребности в самореализации;
Семья как социальный институт имеет и еще две особенности.
Это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи.
Семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.
Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции:
- биологическое воспроизводство общества (репродуктивная),
- воспитание и социализация молодого поколения,
- воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи,
- сексуальный контроль,
- забота о нетрудоспособных членах семьи,
- эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).
1. Репродуктивная функция семьи
Эта функция выполняет две задачи:
- общественную - биологическое воспроизводство населения,
- индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья.
2. Социально-биологическая функция семьи
Естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это формируется в социально-биологическую функцию семьи.
2. Функция социализации личности
Семья включает в себя всю систему общественных отношений - брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.
Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям.
3. Экзистенциальная функция
Это функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями.
4. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция
Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
5. Социально-статусная функция
Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
6. Рекреативная функция
Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов.
7. Досуговая функция
Она осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.
8. Воспитательная функция
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
- Первый аспект - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
- Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.
- Третий аспект - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
1. Коммуникативная функция
Можно назвать следующие компоненты этой функции:
- посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством;
- влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал.
2. Сексуальная функция
Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
|
|