Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Систематизация и анализ информации

Выявление проблемы и формулирование цели

Первый этап маркетингового исследования считается важнейшим, т. к. правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель маркетингового исследования являются залогом его успешного проведения.

ПРИМЕР 1. План маркетингового исследования рынка труда района N
Название Маркетинговое исследование рынка труда района N
Объект исследования
  • предприятия района N/ компании-конкуренты;
  • сотрудники предприятий N района и т. п.
Участники
  • менеджер по маркетингу и подбору персонала HR-службы;
  • специалист отдела маркетинга
Применяемая методика Методика факторного анализа
Методы сбора информации
  • интервью (телефонное/ очное);
  • анкетирование;
  • информация, собранная из СМИ
Факторы, по которым будет проводиться сбор и анализ информации Факторы, влияющие на предложение рабочей силы:
  • динамика численности трудоспособного населения;
  • структура трудоспособного населения по полу, возрасту;
  • миграция работников.
Факторы, определяющие спрос на рабочую силу:
  • число вакантных рабочих мест;
  • трудно заполняемые вакансии;
  • динамика потребностей в сотрудниках на новые рабочие места / организация новых рабочих мест;
  • динамика текучести кадров и т. п.
Мероприятия и сроки их проведения
  • 04.03.05 – направление официального запроса в центр занятости и центр статистики района N;
  • 05.03.05 – встреча с представителем ТПП района N;
  • 19.03.05 – участие в «Ярмарке вакансий»;
  • 23.03, 04.04, 21.04.05 – выездные встречи с соискателями и т. д.;
  • до 03.05.05 – систематизация и анализ полученных данных;
  • до 15.05.05 – подготовка итогового отчета о проведенном исследовании/ разработка рекомендации;
  • 20.05.05 – презентация полученных результатов руководству предприятия
Запланированный бюджет (план расходов) 10 000 руб.
Запланированныесроки Начало исследования: 03.03.05 Окончание исследования: 20.05.05

Планирование и организация сбора информации



Это самый длительный и сложный процесс в маркетинговом исследовании рынка труда. Для осуществления данного этапа необходимо:

  • выбрать источники сбора информации;
  • определить методы исследования и подготовить необходимые методики (например, анкеты);
  • разработать структуру или план исследования и выбрать способ связи с респондентами.

В качестве внешних источников информации могут выступить центры занятости населения, центры статистики и администрация района. Кроме того, сведения об интересующем рынке труда и конкурентах можно получить из журналов, газет, справочников района, интернет-сайтов предприятий. Данные отбираются за репрезентативный промежуток времени (два-три года), что позволит проследить динамику и установить закономерности, присущие анализируемому рынку, определить тенденции его развития.

Самый продуктивный способ получения информации – это опросы специалистов в области рынка труда и сотрудников, работающих в компаниях данного района. Но этот способ сбора данных требует личных встреч с респондентами, что далеко не всегда возможно.

Однако прежде чем приступить к сбору информации, необходимо разработать план исследования, которым в дальнейшем следует руководствоваться. Структура маркетингового исследования формируется исходя из ответов на следующие вопросы:

  • Что следует исследовать?
  • Какая информация должна собираться?
  • Кто будет собирать данные?
  • Какие методы сбора данных следует использовать?
  • Когда и где следует собирать информацию?
  • Сколько будет стоить исследование?
  • Насколько длительным будет период сбора данных?

Систематизация и анализ информации

Систематизация маркетинговой информации происходит, как правило, после завершения сбора данных из всех источников. Она направлена на облегчение последующего анализа полученных сведений.

Для анализа маркетинговой информации рынка труда можно использовать различные методики. В нашем примере использована методика факторного анализа, которая предусматривает ряд последовательных операций – выделяются факторы, по которым будет проводиться анализ, а затем собранная информация систематизируется в базы данных. Обобщенная информация по каждому фактору группируется в виде аналитических таблиц, графиков и пр. (см. График).

Факторы, влияющие на спрос и предложение рабочий силы, могут быть, к примеру, демографические:

  • динамика численности трудоспособного населения района;
  • динамика структуры трудоспособного населения по полу, возрасту, уровню образования;
  • миграция рабочей силы;
  • динамика численности официально зарегистрированных безработных;
  • динамика спроса на труд;
  • уровень квалификации рабочей силы.

Важным фактором при анализе рынка труда является оценка самых востребованных и наиболее дефицитных категорий специалистов, а также объем и структура существующих вакансий.

Кроме того, в качестве анализируемого фактора выступает уровень заработных плат и компенсаций по интересующим позициям, что позволит составить прогноз на будущий период. Необходимо рассмотреть динамику изменений уровня заработных плат по сравнению с предыдущими годами (см. Таблицу).

Таблица. Уровень заработных плат в районе N по исследуемым позициям (данные за 2005 г.)
Специальность/ профессия Уровень заработных плат (тыс. руб.)
2006 г. 2005 г.
Минимальный Средний Максимальный Средний
1 Руководительпроизводства 25 45 70 40
2 Технолог 16 24 30 20
3 Бухгалтер 10 12 17 10
4 Юрист 10 16 24 14
5 Квалифицированный рабочий 10 15 20 12

В связи с тем, что рынок труда – это особый рынок, где не только удовлетворяется потребность в рабочей силе, но и сам сотрудник подыскивает себе удовлетворяющее его рабочее место, то необходимо проанализировать мотивацию поведения на рынке рабочей силы и определяющие ее факторы.

Одним из основных направлений маркетинга рынка труда является исследование предприятий конкурентов. Оно заключается в получении информации, необходимой для дальнейшего обеспечения преимущества перед другими компаниями на рынке.

При анализе конкурентной среды рассматриваются такие факторы:

  • сфера деятельности предприятий-«соперников»;
  • штатная численность;
  • уровень оплаты труда и дополнительных льгот;
  • сильные и слабые стороны;
  • перспективные планы.

Конкурентами в «войне за персонал» в районе могут выступать не только организации аналогичной сферы деятельности, но и компании, привлекающие на работу офисных сотрудников, молодежь без опыта и т. п (см. Пример 2).

После систематизации полученных данных по анализируемым факторам нужно оценить, достаточно ли собранной информации, либо необходимо дополнительное исследование.

Отчет о результатах

Отчет о результатах исследования рынка труда, как правило, готовится в двух вариантах: подробном и сокращенном. Первый представляет собой документ технического характера, предназначенный для сотрудников службы персонала. Сокращенный отчет ориентирован на руководителей предприятия, он содержит изложение основных результатов, выводов и составленных рекомендаций (при этом он не отягощен информацией технического и методического характера, первичными документами и т. п.).

Структура отчета о проведенном маркетинговом исследовании рынка труда может включать следующие разделы (их состав зависит от целей исследования):

  • характеристика рынка труда, тенденции его развития;
  • анализ спроса на рабочую силу;
  • объем и структура вакансий;
  • обзор оплаты труда (компенсаций);
  • анализ конкурентной среды;
  • общие выводы и рекомендации.

Изложение результатов в отчете строится вокруг целей и задач исследования. Выводы основываются на полученных данных, а рекомендации представляют собой предложения дальнейших целесообразных действий. Как правило, специалисты службы персонала делают для руководства предприятия устную презентацию результатов исследования, выводов и рекомендаций.

ПРИМЕР 2. Основные конкуренты на рынке труда района N
Предприятие ООО «Пекарь»
Адрес г. N, ул. Ленина, д. 82
Сфера деятельности Производство хлеба, хлебо-булочных и кондитерских изделий
Штатная численность 230 человек
Сильные стороны Технология производства отлажена и соответствует европейским стандартам (сертифицирована по ИСО 9001:2000). Сильный менеджмент и ИТР-состав (к руководству привлечены западные управленцы). Персоналу предоставляются социальные гарантии: оплата отпуска и больничного листа в полном объеме, «белая» зарплата. Д ля всех работников предусмотрены следующие дополнительные льготы: кредитование; предоставление льготных путевок сотрудникам и членам их семей на лечение, отдых.
Слабые стороны Местоположение (удаленность от центра города), отсутствие собственного транспорта
Планы К 2007 г. предприятие рассчитывает увеличить производственные мощности и численность персонала до 450 человек. К концу года предполагает создать собственную учебную базу для подготовки/ переподготовки производственного персонала.
Оплата труда Форма оплаты труда повременно-премиальная (у специалистов 60% оклад и 40% премия; у рабочих 70% оклад и 30% премия). Выплата заработной платы – два раза в месяц. Уровень доходов – один из самых высоких по району N
Должность Зарплата Дополнительные льготы
Руководитель производства Вилка оклада: 30–40 тыс. руб. Ежемесячные премии по результатам выполнения производственного плана – от 30 до 150% Служебная машина, медицинская страховка, оплата мобильной связи
Квалифицированный рабочий Заработная плата (тариф, доплаты, надбавки, премия) 16–18,6 тыс. руб. Бесплатное питание, оплата проезда, ежегодное пособие к отпуску в размере 50% от средней з/п (за последние 3 месяца)


Светлана Ахромова, руководитель отдела по персоналу, ООО «ПО «ГОФРА», г. Москва,
Елена Аверченкова, директор по персоналу, ООО «ПО «ГОФРА», г. Москва

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.