Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПЛАСТИЧЕСКОЕ И МУЗЫКАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИДЕИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Умение пластически существовать в музыке, а не под музыку следует развивать у студентов уже на 1-ом семестре обучения. Музыкальность и пластичность - дар врожденный, но поддающийся развитию.

У студентов I курса, обучающихся на кафедре режиссуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств, он проявляется по-разному. Одни - хорошо чувствуют ритм, другие - мелодическую сторону музыки, третьи - ее эмоциональную или пластическую сторону. Музыкальность и пластичность - понятия сложные.

О содержании и назначении музыки в хореографии образно и точно высказалась, русский педагог - хореограф М. Золотова, - которая назвала музыку «школой сердца». Педагогическая практика свидетельствует, что целостная и основательная хореографическая и пластическая подготовка режиссеров - немыслима без музыкального развития студентов, без раскрытия и развития их музыкальных способностей.

В.Э.Мейерхольд первым сформулировал и провел в своей практике новые взаимосвязи между музыкой и движением, между музыкой и пластикой. В докладе «Искусство режиссера» В.Э.Мейерхольд говорил, что если бы его спросили: «Какой главный предмет на режиссерском факультете будущего театрального университета, какой главный предмет должен быть включен в программу этого факультета?» - он сказал бы: «Конечно музыка».

Проследим на практическом примере, каким образом выстраиваются взаимоотношения музыки и пластики, музыки и движения, как было найдено пластическое и музыкальное решение художественной идеи представления.

Приведем краткое описание структуры театрализованного представления, посвященного 175-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова «Я каждый день бессмертным сделать бы желал ...»



Кафедра режиссуры получила заказ на проведение Лермонтовского праздника в г. Тамани. Студенты специальности «режиссура театрализованных представлений и праздников» под руководством педагогов (Марков О.И. и Ковакин Л.Д.) прежде всего, стали изучать и собирать материал. После долгих обсуждений и споров родился замысел. Приведем лишь часть этого замысла, интересующего нас с точки зрения пластического и музыкального решения художественной идеи.

Структура праздника:

1. Гостей встречает группа людей в костюмах начала XIX века.

2.Хозяин бала, хозяйка, распорядитель, ливрейные зажигают свечи в канделябрах.

3.Участники представления входят в зал и идут к портрету М.Ю. Лермонтова.

4.Дирижер оркестра снимает ткань с портрета М.Ю. Лермонтова.

5.Студенты исполняют песню:

«Пусть будет маскарад,

Где нам явится гений,

Чтоб каждый день воспеть

Бессмертием творений...»

6.Этюд «Белеет парус одинокий».

7.Вальс «Маскарад» и открытие бала.

8.Распорядитель объявляет танец.

9.Выступление творческих коллективов.

10.Инсценированные документы из жизни поэта.

11.«Маскарад» - драматический отрывок.

12.Первая дуэль и т. д.

Часть зрителей, сидевших за столиками включались и танцы, объявленные распорядителем и танцевали вальс, мазурку, полонез. На фоне бала драматическую остроту получал конфликт танца, поэзии, музыки и интриги. Сюжет состоял не в том, что злодеи или недруги поэтам плели козни, стремясь разлучить ПОЭТА с МУЗОЙ, а в том, что интрига стремилась овладеть их душой, вовлечь в свою сферу. Смысл хореографических композиций раскрывался в трагическом зрелище театра танца, окруженного театром интриги.

В Лермонтовском празднике героем был поэт Лермонтов. Но играли не Лермонтова, а за Лермонтова. Актер читал от Лермонтова, причем читал точно по мысли, вы строенной режиссерами.

Самым удачным во всем представлении был верно найденный сценарно-режиссерский ход. Это три дуэли, определяющие смысловую доминанту каждого из трех блоков. Дуэли - по форме, а, по сути, - это были убийства Лермонтова как Поэта. С этой точки зрения любопытно высказывание В.Э. Мейерхольда. После репетиционных прогонов «Маскарада» В.Э. Мейерхольд сделал актерам разгромный анализ: «Почему нет в спектакле Лермонтова ? ...

У него нет безразличных реплик ... Лермонтов через свою драматургию боролся со светом, с Беккендорфами, с убийцами Пушкина, со всеми, кто стиснул этот мир в тисках, кто напялил на него оковы ... все реплики должны звучать остро, как стук рапиры о рапиру» (ЦГАЛИ, фонд 998).

В 1926 году А.В. Луначарский опубликовал свою известную статью о Лермонтове. В этой статье мы находим мысль о том, что дуэль Лермонтова была «формой» убийства, ибо поэт мозолил обществу глаза.

Обозначив саму концепцию или художественную идею авторов представления, рассмотрим каким образом было осуществлено пластическое и музыкальное решение.

Эпизоды «Бала», в которых масса танцующих с веерами не давала возможность встречи Поэта с Музой, были построены на умножении жеста: множество рук с веерами взметались в одно и тоже время, множество спин сгибались в один и тог же миг. Это был триумф жеста как выразительной возможности танца. Жест был освобожден и умножен, и, в то же время, фиксирован.

Свободный танец - вальс («Маскарад») сводился к жесту, прежде всего, но в свободном танце чрезвычайно была расширена сфера его смысловых и пластических значений. Жест освобождал не только инстинкты, но и дух, человеческий образ, плененное бытом бытие человека. Жест

-не только рассчитанное движение руки, зафиксированное в стоп кадре, но и спонтанное движение всего тела. Жест

-это gestus, как его называл Бертольд Брехт, однократная вспышка экспрессии, пучок экспрессивных сил, в которой собрано много приемов и состояний. Из жеста-мычания рождается жест-слово.

Через всю сценическую композицию, в которой авторы сценария и постановщики математически точно расставили три дуэли Поэта, проходит легкий мостик, переброшенный от классики к танцу «модерн», хрупкий мостик, соединяющий две ищущих друг друга души «реального» Поэта и «реальной» Музы. Они точно «слепые», увидевшие свет, эти две фигуры. Свет танца рождал этот танцевально-пластический дуэт. Свет танца становился пластикой, жестом, дуэтом. Дуэт ставил героев на грань ликования и тут же - почти что на грань смерти. Тела говорили стихами, драматические стихи рождали поэзию действия:

При шуме музыки и пляски,

При диком топоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей.

Приличъем стянутые маски.

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью...

Все представление заключало в себе скрытую оду и честь метафоры как таковой, как формы поэтическом мысли. Дуэли воспевали метафору и демонстрировали се структуру в жестком и устойчивом смысловом каркасе.

Вместе с выстрелом гасился общий свет и одновременно освещался портрет Лермонтова. Резкое включение света и в монтаж (конфликт !!) происходящему убийству на сценической площадке, в оркестре, сидящему в маскарадных масках, издевательски звучала «Лезгинка». На финале второй дуэли - «Пляска скоморохов», а на третьей - «Цыганочка».

В финале представления, как и в начале, все участники читали стихи, в танце снимая при этом «приличьем стянутые маски»:

Под ним струя светлей лазури.

Над ним луч солнца золотой,

А он мятежный просит бури,

Задание 2

Б.С Борисов - одна из крупных фигур советской эстрады. Комедийный актер отдавал свое предпочтение куплету, песням Беранже. В его репертуаре были и такие номера, в которых он имитировал звуки различных инструментов или пел «абракадабру» их сокращенных названий учреждений.

Поводом для рождения нового содержания будет задание: создайте номер путем замены логической языковой формы общения аллегорическим звукоподражанием.

Задание 3

Самостоятельно найдите прием по аналогии с какой-либо игрой. Так, например, «Бильярд». В основе этой игры лежат определенные правила: в лузу должны забить шар. Человек - шар. Большую пищу для размышлений сценаристам могут дать рассказы Ф. Кривина. Прочтите их.

Задание: создайте номер на приеме уподобления человека вещи, предмету.

Задание 4

Вспомните из прочитанного таких мастеров разговорного жанра эстрады, как Лев Миров и Марк Новицкий. В основе их номеров, на первый взгляд, лежат незамысловатые сюжеты: как будет в будущем. И в непринужденном диалоге они ведут со зрителем разговор. И зритель смеётся от того, что почти все их сюжеты построены на «несоответствии» реальности и будущего.

Задание: на основе «фактов жизни» вашего района постройте номер на идеализации реальности.

Задание 5

В ансамбле танца «Березка» есть танцевальный номер «Русский фарфор». На сцене мы видим три застывшие «картины» (танцевальные картины в стоп-кадре), изображающие то или иное событие. Затем эти картинки оживают, раскрывая зрителю свое содержание. Ярким примером также может служить номер в исполнении лауреатов XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване, лауреатов Всесоюзного конкурса артистов эстрады Ирины Дагаевой и Алексея Карпенко. Драматическая пантомима Знамя» удивительно органично сочетает в себе элементы пантомимы и хореографии. Драматизм борьбы за счастье, свободу, мысль о том, что оно приходит к человеку только в результате больших нравственных и гражданских усилий - раскрывается в этом номере. Символическое значение у исполнителей приобретало главное средство - знамя, которое в определенные событийные моменты становилось то «морем», то «стеной», и т.д. Пантомима была построена по принципу замкнутой системы - начиналась с застывшей картины и заканчивалась ею.

Сила и своеобразие пантомимы состоит в образном воспроизведении жизненных явлений, в ассоциациях, которые она способна вызвать, когда иной, даже незначительный сюжет или образ могут натолкнуть зрителя на обобщения и сопоставления.

Задание: разработайте сценарий пантомимы на основе выбранной вами картины или скульптуры.

Задание 6

Парный конферанс Тарапуньки и Штепселя основам на русской и украинской речи. Можно назвать имя артиста Вячеслава Полунина. Но, чтобы все стало на свои места, надо произнести одно слово: «Асисяй». Или «детектив», «любоф»...

Задание: разработайте диалог для двух персонажей, которые бы разговаривали на придуманных языках. Учтите один момент - зритель должен догадаться о чем идет речь или по действию, или по интонации.

Задание 7

Всем памятен фильм «Иван Васильевич меняет профессию». В фильме есть эпизод, когда Иван Васильевич (Иван Грозный), чудом попавший в ХХ-й век, нечаянно нажимает клавишу магнитофона откуда звучит песня В. Высоцкого «чуть помедленнее кони, чуть по-мед-лен-нее...». Иван Васильевич горько плачет над песней, тронувшей его «грозную» душу.

Задание: сочините диалог двух молодых людей (он и она), которые живут в разных эпохах. Она, к примеру, из XVIII века, а он из XXI. Разговаривают о любви.

Задание 8

Сочините номер для художественно-публицистического представления на основе конкретного «факта жизни». Номер выстроить на несоответствии характера и поступков занимаемой должности.

Задание 9

Любой формально-логический закон есть отношение между логическими формами мысли. По своему содержанию мысли бывают истинными или ложными, т.е. соответствующими и не соответствующими действительности. Необходимым условием истинности всякой мысли является ее логическая правильность, т.е. соответствие логическим законам. Если в рассуждениях нарушены логические законы, то эти рассуждения не могут быть истинными. Но одна логическая правильность тоже не гарантирует истинности мысли. Рассуждение может состоять исключительно из ложных утверждений, согласующихся между собой.

Пример: Все птицы - позвоночные

олени - позвоночные

следовательно, все олени - птицы.

Такой пример мы находим в одноактной пьесе М. Розовского «Целый вечер как проклятые». (В кн.: Наш дом - ваш дом. М.: Советская Россия, 1966.).

- Меня всегда интересовал вопрос: для чего ест человек?

- Люди едят, чтобы жить!

- А вот червяк. Он для чего ест?

- Червяк тоже ест, чтобы жить.

- Значит, человек все равно, что червяк (Пауза. Все поражены).

- Ясно.

- Сегодня человеку надо уметь думать, а червяк думать не умеет.

- Вот в этом-то все дело. Этим-то мы и отличаемся от червяка, что червяк думать не умеет. А мы умеем.

- Вот червяк небось про нас не думает сейчас, а мы про червяков думаем.

- Человек - это, конечно, человек, а червяк - это, безусловно, червяк.

- Но червяк, в известном смысле, это человек, а человек, это, в некотором роде, червяк. И т.д. т.п.

Задание 1: сделайте какое-либо основное утверждение неверным - и путем логических построений, сделайте ошибку более наглядной (придите к логическому абсурду).

Задание 2: придумайте рекламу благодаря абсурдности «сочетания несочетаемого», целью которой будет являться любопытство к вашему представлению.

Пример: Такова была реклама виски «Белая лошадь», которая помещалась в фантастический замок.

На международном конгрессе рекламы в 1978 году была признана лучшей картина, рекламирующая сигареты: коробка сигарет помещена в клетку для птиц, а в отбрасываемой клеткой тени помещена птица, а не коробка. В решении жюри конкурса было отмечено: «Сюрреалистическое изображение возбуждает любопытство».

Парадоксальность в трактовке сцены и образа дает возможность аудитории увидеть привычный материал в неожиданном свете (увидеть свежим взглядом), т.е. разрушает сложившийся стереотип восприятия, и тем самым побуждает аудиторию к анализу, к осмыслению сценической информации на качественно новом для аудитории уровне.

Прием парадоксальной трактовки сцены и образа, как считает В.Э. Мейерхольд, «выводит зрителя из состояния покоя и безразличия, и разбивает зал на два, а то и на три лагеря...» (125, 481), а этим создаются предпосылки для создания в аудитории СПОД.

В художественно-публицистическом представлении «Дороги, которые мы выбираем» одной из альтернативных жизненных дорог зрителю предлагался путь брехтовского Швейка, который как и Гэлли Гэй - персонаж предшествующих эпизодов, не говорил обстоятельствам «нет», но и в отличие от него и не соглашался с ними (путь пассивного сопротивления).

Герой представал перед аудиторией в эпизоде «Допрос в гестапо» (вторая картина «Швейк во второй мировой войне» Б. Брехта). Из жестоких лап гестапо Швейк у Брехта, благодаря своей хитрости и изворотливости, уходит целым и невредимым. Возможно, что в условиях традиционного спектакля сверхзадачей этого эпизода должна была стать демонстрация превосходства здоровой, народной натуры Швейка над фашистскими палачами. Но, поскольку по нашему плану единственной позицией, которую должна была в результате воздействия разделить аудитория, являлась позиция комиссара из «Оптимистической трагедии», перед педагогами и исполнителями встала другая задача - ни в коей мере не в ущерб человеческой обаятельности центрального персонажа, подчеркнуть половинчатость, а потому и неправомерность занятой им позиции. Такое возможно лишь в том случае, если Швейк столкнется с врагами, чье нравственное уродство неминуемо вызовет у любого нормального человека действенный, активный протест. Грубая карикатура в обрисовке антиподов главного героя не годилась, поскольку это лишь акцентировало бы прочерченное в фабуле (глупые враги и умный Швейк).

Мы решили пойти по пути парадоксального построения образов и сцены в целом.

Полицейская ищейка Бретшнайдер при всей своей собачьей преданности фашистскому режиму, слепому благоговению перед начальством, удручающей тупости - обнаруживал сентиментальность, легкую душевную ранимость. Он трогательно заботился о своей жертве, даже сдувал пылинки с пиджака Швейка, ласково и любовно поглаживал его. Когда его оскорблял Буллингер, он плакал: сначала беззвучно, а потом навзрыд. Перед аудиторией был обиженный маленький человек, чем-то даже трогательный в своей беззащитности.

Садистские наклонности Буллингера сочетались с необыкновенной домовитостью, хозяйственностью, обстоятельностью, умением точно оценить партнера, вне зависимости от того, какую позицию занимает последний по отношению к нему, даже с застенчивостью. Поначалу он очень стеснялся попросить Швейка достать ему собаку; в нем как бы просыпались совестливость ординарного бюргера. Вдобавок Буллингеру-актеру-студенту были свойственны юмор и ироничность. Он заодно со Швейком заразительно хохотал над поверженным и обиженным Бретшнайдером. Начинал прерванный диалог о собаке, вспоминал о позоре Бретшнайдера и вновь заливался смехом.

Вторая половина эпизода уже внешне мало чем напоминала допрос. Доносчик плакал, а жертва заодно с палачом долго не могли успокоиться от хохота.

Благодаря живым, даже в некоторой степени симпатичным качествам, которыми наделяли своих персонажей исполнители, герои становились еще страшнее и омерзительнее. Даже самое человечное в них превращалось в противоположность. Так, человечность Буллингера находила выход в бесчеловечности: соратник становится жертвой. Если так поступают с коллегой по работе, то как же с остальными?

Тем неожиданно страшнее был финал эпизода: Буллингер, как маску, сбрасывал свое добродушие и перед Швейком снова был жестокий и кровожадный палач.

Аудитории становилось ясно, что если Швейк и выйдет на сей раз на свободу, то не столько благодаря своему превосходству, сколько конъюктуре - вражде Буллингера и Бретшнайдера. Изменится конъюктура и Швейк со всеми своими хорошими качествами обречен.

Как видно из нашего примера, исполнители ролей Буллингера и Бретшнайдера не ставили себе задачей объективное представление своих персонажей и откровенно прибегали к заострению в их обрисовке.

Задание: напишите аналитическую рецензию по парадоксальной трактовке сцены из сатирического спектакля городского театра драмы.

В эпизоде «Трехмиллионный роман» (художественное публицистическое представление «Мечты, мечты...»), рассказывающем о строительстве очень важного для университета культуры общежития, затянувшегося почти на 10 лет из-за бездействия управляющего трестом. Функции последнего, как лица бездействующего, были переданы пустому креслу. К нему обращались действующие лица с просьбами, ходатайствами, наконец, с мольбой. Кресло лишь поворачивалось лицевой стороной по направлению к вступающему с ним в контакт. Оценка человека, не соответствующего занимаемому положению, как пустого места, теряло свою метафоричность и обретала свою изначальную суть.

Сценическая реализация метафоры позволяет нагляднее и убедительнее для аудитории выразить суть либо основного события эпизода, либо отношений, складывающихся между персонажами. Аудитория получает возможность быстро и точно определить, сформулировать свою собственную позицию по отношению к происходящему, что, в свою очередь, является первой и необходимой предпосылкой к формированию у аудитории активного отношения к получаемой сценической информации.

Задание: разработайте сценарий эпизода курсового представления, посвященного празднованию Международного женского дня 8 Марта, используя прием сценической реализации метафоры.

Задание: осуществите отбор документального материала для курсового представления и художественно осмыслите наиболее интересный для вас «факт жизни». Сделайте инсценировку документального материала.

Внимательное изучение учебных планов и программ вузов культуры и искусств свидетельствует о том, что в процессе подготовки «Режиссеров театрализованных представлений и праздников» далеко не полностью учитывается специфика профессии, специфика художественно-педагогической деятельности будущих специалистов. Эта негативная тенденция отрицательно проявляется в выборе абитуриентом профессии, на которую он не сориентирован. А выбрав профессию не по призванию, он «садится не в свой поезд».

Так, в исследовании, проведенном в Алтайском институте культуры были получены следующие данные. Было опрошено 142 первокурсника с целью выявления их представления о своей будущей профессиональной деятельности. На вопрос: «Что вы предпочитаете делать после института: работать в клубе или в театре?» - ответили: в клубе - 31 человек, а в театре - 111 человек. На вопрос: «В качестве кого вы хотели бы работать в театре?» - ответили: актерами - 99 чел., режиссерами - 10 чел., остальные - кем угодно (238, 53). Можно с полной уверенностью сказать, что большинство поступивших в институт первокурсников не связывают свое будущее с профессией в сфере режиссуры театрализованных представлений и праздников, не видя в ней ни престижности, ни творческого начала. И здесь сказывается не только плохая профориентационная работа, но прежде всего то, что у большинства педагогов высшей школы не сформированы установки на совершенствование у студентов умений и навыков в области педагогики.

В основе профессиональной подготовки студентов должна лежать психологическая готовность их к будущей профессии, которая предполагает глубокое осознание важности и необходимости выбранной профессии, ее привлекательных сторон и тех трудностей, с которыми им предстоит встретиться. С формированием у студента психологической готовности к будущей деятельности более интенсивно происходит процесс его профессионального становления, так как он сознательно и активно включается в профессиональное самовоспитание. Вот почему при отборе студентов на специальность «Режиссер театрализованных представлений и праздников» необходимо обращать прежде всего внимание на один существенный момент -предрасположенность абитуриента к художественно-педагогической деятельности.

Формирование у студентов основ сценарной культуры, обучение их педагогическому общению с аудиторией - достаточно сложная задача и решение ее требует от преподавателя творческого подхода к процессу обучения, постоянного стремления воспитать их лучше нас самих.

Задания по «Основам сценарного мастерства» на 4-м курсе начинаются с формирования умений и навыков по разработке педагогических целей, которые заканчиваются разработкой художественно-педагогических программ.

Задание: «День семьи». Определите тему, проблему, сверхзадачу. Найдите аспекты проблемы и выйдите на блоки сценария. Разработайте сценические задания по блокам и эпизодам и сформулируйте педагогическую позицию.

Приведем пример самостоятельной работы студентки (Е.М.) по выполнению домашнего задания.

Просматривая литературу по вопросам «Брак и семья» я обнаружила поразившие меня цифры, ежегодно на каждые 3000 зарегистрированных браков приходится около 1000 разводов. То есть, распадается каждая третья семья, причем, подавляющее большинство их них - браки, просуществовавшие не более 3-х лет. Раз существует такое явление, то, следовательно, должны быть причины, обусловившие его. И я решила исследовать круг жизненных явлений, касающихся взаимоотношений в молодой семье. Я брала не все стороны этих явлений, а только наиболее сложные из них. В результате анализа «фактов жизни», а также воспитательных задач моего будущего представления (какую форму выберу пока еще не знаю), я сформулировала тему своей будущей работы так: «О сложностях взаимоотношений в молодой семье». Я нахожу такую формулировку верной, так как она: 1) позволяет обнаружить проблему, 2) дает возможность выхода на конфликт. Формулирование проблемы, т.е. поиск вопроса, заключенного в теме и требующий разрешения - вот следующая задача, которая встала передо мной.

Следуя методике работы над сценарием, начинаю социологический анализ «фактов жизни», ограниченных рамками моей темы. Анализирую статьи из газет «Молодая семья», «Двое», «Студенческий меридиан», «Здоровье» и других источников информации и нахожу множество вопросов, которыми задаются молодые супруги. Вот некоторые из них: «Что делается с чувством?», «Куда они пропадают?», «Почему он как будто с одной стороны стекла, а я с другой?», «Разве можно жить, думать, переживать всю жизнь и за себя, и за него?», «Неужели любовь обратно пропорциональна возрасту и опыту» и т.д.

Для меня, как социолога, на первом этапе работы необходимо было найти такой вопрос, который вобрал бы в себя эти и многие другие вопросы, ответ на который был бы ответом на все. Я сформулировала этот вопрос так: «Как сохранить чувство любви в семье на долгие годы совместной жизни?». Этот вопрос и сал проблемой, заключённой в теме. И хотя проблема сформулирована верно, сразу и однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Самым сложным для меня оказалось самое «простое». Мое отношение к проблеме?!

Продолжая анализ «фактов жизни» и «фактов искусства», теперь я уже старалась исследовать только смысловое ядро проблемы - любовь. Чтение огромного круга литературы позволило понять, что любовь - это нечто совершенное, возвышенное и присуще обыкновенным людям. Человек сам создает свою любовь, он ее сам теряет. Я нашла то слово, которое наиболее точно, на мой взгляд, отражает мою мысль. ЛЮБОВЬ - ЭТО ТВОРЧЕСТВО!

Образцы настоящего творчества живут века, шедевры Леонардо да Винчи, Баха, Пушкина, Шекспира. А человеческий век недолог. Значит, чтобы продлить жизнь своих чувств до конца жизни необходимо строить свою жизнь по законам творчества. Так я подошла к формулированию своей сверхзадачи - цели моего педагогического воздействия: ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ В СЕМЬЕ ЧУВСТВО ЛЮБВИ, НУЖНО СТРОИТЬ СЕМЬЮ И ЖИТЬ В НЕЙ ПО ЗАКОНАМ ТВОРЧЕСТВА. Эта сверхзадача и будет являться моей позицией по отношению к проблеме.

В процессе «обрастания» материалом, я все чаще наталкивалась на различного рода суждения и высказывания, подтверждающие мою позицию: «...никакие факультеты, никакие лекции и беседы не помогут сохранить семью, если человек не научится сам думать и переживать за тех, кто рядом, смотреть вперед, а не оглядываться все время назад...» «Говорить о счастье семьи можно тогда, когда вы поймете, что самый идеальный муж - ваш муж, а самая идеальная жена - ваша жена, а счастье ваше творение рук ваших».

Следующим этапом является нахождение собственных взглядов на проблему - нахождение ракурса. Я нахожу их два, тем самым определяю, что мой сценарий будет состоять из двух блоков.

ПЕРВЫЙ БЛОК будет взглядом на сохранение семьи в самом ее рождении.

ВТОРОЙ БЛОК - о буднях семейных отношений.

Почему именно такие блоки? Исследуя труды социологов, я обнаружила единство их взглядов на причины распада семей. Основные причины таковы: разность характеров, измена, отсутствие чувства любви, пьянство супруга(и) и т.д. Среди этих причин самой сложной, на мой взгляд, оказалась причина отсутствия любви. Изучая факты жизни, я попыталась найти оправдания молодых супругов в потере этого чувства. Вот какие характерные высказывания я выписала:

«Ценность семейного союза в наше время превышает ценность любви», «ценность - химера, а имя нашего счастья - достаток», «свобода - вот высшая ценность человеческого бытия. Человек должен быть одиноким и свободным» и т.д., и т.п.

Все эти высказывания дали мне толчок для нахождения эпизодов 1 блока. Получилось четыре эпизода: 1 - о браке по инерции, 2 - о браке по расчету, 3 - о нежелании вступить в брак, 4 - о браке по любви. Моя позиция здесь такова - доказать, что брак без любви не может быть счастливым. Подтверждение своей мысли я нахожу во многих высказываниях видных ученых, деятелей литературы и искусства.

«Благополучие материальное заливает жиром утончённые человеческие чувства». «В доме, где нет жены' и детей - тесно, словно в могиле». «Состояние холостяка - противоестественно». «Брак без любви - формализация семейных отношений».

Просто жениться или выйти замуж по любви - это еще не все! Около 2/3 браков, заключенных по любви оказываются несчастными и половина из них распадается, а остальные лишь сохраняют видимость семейных отношений. То, что браки по любви распадаются порой чаще, легче, быстрее тех, которые заключены по другим мотивам, лишь подтверждают, что любовь самое сложное из всех чувств.

Во 2-м блоке получается четыре эпизода: 1. О разности характеров. 2. Об измене. 3. О пьянстве в семье. 4. О творчестве в любви.

Суммируя проделанную работу по разработке смыслового каркаса сценария, я определила:

Тема:О сложностях взаимоотношений в молодой семье.

Проблема: Как сохранить чувство любви на долгие годы совместной жизни?

Сверхзадача (педагогическая позиция): Доказать и убедить аудиторию в том, что сохранить чувство любви на долгие годы можно, если строить свою семью и жизнь в ней по законам творчества.

К любой проблеме в сценарном творчестве нельзя подходить как к застывшей аксиоме. Мы слишком часто фетишируем правила, - добросовестно следуем им, забывая, что творчество, и социальная педагогика в том числе, богаты не столько правилами, сколько многообразием исключений. Вот почему вышеизложенный студенткой анализ проблемы стоит дорогого, так как за таким исследованием, пусть небольшим, но уже стоит будущий автор со своими мыслями, своими чувствами, сомнениями. И самое главное, что уже на первом этапе работы четко прослеживается ее педагогическая позиция, которую она будет утверждать. Таким образом, уже в самом процессе профессионального обучения студента реализуется единство логико-аналитического (исследовательского) и художественно-педагогического компонентов, которое заложено в обучающей технологии формирования сценарной культуры.

Задание 1. Проведите анкетирование в младших классах общеобразовательной школы вашего района на тему «Какой ты видишь свою семью?»

Задание 2. Для вашего представления, которое посвящено «Дню семьи», после разработки смыслового каркаса, найдите исходную ситуацию (вспомните слова Л. Толстого - «...ложно начато»).

На сценарном практикуме студенты обсуждали проведённое анкетирование и в результате коллективной дискуссии отобрали наиболее интересные ответы детей.

1.«...У меня будет красивая жена, которая будет готовить как моя мама. Я буду получать 30 тысяч рублен, как мой папа, и я куплю 3-х комнатную квартиру. У нас будет один ребенок и он будет ходить в лицей с английским уклоном...».

2. «Когда мне будет 20 лет я выйду замуж за красивого блондина. Он будет добрый и честный... Не будет пить и курить... У нас будет двое детей... Он будет инженером...».

3.«Я никогда не женюсь, потому что муж и жена всегда ругаются... У меня будет собака и я буду жить у бабушки...А еще я возьму к себе кошку...»

А вот один из вариантов пролога, в котором студентка, на наш взгляд, выполнила задание по нахождению исходной ситуации.

Звучит песня А. Градского на стихи П. Элюара «Любимая». Постепенно в зале гаснет свет. Песню заглушает мелодия из телепередачи «В гостях у сказки». На экран проецируются слайды: ребенок листает книжку, мальчики и девочки играют во дворе, плачущая девочка, опустивший голову мальчик и т.д. На фоне этой музыки идет фонограмма с записью детей дошкольного возраста (на вопросы отвечали воспитанники младшей группы детского сада).

- Ваня, с какой девочкой из группы ты любишь играть?

- С Таней.

- Ты делишься с ней игрушками?

- Да.

- Таня, а тебя часто обижают мальчики?

- (молчание).

- А Ваня обижает тебя?

- Нет. Ваня всегда со мной играет. Когда он вырастет он будет летчиком, как мой папа...

- Костя, а ты с кем играешь?

- Ни с кем.

- А почему?

- Я люблю играть с Юлей из 2-го подъезда, потому что у Юли есть рыбки. А моя мама ходит вместе с Юли-ной мамой в магазин и разговаривает по телефону.

- Наташа, ты любишь конфеты?

- Да.

- А ты делишься с кем-нибудь из группы?

- С девочками.

- А с мальчиками.

- (пауза). Все мальчики дураки!

На экране застывший кадр: девочка с мальчиком поливают цветы. Музыка резко обрывается. Тревожный ритмичный стук.

Голос мужчины (судьи): Причина развода?

Женщина: Я просто не знаю чего ему еще не хватает...Все есть...и квартира...и машина...и дача...

Гаснет свет

Голос девочки: Ванька дурак, курит табак, спички ворует, дома не ночует...

Способствуя развитию творческих способностей студента, становлению его индивидуальности, необходимо всемерно стимулировать формирование его идеалов. Выполнить эту задачу можно лишь тогда, когда произведение будет согрето сердцем художника, его эмоциональным переживанием как педагога. Помогая становлению творческой молодежи на самостоятельные рельсы, следует помнить, что в первых своих работах студент, как правило, должен начинать с «простых», близких и понятных, волнующих его тем. Не случайно, тема «Любовь» часто присутствует в студенческих работах.

При воспитании творческой личности знания надо преподносить не только на близком и понятном им материале, но и на самом высоком научном уровне, чтобы их будущая деятельность вышла из стихии интуитивной импровизации и случайности и попала в положение методической системы. Важно «заставить» студента поверить «истинам» педагога и превратить их в свою внутреннюю убеждённость. В этом процессе и есть суть школы.

Задание 3. По какому принципу вы хотели бы работать как режиссер-педагог?

1. Первый принцип: гранильщик (в каждом видите будущий алмаз).

2. Принцип второй: скульптор (скульптор берет каменную глыбу и скалывает все лишнее).

3. Принцип третий: ваятель (ученик ваш - это глина, пластилин).

4. Принцип четвертый: садовник (вы прививаете плодоносящие ветви, чтобы получить в конце концов желаемые плоды).

5. Принцип пятый: сеятель (что посеешь? А что взойдет?).

6. Принцип шестой: наполнитель (ученик - сосуд. Ваша задача наполнить сосуд знаниями).

7. Принцип седьмой: факельщик (вы зажигаете своих подопечных жаждой знаний).

Если Вы выбрали свой принцип работы, аргументируйте и обоснуйте его преимущество по отношению к другим принципам.

Во 2-й главе мы говорили о том, что, при планировании воспитательных целей как у студентов, так и у большинства практиков, вызывает особую трудность формулирование практических целей и что необходимо планировать не «ожидание изменений качеств личности, а планировать конкретные социальные действия». Вспомним, что результативное воспитание есть воспитание действием.

На 4-м курсе перед студентами стоят уже эти задачи - планирование практических целей.

Задание: При разработке сценария дипломной работы спланируйте и реализуйте на практике вашу практическую цель в игровой ситуации с аудиторией.

Пример (студентка Ю.Н.). Международный женский день 8 Марта всегда считался первым весенним праздником.

Медики утверждают, что весна - пора авитаминоза, и результате которого наш организм слабеет и требует чего то такого, чего и сам не знает. Может хорошей песни? Может тепла и улыбок? А может и той неотъемлемой части, объединяющей эти понятия - любви? Дископрограмма посвящена именно этому высокому чувству, особенно волнующему юные сердца. В то время, когда общество переживает острый духовный кризис, когда в нем царит жестокость и насилие, необходимо чаще напоминать людям об истинных человеческих ценностях. При слове «любовь» возникает множество ассоциаций: сердце, пробитое стрелой, Ромео и Джульетта, цветущая аллея, алые паруса... вирус любви... молекула любви.

Все в природе имеет свою структуру. Так же и любовь должна состоять из определенных структурных элементов, из определенных чувств, порождаемых ею: доброты, благородства, страсти, вдохновения, страданий... Но любовь должна находиться в полной гармонии с этими чувствами. Целью моего педагогического воздействия будет утверждение любви как букета чувств, находящихся в полной гармонии.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.