Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Представленные в этой главе умения требуют существенно большей силы мышц, поэтому ребенок будет быстро уставать, пока не разовьет силу, достаточную для формируемого движения.

 

Когда малыш научится сгибать туловище и переносить вес своего тела на одну сторону, чтобы дотянуться до игрушки, положите ее немного дальше. Он будет вынужден подвинуть свое тело, чтобы достать ее. Наберитесь терпения и продолжайте подбадривать его, пока он экспериментирует, пытаясь дотянуться до игрушки.

 

Для этого он, в первую очередь, повернет туловище в ту сторону, куда направлено его движение, и будет тянуть к игрушке то одну, то друг руку (рис. 3.2 и 3.3). Он будет двигать ножками, но это не поможет переместиться. Когда он научится хорошо перемещаться по кругу, лежа на животе и перебирая руками, ноги помогут ему в этом. Ребенок согнет в тазобедренном и коленном суставах ногу, находящуюся с той стороны, куда он стремится повернуться, а другая его нога в этих суставах будет выпрямлена

Советы по организации и проведению занятий

 

Важно правильно подготовить место для занятий. Устройтесь у ног ребен­ка и убедитесь, что прямо перед ним нет никаких игрушек или других ин­тересных для него вещей — только вы и игрушка, представляющая для него особый интерес. Вы и эта игрушка привлечете его внимание и побу­дите вступить в контакт. Малыш повернется, чтобы посмотреть на вас, и попытается к вам придвинуться.

Необходимо творчески подойти к выбору стимула, способного поддерживать у ребенка мотивацию к продолжению движения. Сильные стимулы — шуршащая бумага, журнал, пульт для телевизора, телефонный провод или голоса братьев и сестер, зовущих малыша. Вам нужно восклицать: «Опля!» — и энергично проявлять радость и интерес, двигать игрушечку, чтобы малыш двигался быстрее и пользовался инерцией толчка. Критически важно двигать игрушку или двигаться самому быстро, чтобы ребенок продолжал ловить вас или игрушку.



Когда малышу станет легче перемещаться таким образом, понаблю­дайте, не начинает ли он делать это спонтанно, чтобы приблизиться к че­ловеку, который сидит с ним на полу, или к интересующему его предме­ту. Может быть, он поворачивается, чтобы посмотреть, где вы, когда вы уходите в другую комнату? Саманта, например, любила лежать на живо­те. Желая придвинуться к игрушке, она могла сделать пару кругов на жи­воте. Когда ее мама выходила из гостиной в кухню и исчезала из поля ее зрения, Саманта старалась сделать все возможное, чтобы как следует раз­вернуться. Она крутилась, чтобы понять, куда мама ушла.

Побуждайте ребенка перемешаться и по часовой стрелке, и против нее, чтобы определить, что ему легче дается. Если ему легче поворачиваться в какую-то одну сторону, старайтесь побуждать его поворачиваться имен­но туда. Когда он научится совершать поворот на 360°, двигаясь в этом направлении, займитесь поворотом в другую сторону.

Вместо того чтобы двигаться по кругу на животе, малыш может пытать­ся повернуться с живота на спинку, так как это умение у него уже закрепи­лось. Если он захочет перевернуться, покачайте или покрутите его бедра, чтобы посмотреть, останется ли он в положении лежа на животе. Можно пару раз перевернуть его с живота на спинку и обратно и оставить лежать на животе. Попробуйте заинтересовать его игрушкой и посмотрите, по­вернется ли он к ней еще раз.

Вначале от ребенка потребуются серьезные усилия, чтобы перемещать свое тело по кругу, лежа на животе и перебирая руками. Если он устал или перестал интересоваться игрушкой, оставьте это занятие. Практиковаться лучше всего тогда, когда ребенок оживлен и активен.

Темперамент

«Деятели» любят вращаться на животе и делают это легче, чем «созерца­тели». Начав вращение, «деятель» продолжает его и, когда становится достаточно сильным, делает полный оборот вокруг своей оси. «Созерцатель» способен освоить это умение, но предпочитает выполнять одно-два движения за раз. Потом он может немного поиграть и снова сделать пару движений. Только очень сильный стимул способен побудить его сделать полный оборот, но все равно ему понадобятся короткие перерывы, чтобы поиграть с игрушкой.

 

Упражнение 1. Перемещает свое тело по кругу, лежа на животе и перебирая руками

1. Положите ребенка на животик и помогите ему опереться на локти. Поверхность должна быть твердой: пол или коврик.

2. Расположитесь у ног ребенка и уберите за пределы видимости все лежащие перед ним игрушки и другие интересные для него вещи.

3. Поместите игрушку сбоку от его плеча или между плечом и талией. Обратите внимание, повернет ли он голову, чтобы посмотреть на нее, и согнет ли в эту сторону туловище.

4. Посмотрите, попытается ли малыш потянуться к игрушке или пе­реместиться в ее сторону.

5. Если он не может дотянуться до игрушки или пододвинуться к ней, возьмитесь за его локти и подвиньте их так, чтобы игрушка оказалась прямо перед ним, и он смог бы до нее дотянуться.

6. Выберите самый сильный стимул (например, пригласите его брата или сестру или возьмите самую интересную игрушку) и посмотрите, по­пытается ли он подвинуть предплечья так, чтобы сделать одно враща­тельное движение.

7. Потренировавшись какое-то время, ребенок научится выполнять два вращательных движения, чтобы достать игрушку.

8. Занимайтесь с ребенком, пока он не научится делать поворот на 360°. Когда он станет лучше перемещаться по кругу на животе, кладите игрушку сбоку, на уровне его талии, а еще позже — на уровне стоп, и ма­лыш будет двигаться к ней. Перемещайтесь сами так, чтобы оставаться у ног ребенка.

Умение сидеть на полу

Когда малыш находится у вас на коленях или на сидении для младенцев в машине, он поднимает голову и пробует приподнять и потянуть туло­вище вперед, то есть пытается сесть. Помогите ему сесть и поиграть в сидячем положении.

Ребенок уже научился сидеть с поддержкой в области середины туло­вища. На этой стадии ваша цель — научить его сидеть без поддержки, вы­прямив туловище. Малышу для этого необходимо укрепить мышцы средней и нижней частей туловища и научиться управлять ими. Кроме того, ему нужно укрепить мышцы плеч и предплечий.

Управлять туловищем помогают, прежде всего, мышцы спины. С их помощью можно поднять туловище, сесть и удержаться в таком положе­нии. Затем важно укрепить мышцы живота, чтобы не падать назад. Поз­же ребенок научится пользоваться мышцами спины и живота одновре­менно, чтобы сохранять равновесие при наклоне в любую сторону.

Когда малыш будет управлять своим туловищем настолько хорошо. что сможет сидеть, он станет помогать себе руками. Ему нужно опирать­ся на руки или держаться за ваши большие пальцы, чтобы оставаться в сидячем положении. Позже ребенок усвоит умение выставлять перед со­бой руки при потере равновесия и падении.

Типично развивающиеся дети, учась сидеть, опираются на руки, ставя их впереди себя, а затем учатся подпирать себя с боков, чтобы сохранить равновесие при падении. У детей с синдромом Дауна руки обычно короче, чем у других детей, поэтому им труднее научиться сидеть. Когда малыша поддерживают, чтобы он сидел прямо, его руки не достают до пола. Но сидеть, опираясь на поставленные впереди руки,— неправильно.

Еще одна трудность состоит в том, что при па­дении вбок ваш малыш вынужден наклоняться больше, чем другой ребенок, прежде чем его рука коснется пола, чтобы он смог опереться на нее.

Все это препятствует сохранению равновесия в положении сидя. Вам придется так поддерживать его, чтобы компенсировать недостаточную длину его рук. Если руки ребенка опираются на ноги, ему также трудно удержаться в сидячем положении, так как опорная поверхность в этом случае маленькая и не плоская, а закругленная. У ребенка вряд ли найдется мотив оставаться в таком положении. Лучше поместить ему на колени игру типа развивающего центра и побудить его опереться на эту игру (рис. 3.4). Развивающий центр устойчив, он имеет плоскую поверхность, о которую ребенок может опереться, к тому же он занимательный.

Ваш малыш научится сидеть, осваивая по очереди следующие навыки:

Ø сидит, контролируя среднюю часть туловища при условии, что его поддерживают за талию;

Ø сидит, контролируя нижнюю часть туловища при условии, что его поддерживают за бедра;

Ø сидит с поддержкой, необходимой для сохранения равновесия;

Умение сидеть с поддержкой в области средней части туловища

Сначала вашему ребенку нужно укрепить мышцы средней части туловища. Если вы посмотрите на его туловище сбоку, вы заметите, как закругляется эта область. Для того чтобы помочь ему держать среднюю часть туловища в вертикальном положении, вам нужно поддерживать малыша чуть выше та­лии спереди и сзади (рис. 3.5). Ребенок может держаться ручками за нижнюю перекладину игрового гимнастического комплекса или опираться на плос­кую поверхность положенного на его колени развивающего центра или подноса. Практикуйтесь, используя разные варианты положения сидя с поддержкой. Они указаны в упражнениях 2— 7.

Не позволяйте малышу ставить руки на пол перед собой и опираться на них, так как он может привыкнуть сидеть с откинутой назад головой, слишком сильно наклоняя туловище вперед. Ребенок держит среднюю часть туловища в вертикальном положении, компенсируя не­достаточную длину рук, если опирается на что-то плос­кое, лежащее у него на бедрах.

Опираясь на развивающий центр (упражнение 3), ре­бенок укрепляет мышцы предплечий. Это особенно важ­но для тех детей, которые отказывались опираться на ла­дони, лежа на животе. Когда ребенок опирается на иг­рушку и играет с ней, его туловище двигается вверх и вниз. Когда туловище округлится, посмотрите, выпря­мит ли он его на несколько секунд, оттолкнувшись рука­ми. Если он наклоняется вперед и остается в таком положении дольше 10 секунд, переставьте его руки так, чтобы он смог опи­раться и в то же время держать туловище прямо. Потренировавшись, ма­лыш научится держать среднюю часть туловища выпрямленной, опира­ясь на развивающий центр и играя с ним.

Если малыш любит сидеть, побуждайте его браться за ваши пальцы и таким образом удерживаться в этом положении (упражнение 4, рис. 3.6). Расположитесь «глаза в глаза". Например, он сидит на кухонном столе, а вы — на стуле. Однако если малыш сопротивляется попыткам усадить его и выгибается назад, так располагаться не рекомендуется.

Если ребенок любит сидя тянуться к игрушкам и играть с ними, а не опираться руками о поверхность, вы можете сами поддерживать его, а перед ним помещать спортивный комплекс (упражнение 6). Нужно так располагать игрушки, чтобы малыш мог дотягиваться до них, сидя пря­мо. Если игрушки будут далеко, ему придется наклонять туловище впе­ред, чтобы дотянуться до них.

Когда малыш научится выпрямлять среднюю часть туловища, ему нужно будет укреплять мышцы, чтобы оставаться в этом положении в те­чение некоторого времени. Для этого сажайте его на высокий стульчик либо на пол спиной к кушетке или к другим предметам мебели с прочной мягкой обивкой до самого пола (упражнения 5, 7). Если у него за спиной такая опора, ему легче выпрямить туловище и удержать его в вертикаль­ном положении. Через некоторое время, тренируясь, он научится сидеть с прямой спиной в течение 10—15 минут. Когда он сможет, сидя, всегда держать спину прямо, степень поддержки можно уменьшить.

Умение сидеть с поддержкой в области нижней части туловища

После того как ваш малыш научится хорошо сидеть с поддержкой в об­ласти талии, поддерживайте его с боков в районе бедер или иначе: одной рукой держа его ниже пупка, а другой — поперек задней стенки таза. С та­кой поддержкой ребенок научится сидеть, полностью выпрямив спину.

Когда вы поддерживаете ребенка в области нижней части туловища, задняя стенка его таза должна вместе со спиной образовывать вертикаль­ную плоскость и не выпячиваться назад. В противном случае туловище малыша будет округляться, и он не сможет сидеть прямо. Соответствую­щие указания на этот счет даются в упражнениях 8—9.

Ваш малыш уже знает, как играть сидя, и, имея определенную поддерж­ку, удерживает свое туловище в вертикальном положении. Теперь ребен­ка нужно научить тому, как при потере равновесия, при наклонах в сторону или назад возвращаться в исходное положение. Важно научить его действовать самостоятельно.

Степень вашей поддержки будет зависеть от того, насколько сильно малыш отклоняется и насколько быстро падает. Если он наклоняется медленно и не очень далеко, надо крепко взять его за бедра и посмотреть, вернется ли он в устойчивое положение. Если же малыш падает быстро, вам надо поймать его и удержать в том положении, в котором он оказал­ся, проверяя, сможет ли он сам вернуться из этого положения в исход­ное. В упражнениях 7—9 объясняется, как именно поддерживать ребенка, чтобы он вернулся в устойчивое положение. Когда он научится восста­навливать равновесие, ему потребуется меньшая помощь.

Ребенок часто теряет равновесие, сидя на твердой поверхности и иг­рая с игрушками. Этим следует воспользоваться для отработки движе­ний, восстанавливающих равновесие. Поскольку у вашего малыша ко­роткие ручки, остановить ими падение трудно. Для надежного сохране­ния равновесия ребенку нужно научиться пользоваться туловищем.

Научившись сидеть с поддержкой, ребенок постепенно начнет сидеть и в условиях, когда степень поддержки уменьшается, а иногда недолго будет сидеть и без поддержки. Он не упадет и после того, как вы уберете диван­ную подушку из-за его ягодиц, может также опереться руками о свои бе­дра и сидеть, пока вы его развлекаете. Вам нужно внимательно наблю­дать за малышом, чтобы заметить признаки его готовности сидеть без поддержки.

Постепенно увеличивайте проме­жуток времени, в течение которого ма­лыш сидит самостоятельно. Чем он бу­дет больше, тем ребенок станет уверен­нее в своей способности сидеть. Чтобы научить его сидеть дольше, распола­гайтесь напротив малыша на уровне его глаз и занимайте его. Если вы нахо­дитесь выше, ребенку приходится смо­треть вверх, и он теряет равновесие. Можно петь песенки, сопровождаемые движениями рук, играть в ладушки, в «Ку-ку», разговаривать с малышом. Старайтесь так организовать игру, что­бы она была спокойной, тихой и не требовала резких движений и отклоне­ний тела малыша из устойчивого положения. Когда он уже будет сидеть уверенно и ему это станет удобно, он сможет играть с игрушками, держать кольца или легкие погремушки (рис. 3.7).

Малыш должен сам понять, что нужно делать с собственным телом, чтобы сидеть без посторонней помощи. Сидя самостоятельно, он опре­делит, насколько можно поднять туловище, чтобы не упасть назад, и как можно играть со своими ручками, чтобы не опрокинуться. Он узнает, что, немного наклонив туловище вперед, не упадешь назад. Обеспечить малышу безопасность во время самостоятельных занятий помогут поло­женные вокруг него подушки.

Неожиданно вы увидите, что ребенок остается сидеть, когда бы вы его ни посадили. Надзор за ним все равно необходим, пока он не научит­ся хорошо восстанавливать равновесие при наклонах в любую сторону, особенно назад. Научиться восстанавливать равновесие при наклоне на­зад труднее всем детям.

Советы по организации и проведению занятий

Положение сидя с поддержкой следует использовать, пока малыш играет. Позже он привыкнет сидеть и научится не падать. Он поймет, как хороша эта позиция для игры, и это будет побуждать его сидеть.

Когда ваш ребенок сидит, снимайте с него рубашечку, чтобы следить за его спиной. Глядя на его туловище со стороны, вы увидите, какая часть его выпрямлена, а какая закруглена.

Легче учиться сидеть прямо на твердой поверхности. Так малыш скорее чувствует потерю равновесия и старается вернуть свое тело в устойчивое положение. Используйте в качестве такой поверхности пол, стол или вы­сокий стульчик. Сидя на мягкой поверхности, на кровати или диванной подушке, ребенок легко отклоняется и падает, так как поверхность под­дается, когда он переносит вес своего тела в сторону от средней линии. При потере равновесия мягкая поверхность не позволяет ребенку вер­нуться в устойчивое положение.

Шаги в освоении навыка надо делать с той скоростью, которую задает ребенок. Новую, более сложную задачу ставьте перед ним, когда увидите, что он готов к следующему шагу. Ребенку потребуется время, чтобы научиться сидеть должным образом. Прежде чем переходить к следующему шагу, вам нужно как следует отработать предыдущий. Только так вы поможете ребенку избежать приобретения плохих привычек, а именно: наклонять корпус вперед, держать ноги широко разведенными и вы­прямленными в коленных суставах.

Пользуйтесь игрушками, которые соответствуют уровню освоения на­выка, в данном случае — умения сидеть. Когда малыш опирается своими ручками или держится за что-то, выбирайте такие игрушки или развлече­ния, за которыми ему в это время можно наблюдать, но не обязательно держать их в руке. Если малыш тянется к игрушкам, подвешивайте их с помощью соответствующего приспособления так, чтобы он мог только дотрагиваться до них или смотреть на них. Наблюдать за игрушками ре­бенку удобно, когда они находятся на уровне его глаз или ниже.

Когда ребенок учится держать туловище в вертикальном положении и сохранять равновесие, его руки должны быть заняты простыми и спо­койными действиями. Например, хорошо, если он опирается на развива­ющий центр и играет с ним, потому что тот удерживает малыша в устой­чивом положении и приковывает к себе его внимание. Если ребенок иг­рает с погремушкой и, тряся ее, взмахивает рукой, ему труднее удержать туловище в выпрямленном положении и сохранить равновесие.

Темперамент

Темперамент влияет на желание ребенка сидеть. Если ваш малыш «созер­цатель», он охотно будет сидеть столько, сколько выдержит физически. Имея мотивацию, он научится сохранять в этом положении равновесие. Малыш будет с удовольствием играть сидя.

Если же ваш ребенок «деятель», ему не понравится долго сидеть. Он предпочтет сменить это положение на другое. Чтобы такой ребенок оста­вался сидеть как можно дольше, ему необходим очень сильный стимул. Саманта, к примеру, — «деятель», и поначалу ей было неинтересно си­деть. Она не знала, что можно при этом делать. Саманта предпочитала вертеться, перемещаться по кругу, лежала животе и перебирая руками, или двигаться как-то иначе. Не желая сидеть, она начинала выгибать спину или рывком передвигать свои ягодицы вперед, чтобы выйти из по­ложения сидя. Позже, когда у нее появился стимул использовать эту по­зу, она сама начала работать над умением сохранять равновесие.

Упражнение 2. Сидит с поддержкой, держась за нижнюю планку игрушечного спортивного комплекса

1. Сядьте на пол, скрестив ноги, перед ребенком.

2. Поместите малыша в положение сидя с поддержкой на полу у своих ног боком к себе.

3. Поставьте перед ребенком игрушечный спортивный комплекс с перекладиной и помогите ему ухватиться за нее. Пока он держится за пе­рекладину, крутите перед ним игрушки, чтобы занять его.

4. Положите свои руки горизонтально на спинку и на животик ребен­ка так, чтобы нижний их край находился на его талии. Побудите малыша взяться за планку и посидеть, удерживая голову и корпус в вертикальном положении столько, сколько он выдержит.

Упражнение 3. Сидит с поддержкой, опираясь на развивающий центр

1. Встаньте на колени и опуститесь на пятки. Посадите ребенка перед собой на пол.

2. Положите ему на ноги развивающий центр. Чтобы развивающий центр оказался на уровне талии малыша, под передний край этого пред­мета подложите большую книгу.

3. Свои руки положите с двух сторон на туловище ребенка на высоте его талии и держите ими развивающий центр. Придвиньте развивающий центр к ребенку так, чтобы он уперся в него туловищем и выпрямился.

4. Руки малыша должны опираться на развивающий центр так, чтобы расстояние между ними соответствовало ширине его плеч. Занимайте его, играя с разными элементами развивающего центра.

5. Побуждайте ребенка, сидя прямо, опираться на развивающий центр и играть столько, сколько малыш выдержит.

6. Когда он освоит эту позу, развивающий центр можно опустить, по­ложив его ребенку на колени. Под передний край развивающего центра подложите книгу меньшей толщины. Положите свои руки с двух сторон на туловище ребенка на уровне бедер и подвиньте развивающий центр от себя и вниз. Пробудите ребенка опереться на него, поиграть и посидеть, выпрямив туловище.

Упражнение 4. Сидит с поддержкой, ухватившись руками за пальцы взрослого

1. Посадите ребенка на твердую поверхность (на журнальный столик или кухонный стол). Сами расположитесь перед ним на уровне глаз.

2. Побудите ребенка взяться за большие пальцы ваших рук и, если надо, помогите ему ухватиться за них.

3. Помогите ему вытянуть руки перед грудью на уровне сосков.

4. Развлеките малыша, поговорив с ним или спев песенку. Можно поиграть в ладушки, похлопать в ладоши, подвигать его ручками в такт песенке.

5. Побуждайте его сидеть прямо и держаться за ваши руки, чтобы ос­таваться в сидячем положении.

6. Если его попка скользит по столу, подложите под нее нескользя­щий материал.

Упражнение 5. Сидит с поддержкой на высоком стульчике

1. Положите на сидение высокого стульчика нескользящий материал.

2. Посадите малыша на стульчик так, чтобы задняя стенка его таза упиралась в спинку стула. Застегните и затяните ремешки на бедрах.

3. Распрямите туловище ребенка и обложите его со всех сторон свер­нутым полотенцем, чтобы заполнить пространство между ним и спинкой с подлокотниками.

4. Установите столик вплотную к его груди. Если между столиком и корпусом малыша есть зазор, заполните его маленьким свернутым поло­тенцем.

5. Положите на столик игрушки и поиграйте с ребенком.

6. Побудите его использовать сидячее положение для игры столько времени, сколько он выдержит.

Упражнение 6. Сидит с поддержкой и тянется к игрушкам, подвешенным с помощью специальной рамы

1. Сядьте на пол, скрестив ноги.

2. Посадите ребенка перед собой боком.

3. Перед ребенком установите раму для подвешивания игрушек, убедившись, что она расположена достаточно близко для того, чтобы ма­лыш мог дотянуться до игрушек, сохраняя туловище в вертикальном по­ложении.

4. Положите свои руки горизонтально на спинку и на животик ребен­ка так, чтобы нижний их край находился на его талии.

5. Побудите ребенка выпрямить туловище, потянуться руками к иг­рушке и поиграть с ней.

6. Когда малыш хорошо освоит эту позу, опустите свои руки ниже — на уровень его бедер.

Упражнение 7. Сидит с поддержкой, прислонившись спиной к софе

1. Посадите ребенка на пол спиной к софе. Помогите ему присло­ниться к софе так, чтобы задняя стенка его таза и туловище приняли вер­тикальное положение.

2. Сядьте перед ним на пол, скрестив ноги.

3. Положите развивающий центр малышу поперек колен, подложив под его передний край книгу, чтобы развивающий центр лежал горизон­тально. Придержите его с боков, легонько подтолкните к животу ребенка и немного опустите вниз. Это поможет стабилизировать бедра малыша так, что при наклоне в сторону он начнет работать над сохранением равновесия.

4. Побудите малыша посидеть, выпрямив туловище и прислонив­шись к вертикальной поверхности софы, опереться на развивающий центр и поиграть с ним. Помогите ему сохранить это положение в тече­ние стольких минут, сколько он выдержит.

5. Если ребенок медленно клонится вбок, крепко поддержите проти­воположное бедро и посмотрите, вернется ли он обратно в устойчивое положение. Если он наклоняется в сторону быстро, подхватите его за плечо кончиками пальцев одной руки, а другой рукой обеспечьте ему прочную поддержку в области противоположного бедра и посмотрите, вернется ли он в исходное положение.

Упражнение 8. Сидит с поддержкой за бедра

1. Сядьте на пол, вытянув ноги вперед.

2. Посадите ребенка между своих ног лицом от себя.

3. Разместите перед ним раму для подвешивания игрушек или высо­кую игрушку.

4. Вытяните свои руки так, чтобы они располагались горизонтально, положите их ему на бедра и крепко держите.

5. Побудите его сидеть прямо и играть с игрушками.

6. Если малыш медленно клонится назад или вбок, посмотрите, вер­нется ли он в устойчивое положение.

7. Если он быстро наклоняется назад, подхватите его ладонью одной руки, а вторую руку положите ему на живот ниже пупка и посмотрите, вернется ли он в устойчивое положение. Если он быстро наклоняется в сторону, кончиками пальцев одной руки поймайте его за плечо, а второй рукой крепко подоприте противоположное бедро и посмотрите, вернет­ся ли он в устойчивое положение.

8. Это упражнение можно выполнять и в том случае, если ребенок си­дит перед вами боком. Вытяните руки горизонтально, одной рукой под­держивайте его за живот ниже пупка, а другой — за заднюю стенку таза.

Упражнение 9. Сидит с поддержкой, опираясь на диванную подушку(рис. 3.8)

1. Посадите ребенка на пол. Положите позади задней стенки его таза диванную подушку так, чтобы другой стороной она упиралась в стену или какой-нибудь предмет мебели и не скользила.

2. Сами расположитесь перед малышом или сбоку от него.

3. Следите за тем, чтобы задняя стенка его таза находилась в верти­кальном положении и крепко упиралась в подушку.

4. Положите на ножки ребенка игру типа развивающего центра или поставьте между его ног высокую игрушку и побудите его поиграть с ней.

5. Посмотрите, останется ли малыш в этом по­ложении, если вы не будете держать его. Если нет, положите свои руки горизонтально на его бедра. Периодически убирайте руки и проверяйте, усидит ли он какое-то время без поддержки.

6. Если ребенок медленно наклоняется назад, положите свою руку ему на живот ниже пупка и посмотрите, вернется ли он в прежнее положение. Если он быстро наклоняется назад, поймайте его ладонью одной руки, а другую руку положите ему на живот ниже пупка и посмотрите, вернется ли он в прежнее положение.

7. Если он медленно клонится в сторону, подо­прите своей рукой его противоположное бедро и посмотрите, вернется ли он в прежнее положение. Если он быстро наклоняется в сторону, кончиками пальцев одной руки подхватите его за плечо, а другой рукой крепко подоприте противопо­ложное бедро и посмотрите, вернется ли он в прежнее положение.

8. Когда малыш научится удерживаться в этом положении хорошо, дайте ему погремушку и проверьте, сумеет ли он играть с ней, сохраняя равновесие.

Упражнение 10. Сидит, опираясь руками на верхнюю часть ног(рис. 3.9)

1. Сядьте на пол, скрестив ноги.

2. Посадите ребенка на пол лицом к себе так, чтобы его ножки были согнуты в коленях.

3. Помогите ему опереться руками на верхнюю часть своих ног и посмотрите, сможет ли он удер­жаться в этом положении.

4. Займите его игрушками, играя с ними на уровне его глаз или лягте на живот на пол так, что­бы ваше лицо оказалось на уровне его глаз. Если вы заставите его смотреть выше того уровня, на ко­тором находятся ваши глаза, он потеряет равнове­сие и упадет назад.

5. Побудите ребенка удержаться в этом по­ложении столько, сколько он сможет. Начните с 10 секунд и практикуйтесь, стремясь увеличить это время до 2—3 минут.

6. Если он наклоняется назад или вбок, дейст­вуйте так, как указано в пунктах 6—7 предыдущего упражнения.

 

7. Когда малыш остается в вышеописанном положении 2—3 минуты, посмотрите, сможет ли он отпустить одну руку, чтобы взять в нее легкую игрушку или шарик.

8. Со временем он научится сидеть 5 минут и дольше, и для этого ему не нужно будет опираться руками на ноги.

Переход из положения лежа на спине в положение сидя

Итак, ваш малыш научился подтягиваться, чтобы переходить из положения лежа на спине в положение сидя, пользуясь при этом обеими рука­ми. Следующая задача — перейти из положения лежа на спине в положение сидя, подтягиваясь с помощью одной руки и опираясь на другую, для чего сначала нужно лечь на бок. Осваивая этот новый способ, ребенок научится садиться путем поворота на бок. Это подготовит его к самосто­ятельному использованию правильного способа.

Если он этим способом не овладеет, он может привыкнуть пользо­ваться собственным способом: в положении лежа на животе широко рас­ставлять ноги и садиться на шпагат. Делая это, ребенок будет выпрямлять и жестко фиксировать ноги в коленных суставах. Детишки с синдромом Дауна в состоянии проделать такую комбинацию, потому что им при­сущи пониженный мышечный тонус и чрезмерная подвижность суста­вов, в данном случае — тазобедренных. Если этот способ садиться станет у ребенка единственным, он будет и в положении стоя, и при ходьбе широко расставлять ноги и фиксировать их в коленных суставах. Он не научится при смене поз переносить вес тела с одной стороны на другую, поворачивать туловище и пользоваться руками.

Уметь правильно садиться критически важно для освоения таких по­следующих умений, как: выходить из положения сидя, становиться на колени и переходить из этого положения в другое, подтягиваться и вста­вать, сохранять равновесие в положении стоя и ходить.

Когда малыш научится подтягиваться и садиться, пользуясь обеими руками, это означает, что он готов осваивать умение подтягиваться и вставать путем поворота на бок. Сначала вы будете сами поворачивать его со спинки на бок, а затем поднимать, чтобы он сел. Ему нужно научиться садиться, проходя через промежуточное положение. С этим он раньше не сталкивался. Пока он не освоится с такой последовательностью движений, ему, возможно, потребуется дополнительная помощь. Лежа на спине, малыш одной рукой хватается за ваш большой палец, а вы поворачиваете его на бок и приподнимаете так, чтобы он мог опереться на ту руку, которая окажется внизу. Из этого положения надо помочь ему подтянуться и сесть прямо (рис. 3.10, 3.11 и 3.12). Поначалу нужно переводить его из одного положения в другое быстро, чтобы он понял, какие движения следует совершать руками и туловищем, чтобы сесть. Когда он уже будет знать, что делать, переводите его из одного положения в другое медленнее, и тогда ему придется контролировать движения рук и туловища само­стоятельнее. Если заниматься с ребенком так, как описано выше, он научится поворачиваться на бок, держась за ваш большой палец и подтягива­ясь, опираться на одну руку и отталкиваться ею, чтобы приподняться, пользоваться мышцами жи­вота для подъема туловища, а также подтягиваться вверх и поворачиваться в сторону чтобы сесть и принять устойчивое положение.

На этой стадии малыш еще не садится самостоятельно. Он учится последовательности движений, повороту на бок из положения лежа на спине, чтобы после этого сесть. В этот период важно научить его правильному способу садиться из положения лежа, прежде чем он додумается до возможности садиться неправильно — через шпагат. На следующей стадии он научится садиться самостоятельно. Возможно, тогда он не станет делать это из положения лежа на спине. Большин­ство детей с синдромом Дауна учатся садиться из положения стоя на четвереньках, а некоторые — из положения лежа на животе. Каждый ребенок садится так, как ему нравится. Пока ваш малыш учится садиться с помощью промежуточного положения (лежа на боку), не имеет значения, какой способ он выберет.

Советы по организации и проведению занятий

Для того чтобы побудить ребенка сесть, можно расположить игрушки рядом с ним.Если у малыша возникает естественное желание сесть, то игрушки вам не понадобятся. Если ребенку нужна мотивация, а ваши руки заняты тем, что поддерживают его, попробуйте положить игрушку сбоку от него и тем самым побудить его повернуться на бок. Когда он сделает это, пе­реместите игрушку туда, где он сможет играть с ней в положении сидя. Когда он сядет, дайте ему поиграть с ней.

Пользуйтесь моментами, когда ребенок сам хочет сесть.Возможно, он охотно сделает это во время вашей первой или второй попытки усадить его, но не захочет повторять это как упражнение снова и снова.

Поворачивайте малыша то в одну, то в другую сторону, чтобы понять, в какую сторону ему поворачиваться легче.Если одна рука у него слабее дру­гой, он лучше будет поворачиваться именно в эту сторону, чтобы более сильной рукой держаться за ваш палец и подтягиваться. Опираться ему лег­че на более слабую руку. Практикуйтесь так, как ему легче, до тех пор, пока он не научится выполнять это упражнение хорошо. Затем помогайте ему поворачиваться на другой бок. Тем временем слабая рука станет сильнее.

Темперамент

Если ваш малыш «деятель»,он любит движения, позволяющие сменить позу. Ему понравится подтягиваться, поворачиваться на бок и затем са­диться. Ему не будет страшно, и он выполнит всю последовательность действий, хотя ему может и не нравиться сидеть.

Если ваш малыш «созерцатель»,он поначалу может сопротивляться тому, что его побуждают совершить необходимую серию движений, Воз­можно, ему потребуется определенное время и практика, чтобы лучше познакомиться с ними. Ребенок может пугаться смены поз, но, когда ся­дет, будет счастлив.

Упражнение 11. Переход из положения лежа на спине в положение лежа на боку

1. Встаньте на колени и опуститесь на пятки.

2. Положите ребенка на спинку на пол лицом к себе.

3. Поверните его на бок через правое плечо следующим образом:

а. Вложите палец своей правой руки в левую ладошку ребенка. Потихоньку потяните его за ручку вверх и побудите крепко ухватиться за ваш палец. Если он не сможет удержать захват, положите свои пальцы сверху на его кисть и помогите ухватиться за ваш палец.

б. Свою левую руку положите поперек его бедер, чтобы зафиксировать ягодицы и предотвратить сползание вниз.

в. Потяните его за левую ручку вверх и влево от себя и поверните его на правый бок так, чтобы он мог опереться на правый локоть или ладонь (сначала можно опираться на локоть, а позже — на ладонь).

г. Потяните его вверх и вправо от себя за его левую руку, чтобы перевести в положение сидя.

д. Если ему слишком трудно сесть из полностью горизонтального положения, приподнимите немного верхнюю часть его тела, подложив под нее подушку, чтобы он попытался повернуться и сесть из наклонного положения.

4. Поверните его на бок через левое плечо следующим образом:

а. Вложите палец своей левой руки в правую ладошку ребенка. По­тихоньку потяните его за ручку вверх и побудите крепко ухва­титься за ваш палец.

б. Свою правую руку положите поперек его бедер, чтобы зафиксировать ягодицы и предотвратить сползание вниз.

в. Потяните малыша за правую ручку вверх и вправо от себя и поверните его на левый бок так, чтобы он мог опереться на левый локоть или руку.

г. Потяните его вверх и влево от себя за его правую руку, чтобы перевести в положение сидя.

д. Если ему слишком трудно выполнять это упражнение, подложите под верхнюю часть его тела подушку и попробуйте снова.

Выход из положения сидя






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.