Лексико-грамматические игры и упражнения Л. Н. Смирнова
Логопедия в детском саду.Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 72 с.
Пособие адресовано логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Оно также будет полезно родителям и воспитателям для проведения занятий по заданию логопеда или дефектолога.
Данный материал может быть выборочно использован в средних группах детского сада для детей с задержкой психического развития.
В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы на год (30 недель).
© Смирнова Л. Н., 2004 ГЖ\1 5-86775-110-4 © «Мозаика-Синтез», 2004
Предисловие
Если ребенок в возрасте 4—5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьезный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферах.
Таким образом, речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития.
Младший дошкольный возраст — это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции. Поэтому главная задача специалиста — вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувственное познание.
Данное пособие является результатом многолетнего опыта работы и представляет собой систему игровых упражнений, предусматривающую успешную компенсацию психоречевой недостаточности у малышей.
Достижению подобного результата способствует:
• игровой характер речевых упражнений;
• коррекционно-развивающий характер речевого материала;
• •тесная связь речи и познавательных процессов;
• использование малых форм фольклора. Изложенный в пособии практический материал рассчитан
на работу в течение всего учебного года (30 недель). Блок упражнений на неделю составлен с учетом определенной темы. Занятия должны проводиться ежедневно в течение 15—25 минут и иметь исключительно игровую форму.
Работа ведется по следующим направлениям:
•лексико-грамматические игры и упражнения;
•развитие связной речи;
•сенсорное развитие;
• работа над звуковой стороной речи;
• физкультминутка-логоритмика.
Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер и ориентирован на успешную компенсацию психоречевых дефектов с учетом всего симптомокомплекса имеющейся недостаточности у малышей.
Автор не счел нужным превращать пособие в сборник конспектов, так как большинство специалистов имеют богатый опыт и могут творчески использовать предлагаемый материал при подготовке к занятиям.
Это пособие составлено с учетом рекомендаций методик С. А. Мироновой, Т. Б. Филичевой, Р. А. Беловой -Давид и др.
Тематический цикл «Игрушки»
(первая неделя)
Дети должны усвоить:обобщающее понятие игрушки; наименование, предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Мы с игрушками играем». Логопед раскладывает перед детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:
Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик.
Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучивая его наизусть.
• « Что делают игрушки ?» Составление сложных предложений с союзом а. Логопед берет по две игрушки и производит с ними различные действия, комментируя:
Кукла лежит, а ежик стоит.
Робот стоит, а мишка сидит.
Машина едет, а самолет летит.
Мячик скачет, а шарик висит.
Гномик прыгает, а кукла спит.
• «Назови картинки». Развитие вербальной памяти и зрительного внимания.
Логопед выставляет на доске 7—10 картинок с изображением игрушек, называет три из них и просит детей повторить названия (затем другую тройку).
• «Игрушки спрятались». Усвоение категории творительного падежа единственного числа.
Логопед раздает детям по одной игрушке и просит их поиграть с ними, а потом спрятать. Далее он спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.)
• «Игрушки-малютки». Формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
кукла — куколка,
матрешка — матрешечка,
мяч — мячик.
•Чтение с выражением стихотворения «Подружки». Беседа с детьми.
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
А. Кузнецова
Развитие связной речи
• Составление рассказа «Мишка» по серии картинок.
«Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине»1.
1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989.
Сенсорное развитие
• «Цепочка машин». Учить детей дифференцировать понятия «большой — маленький». Логопед подбирает пять машин различной величины и ставит их друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая.
• Выполнение инструкций логопеда.
— Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков.
— Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол.
— Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек.
— Работа над звуковой стороной речи
•«Договори слово»: кук.., бара.., матреш.., пирами.., авто.., неваляш...
• «Повтори чистоговорки»
Бик-бик-бик — кубик;
бан-бан-бан — барабан;
ла-ла-ла — юла;
лет-лет-лет — самолет;
на-на-на — машина;
ка~ка-ка — куколка;
Физкультминутка-логоритмика
• Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан».
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд,
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый
.
Тематический цикл «Игрушки»
(вторая неделя)
Дети должны усвоить:речевой материал первой недели; отличие игрушек от других предметов.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Выбери игрушку». Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.
Логопед выставляет на стол знакомые и незнакомые игрушки и спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он хочет играть. (Я хочу играть с неваляшкой. Я хочу играть с гармошкой.)
• «Дети играют». Формирование навыка фразовой речи; развитие внимания к словам, близким по звучанию.
Логопед раздает детям выбранные ими игрушки или картинки (см. упражнение «Выбери игрушку») и строит их парами так, чтобы получились рифмованные предложения.
У Руслана — домик, у Танюши — гномик.
У Иринки — флажок, у Никитки — петушок.
У Коли — матрешка, у Миши — гармошка.
У Вовы — мишка, у Гоши — мартышка.
У Кости — Петрушка, у Нади — лягушка.
У Кати — неваляшка, у Гриши — черепашка.
У Наташи — самолет, у Тамары — вертолет.
У Маши — пушка, у Паши — хлопушка.
Логопед произносит каждое предложение, дети повторяют за ним.
•«Один — много». Формирование категории родительного падежа множественного числа.
Логопед обращается к каждому ребенку: «У тебя гномик, а в магазине много... (гномиков)» и т. д.
• « Четвертый лишний». Учить детей отличать игрушки от других предметов и объяснять отличие.
Логопед выставляет на стол ряд предметов: мяч, кукла, юла, нож. Затем просит найти предмет, который не подходит ко всем остальным (это нож, потому что он — не игрушка, с ним не играют).
Развитие связной речи
•Чтение и пересказ рассказа Я.Тайц «Кубик на кубик».
Логопед читает рассказ и одновременно строит башню из кубиков. Затем, используя кубики, повторяет этот рассказ вместе с детьми.
«Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:
—Дай башню!
—Не дам!
—Дай хоть кубик!
—Один кубичек возьми!
Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик. И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!»
Логопед помогает детям понять, почему башня развалилась, какой кубик должен был взять Миша.
Сенсорное развитие
• «Где игрушка ?» У детей в руках по игрушке. Логопед показывает детям, где он держит игрушку, дети повторяют за ним движения и комментарии: «Спереди, сзади, сбоку, вверху, в низу, в левой руке, в правой руке, между коленями».
• «Назови матрешки». Используется пятиместная матрешка.
Логопед вместе с детьми ставит матрешек в ряд по росту и называет их: «Самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая». Затем логопед просит детей показать самую маленькую, большую, самую большую и т. д. матрешку.
|