Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Политическое лидерство и его сущность.

Политический лидер– человек руководящий не только политическими процессами, но и осуществляющий функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способный изменять ход событий и направленность политических процессов. Сущность лидерства: отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Политическое лидерство – это социальное отношение, выражающее взаимосвязи и взаимодействие социальных общностей по поводу преодоления неравенства их статуса в структуре общества с целью утверждения приоритета своих интересов посредством овладения политической властью. В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней: 1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы. 2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов.3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института.Типология лидерства, связанная со способом легитимации власти:1) традиционное лидерство, основанное на обычаях, традициях; 2) рациионально-легальное лидерство, связанное с избранием лидера демократическим путем; 3) харизматическое лидерство (от греч. «харизма» – милость, божественный дар), авторитет которого опирается на веру и эмоции. Типы лидеров в зависимости от характера их деятельности: -лидер-консерватор (привержен стереотипам социального поведения, стремится консервировать или адаптировать их к изменениям); лидер-реформатор (стремится к изменению идеалов или приведению в соответствие с ними социальной реальности);-лидер-революционер(стремится к коренному преобразованию всей общественной жизни). По отношению к власти можно выделитьоппозиционного и властвующего лидера. По типу деятельности: Политик, идеолог. По стилю деятельности: авторитарное лидерство (единоличное направляющее воздействие) и демократическое (вовлекающее членов группы, общности в управление ею). функции лидерства: социально-организационную (интегративную) – процесс организации и управления, мотивации и интеграции в единую социальную общность;-культурно-организационную (социокультурную) – социализация ценностной ориентации людей; -нормативно-регулятивную – координация и регулирование политических интересов.



Типология политического лидерства.

Типы лидерства разработанная Вебером 1.Традиционное, основано на вере в святость традиций, обычаев. Авторитет лидера традиционен и зачастую передаётся по наследству. 2. Рационально-легальное основано на вере в законность существующего порядка, его "разумность". 3. Харизматическоеосновывается на вере в особые качества индивида, которые притягательны для народа.
Американский политолог А.Херман, выделяет 4 собирательных типа лидера: лидер-знаменосец, -имеет собственное видение реальности, выдвигает собственную программу деятельности; лидер-служитель - выражает интересы своих приверженцев и действует от их имени; лидер-торговец, для которого важна его способность убеждать; лидер-пожарник - быстро и своевременно откликается на острые проблемы, улавливает потребности насущного момента и за счёт этого занимает ведущее положение.
Классифиция с точки зрения механизма власти или роли лидера в преобразовании общества. 1. консерватор- против изменений, тормозит развитие, ссылаясь на традиции и установленные нормы. 2.Лидер-реформатор, выступает за реформы.
3. Лидер-революционер не только отвергает стереотипы, но и сами идеалы, утверждаемые в обществе.
Классифицировать лидерство можно и по степени институциональности: формальное и неформальное. Стили лидерства: Авторитарный. Лидер требует монопольной власти. Он единолич­но определяет и формирует цели и способы их достижения. Демократический. Подобные лидеры обычно тактичны, уважи­тельны, объективны в отношениях с членами группы. Либеральный (стиль невмешательства). Лидер стремится отой­ти от решения проблем, от ответственности, перекладывая ее на подчи­ненных, стремится по возможности быть незаметным, в стороне от слож­ных дел.

Выборы и избирательное право.

Выборы- способ существования демократии, способ смены правящих элит, передача власти мирным путем, через волеизъявление народа. Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно-территориальных единиц, выборы некоторых местных должностных лиц. Люди выдвигают из своей среды представителей, пользующихся их доверием, и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, признанной населением. Избирательное право - это право гражданина избирать и быть из­бранным в государственные органы. Избирательное право бывает актив­ным и пассивным. Принято различать избирательное право: 1)активное - это право гражданина лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Осуществление активного избирательного права м/б: Прямым - депутаты избираются гражданами непосредственно. Косвенным - гражданин избирает выборщиков, которые решают, кого избирать на должность. 2)Пассивное - право быть избранным, это установленное законом право гр-на быть кандидатом в представительские органы/на выборную должность. В основе избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов, регламентируются конституциями и другими правовыми актами государства. Принцип всеобщности - все совершеннолетние граждане гос-ва вне зависимости от пола, расы, национальности, религии, места жительства и т.д. имеют право участвовать в выборах. (в большинстве стран) не всегда выполняется. Существует большое количество форм и методов ограничения действия принципов избирательного права: Избирательные цензы- это установленные законом обязательные условия и требования, которым должен отвечать гражданин для получения права на участие в голосовании. Принцип прямых выборов- наиболее распространенный и демократичный - граждане напрямую выбирают все вертикали власти, т.е. отдают свои голоса непосредственно за конкретного кандидата или список кандидатов. (нижние палаты парламентов, президенты, органы местного самоуправления и т.д. Принцип тайного голосованияисключает контроль за волеизъявлением избирателей.

 

Избирательные системы.

Избирательная система-совокупность форм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов. Выделяют три основных вида избирательных систем: мажоритарная; пропорциональная; смешанная.

Мажоритарная избирательная система – это система большинства. Это значит, что избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существует две разновидности мажоритарной системы:мажоритарная система абсолютного большинства;мажоритарная система относительного, или простого, большинства.При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей (больше 50%, т.е. как минимум 50% + 1 голос). При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается кандидат, получивший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности. Недостатки:возникают сложности в формировании правительства. Причины: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью.
Пропорциональная системаприменяется при выборах по большим многомандатным избирательным округам, по партийным спискам. Возможно два вида больших избирательных округов –общефедеральный иобщеобластной. Недостатки: 1.Возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. 2.Вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.Смешанная избирательная система.Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

Избирательная система в РБ

Избирательная система-совокупность форм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов.В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная сис­тема. Это означает, что депутаты нижней палаты Национального собра­ния и депутаты местных Советов определяются по округам. Всего в Бе­ларуси 110 избирательных округов - столько же депутатов Палаты пред­ставителей.

В законодательстве определено, что выборы признаются состоявши­мися, если в них приняло участие не менее 25 % избирателей, внесен­ных в списки для голосования. Приходя на избирательный участок, гражданин получает бюллетень для голосования, в который внесены фами­лии, имена и отчества тех, кто зарегистрирован кандидатами в данном округе, и делает свой выбор.

Победителем считается тот кандидат, который набрал 25 %+1 голос избирателей, пришедших на выборы. Если же такого успеха не удалось достичь ни одному из кандидатов, назначается второй тур выборов. Здесь избирателю предстоит сделать свой выбор из двух кандидатов набравших в первом туре наибольшее количество голосов. Победителем считается тот из них, который набирает 25 %+1 голос, пришедших на выборы граждан.

По мажоритарной системе избирается и Президент страны. Однако, в том случае действуют несколько иные нормы. Так, выборы признают состоявшимися, если в них приняло участие более 50 % граждан, внесённых в списки. При этом победителем является тот, за кого прого­лосовало более половины избирателей, принявших участие в голосова­ли. Если ни один из кандидатов не набрал нужного числа голосов, то в двухмесячный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. На этот раз для победы достаточно набрать относительное большинство.

И на президентских, и на парламентских выборах избиратель может проголосовать против всех кандидатов. Это происходит в том случае, когда избиратель не находит подходящей кандидатуры и предпочитает отказать в доверии всем.

Каждый избиратель должен знать особенности той избирательной системы, по которой проводятся выборы в его стране. В противном слу­чае он рискует наделать ошибок, которые сделают его голос недействи­тельным.

Процедура выборов базируется на избирательном праве, кото­рое в соответствии с демократическими стандартами должно быть построено на трех принципах: всеобщность, равенство, тайна голосо­вания. Выборы позволяют гражданину в законной форме высказать свое отношение к существующей власти, заявить о своих потреб­ностях и интересах. Неучастие в выборах равносильно добровольному отказу от участия в решении судеб общества и своей личной судьбы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.