Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Препятствия на пути формирования навыков крупной моторики

Патриция Уиндерс

От младенческих двигательных навыков до умения ходить

Введение. 3

Физические особенности. 3

Медицинские проблемы.. 4

Преодоление препятствий. 4

Советы по отработке навыков крупной моторики. 5

Темперамент. 6

Как построена книга. 7

Глава 1. 8

Стадия первая. Ориентирует голову и руки по средней линии. 8

Самое главное на первой стадии. 8

Положение лежа на боку. 9

Советы по организации и проведению занятий. 9

Положение лежа на спине. 10

Положение сидя с поддержкой. 12

Советы по организации и проведению занятий. 12

Положение лежа на животе. 13

Советы по организации и проведению занятий. 14

Контрольный список навыков крупной моторики. 16

Глава 2. 17

Стадия вторая. Контролирует положение головы, опирается на руки и поворачивается. 17

Самое главное на второй стадии. 17

Советы по организации и проведению занятий. 18

Сидение с поддержкой верхней и средней частей туловища. 22

Советы по организации и проведению занятий. 23

Присаживание. 25

Советы по организации и проведению занятий. 26

Повороты с живота на спину и наоборот. 26

Советы по организации и проведению занятий. 27

Контрольный список навыков крупной моторики. 30

Глава 3. 31

Стадия третья. Перемещает свое тело по кругу, лежа на животе и перебирая руками; сидит и готовится встать на ножки 31

Умение перемещать свое тело по кругу, лежа на животе и перебирая руками. 31

Самое главное на третьей стадии. 31

Советы по организации и проведению занятий. 32

Темперамент. 33

Умение сидеть на полу. 34

Умение сидеть с поддержкой в области средней части туловища. 35

Умение сидеть с поддержкой в области нижней части туловища. 35



Советы по организации и проведению занятий. 36

Темперамент. 37

Переход из положения лежа на спине в положение сидя. 40

Советы по организации и проведению занятий. 42

Темперамент. 42

Выход из положения сидя. 43

Советы по организации и проведению занятий. 44

Темперамент. 44

Положение стоя на четвереньках. 45

Советы по организации и проведению занятий. 46

Темперамент. 46

Умение стоять на коленях с поддержкой. 47

Советы по организации и проведению занятий. 48

Темперамент. 48

Умение сидеть на скамеечке. 49

Умение стоять с поддержкой. 51

Темперамент. 52

Контрольный список навыков крупной моторики. 54

Глава 4. 56

Стадия четвертая. Ползает, передвигается на четвереньках, лазит, садится и выходит из положения сидя, подтягивается, чтобы встать на ножки, и стоит. 56

Самое главное на четвертой стадии. 56

Ползание. 57

Советы по организации и проведению занятий. 59

Темперамент. 60

Умение вставать на четвереньки. 60

Советы по организации и проведению занятий. 61

Передвижение на четвереньках. 61

Советы по организации и проведению занятий. 62

Темперамент. 63

Лазание. 63

Советы по организации и проведению занятий. 67

Темперамент. 67

Выход из положения сидя. 69

Советы по организации и проведению занятий. 69

Темперамент. 70

Советы по организации и проведению занятий. 71

Умение подтягиваться и вставать на ноги. 73

Умение садиться из положения стоя. 76

Советы по организации и проведению занятий. 76

Темперамент. 76

Умение стоять, держась за предмет мебели. 77

Темперамент. 78

Контрольный список навыков крупной моторики. 79

Глава 5. 81

Стадия пятая. Стоит, передвигается вдоль предметов мебели, лазит и ходит. 81

Раздел 1. Сохраняет равновесие в положении стоя. 81

Шаги, из которых состоит процесс освоения умения стоять. 81

Умение стоять, опираясь спиной о стену или предмет мебели. 82

Умение стоять с опорой на руки, положенные на горизонтальную поверхность. 82

Умение стоять, упираясь руками в вертикальную поверхность. 82

Умение стоять, одной рукой пытаясь взять игрушку, а другой опираясь на поверхность. 82

Умение стоять без поддержки. 83

Советы по организации и проведению занятий. 83

Темперамент. 84

Раздел 2. Передвижение вдоль предметов мебели. 86

Советы по организации и проведению занятий. 86

Шаги, из которых состоит процесс освоения умения передвигаться вдоль предметов мебели. 87

Темперамент. 88

Раздел 3. Положение стоя на ладонях и ступнях (по-медвежьи) 90

Переход в положение стоя по-медвежьи. 90

Шаги, составляющие процесс освоения умения пользоваться положением стоя по-медвежьи. 90

Переход из положения стоя по-медвежьи в положение стоя. 92

Советы по организации и проведению занятий. 92

Темперамент. 93

Раздел 4. Умение карабкаться на предметы.. 94

Умение карабкаться по ступенькам вверх. 94

Умение слезать с софы.. 95

Умение слезать по ступенькам.. 95

Умение залезать на другие предметы.. 97

Советы по организации и проведению занятий. 97

Темперамент. 98

Раздел 5. Ходьба. 99

Ходьба с поддержкой за обе ручки. 100

Шаги, из которых состоит процесс освоения умения ходить. 100

Умение ходить, держась за игрушку-каталку. 101

Шаг - бросок вперед. 103

Ходьба с поддержкой за одну руку. 104

Самостоятельные шаги. 106

Ходьба по ровной поверхности. 109

Ходьба по траве. 110

Советы по организации и проведению занятий. 111

Темперамент. 114

Контрольный список навыков крупной моторики. 116


Введение

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась работа над формированием навыков крупной моторики, так как именно в этой сфере заметить прогресс довольно легко. Хотя ваш малыш освоит моторные навыки медленнее, чем другие дети, он, тем не менее, научится сидеть, ходить, бегать, прыгать, кататься на трехколесном велосипеде. Он научится и более сложным вещам: танцевать, плавать, ездить верхом, выполнять приемы каратэ, бегать трусцой и т. д. У большинства детей с синдромом Дауна крупная моторика может, определенно, стать одной из самых сильных сторон их развития. Детишки с синдромом Дауна смогут учиться новому так же, как и другие дети, и совершенствовать уже сформированные двигательные навыки в течение всей жизни.

Я расскажу вам, как организовать занятия с ребенком, чтобы навыки крупной моторики сформировались у него правильно, и как создать условия для этих занятий. Конечно же, малышу придется как следует поработать, но благодаря этому он приобретет уверенность в своих физиче­ских возможностях.

Из этой книги вы узнаете:

1. Какие навыки соответствуют каждой стадии развития ребенка — от рождения до шестилетнего возраста;

2. Как каждый из этих навыков можно разбить на отдельные составляющие, или шаги;

3. Как организовать занятия по отработке каждого шага;

Как нужно или можно проводить эти занятия.

Препятствия на пути формирования навыков крупной моторики

Любой ребенок развивается в соответствии со своей собственной про­граммой, заложенной в нем природой: одни — медленнее, другие — быстрее. Дети с синдромом Дауна в этом смысле не исключение, но для них характерны определенные физические особенности, а часто и заболева­ния, которые могут стать причиной задержки в развитии тех или иных навыков крупной моторики.

Физические особенности

Гипотония. Детям с синдромом Дауна свойствен пониженный мышечный тонус, или гипотония. Точное определение гипотонии потребовало бы длинного и сложного объяснения, но понять на практике, что это озна­чает, нетрудно. Особенно явно гипотония проявляется у младенцев. Ког­да вы возьмете на руки малыша с синдромом Дауна, вы заметите, что он, как тряпичная кукла, безвольно свисает с ваших рук. Если вы положите младенца на спинку, его голова «упадет» на сторону, ручки раскинутся на кроватке, а ножки «развалятся». Эта вялость объясняется пониженным мышечным тонусом. Низкий мышечный тонус в сочетании с меньшей силой мышц и меньшей выносливостью затрудняет овладение навыками крупной моторики.

Гипотония у детей с синдромом Дауна проявляется в разной степени. У одних она выражена слабо, у других — очень заметно. С течением вре­мени мышечный тонус становится несколько выше, но все же остается пониженным на протяжении всей жизни.

Разные части тела малыша имеют разный мышечный тонус. Напри­мер, тонус мышц рук может быть ниже, чем тонус мышц ног; правая и ле­вая части тела могут также иметь разный тонус. Пониженный мышечный тонус будет тормозить развитие навыков, которые требуют участия соот­ветствующих мышц. Ребенку с низким тонусом мышц рук трудно научиться ползать на животе и подтягиваться, чтобы встать на ноги, поскольку руки в этих действиях принимают самое активное участие. Ребенку с низким тонусом мышц живота труднее сохранять равновесие в положении стоя, труднее научиться передвигаться на четвереньках.

Возможно, поначалу вы не сумеете определить степень гипотонии у вашего ребенка или понять, страдают ли от нее одни части его тела боль­ше чем другие. Но, по мере работы с ребенком, вы будете все лучше рас­познавать движения, которые даются ему труднее всего.

К примеру, вы замечаете, что у вашего малыша плохо получаются ка­кие-то действия, требующие участия рук, или он просто избегает этих действий. Возможно, он не любит опираться на руки, лежа на животе, не любит подтягиваться, чтобы приподняться. Это значит, что слабое место у ребенка именно тут. Со временем вы выявите все слабые места, требу­ющие дополнительной работы.

Чрезмерная подвижность суставов.Она также свойственна детям с синдромом Дауна. Это объясняется тем, что связки, соединяющие кости, у них менее эластичны и слабее, чем у других детей. В раннем возрасте особенно заметна подвижность суставов бедер. Когда младенец лежит на спинке, его ноги чаще всего согнуты в тазобедренных и коленных суста­вах, а колени разведены. Позже влияние чрезмерной подвижности суста­вов вы будете наблюдать, глядя на его стопы: когда он стоит, они выгля­дят плоскими, будто не имеют свода.

Повышенная подвижность характерна и для плечевого сустава. Не следует поднимать ребенка, беря его под мышки. Это может стать причи­ной подвывиха плечевого сустава. По мере взросления ребенка и укреп­ления мышц рук, его плечевые суставы становятся стабильнее.

Слабость мышц.У детей с синдромом Дауна мышцы слабее, чем у большинства других детей, однако с помощью многократных повторе­ний соответствующих упражнений и тренировок можно укрепить их. Это очень важно для ребенка. Если этого не сделать, он будет неосознанно стремиться компенсировать свою слабость путем использования более легких для него движений, но в будущем это сослужит ему плохую служ­бу. Например, малыш хочет постоять, но из-за слабых мышц туловища и ног он может стоять, только выпрямив ноги в коленях и жестко зафикси­ровав это положение. В ваших силах помочь ему укрепить мышцы, нуж­ные для того, чтобы стоять правильно, не напрягая колени.

Короткие руки и ноги.Руки и ноги у детей с синдромом Дауна короткие, сравнительно с длиной их туловища. Ребенку труднее научиться садиться, поскольку он не может опереться на руки, пока не наклонится вперед. Когда дети падают вбок, им приходится дольше падать, пока они смогут руками задержать падение. Короткие ноги не позволяют забираться на ди­ван или подниматься по ступенькам с той легкостью, с какой бы хотелось.

Медицинские проблемы

Какие заболевания мешают развитию навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна? Самые характерные из них — пороки сердца, за­болевания желудка и кишечника, хронические инфекционные болезни верхних дыхательных путей и ушей. Из-за этих болезней дети порой бы­стро устают, недостаточно выносливы. Заболевания уха мешают развитию умения сохранять равновесие, особенно в положении стоя и при ходьбе.

Надо следить за тем, чтобы ребенок не перенапрягался. Как только состояние его здоровья улучшится, он наверстает упущенное.

Более полную и подробную информацию об анатомических особен­ностях детей с синдромом Дауна и о характерных для них медицинских проблемах вы найдете в книге «Medical and Surgical Care for Children with Dawn Syndrome» (Woodbine House, 1994), вышедшей в США в той же серии, что и данная книга.

Преодоление препятствий

Все дети хотят двигаться, исследовать окружающую среду, взаимодейст­вовать с людьми и игрушками. Дети с синдромом Дауна также хотят это­го, но вышеупомянутые проблемы препятствуют этому. Наша книга дает рекомендации, как помочь ребенку преодолевать эти препятствия.

Предположим, двух- или трехмесячный младенец лежит в кроватке, смотрит на игрушки и хочет их потрогать, но из-за пониженного тонуса и недостаточной силы мышц не может сориентировать голову по средней линии и поднять руки вверх. Если поддержать малыша под голову и руч­ки, а игрушку поместить должным образом, он сможет потрогать ее.

Или другой пример. Ребенок, научившийся сидеть, хочет подтянуться и встать на ножки. Но сделать это он не может, потому что у него не хва­тает сил, чтобы удержаться на четвереньках — то есть в позиции, из кото­рой дети обычно учатся вставать. Если у него под рукой будет что-нибудь, за что он сможет уцепиться (например, край корзины для белья), то он научится вставать на ножки из положения сидя на скамеечке.

Оказание ребенку продуманной поддержки дает ему возможность делать то, что он хочет, но не может из-за своих физических проблем. Когда он добьется успеха, у него появится желание сделать это еще раз. Повторение понравившихся ему действий будет способствовать укреп­лению мышц, и, значит, ему потребуется все менее существенная под­держка. В один прекрасный день малыш воспользуется своим новым умением самостоятельно.

Советы по отработке навыков крупной моторики

Мотивация способна побудить ребенка сделать то или иное движение.

На­пример, чтобы добраться до любимой игрушки, малыш может решиться поползти. Выделение специального времени для игры с вами или други­ми членами семьи тоже служит для ребенка мотивацией.

Удовольствие ребенка от овладения новым для него движением и ус­пех в этом деле зависят от того, как вы организуете игру, какими игруш­ками воспользуетесь, где вы их расположите. Предположим, ребенок учится сидеть, а вы даете ему погремушку, он начнет трясти ее, потеряет равновесие и упадет. Наоборот, если вы будете стараться удержать его в спокойном состоянии, побуждая сидеть и наблюдать за тем, как вы «ле­пите пирожок», или слушать, как вы поете, он сумеет сохранить равнове­сие в этой новой для него позе. Вам нужно знать, чем ребенок интересу­ется, и воспользоваться интересующим его предметом, чтобы он усвоил тот двигательный навык, над которым вы работаете.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.