Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Перечень вопросов к экзамену (зачету)

1. Естествознание в системе форм общественного сознания.

2. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания».

3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты.

4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.

5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук.

6. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна).

7. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания ( масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей), единицы физических величин.

8. Движение и его виды. Относительность движения.

9. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира.

10. Пространство и время как основные свойства материи.

11. Термодинамические системы и их макроскопические характеристики.

12. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии).

13. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии.

14. Неравновесные системы и их характеристики.

15. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе.

16. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона).

17. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм.

18. Квантовая инженерия в наномире.

19. Современные представления о строении атома.

20. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии.

21. Элементы современной космологии (физическая вселенная).



22. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии).

23. Классификация химических веществ.

24. Растворы и их особенности.

25. Химическая идентификация.

26. Химические процессы.

27. Химия экстремальных состояний.

28. Роль современной химии в экономике.

29. Химические процессы и материалы.

30. Химия и нанотехнологии.

31. Роль химии в обеспечении экологии.

32. Химия и проблема устойчивого развития цивилизации.

33. Биология как наука и особенности биологического познания мира.

34. Фундаментальные и частные биологические теории.

35. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды.

36. Генетическая революция в биологии.

37. Синергетическая теория эволюции.

38. Этические проблемы современной биологии.

39. Феномен жизни и его исследование.

40. Отличительные особенности живой и неживой материи.

41. Структурные уровни организации живой материи.

42. Основные концепции происхождения жизни.

43. Современные трактовки эволюционной теории (концепции номогенеза, Геи-Земли, коэволюции природы и общества).

44. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм.

45. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека.

46. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза.

47. Культура как фактор регуляции агрессии человека.

48. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции.

49. Биотехнологии и их роль в современной экономике.

50. Роль научного знания на современном этапе развития общества.

51. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности.

52. Наука и СМИ.

53. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности.

54. Естествознание как основа современных технологий.

55. Проблема моделирования социокультурных явлений.

56. Основные направления развития современного естествознания.

 

 

3.3. Учебно-методические материалы по дисциплине

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная

1. Азимов А. Язык науки.- М., Амфора, 2002.

2. Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. М., Центрополиграф, 2002.

3. Бордовский Г.А. Физические основы естествознания.- М.: Дрофа, 2004. – 224 с.

4.Биофилософия. Философский анализ биологии. / Сб. отв.ред. А.Т.Шаталов,-М.,1997

5. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания.- М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 608 с.

6. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - 6-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Высшая школа, 2003. - 488 с.

7. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М.: Агар, 1996. -384 с.

8. Мясникович М.В., Лесникович А.И., Дедков СМ. Наука Беларуси на совре­менном этапе. Мн., 2006.

9. Пехов А.П. Биология с основами экологии. - Уч.для вузов.-М., Лань, 2006.

10. Пригожин И., Изабелла Стенгерс «Порядок из хаоса». Москва, Прогресс,1986.

11. Раков Э.Г. Вещества и люди? Заметки и очерки о химии. М.: Академкнига, 2003.-318 с.

(www.alchimik.ru)

12.Рыбалкина М. Нанотехнологии для всех. М., 2005. - 438 с. (www.nanonewsnet.ru)

13. Стражев В. И. К тайнам Вселенной: учеб.-метод. пособие / В.И. Стражев. -Минск: РИВШ, 2006. - 160 с. - (Серия «Концепция современного естество­знания»).

14. Толкачев Е. А., Дынич В. И. Современная концепция естествознания: общественное понимание: учеб.-метод, пособие / Е.А. Толкачев, В.И. Дынич. - Мн.: РИВШ, 2006. - 144 с. - (Серия «Концепция современного естествознания»).

15. Химия: учебное пособие / Под ред. проф. В. В. Денисова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003.-464 с.

(http://www.philosophv.ru/iphras/library/wbiofo.html).

 

Дополнительная

1. Труды по естествознанию (А.Эйнштейна, И.Канта, М. Ломоновова и др.) в сети интернет - http://rasnauka.narod.ru

2. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М.: - Мысль, 1974. - 237 с.

3. Быков В.В. Методы науки. - М.: Наука, 1983. - 227 с.

4. Пуанкаре Анри. О науке: /Пер. с франц. - М.: Наука, 1983. - 560 с.

5. Уайтхед А. Избранные работы по философии. Пер. с англ./ Сост. И.Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя. - М.: Прогресс, 1990. - 718 с. (Фи­лософская мысль Запада).

6. Найсер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психо­логии/ Пер. с англ. Вступ. ст. и общ. ред. Б.М. Величковского. - М.: Про­гресс, 1981.-230 с.

7. Славин А.В. Проблемы возникновения нового знания. - М.: Наука, 1976. -286 с. (АН СССР, Ин-т истории естествознан. и техн.).

8. Сухотин А. К. Парадоксы науки. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 240 с.

9. Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. - М.: Политиздат, 1990. - 464 с.

10. Заботин П.С. Преодоление заблуждения в научном познании. - М.: Мысль, 1979. - 191 с.

11. Поликарпов B.C. Наука и мистицизм в XX веке. - М.: Мысль, 1990. - 302 с.

12. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. - М: Молодая гвардия, 1987. -240 с.

13. Азимов А. Язык науки.- М., Амфора, 2002.

14. Пуанкаре Анри. О науке: /Пер. с франц. - М.: Наука, 1983. - 560 с.

15. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста - М.: Наука, 1988. - 237 с.

16. Мигдал А.Б. Поиски истины. - М.: Молодая гвардия, 1983. -239 с.

17. Мигдал А.Б. Как рождаются физические теории. - М: Педагогика 1954. – 126 с.

18. 19.Broks, P. Undestanding popular science / P.Broks - Open University Press, 2006. - 200 pp.

19. Burden J. Twenty first century science: developing a new science curriculum // Science in school. - 2007. - Issue 5. - P. 74-77.

20. De Jong O. Trends in western science curricula and science education research: a bird's eye view // J. Baltic Sci. Educ. - 2007. - Vol. 6. - No. 1. - P. 15 - 22.

21. Дынич В.И., Толкачев Е.А. Конвергенция естественнонаучного и гумани­тарного типов рациональности в образовательных технологиях // Перспекти­вы научного разума и методологический дискурс / Под общей ред. проф. Я.С. Яскевич. - Мн.: РИВШ БГУ, 2000.

22. Левицкий М.М. О химии серьезно и с улыбкой. М.: Академкнига, 2005. -287 с.

23. Колчинский Э.Л. Философия и методология биологии.- СПб.: Лань,1995. - 227 с.

24. Мамзин А.С. Биология в системе культуры: Уч.пособ. для вузов по биол., филос. и культурол. спец. - СПб.: Лань, 1998.-155 с.

25. Материалы в сети интернет по философии науки, философским проблемам биологии: http://biosophia.narod.ru/philosofia.html; http://ihtik.lib.ru

26. П.Т. де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

27. Хакен Г.Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М.­Ижевск, 2003.

28. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем.- Киев, София, 2003.

29. Карпинская Р.С., Огурцов А.Л., Лисеев И.К. Философия природы: коэволюционная стратегия.-М., 1995.

30. Крик Ф. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность.- М., Наука, 2002.

31. Современные философские проблемы естественных, технических и соци­ально-гуманитарных наук / Уч. для аспирантов и соискателей. Под ред. B.C. Степина - М., Гардарика, 2006.

32. Хазен A.M. Происхождение и эволюция жизни и разума с точки зре­ния синтеза информации. М., 1993.

33. Черепащук A.M., Чернин А.Д. Вселенная, жизнь, черные дыры- М., Век, 2003.

34. Шабалин Л.И. Система самоорганизации природы.- Новосибирск, 1998.

35. ЭйгенМ., Винклер Р. Игра жизни-М.: Наука, 1979.

36. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М.: Наука, 1984.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.