Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Актуальные проблемы цивилизации и экономики

 

Поскольку глобальные проблемы – результат качественных изменений в развитии производительных сил в сфере экономики, политики, культуры и т.д., их нельзя объяснить с позиции лишь какой-либо одной науки. Рассмотрим некоторые формы их проявления, обусловленные экономической деятельность человека.

Важнейшей причиной, которая привела человечество к глобальным противоречиям, является в первую очередь накопление громадной производственной мощности. Оно оказывало давление на природу, способствовало истощению ее ресурсов. С начала века население Земли возросло в 3 раза, а объем хозяйственной деятельности – в 20. Переход к постиндустриализму изменил целевые установки общественного производства. Погоня за максимальной выгодой, переход к интенсивному развитию производства сопровождались структурными кризисами, неравномерностью развития, ростом конфликтности. Этому способствовал и скачок в военном деле, который поставил под угрозу самого человека как биологическое существо.

Особое место в обострении глобальных проблем занимает научно-технический прогресс. Масштабы его воздействия на окружающую среду не имеют подобия в истории развития человечества. Природная среда насыщается не только отходами производства, но и совершенно новыми веществами производственной деятельности, которые не разлагаются под воздействием естественных процессов. Проблема загрязнения окружающей среды и утилизации отходов (особенно радиоактивных) приобрела планетарный характер. Особенность глобальных проблем в том, что они могут быть решены лишь на основе усилий всех государств мира. Сегодня абсолютно все народы заинтересованы в спасении человечества от уничтожения в ядерной катастрофе, от болезней, вызванных загрязнением окружающей среды и др. Найти совместное решение этих проблем – значит обеспечить условия выживания всех народов и возможности дальнейшего поступательного развития цивилизации.



Интернационализация хозяйственных и научно-технических связей привела к возрастанию глобальных проблем человеческой цивилизации. К ним относятся, прежде всего, проблемы военной угрозы, малоразвитость значительной части мира, продовольственный, энергетический и др. кризисы. Они оказывают воздействие на структуру мирового и национального воспроизводства, динамику экономических процессов.

Характерная черта глобальных проблем – их мера значимости для общественного развития. Это касается как экологических, так и проблем безопасности при решении социальных конфликтов и т.д. Оптимизация окружающей среды – это предпосылка общественного развития. Кроме того, поскольку познание законов развития общества невозможно без изучения и использования законов природы, вмешательство в любой глобальный процесс неизбежно влечет за собой цепные реакции, распространенные на многие сферы.

Еще одной характерной чертой глобальных противоречий является то, что их источники в основной своей массе позитивны, т.е. связаны с ростом производства и благосостояния людей.

Для характеристики глобальных проблем можно использовать классификацию, принятую международными организациями.

1.Проблемы, связанные с основными социально-экономическими и политическими задачами человечества:

  • предотвращение мировой войны;
  • немилитаризация Космоса;
  • предотвращение гонки вооружений и разоружение;
  • создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в развитии слаборазвитых стран.

2.Комплекс проблем, касающихся взаимоотношений человека, общества и НТР:

  • эффективность использования достижений НТР;
  • проведение демографической политики;
  • совершенствование системы образования;
  • ликвидация негативного влияния техники на человека.

3.Проблемы, связанные с социально-экономическими процессами и окружающей средой:

  • решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблем;
  • мирное освоение Космоса и богатств Мирового океана;
  • устранение дефицита демократии и борьба с репрессиями.

Глобальные проблемы развития человечества не обособлены друг от друга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует кардинально новых, концептуальных подходов к их решению. На пути глобальных проблем возникает ряд преград. Предпринимаемые народами мира меры по решению глобальных проблем часто блокируются экономически и политически гонкой вооружений, региональными, политическими и военными конфликтами. Осуществление некоторых глобальных проблем в ряде случаев упирается в ресурсное обеспечение намечаемых программ. Отдельные глобальные проблемы порождены противоречиями, заключенными в социально-экономических условиях жизни народов мира.

Необходимые предпосылки и возможности подлинно гуманистического разрешения противоречий глобального характера создаются мировым сообществом. Глобальные проблемы должны решаться на путях развития сотрудничества между всеми государствами, образующими систему всемирного хозяйства.

Масштабность и острота современных глобальных проблем требуют сложения усилий, конструктивных и решительных действий правительств, политических партий, общественных движений всех стран мира. В современном мире есть две реальные позиции на решение глобальных проблем. Первая из них – это позиция высокоразвитых государств. Она сводится к следующим моментам:

а) решение глобальных проблем должно проходить в таких формах, которые не ущемляли бы интересы развитых стран, а способствовали извлечению из этого максимальной прибыли;

б) решение проблем обеспечения ресурсами надо проводить за счет запасов сырья и энергоносителей других стран, поддерживая, таким образом, их одностороннее развитие как придатков аграрно-сырьевых комплексов для экономик развитых стран;

в) решение продовольственной проблемы в развивающихся странах должно опираться на определенную помощь в таком объеме и формах, которые позволяли бы оказывать давление на их политические структуры;

г) экологические проблемы должны решаться всем человечеством, включая и слаборазвитые страны.

Вторая позиция основывается на реалиях нового политического мышления, которое предусматривает направление технических и интеллектуальных возможностей человечества на решение проблем жизнеобеспечения. Учет интересов всех народов, их желаний и воли на справедливых и гуманных началах, потребностей нынешних и грядущих поколений – вот тот критерий, которым должны руководствоваться все народы нашей планеты. Единство земной природы требует общечеловеческого подхода к разумному использованию ее ресурсов, исключающему экологическую катастрофу. Главным условием для достижения этой цели является прекращение гонки вооружений, направление военных затрат в гражданское производство, на оздоровление природной среды в планетарном масштабе.

Особая роль в решении глобальных проблем принадлежит международным организациям, и в первую очередь – Организации Объединенных Наций (ООН). Наряду с решением вопросов сохранения мира, упрочения международной безопасности и разоружения, ООН способствует созданию международного климата, необходимого для решения глобальных проблем: охраны окружающей среды, решения продовольственной проблемы и др.

Есть ряд других международных организаций и общественных движений, которые решают или способствуют решению тех или иных проблем современного мира.

Анализ глобальных проблем свидетельствует о том, что человечество подошло к черте, за которой мировой прогресс возможен лишь на основе нового политического мышления и объединения усилий и средств всех стран мира. Новое политическое мышление – это не только новый взгляд на существование народов и государств. Это новый взгляд на само существование человечества и планеты Земля.

 


 

 

Краткий глоссарий

 

Аванс — денежная сумма, выплачиваемая в счет предстоящих платежей за произведенные работы, приобретенные материальные ценности, оказанные услуги.
Авторское право — составная часть национального гражданского и международного права, определяющая и регулирующая права авторов, их исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы художественного произведения.
Альтернативные издержки — количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для того, чтобы иметь возможность получить другой товар.
Акциз — вид косвенного налога, включаемого в цену товара или услуги.
Акция — ценная бумага, свидетельствующая о вложении капитала в акционерное общество

Акция обыкновенная (простая) акция, дающая право на участие в управлении акционерным обществом и получении дивиденда.

Акция привилегированная — акция не дающая права голоса на собрании акционеров, но дающая право на фиксированный дивиденд, выплачиваемых в первоочередном порядке.
Антимонопольная политика - система государственных мер, направпенных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
Банк
— кредитно-финансовое учреждение, аккумулирующее денежные средства и предоставляющее на их основе кредиты своим клиентам, осуществляющее денежные расчеты и другие операции.
Банкнота — бумажные деньги, выпускаемые эмиссионными банками; вексель на банкира, долговое обязательство на банкира.
Бартерная торговля — прямой обмен одного товара на другой, осуществляемый без привлечения денежных расчетов.
Брокер
— посредник, агент, действующий при заключении сделок по поручению и за счет клиентов, получая от них комиссионные.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — суммарный объем продукции и услуг, произведенный всеми факторами производства, расположенными в пределах данной страны, независимо от национальной принадлежности этих факторов.
Валовой национальный продукт (ВНП) — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение определенного периода (обычно за год) факторами производства, принадлежащих гражданам данной страны, независимо от того, где они использовались, внутри данной страны или за рубежом.
Валюта
— находящаяся в обращении денежная единица страны.
Вексель — документ, заключающий в себе безусловное обязательство об уплате векселедержателю определенной суммы в установленный срок.
Дефицит – превышение спроса над предложением.

Дотация – безвозмездная и безвозвратная выплата из средств государства, местного бюджета, специальных фондов, предоставляемая предпринимателям, организация, фирмам, отдельным гражданам, местным органам власти для покрытия текущих расходов.

Закон предложения — экономический закон, в соответствии с которым существует прямая зависимость между ценой товара и величиной его предложения на рынке (при прочих равных условиях): объем предложения товара увеличивается при росте его цены и уменьшается при её снижении.

Закон спроса — экономический закон, в соответствии с которым существует обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на этот товар: если цена какого-либо товара повышается, то спрос на этот товар уменьшается (при прочих равных условиях рынка). Или: если на рынок поступает большее количество товара, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.

Заработная плата – доход от труда как фактора производства. Ставка заработной платы – цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени (часа, дня и т.д.).Номинальная з. п. — сумма денег, получаемая наемным рабочим за определенный период времени.Реальная з. п. – масса жизненных благ, которые можно приобрести за полученные деньги.

Затраты — денежные средства, необходимые для производства товаров и услуг.

Издержки производства – затраты на производство и выпуск продукции, представленные в укрупненной агрегированной форме (капитал, труд и т.п.). Постоянные и. – издержки производства в краткосрочном периоде, которые не зависят от выпуска продукции. Переменные и. – издержки производства в краткосрочном периоде, которые зависят от выпуска продукции. Общие (совокупные) и. – издержки, представляющие собой сумму постоянных и переменных издержек. Предельные и. – увеличение издержек, необходимое для прироста выпуска некоего товара или услуги на единицу.Средние и. – издержки производства, приходящиеся на единицу продукции.Явные и.– издержки, которые принимают форму явных (денежных) платежей поставщикам внешних факторов производства и промежуточных изделий. Неявные и. – альтернативные издержки, которые принимают форму неявных (денежных) платежей поставщикам внутренних факторов производства.

Имидж — образ, репутация, мнение общественности, потребителей и клиентов о престиже предприятия, его товарах и услугах. Создание благоприятного имиджа — одно из ключевых звеньев деятельности фирмы по продвижению своей продукции на рынок, достижению преимуществ в конкурентной борьбе.

Инвестиции – долгосрочные вложения денежных средств с целью развития производства, увеличения прибыли или получения иного полезного эффекта.

Инфляция – повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы.Умеренная, или ползучая и. характеризуется темпом повышения цен до 10 %. в год. Галопирующая и.характеризуется темпом роста цен от 10 до 50 %, сопровождается индексацией контрактов.Гиперинфляция определяется темпами свыше 50 % в год.

Капитализм – экономическая система, основанная на использовании капитала.

Кейнсианская школа – направление экономической мысли, получившее название по имени его основателя английского экономиста Дж. М. Кейнса. Данная школа возникла как реакция на мировой экономический кризис 1929-33 гг. и выступала за формирование системы государственного регулирования экономики.

Командно-административная экономика – форма перераспределения экономических ресурсов единой властной структурой посредством директивных предписаний.

Конкуренция – стремление экономических субъектов к поведению более рациональному, чем у других, преследующих те же цели и претендующих на те же ресурсы. Совершенная к. – рыночная структура, при которой большое количество предприятий производит аналогичную продукцию, но ни размер предприятий, ни какие другие причины не позволяет хотя бы одному из них влиять на рыночную цену; спрос на продукцию отдельного предприятия не будет падать по мере увеличения объема продаж. Кривая спроса на продукцию предприятия имеет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси. Несовершенная к. – такая рыночная структура, когда имеются силы, позволяющие производителям и потребителям влиять на цену. Формы организации рынка в условиях несовершенной конкуренции – монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.Монополистическая к. – рыночная структура, состоящая из относительного множества фирм, выпускающих дифференцированную продукцию; характеризуется относительно свободным входом и выходом фирм.

Концерн – крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, совместной деятельностью. Часто они объединяются вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входящие в концерн предприятия сохраняют свою самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями или филиалами головной компании. Фактически в рамках концерна наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями.

Косвенные налоги – «безусловные» налоги, уплачиваемые даже в том случае, когда экономический субъект не получает дохода, и включаемые в себестоимость продукции: НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.п.

Краткосрочный временной период – временной отрезок, в рамках которого объем выпуска продукции может регулироваться только с помощью изменения объемов переменных затрат, в то время как постоянные затраты остаются неизменными.

Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое продавцы хотят предложить на рынке: кривая, показывающая какое количество товара готовы продать производители (продавцы) по разным ценам в данный момент.

Кривая спроса – графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар: кривая, показывающая какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент.

Ликвидность – свойство товара или услуги быть быстро проданным на рынке.

Макроэкономика – раздел экономической теории, в котором исследуется функционирование экономической системы или национальной экономики как единого целого. При макроэкономическом подходе основным предметом изучения является совместная деятельность всех экономических субъектов общества и обобщающие результаты этой деятельности. В основе макроэкономических исследований лежат такие укрупненные экономические показатели как валовый внутренний продукт, экономический рост, проблема занятости, инфляция, экономическая политика государства, мировое хозяйство.

Менеджмент (Management) — самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение организацией или подразделением определенных намеченных целей.

Микроэкономика – раздел экономической теории, осуществляющий исследование и анализ экономического поведения отдельных хозяйствующих субъектов.

Монетаристы – школа, получившей широкое распространение в 1970-е гг., сводящая государственное регулирование к проведению денежно-кредитной политики. Основателем школы является американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридман.

Монополия – фирма, сконцентрировавшая у себя производство или продажу какого-либо товара (границы фирмы и отрасли совпадают).Дискриминирующая м. – монополия, продающая товар различным покупателям по различным ценам, в зависимости от их эластичности спроса, или одному и тому же покупателю по различной цене, в зависимости от объема покупки, причем разница в цене как в первом, так и во втором случае не связана с разницей в издержках. К ценовой дискриминации также относится ситуация, когда фирма одновременно продает товар различным потребителям по различной цене и изменяет цены в зависимости от объема покупки, причем разница в цене не связана с разницей в издержках рынка в целом.Естественная м. — отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.

Монопсония – фирма, сконцентрировавшая у себя покупку какого-либо товара. Более обобщенно – ситуация, при которой фирма выступает как монополист на рынке, где она является покупателем.

Потребность – отношение человека к вещам, поддерживающим и улучшающим его жизнь.

Предложение – количество товара, которое производители желают и в состоянии продать по заданной цене.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая величину спроса и предложения на рынке в результате действия конкурентных сил.

Рынок – это система экономических отношений, складывающихся между производителями и потребителями товаров. Конкурентный р. – рынок, на котором нет ни входных барьеров, ни безвозвратных издержек. Р. земли – рынок, на котором хозяйственные агенты и индивиды продают (сдают в аренду) и покупают (берут в аренду) участки земли. Р. капитала – рынок, на котором хозяйственные агенты и индивиды предоставляют и получают кредиты, ссуды и займы. Р. труда – рынок, на котором хозяйственные агенты и индивиды продают и покупают рабочую силу.

Рынок покупателя — это ситуация на рынке, при которой величина предложения товаров со стороны продавцов превышает величину спроса со стороны покупателей, в результате чего происходит падение цен.

Рынок продавца — это ситуация на рынке, при которой величина спроса на товар со стороны покупателей превышает величину предложения со стороны продавцов, возникает дефицит и рост цен на товары.

Рыночное равновесие – особое состояние экономической системы в целом и её компонентов, когда силы, влияющие на спрос и предложение, сбалансированы и количество товаров и услуг, которые хотят и могут приобрести потребители, равны количеству товаров и услуг, которые готовы предложить производители. Р. на рынках товаров, труда, денежном рынке обеспечивается гибкими величинами, а именно: процентной ставкой, заработной платой, уровнем цен в стране.

Спрос – количество товара, которое потребители желают и в состоянии купить по заданной цене.

Сравнительное преимущество – способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Средний продукт –объем выпуска товара, приходящийся на единицу используемого фактора производства.

Стоимость – мера альтернативных средств удовлетворения потребности. Добавленная с.– это разница между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии у других фирм. Д. с – это рыночная цена минус стоимости потребленных материалов и сырья, купленных у поставщиков.

Стратегии диверсификации — определяются состоянием или изменением одного или нескольких из пяти элементов: продукта, рынка, отрасли, конкурентной позиции, технологии. На практике применяются стратегия концентрической диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации и стратегия конгломератной диверсификации.

Стратегии интегрированного роста — стратегии, связанные с расширением фирмы путем добавления новых структур. Компания может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. В обоих случаях происходит изменение положения компании внутри отрасли.

Стратегии интенсивного (концентрированного) роста — стратегии, связанные с изменением продукта и/или рынка и не затрагивающие другие элементы. В рамках стратегий интенсивного роста выделяют стратегии: проникновения на рынок, развития рынков, развития продукта.

Стратегии сокращения — стратегии, направленные на сокращение деятельности компании. Они включают в себя стратегии: свертывания, сокращения расходов, стратегию «сбора урожая», ликвидации.

Стратегическая зона хозяйствования — отдельный сегмент рынка, на который фирма хочет войти для развития своего бизнеса. Характеризуется как определенным видом спроса, так и определенной технологией.

Стратегический анализ — совокупность методов анализа внутренних и внешних факторов, важных для разработки целей и стратегии компании.

Стратегический контроль — процесс наблюдения высшего руководства компании за выполнением стратегии. Включает в себя оценку стратегической траектории развития хозяйственных подразделений компании и ее совместимость со стратегией развития корпорации в целом.

Субсидия – денежное пособие из средств государства или местного бюджета, специальных фондов, предоставляемое предпринимателям, организациям, фирмам, отдельным гражданам, местным органам власти и др.

Товар – продукт труда, предназначенный для обмена (продажи). Характеристиками товара выступают полезность, стоимость, ценность и цена. Товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимость (меновую стоимость).

Факторы производства – экономические ресурсы, осуществляющие производство или предназначенные для использования в нем.

Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Экономическая теория – общественная наука, изучающая выборы, которые совершают люди, используя ограниченные ресурсы для удовлетворения своих желаний.

Экономический рост – одна из макроэкономических целей, достижение которой вызвано необходимостью опережающего роста национального продукта по сравнению с ростом населения для повышения жизненного уровня. Выражается в приросте ВВП.

Эффект дохода – та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась из-за соответствующего увеличения реального дохода.

Эффект замещения – та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась из-за замещения (замены) менее дорогостоящим благом других благ, ставших теперь сравнительно дороже.

 


 

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

 

10. Мухаровский Н.В. Общая экономическая теория: курс лекций (для студентов экономических специальностей). – Омск, 2001. – С. 169-171.

11. Мунтян А.В. и др. Начала экономики. Учебное пособие для общеобразовательных школ и средне-специальных учебных заведений. Ижевск.1994г.

12. Ескараев, О.К. Государственное регулирование рынка в Республике Казахстан Алматы 2010г.

13. Мырзалиев, Б.С. Государственное регулирование экономики. Алматы. 2010г.

14. http://forex-markets.ru/bull-bear.html

 

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Южно-Казахстанского колледжа искусств и дизайна им.А.Кастеева. Протокол № от

 

 

Рекомендовано к изданию Методическим Советом Южно-Казахстанского колледжа искусств и дизайна им.А.Кастеева. Протокол № 10 от 24.02.2015г.

 

 

о






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.