Обратная связь
|
Организация Объединённых Наций: структура, функции, проблемы реформирования Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г. Членом ООН может стать любое государство, которое готово признать ее Устав и принять на себя вытекающие из него обязательства. Сегодня членами ООН являются 192 страны. Структуру руководящих органов, согласно ст. 7 Устава, составляют Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.В 2000 г. ООН объявила о конце существования колониальных и зависимых территорий в мире, в связи с чем миссия Совета по опеке завершилась. Международный суд - главный судебный орган ООН. Секретариат является главным административным органом ООН. Он состоит из Генерапьного секретаря - главного административного должностного лица организации - и международного персонала. ООН называют универсальной организацией по обеспечению мира и безопасности во всем мире путем содействия установлению отношений всестороннего сотрудничества между народами. В преамбуле Устава ООН провозглашаются следующие цели:1.избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить веру в основные права и свободы человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций; 2.создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права;3.содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, проявлять терпимость и жить в мире друг с другом как добрые соседи и объединять усилия народов для поддержания международного мира и безопасности;4.использовать исполнительные органы ООН для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов;5.поддерживать международный мир и безопасность, улаживать международные споры в соответствии с принципами справедливости и международного права. Решению этих задач призвано содействовать большое количество международных организаций, входящих в систему ООН. При ООН действуют управления: Верховного комиссара по делам беженцев; Верховного комиссара ООН по правам человека; по вопросам космического пространства; по координации гуманитарной деятельности; по обслуживанию проектов; по правовым вопросам, служб внутреннего надзора; по устойчивому развитию. ООН реализует ряд международных программ:по контролю над наркотическими средствами, по окружающей среде (ЮНЕП), Программу развития ООН (ПРООН), мировую продовольственную и по вирусу иммунодефицита человека.
Внешняя политика РБ: основные направления и приоритеты
После провозглашения независимости, Беларусь приступила к созданию суверенного государства, проведению самостоятельной внешней политики, направленной на укрепление независимости, сотрудничества с другими государствами, открыла качественно новый период международной деятельности страны. В ст. 18 Конституции Республики Беларусь указывается, что «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права». Международная политика Беларуси носит миролюбивый характер. Республика Беларусь первой в истории отказалась от ядерного оружия, одной из первых выполнила условия договора о сокращении обычных вооружений. Следует отметить, что Республика Беларусь - одно из немногих на постсоветском пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, дискриминации граждан по языковому признаку, межрелигиозных конфликтов. Республика Беларусь является полноправным субъектом мирового общества. В настоящее время она установила дипломатические отношения более чем со 160 государствами мира. В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают как Западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток. Основными направлениями политики на международной арене являются:1)Вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства.2)Активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями.3)Способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий».4)Участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве.5)Энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.
Источники и ресурсы власти
Под основаниями власти принято понимать совокупность значимых для жизнедеятельности социальных субъектов факторов, на которые опирается правящая группа при осуществлении своей цели. В качестве ресурсов власти рассматриваются потенциальные основания власти, т. е. те средства воздействия на подвластных, которые могут быть использованы для усиления дееспособности власти, либо для достижения определенных политических целей. Согласно Р. Далю, ресурсы власти представляют собой «все то, что индивиды или группы могут использовать для влияния на других». Между основаниями власти и ее ресурсами нет резкой разграничительной грани: ресурсы власти есть производные от ее оснований факторы. В политической науке принято выделять: экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные основания власти и, соответственно, ее ресурсы. Экономические основания власти - составляют господствующие формы собственности, объем валового национального продукта на душу населения, стратегически важные природные ресурсы, золотой запас страны, устойчивость национальной валюты, объем запасов жизненно важных материальных ценностей и т. п. Социальные основания власти - это те слои и группы населения, на которые власть опирается. Юридические основания власти совокупность законов и других нормативных актов, на которых власть сформирована, на которые она опирается в своей практической деятельности. Административно-силовые основания власти образуют учреждения государства, обеспечивающие жизнедеятельность страны, ее внутреннюю и внешнюю безопасность. К ним относятся институты исполнительной власти, органы безопасности, разведки и внутренних дел. Без этих опор никакая государственная власть немыслима. Культурно-информационные основаниявласти включают в себя совокупность учреждений, сохраняющих и накапливающих культурные ценности и информационный потенциал страны. Некоторые авторы в качестве самостоятельных или дополнительных ресурсов власти называют также убеждения, чувства (особенно национальные и религиозные), язык.
|
|