Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема № 1. Массовые праздники: драматургический аспект.

Драматургия импровизации в комедии дель арте. Драматургия мистериальных представлений. Сценарные тексты мистерий. Драматургическая структура «Мистерии-буфф». Драматургические принципы первых советских праздников. Драматургия ТРАМов. Особенности драматургии массовых праздников и их жанровые разновидности.

Тема № 2. Понятие «сценарная культура» режиссеров театрализованных представлений и праздников.

Создание собственной теории сценарного мастерства - требования нового языка, новых принципов и методов построения. Переход от интуитивной к теоретической и практической целостности модели сценария. Перекодировка терминов. Тезаурус сценарных понятий и терминов. Концептуальные обоснования тезауруса.

РАЗДЕЛ № 5. V семестр. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА

 

Тема № 3. Первый этап работы над сценарием: формулирование темы, проблемы.

Первый этап работы над сценарием как научно-исследовательский этап. Цель анализа - объект анализа -позиция.

 

Тема № 4. Перевод поэтического, прозаического текста на язык сценического действия.

(Практические индивидуальные занятия).

 

РАЗДЕЛ № 6. VI Семестр. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

 

Тема № 1. Второй и третий этапы работы над сценарием: формулирование сверхзадачи.

Определение позиции автора сценария. Формулирование сценических заданий на трех уровнях: блоки - эпизоды - единицы сценической информации.

 

Тема № 2. Художественное осмысление факта, документа.

Принципы отбора «фактов жизни». Понятие «фактографический образ».

 

РАЗДЕЛ № 7. VII Семестр. ДРАМАТУРГИЯ НОМЕРА



 

Тема № 7. Четвертый этап работы над сценарием.

Разработка замысла сценария, замыслов блоков -эпизодов - единиц сценической информации. Ассоциативный метод исследования сценарного материала.

Технологические операции четвертого этапа работы над сценарием.

 

Тема № 8. Виды номеров: принципы драматургического построения номеров.

Выбор материала, определение формы (жанра), нахождение сценарно-режиссерского хода.

РАЗДЕЛ № 8. VIII СЕМЕСТР. ДРАМАТУРГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЭПИЗОДА ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ЭПИЗОДА ПРАЗДНИКА

 

Тема № 1. Пятый этап работы над сценарием: разработка сюжета сценария, сюжетов блоков - сюжетов эпизодов.

Нахождение исходных ситуаций в сценарии, исходных ситуаций в блоках, эпизодах. Нахождение композиционных приемов.

 

Тема № 2. Драматургическое построение эпизода. «Сюжетосложение» как обучающий метод.

Последовательность технологического процесса создания эпизода. Отбор номеров, единиц сценической информации. Создание драматургической логики и последовательности.

 

РАЗДЕЛ № 9. IX Семестр. СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (ПРАЗДНИКА)

 

Тема № 11. Шестой этап работы над сценарием: отбор художественных средств.

(Практические индивидуальные занятия).

 

Тема № 12. Седьмой этап работы над сценарием: монтаж художественных средств - создание сценария.

Структура обучающей технологии создания сценария. Последовательность всех этапов работы над сценарием.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА» ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Форма обучения. Семестр. Всего аудит, часов. Лекции. Отчетность, (зач., экз.)
Очное отделение.  
Семестр 5. Курсовая работа
Семестр 6. Зачет.
Семестр 7.  
Семестр 8. Зачет.
Семестр 9. Экзамен. Курсовая работа

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА»

(по разделам, темам, видам занятий и формам обучения)

Номера и названия разделов и тем Общее кол-во часов 50 Очная форма обучения
Кол-во часов аудиторных занятий
Всего. 50 Лекции. 50
1. ВВОДНЫЕ ЛЕКЦИИ: ТЕМА № 1 Характеристика становления сценарной культуры: историко-графический аспект.
2. Тема №2. Массовые праздники: драматургический аспект.
  Тема № 3. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников.
  РАЗДЕЛ № 5 Инсценирование художественного материала.
3. Тема № 4 Первый этап работы над сценарием: формулирование проблемы.
  Тема № 5. Перевод поэтического, прозаического текста на язык сценического действия
  РАЗДЕЛ № 6.Инсценирование документального материала.
4. Тема № 7 Второй и третий этапы работы над сценарием: определение сверхзадачи, разработка сценических заданий блоков, эпизодов, е.с.и.
  Тема № 8. Художественное осмысление факта, документа.
  РАЗДЕЛ № 7. Драматургия номера.
5. Тема № 9. Четвертый этап работы над сценарием: разработка замысла сценария, блоков, эпизодов, нахождение формы, жанра представления, сцен.реж. хода.
  Тема № 10. Виды номеров: Принципы драматургического построения номера.
  РАЗДЕЛ № 8 Драматургическое построение эпизода театрализованного представления, праздника.
6. Тема № 11. Пятый этап работы над сценарием: разработка сюжета сценария, блоков, эпизодов.
  Тема № 12. Драматургическое построение эпизода. Понятие «сюжетосложение».
  РАЗДЕЛ № 9. Сценарий театрализованного представления (праздника)
  Тема № 13. Шестой этап работы над сценарием: определение границ художественного материала. Отбор.
  Тема № 14. Седьмой этап работы над сценарием: монтаж е.с.и., номеров, эпизодов, блоков. Написание сценария

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА» ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(очная форма обучения)

Номера семестров. Номера названии разделов, тем, учебных вопросов.
1. Объект дисциплины - сценарии различных видов и форм театрализованных представлений и праздников. Предмет - сущность и организация драматургического конфликта сценария, сущность театрализации. Цель - формирование сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников на основе сценарной технологии. Задачи - познакомить с опытом, накопленным в области драматургии театрализованных представлений и праздников. - Выработать сценарные навыки на основе методики (сценарной технологии). Практическое приложение дисциплины: - на основе интегрирования знаний, навыков и умений сформировать у студентов системные сценарные знания в их соотнесенности с общехудожественными и педагогическими процессами. - Осуществлять профессионально-педагогическую направленность обучения - Развивать у студентов практический опыт художественно-педагогической деятельности. Роль дисциплины в подготовке специалистов. 1. программное содержание дисциплины рассматривается как органическая часть учебного процесса, направленного на формирование сценарной культуры будущих специалистов.   Рекомендации по изучению дисциплины «Учебно-практические занятия по основам сценарного мастерства»: накопление тематического банка информации («фактов жизни» и «фактов искусства») с 1-го по 9-ый семестры. Вводные лекции. ТЕМА № 1. Характеристика становления сценарной культуры: историографический аспект. Понятие «сценарная культура» режиссеров театрализованных представлений и праздников.
  ТЕМА № 2. Массовые праздники: драматургический аспект. ТЕМА №3. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников.
  РАЗДЕЛ № 5 СЕМЕСТР № 5. Инсценирование художественного материала.   ТЕМА№ 4. Первый этап работы над сценарием. Вопросы: 1. Что такое тема, проблема ? 2. Что такое «факты жизни» «факты искусства»? 3. Определение понятия «сверхзадача». 4. Разработка концепции проблемы. 5. Что такое смысловой каркас сценария? 6. Ассоциативное исследование документального материала.
  ТЕМА №5. Перевод поэтического, прозаического текста на «язык» сценического действия. Вопросы: 1. Что такое инсценирование? 2. Выбор и драматургический анализ поэтического или прозаического произведения. 3. Разбор и анализ произведения с точки зрения конфликта. 4. Перевод текста на «язык» сцены.
  РАЗДЕЛ №6. СЕМЕСТР № 6. Инсценирование документального материала. ТЕМА №6. Второй и третий этапы работы над сценарием. Вопросы: 1. Технологические операции второго этапа работы над сценарием. 2.Технологические операции третьего этапа работы над сценарием.
  ТЕМА№7. Художественное осмысление «факта», «документа».   Вопросы: 1. Принципы отбора документального материала. 2. Создание «фактографического образа». 3. Литература «факта» и литература «вымысла». 4. Создание «факта искусства» на основе «факта жизни».
  РАЗДЕЛ № 7 СЕМЕСТР № 7.   Драматургия номера. ТЕМА №8. Четвертый этап работы над сценарием. Вопросы: Исходя из чего разрабатывается: 1. Замысел сценария. 2. Замыслы блоков. 3. Замыслы эпизодов. 4. Замысел (лы) номера (ов). ТЕМА № 9. Виды номеров. Принципы драматургического построения номера.   Вопросы: 1. Выбор материала. 2. Определение жанра. 3.Нахождение сценарно-режиссерского хода.
  РАЗДЕЛ № 8. СЕМЕСТР № 8. Драматургическое построение эпизода театрализованного представления, эпизода праздника.
  ТЕМА №10 Пятый этап работы над сценарием. Вопросы: Исходя из чего разрабатывается: 1. Сюжет сценария? 2. Сюжеты блоков? 3. Сюжеты эпизодов? 4. Сюжет (ы) номера (ов)?
  ТЕМА № 11 Драматургическое построение эпизода. Вопросы: 1. Из чего «складывается» эпизод? 2. Что такое «сюжетосложение»? 3. Последовательность технологических операций создания эпизода. 4. Отбор единиц сценической информации, отбор номеров. 5. Отчего зависит драматургическая логика создания эпизода ?
  РАЗДЕЛ № 9. СЕМЕСТР № 9.   Сценарий театрализованного представления (праздника).   ТЕМА № 12. Шестой этап работы над сценарием: отбор художественных средств. Вопрос: Исходя из чего определяются: 1. Границы художественного материала, его оптимальный объем (количество сценарного материала)?
  ТЕМА № 13.Седьмой этап работы над сценарием. Монтаж как драматургический метод организации сценарного материала.   Вопрос:   1. Технологические операции семи этапов работы над сценарием. 2. Взгляды на монтаж В. Пудовкина, Дж. Гриффита, С. Эйзенштейна. 3. Монтаж как момент художественного высказывания. 4. Программирование в сценарии моментов и способов активизации зрителей - участников праздника. 5. Игра. Социально-эстетическое значение игры. 6. Особенности зрительской аудитории. 7. Сценарное творчество выдающихся режиссеров: В.Мейерхольда; Н.Петрова; П.Охлопкова; А.Пиотровского; И.Туманова; С.Эйзенштейна.
  РАЗДЕЛ №10. СЕМЕСТР № 10.   Подготовка к ГЭК. ТЕМА№ 14. Корректировка дипломных проектов. 1. Проверка документации. 2. Консультации по дипломным проектам.

Литература по сценарной технологии

 

1. Марков О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар.: КГУКИ, 2004.-Учебное пособие для преподавателей, студентов ВУЗов культуры и искусств.

2. Марков О. И. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1998.

3. Марков О. И. Сценарное мастерство режиссеров театрализованных форм досуга: Монография \ Краснодар. Гос.академия культуры.-Краснодар, 1997.- 273с.

4. Марков О. И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988.-Учебное пособие для студентов институтов культуры. - 160 с.

5. Марков О. И. Ассоциативный метод исследования документального материала. В сб.: проблемное обучение специальным дисциплинам. Методические разработки для преподавателей и студентов ВУЗов культуры.- Барнаул, 1985.

6. Марков О. И. Методика создания театрализованных представлений. Учебно-методические разработки для студентов институтов культуры по курсу «сценарное мастерство». - Барнаул, 1985.-86с.

7. Марков О. И. Педагогическое творчество и техника в обучении студентов «Сценарному мастерству» \ Краснодар. Гос.акад. культуры.- Краснодар, 1997.

8. Марков О. И. Художественное восприятие сценической информации как процесс. Тезисы. Международная научная конференция «Человек в мире искусства: информационные аспекты».- Краснодар.- Новороссийск, 1994 г.-4.1-11.

9. Марков О. И. Системный подход в определении новой модели специалистов культуры. Методические рекомендации «Проблемы создания новой модели подготовки кадров в условиях регионального, многопрофильного ВУЗа культуры и искусства». - Краснодар 1991.

10. Марков О. И. Художественное информационное поле деятельности режиссеров театрализованных представлений и праздников. Тезисы. Международная научная конференция «Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы».- Краснодар \ Новороссийск, 1997.

 

 

Тематика курсовых работ по дисциплине «Теория драмы и основы сценарного мастерства»

 

Сложившаяся практика доказала целесообразность создания этюдов на тему «Цирк». Большую роль в создании драматургии таких этюдов оказывает дисциплина «Цирковое искусство в театрализованных представлениях», которая закладывает с 1-го семестра базовые навыки в работе студентов над трюковыми комбинациями.

На индивидуальных занятиях студенты с мастером циркового искусства овладевают элементами жонглирования, фокусов, циркового действия, клоунады, буффонады и т.п.

Полученные знания и навыки фиксируются студентами в курсовых работах по выбранным ими темам.

 

Семестр - курсовая работа

 

1. Манежный образ как аналог образа сценического.

2. Трюк - основное манежное действие цирка. Создание определенной системы поведения артиста на манеже через его отношение к исполняемому трюку. Организация взаимоотношений партнеров через трюк.

3. Особенности партнерства в цирке. Партнерство в процессе исполнения трюка (соучастие предметов, реквизита).

4. Игра пауз (равнозначная «зона молчания» театра), как логическое обоснование манежной жизни артиста.

5. Цирковая триада - подход к трюку, трюк, отход от трюка.

6. Подача трюка, как действие, предопределяющее активность его восприятие зрительным залом.

7. Комплемент, как выход в непосредственное общение со зрителем.

8. Внешняя характерность циркового образа и костюма. Особенности циркового образа - маски.

9. Драматургический разбор репризы: определение основного конфликта, сквозного действия и контрдействия, событийного ряда, главного события, исходного события и основных предлагаемых обстоятельств, в которых начинается и протекает действие персонажей.

 

Семестр - курсовая работа

Предваряя работу над созданием драматургии номера, на которую отводится большая часть сил и энергии, студентам предлагается тематика курсовых работ:

1. Номер как основной элемент театрализованного концерта, эстрадного и циркового представления.

2. Номер как структурный элемент в драматургии театрализованных представлений и праздников.

3. Трюк как основное действие циркового номера.

4. Клоунада (реприза) как законченный комический спектакль.

5. Поиск конфликтной ситуации в процессе исполнения номера (нарочитый срыв трюка, включение в номер комика, игровые прологи).

6. Виды сюжетных построений номера (работа в тематической маске, трансформация).

7. Образное накопление трюковых комбинаций (тематические номера).

8. Этнографическое оформление номера.

9. Приемы художественно-образного объединения всех

номеров (прологи, эпилоги).

10. Использование балета и спортивных ансамблей.

11. Музыкальное решение сюжетных номеров.

12. Поиск классического решения номера.

 

Семестр - курсовая работа

 

Курсовая работа 9 семестра является одной из составных частей дипломного проекта.

 

Темы:

1. Современный зритель. Особенности зрительской аудитории и восприятия.

2. Праздники ритуально-обрядового характера: драматургический аспект.

3. Традиционные народные праздники: драматургический аспект.

4. Новые направления в драматургии театрализованных форм досуга.

5. Опыт Современного зарубежного опыта проведения массовых праздников.

6. Формы записи спектакля - «литературный» сценарий, «режиссерский» сценарий (режиссерские указания).

7. Игра - как средство вовлечения участников праздника в праздничное действо.

8. Опыт выдающихся мастеров сценарной драматургии прошлого в современных условиях.

 

Рекомендуемая литература по курсовым работам

1. Тристан Реми «Клоуны» - М., 1965.

2. Искусство клоунады - М., 1969.

3. Б. Вяткин «Жизнь клоуна» - Л., 1975.

4. Ю. Никулин «Почти серьезно» - М., 1979.

5. И. Радунский «Записки старого клоуна» - М., 1954.

6. К. Роланд «Белый клоун» - Рига., 1961.

7. «Наша арена». «Клоунады, Репризы, Интермедии».,М., 1977.

8. М. Местячкин «В театре и цирке» - М., 1976.

9. М. Немчинский «Цирковой номер - спектакли» -М., 1976.

10. Ю. Дмитриев «Эстрада и цирк глазами влюблённого» - М., 1971. (с.5-56, 154-201).

11. Алперс Б.В. Театр социальной маски. - М., Искусство, 1977.

12. А. Симуков Поговорим о жанрах. \\ Современная драматургия. - 1990. - №1.

13. Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. - М., Юрид. лит., 1990.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.