Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Учится тянуться к игрушкам и играть со своими стопами в положении лежа на спине

В начале этой стадии положение лежа на спине для малыша предпочтительнее, так как оно позволяет ему ориентировать голову по средней линии, тянуться руками к игрушкам, трогать их и играть в них. Кроме того, он может осматривать комнату и видеть окружающих. На этой стадии он учится тянуться к игрушкам и играть со своими стопами.

Самое главное на второй стадии

Малыш сможет воспользоваться любой позой, если вы обеспечите ему необхо­димую поддержку. Сначала предпочтительнее всего будет положение лежа на спине. Так ребенок сможет видеть, вас и легко играть с игрушками. Научившись хорошо опираться на руки, лежа па животе и приподнимая верхнюю часть туловища, он полюбит и это поло­жение. Лучше контролируя положение головы, он будет без труда подтягиваться, чтобы сесть, и с удовольствием находиться в положении сидя с поддержкой. При отработке пово­ротов ему нужна будет поддержка до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Наблюдая за ребенком, постарайтесь понять, какие позы он предпочитает, а какие для него трудны. Его предпочтения определяются мышечным тонусом, силой и интересами. Чередуйте легкие позы с более трудными. Занимайтесь с ним столько времени, сколько он выдержит.

Удерживать интерес и внимание малыша помогают игрушки. Чаще меняйте их. Если у него не пропадет желание смотреть на игрушку или играть с ней, он будет дольше отрабатывать действия, которые ему предлагают выполнить.

Ребенок оживлен и активен в течение 30-40 минут. Когдаон устает, нужно прерваться и дать ему отдохнуть

Он тянется к игрушкам, находящимся у него на груди, и пытается дотянуться выпрямленной рукой до игрушек, висящих над ним. Сначала, чтобы удержать руки на груди, он вцепляется в свою одежду. Чтобы дотронуться до игрушки, он отпускает одну руку, но другой в это время по-прежнему держится за одежду. Цепляясь за одежду, он удерживает ручки в лучшей для игры позе. Когда плечи малыша станут сильнее, он будет тянуться рукой вверх, поднимая ее над грудью на 2,5—5 см (рис. 2.1). Он сможет легко подносить руки к груди и тянуться к игрушке, висящей над его грудью, чтобы дотронуться до нее.



Учитывая степень развития его контроля над движениями, подвешивайте игрушку все выше и выше. Научившись дотягиваться до игрушки, малыш держит и трясет ее вперед-назад — к груди и от груди. Он подносит ее ко рту и может поднимать ее выше по направлению к голове.

Наконец, в положении лежа на спине, малыш играет со стопами и пальчиками ног. Следует уделить этому упражнению должное внимание, потому что оно укрепляет мышцы живота. Для этого ребенок должен уметь тянуться, брыкаться, подбрасывая ножки вверх, приподнимать ягодицы, отрывая их от пола, и координировать движение ножки вверх с движением тянущейся руки так, чтобы в нужный момент суметь схватить свою стопу. Чтобы освоить это умение, потребуется время и практика.

Научившись тянуться к предмету, подвешенному над грудью, малыш начинает тянуться к стопам при том, что их поддерживают. Нужно поднять его ножки так, чтобы стопы оказались над его грудью, и он мог видеть и трогать их. Малыш должен осознать, что это его стопы, и заинтересоваться ими. Для этого можно потереть или похлопать одной его стопой о другую или «потопать» его стопами по своему лицу. Так вы побудите его потрогать их.

Удерживайте стопы ребенка над грудью, и он будет постепенно понимать, где должны быть его ножки, чтобы можно было дотронуться до них (рис. 2.2). Придется придерживать его ягодицы и ножки, чтобы он смог поиграть со стопами столько, сколько сам сможет. Сначала он научится тянуться к коленям и дотрагиваться до них, затем - упражняться в поднимании ног, пока у него не появятся силы оторвать от пола ягодицы. Тогда он сумеет дотронуться и до стоп.

Малыш будет работать отдельно над освоением каждого навыка: тянуться, брыкаться и приподнимать вверх ягодицы (рис. 2.3). Если у него будет мотивация для игры со стопами, а также необходимая для этого сила мышц, он будет координировать все эти действия, чтобы ухватиться за стопу.

Советы по организации и проведению занятий

Выбирайте те игрушки, которые подходят для данного упражнения. Для развития умения тянуться пользуйтесь разноцветными легкими подвесными погремушками, пищащими и мягкими игрушками. Иг­рушки должны быть достаточно велики для того, чтобы малыш мог дотронуться и схватить их. Их можно подвесить с помощью специальной рамы для подвески, а можно держать своей рукой на нужной высоте. Когда вы предполагаете, что ребенок будет держать и трясти игрушку, дайте ему легкую игрушку с ручкой, удобной для того, чтобы ее зажать в руке. Следите за тем, чтобы игрушки были безопасными и не смогли причи­нить ребенку вред, если он будет бить себя ими. Никогда не давайте ему тяжелые погремушки - ими слишком трудно манипулировать. Пытаясь поиграть с такой погремушкой, малыш быстро устанет. Когда ему захо­чется поиграть со своими стопами, нужно освободить его от одежды. Ес­ли он бос, ему легче будет ухватиться за них. Подвешивайте к стопам ножные колокольчики или легкие погремушки, способные побудить его потянуться к ним.

Если малыш не брыкается, поднимая ножки вверх, понаблюдайте за их движениями. Главное для него на этой стадии — двигать ногами так, чтобы коленные суставы находились на одной линии с тазобедренными. Вы заметите, как он сгибает нош в тазобедренных и коленных суставах и как кладет стопы на пол. Если он будет по-прежнему широко разводить ноги, придерживайте их, чтобы они были вместе.

Ребенку легче играть со стопами без подгузников или другой одежды. Давайте ему возможность практиковаться в игре со стопами, когда вы его переодеваете.

Упражнение 1. Лежа на спине, тянется к предмету, расположенному над грудью

1. Положите малыша на пол так, чтобы его голова была сориентиро­вана по средней линии.

2. Встаньте перед ним на колени и опуститесь на пятки.

3. Поместите игрушку над его грудью на высоте 2,5—5 см и побудите его потянуться и дотронуться до нее. Располагая игрушку то слева, то справа, побуждайте его тянуться к ней обеими руками поочередно.

4. Побуждайте ребенка тянуться к игрушке и трогать ее так долго, как он выдержит.

5. Когда он научится хорошо тянуться к игрушке, расположенной на высоте 2,5—5 см над грудью, поднимите игрушку на высоту 7,5—10 см. Увеличивайте высоту до тех пор, пока ребенок не научится тянуться к иг­рушке рукой, выпрямленной в локте.

6. Наблюдайте за положением его ног. Если заметите, что он разводит их, придержите их.

7. Выполнять это упражнение можно также с использованием рамы для подвески игрушек. Ее нужно закрепить над грудью малыша, а игруш­ки подвешивать на соответствующей высоте.

Упражнение 2. Лежит на спине и трясет игрушки

1. Положите малыша на твердую поверхность.

2. Встаньте перед ним на колени и опуститесь на пятки.

3. Выберите игрушку, за которую ему легко ухватиться.

4. Помогите ему расположить пальчики вокруг игрушки так, чтобы он смог держать ее в руке.

5. Возьмите ручку, в которой он держит игрушку, и потрясите ею.

6. Отпустите руку малыша и посмотрите, попытается ли он сам потрясти игрушку.

7. Побудите его держать игрушку, трясти ее и играть с ней столько, сколько сможет.

8. Игрушки должны быть легкими, удобными для руки и безопасными.

Упражнение 3. Лежит на спине и брыкается

1. Снимите с малыша рубашечку и положите его на пол.

2. Пощекочите ему животик или подуйте на него. Посмотрите, на­пряжет ли он мышцы живота и станет ли брыкаться ножками, поднимая их. Если он пользуется мышцами живота, вы заметите на нем попереч­ные складочки.

3. Если ребенок не брыкается, поднимите его ножки сами, подвигай­те ими несколько секунд и отпустите. После того как вы их отпустите, посмотрите, не попытается ли он сам сделать то же.

4. Выполняйте это упражнение во время смены подгузников. Ребенку легче брыкаться, если на нем нет ни подгузника, ни одежды.

5. Когда ваш малыш научится брыкаться, ему понравится пинать ножкой погремушки, подвешенные на свободно двигающейся конструк­ции для подвески игрушек.

Упражнение 4. Лежа на спине, играет со своими стопами, когда его ножки поддерживают

1. Положите ребенка на пол.

2. Встаньте перед ним на колени и опуститесь на пятки.

3. Поместите его ягодицы себе на колени и удерживайте их в таком положении, чтобы малыш мог видеть свои стопы.

4. Поиграйте с его стопами: похлопайте или потрите ими друг о дру­га, приложите их к своему лицу.

5. Наблюдайте за малышом; проверяя, интересно ли ему смотреть на свои стопы.

6. Подержите одну стопу ребенка вблизи его головы и посмотрите, по­тянется ли он к ней. Если он не пытается дотронуться до нее, подведите его ручку и похлопайте ею по стопе. Помогите ему взяться рукой за стопу.

7. Попробуйте прицепить к его ножке бубенчики или колокольчики, чтобы привлечь ими его внимание к стопе.

8. Держа стопу малыша, побудите его потянуться к ней.

9. Если ребенок уже постоянно тянется к своим стопам, когда вы поддерживаете его ягодицы и ножки, то опустите его ягодицы немного ниже и проверьте, будет ли он по-прежнему тянуться к стопам.

10. Уменьшая поддержку его ягодиц и ножек, продолжайте побуждать его тянуться к стопам и постепенно опускайте его попку на пол.

11. Продолжайте тренировки до тех пор, пока малыш сам не научится играть со своими стопами.

Положение лежа на животе очень важно для развития мышц, особенно мышц шеи и предплечий. Ваш малыш уже готов пользоваться этой по­зой, так как эти мышцы у него стали сильнее. Для того чтобы опереться на предплечья, поднять голову и остаться на несколько минут в таком положении, которое позволяет наблюдать за игрушками и играть с ними, ему необходимо еще больше укрепить мышцы.

' Сначала он будет приподниматься, опираясь на локти. Они должны нахо­диться под его плечами. Ес­ли его предплечья располо­жены должным образом, он сумеет лучше отжаться на них и ему будет легче под­нять голову. Когда локти расставлены шире плеч, грудка провисает между предплечьями, и опираться на них труднее.

Умение приподниматься на локтях открывает новые возможности. Малыш учится тянуться к игрушкам, опираясь на локти либо на ладони. Помогайте ему в этих начинаниях, стараясь понять, что ему интереснее делать. Для того чтобы потянуться к игрушкам, у него должен быть сти­мул потрогать их; для того чтобы опереться на ладони, ему необходимо иметь достаточно сильные предплечья, чтобы с их помощью отжаться. Со временем он научится делать и то, и другое.

Если малыш очень захочет поиграть с игрушками, лежа на животе, он будет развивать умение тянуться. Сначала он попробует дотянуться до иг­рушки, продвигая ладонь вперед и не отрывая ее от поверхности, на которой лежит. Он захочет взять игрушку в руку и постарается притянуть ее к себе.

Второй способ достать игрушку и поиграть с ней — поднять ладонь и предплечье, оторвав их от поверхно­сти (рис. 2.4). Для этого ему нужно научиться пере­носить свой вес на локоть другой руки и удерживать равновесие, чтобы поднять руку и потянуться ею к иг­рушке. Его локти при этом должны располагаться под плечами. Сначала малыш будет учиться тянуться впе­ред, а позже — в сторону. Умение переносить вес тела с одной стороны на другую и сохранять равновесие в этом положении имеет существенное значение для раз­вития впоследствии таких двигательных навыков, как переход из одной позы в другую, ползание и ходьба.

Если малыш любит наблюдать за людьми и игруш­ками и у него достаточно сил, чтобы приподняться, опираясь на ладони, он предпочтет именно этот спо­соб тянуться к игрушкам (рис. 2.5). Когда он приподнимается в кроватке, чтобы заглянуть за бортик и посмотреть на игрушку, побудительным мотивом здесь является желание не потрогать, а увидеть предмет. Иногда, из-за слабости рук, ребенок не хочет приподниматься, опираясь на ладони, потому что в этом положении он не сможет играть. Если, лежа на животе, малыш не выказывает интереса к тому, чтобы при­подняться, не надо заставлять его делать это. Он научится это делать поз­же из положения сидя с поддержкой. Так он сможет и опираться на ладо­ни, и играть

Когда малыш учится удерживать вес тела на локтях и ладонях, старайтесь правильно помещать его руки и побуждать его опираться на них как можно дольше. Я не советую подкладывать под грудку ребенка валик или одея­ло, свернутое клинышком, так как в этом случае он будет лежать на нем, вместо того чтобы активно отжиматься на руках и затем удерживать на них свой вес. Опираясь только на локти и ладони, он сможет лучше укре­пить свои мышцы, чем если бы он облокачивался на валик или клинышек. Если малыш сопротивляется и, не желая опираться на руки, вытягивает их вдоль тела, поддержите его за руки, помогая опереться на них. Став сильнее, он сумеет приподниматься на руках сам.

Подбирайте такие игрушки, которые смогут побудить малыша выпол­нить это упражнение. Привлеките людей, за которыми он захочет пона­блюдать. Поместите игрушку на уровне его глаз или ниже этого уровня. Если она выше его головы, то он будет запрокидывать голову, и это вой­дет в привычку, что нежелательно. Ребенок потянется вперед, чтобы достать игрушку, лежащую на поверхности. Старайтесь, чтобы это была легкая погремушка. Когда он начнет тянуться вверх, отрывая руку от поверхности, вам нужно пускать в ход яркие, качающиеся, пищащие игрушки. Вы можете сами держать погремушку на высоте 5—8 см от поверхности. Когда малыш обопрется на руки, поиграйте с игрушками или в какие-нибудь игры сами, чтобы он смог пона­блюдать за вами. Вы можете, например, заняться музыкальной шкатулкой, поиграть в «Ку-ку» (мама накрывает свое лицо плат­ком, через некоторое время открывает его и говорит: «Ку-ку»). Поговорите с ним или попойте, поставьте перед ним зеркало, чтобы он мог наблюдать за самим собой.

Следите за положением его ног и, если заметите, что он их широко разводит, сдвиньте их вместе и придержите в таком положении. Дети с синдромом Дауна часто принимают такое положение, при котором ступни оказываются вместе, а колени согнуты и широко расставлены («лягушка»). Следует отучать их от такой позы. Их необходимо учить двигать ногами, когда те расположе­ны рядом, параллельно друг другу. Если же малыш останется в описанной выше позе, то это не позволит ему перенести вес те­ла на одну сторону, чтобы потянуться рукой вперед.

Упражнение 5. Опираясь на локти и поднимая голову, остается в положении лежа на животе (рис. 2.6)

1. Положите ребенка на животик и поместите его локти под плечи.

2. Побудите его поднять голову, заговорив с ним или показав ему игрушки. Поместите игрушки на уровне его глаз или немного ниже; не поднимайте их выше уровня его головы.

3. Побуждайте малыша оставаться в таком положении столько, сколько он способен выдержать.

4. Следите за положением его ног и, если надо, удерживайте их сдви­нутыми вместе.

Упражнение 6. Лежа на животе, опирается на ладони

А. С полной поддержкой (рис. 2.7)

1. Положите малыша на животик головой от себя. Поверхность, на которой он лежит, должна быть такой же твердой, как пол.

2. Встаньте на колени и опуститесь на пятки так, чтобы коленями обхватить ягодицы и ноги ребенка. Свои ноги прижмите к ягодицам и ногам малыша, крепко держа их.

3. Наклонитесь вперед и возьмите в свои руки ручки ребенка, выпрямив их в локтях.

4. «Потопайте» его ладошками об пол и легонько покачайте его на ладонях, пока его ручки не встанут под углом 45° к поверхности, а расстояние между ними не будет больше ширины плеч (если ладони находятся под его плечами, ему слишком трудно отжаться на руках).

5. Если его локотки сразу же согнутся, и он обопрется о них, поддержите его локти кончиками своих пальцев, пока он не распрямит их. Если малыш сгибает локти совсем немного и держит их поднятыми над поверхностью, значит, он учится отжиматься.

6. Побуждайте его удерживать свой вес, опираясь на ладони столько, сколько он выдержит, стремясь увеличить это время до 10 секунд.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.