Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раздел 1. Сохраняет равновесие в положении стоя

На данной стадии малыш учится стоять и сохранять равновесие, ни за что не держась. Цель ваших занятий — научить его стоять без поддержки 5—10 минут. Пока ребенок еще не готов стоять без поддержки, он учится сохранять равновесие, главным образом, стоя и одной рукой держась за предмет мебели. Это положение помогает ему правильно пользоваться мышцами живота и укрепляет мышцы ног. Ребенок стремится сохранить равновесие с помощью движений стоп, меньше полагаясь на свои руки. Чем больше времени он проводит за игрой в положении стоя, тем лучше усваивает вертикальное положение и реже «ложится» на поверхности которая служит ему опорой. Когда он будет готов стоять без поддержки он сам отпустит руку.

Шаги, из которых состоит процесс освоения умения стоять

Ребенок учится стоять:

1. опираясь спиной о стену или предмет мебели;

2. опираясь руками о горизонтальную поверхность; 3. упираясь руками в вертикальную поверхность;

3. одной рукой пытаясь взять игрушку, другой — опираясь о поверхность;

4. без поддержки.

Когда он делает шаги 2—3, чтобы обеспечить себе поддержку, он пользуется обеими руками, а позже будет оттираться одной рукой.

Умение стоять, опираясь спиной о стену или предмет мебели

Когда вы ставите ребенка спиной к стене или дивану, вы тем самым побуждаете его стоять вертикально, не держась ни за что руками. Оставляйте его в таком положении столько, сколько он выдержит — сначала недолго, том примерно до 10 секунд. Экспериментируйте с разными поверхностями. Для начала лучше всего подойдет стена, поскольку она поддержим все тело от головы до пят. При этом, однако, важно следить, чтобы мая не стукнулся головой о стену. Если все же имеется такая вероятность, поставьте его спиной к боковой стенке софы. Она также послужит опорой всему телу, но только опираться на нее ребенку будет мягче. Когда малыш освоится с этой позой, предложите ему в качестве опоры переднюю сторону софы или ящик для игрушек. Эти поверхности поддерживают только часть тела ребенка — от середины туловища до пят.



Умение стоять с опорой на руки, положенные на горизонтальную поверхность

Научившись стоять, держась за выступающий край горизонтальной поверхности, малыш эффективнее пользуется ногами и туловищем, чтобы удержаться в этом положении. Для сохранения равновесия ему уже не нужно держаться за край. Он сможет стоять, просто опираясь ладонями о горизон­тальную поверхность. Если ладонями он обопрется о поверхность, его пред­плечья будут находиться в горизонталь­ном положении, и, чтобы сохранить равновесие, он прислонится к этой по­верхности туловищем (рис. 5.1).

Умение стоять, упираясь руками в вертикальную поверхность

Когда ребенок стоит, упираясь ладоня­ми в вертикальную поверхность, он пользуется мышцами живота и стоп для сохранения равновесия. Опираться он будет только ладонями, которые при наклоне туловища в сторону или назад обеспечат ему лишь ограниченную поддержку (рис. 5.2).

Умение стоять, одной рукой пытаясь взять игрушку, а другой опираясь на поверхность

Когда малыш стоит, у него есть стимул од­ной рукой потянуться за игрушкой. При этом он может по-прежнему опираться дру­гой рукой о поверхность. Ребенок захочет поиграть с игрушкой и, когда будет доста­точно подготовлен, станет спонтанно отпу­скать одну руку, чтобы поиграть. Угроза по­терять равновесие тем больше, чем дальше вы поместите игрушку.

Ребенку легче всего тя­нуться за легкой игруш­кой, лежащей на поверх­ности прямо перед ним. Ему нетрудно сохранять равновесие, если он играет спокойно, а игрушка легкая. Но если он попытается поднять игрушку, которая тяже­ла для него, или будет очень сильно трясти игрушку, он, скорее всего, потеряет равновесие.

Когда игрушка лежит сбоку от туловища ребенка, ему приходится труднее, так как нужно повернуться, чтобы увидеть ее и соответствующим образом направить руку. В этом положении необходимо принять новые меры по сохранению равновесия, так как он отпускает одну руку, чтобы взять игрушку. Это упражнение для сохранения равновесия, которое потребуется ребенку для перемеще­ния по комнате вдоль предметов мебели. Если два таких предмета поставить рядом, то в тот момент, когда малыш дойдет до конца одного предмета и потянется к другому, он должен удержать равновесие в положении стоя (рис. 5.3).

Самая трудная для ребенка задача — достать предмет, находящийся позади него. Он должен повернуть свое туловище на довольно большой угол, и это заставит его совсем отпустить руку, чтобы достать игрушку. Данное упражнение подготовит малыша к передвижению между двумя параллель­ными поверхностями, например, между софой и журнальным столиком.

Умение стоять без поддержки

Все описанные выше позы помогут вашему ребенку выработать правильную осанку, укрепить мышцы и овладеть умением сохра­нять равновесие, что позволит ему стоять без поддержки. Сначала малыш, по всей ве­роятности, отпустит руки спонтанно всего на 1—2 секунды, чтобы поиграть с игрушкой. Как только он осознает, что стоит, не дер­жась, он схватится за что-нибудь или сядет на пол. Если вы будете хвалить его и хлопать в ладоши, он поймет, что вам нравится это. Возможно, ваша реакция послужит для него стимулом постоять, не держась, подольше.

Когда ваш малыш легко стоит, опираясь только одной рукой, это значит, что он готов учиться стоять без поддержки. Помогите ему встать и стоять, держась только одной рукой за большой палец вашей руки, забавляйте его все время, пока вы чувствуете, что он удерживает равновесие. Затем быстро вытащите из его руки свой палец и посмотрите, останется ли он стоять, пока вы его развлекаете. Малыш либо потянется к вам опять, либо нет. Продолжайте практиковаться, пока он не научитсястоять сам (рис. 5.4).

Тренировки позволят ребенку увеличить время, в течение которого он может стоять без поддержки, до 10 секунд и более. Если ребенку понравится стоять, не держась, он простоит и дольше. Но если ему станет скучно, то вряд ли. Цель можно считать достигнутой, когда малыш стоит без поддержки в течение 5—10 секунд.

Советы по организации и проведению занятий

Следите за тем, чтобы во время отработки каждой позы ребенок стоял правильно. При правильном положении его стопы находятся под бедрами, носки направлены вперед, туловище выпрямлено, и ему не служит опорой рой предмет мебели, у которого он стоит. Руками ребенок при этом держится за край или опирается о поверхность.

Если ноги и стопы — в правильном положении, то ребенок научится выполнять движения, необходимые для удержания равновесия. Когда его бедра отклонятся назад, то есть окажутся позади стоп, тогда пальцы ног поднимутся и оторвутся от пола; если малыш отклонит бедра в сторону, то внутренний край соответствующей стопы приподнимется; если же он наклонит бедра вперед, поднимутся и оторвутся от пола пятки. Эти движения стоп называются реакциями равновесия стоп. Они помогают малышу сохранять равновесие.

Реакции равновесия стоп будут возникать чаще, когда перед ребенком встанут более трудные задачи. Например, если малыш держится за край поверхности руками, то он сохраняет равновесие, и у него нет нужды пускать в ход стопы. Но если он стоит, упираясь ладонями в стенку холодильника, а ему надо взять магнитик, находящийся сзади, то для сохранения равновесия ему придется воспользоваться стопами.

Для использования реакций равновесия стоп малыш должен быть босым и держать стопы в правильном положении. Ботиночки препятствуют гибкости и в большей или меньшей степени удерживают его стопы в одном и том же положении. Если расстояние между стопами ребенка больше ширины бедер, а сами они вывернуты наружу, то, вместо того чтобы учиться балансировать так, как нужно, малыш будет стремиться сохранить равновесие с помощью именно этой позы. В этой позе какое либо движение его стоп будет блокировано.

Высота стола или другой поверхности, о которую ребенок опирается должна быть между уровнем его сосков и уровнем, на 7,5 см ниже соска. Если высота меньше указанной, малыш, чтобы опереться ладонями, склонится над этой поверхностью. При оптимальной высоте он обопрется ладонями и встанет прямо. Так он сможет развить способность удерживать равновесие, чтобы стоять без поддержки.

Создавайте мотивацию в зависимости от того умения, которое ребенок отрабатывает. Если вы учите его стоять, опираясь обеими руками, ис­пользуйте игрушки или предметы, на которые малышу интересно смотреть. Например, он может смотреть на музыкальную шкатулку и слушать мелодию, которую она играет, смотреть телевизор, слушать аудиозапись или ваши песенки.

Когда он научится стоять, опираясь на поверхность одной рукой, по­буждайте его другой рукой играть с легкой игрушкой. Это могут быть ин­тересные погремушки, кольца, кубики, игрушки, которые приводятся в движение нажатием кнопки; ребенок может играть на ксилофоне, пус­кать мыльные пузыри, переворачивать страницы книжки, показывать на картинки в книге.

Когда он стоит, упираясь ладонями в стену или в стенку холодильника, используйте формы разных цветов или магниты.

Когда он стоит, прислонившись к опоре спиной или не держась, лучше всего, если вы сядете на пол так, чтобы оказаться на уровне его глаз или ниже. Тогда ребенок сможет смотреть на вас, стараясь удержаться в этом положении. Если вы расположитесь выше, то он посмотрит на вас и потеряет равновесие. Забавляйте его разговором, пением его любимых песенок, сопровождая их жестами. Руки ребенка в таком положении сво­бодны, и он может хлопать в ладоши или играть, показывая, что каравай «вот такой вышины».

Ему понравится наблюдать за тем, как вы считаете, загибая пальцы. В этой ситуации у вас есть возможность проявить творческие способно­сти массовика-затейника, способного приковать внимание малыша к се­бе, чтобы он перестал думать о том, что делает. Ребенок будет стоять, весь поглощенный вашими штуками. Позже он поймет, что может стоять, и будет делать это тогда, когда захочет.

Давайте словесные подсказки. Каждый раз, когда вы упражняетесь в умении стоять, важно говорить ребенку: «Стой!» — чтобы он узнал, что значит стоять.

Когда малыш учится стоять и сохранять равновесие, придерживайтесь его темпа. Если заставлять его стоять, он быстро придумает, как от этого увильнуть. Старайтесь не заниматься подолгу и развлекайте его сами и с помощью игрушек. Дело в том, что это положение может пугать ребенка. Он выполнит трудное задание, если будет чувствовать, что это безопас­но, и иметь достаточно сильную мотивацию.

Темперамент

Если ваш малыш «созерцатель», он охотно будет стоять с поддержкой и играть. Ему вряд ли понравится трудная задача сохранить равновесие, так как он воспримет это как слишком рискованное дело. Сначала он будет бояться. Чтобы чувствовать себя спокойно и научиться сохранять равновесие, ему надо долго привыкать и упражняться. Когда же малыш почувствует себя вполне безопасно, он будет стоять и играть, автомати­чески удерживая равновесие.

Если ваш ребенок «деятель», ему не понравится спокойно стоять, так что вам нелегко будет создать мотивацию, для того чтобы он захотел сто­ять без поддержки. Он научится сохранять равновесие в положении стоя, опираясь одной рукой. Но даже когда ребенок будет готов стоять без под­держки, он, вероятно, попытается сделать шаг к вам или опустится на пол. Научиться сохранять равновесие в положении стоя он сможет поз­же, когда будет учиться шагать.

Упражнение 1. Стоит, опираясь спиной о стену или о предмет мебели

1. Поставьте ребенка спиной к стене или к спинке софы.

2. Расположите его ноги так, чтобы стопы находились под бедрами, а носки смотрели прямо вперед. Распрямите туловище ребенка и следите, чтобы он не сгибал его.

3. Сядьте на пол перед ребенком так, чтобы оказаться на уровне его глаз или немного ниже.

4. Развлекайте его и побуждайте оставаться в таком положении столько, сколько он выдержит. Вы можете петь песенки, стучать кубиками, хлопать в ладоши и играть с ним в «Ку-ку» или другие игры такого типа.

5. Когда малыш освоится с этим положением, попробуйте ставить его спиной к переднему краю софы, к стулу или к ящику для игрушек. Поскольку эти поверхности ниже, они меньше поддерживают ребенка.

Упражнение 2. Стоит, опираясь ладонями о горизонтальную поверхность

1. Поставьте ребенка у софы, стула, прямоугольного ящика для хранения продуктов с крышкой или у журнального столика и положите его ладони на поверхность этого предмета, которая должна находиться между уровнем его сосков и уровнем, на 7,5 см ниже сосков.

2. Расположите ноги ребенка так, чтобы стопы находились под бедрами, а носки смотрели прямо вперед. Распрямите его туловище и не давайте ему наклоняться над поверхностью и упираться на нее туловищем.

3. Позади ног малыша поставьте скамеечку и зафиксируйте ее. Скамеечка
обеспечит ребенку поддержку и позволит ему сесть.

4. Развлекайте малыша и побуждайте его удерживать равновесие, Если он наклонится в ту или иную сторону, посмотрите, сможет ли он сам вернуться в исходное положение. Если не сможет, помогите ему.

5. Когда ребенок будет готов сделать следующий шаг, побудите eго отпустить одну руку и поиграть ею с игрушкой. Для начала воспользуй­тесь легкой игрушкой и поместите ее на поверхность прямо перед ним.

6. Когда малыш научится удерживать равновесие, одной рукой опираясь на поверхность, а другую руку протягивая к игрушке, лежащей пе­ред ним, побуждайте его тянуться к игрушке, находящейся сбоку от него. Держите эту игрушку сбоку на уровне середины его туловища и побуждайте его поворачивать туловище, чтобы дотянуться до нее.

7. Когда малыш научится удерживать равновесие, одной рукой опираясь на поверхность, а другую руку протягивая к игрушке, лежащей пе­ред ним, побуждайте его тянуться к игрушке, находящейся сзади. Держи­те эту игрушку позади ребенка на уровне середины его туловища и побуждайте его поворачивать туловище и тянуться к игрушке.

Упражнение 3. Стоит, упираясь ладонями в вертикальную стенку

1. Поставьте ребенка так, чтобы он мог упереться ладонями в стенку холодильника, стену или кухонный шкаф.

2. Помогите ему принять такую позу, когда стопы находятся под бед­рами, носки смотрят вперед, а туловище выпрямлено. Не позволяйте ему наклонять туловище и «ложиться» на стенку.

3. Позади ног малыша поставьте скамеечку и зафиксируйте ее.

4. Развлекайте его и побуждайте удерживать равновесие в положении стоя. Если малыш наклонится в ту или иную сторону, посмотрите, смо­жет ли он вернуться в первоначальное среднее положение. Если нет, помогите ему.

5. Когда вы увидите, что ребенок уже может отпустить одну руку, по­будите его сделать это и поиграть освободившейся рукой. Для начала вы­зовите у него желание подержать магнит или картинку, находящуюся прямо перед ним. Потренировавшись, он научится удерживать равнове­сие в положении стоя с опорой на одну руку в течение минуты и дольше.

6. Когда ребенок научится сохранять равновесие, упираясь в стенку одной рукой, а другой рукой доставая находящуюся перед ним игрушку, побудите его потянуться к игрушке, которая находится сбоку от него. Подержите игрушку сбоку на уровне середины туловища малыша и побу­дите его повернуть туловище и потянуться к ней.

7. Когда ребенок научится сохранять равновесие, упираясь в стенку одной рукой, а другой рукой доставая находящуюся перед ним игрушку, побудите его тянуться назад. Подержите игрушку позади малыша на уровне середины его туловища и побудите его повернуть туловище и достать игрушку.

Упражнение 4. Стоит без поддержки

1. Посадите ребенка на скамеечку перед собой.

2. Сядьте на пол так, чтобы, когда малыш встанет, вы оказались на уровне его глаз или чуть-чуть ниже.

3. Скажите ему: «Встань!» — и побудите подтянуться, ухватившись за большие пальцы ваших рук.

4. Расположите ноги ребенка так, чтобы его стопы были под бедрами, а носки смотрели вперед.

5. Побудите его отпустить один ваш палец и стоять, держась только одной рукой. Если он не захочет отпустить руку, дайте ему в эту руку лег­кую игрушку.

6. Развлеките ребенка песенками или игрой с жестами.

7. Когда малыш ощутит устойчивость, быстро выньте свой большой палец, воспользовавшись для этого другими пальцами. Развлеките его и посмотрите, сможет ли он немного постоять без поддержки.

8. Если он испугается или начнет падать, поддержите одну его ручку.

9. Продолжайте упражняться, пока он не будет стоять без поддержки и не научится сохранять в этом положении равновесие. Цель этого упраж­нения — научить ребенка стоять самостоятельно в течение 10 секунд.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.