Тема: Медицина Древнего мира (Греция, Рим). Модуль № 1: Медицина периода Древнего мира
Семинарское занятие № 1
Тема: Цели и задачи изучения истории медицины на педиатрическом
Факультете. Методика подготовки к занятиям.
Цель занятия:Определить понятие история медицины, история педиатрии и
показать их значение для подготовки врача-педиатра.
Задачи: 1. Обучить студентов анализу источников, содержащих материалы
по истории медицины (педиатрии): учебники, художественные
произведения и произведения искусства, медицинские раритеты,
интернет.
2. Разъяснить методологию и методику изучения предмета, систему
оценки качества усвоения культурных и профессиональных
компетенций.
Основные понятия темы:
История медицины как наука, история педиатрии, как и предмет преподавания, историческая форма, смежные науки, в том числе философия.
Методы исследования истории медицины: археология, палеонтология, этнография.
План:
1. Определение истории медицины как науки и предмета преподавания. Определение понятия педиатрия.
2. Взаимосвязь развития медицины с историческими формациями, уровнем развития смежных наук и философскими идеями.
3. Значение изучения истории медицины для подготовки врача- педиатра
4. Источники и методы изучения истории медицины и истории педиатрии.
5. Общая методика изучения курса истории медицины и педиатрии.
6. Посещение музея Истории академии.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Примеры взаимосвязи истории педиатрии с философскими идеями в разные исторические периоды.
2. Анализ взаимосвязи истории педиатрии с уровнем развития смежных наук.
3. Экономические и социальные потребности общества и их влияние на развитие педиатрии.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.
6.
Семинарское занятие № 2
Педиатрический факультет 1 курс
Тема: Медицина первобытного общества.
Цель занятия: Выявить особенности развития медицины и педиатрии в
период первобытнообщинного строя.
Задачи: 1. Показать общие закономерности и особенности развития помощи
больным детям на различных этапах развития первобытного
общества.
2. Проследить закономерности, лежащие в основе формирования
врача-профессионала
Основные понятия темы:периодизация развития общества, эмпирический
опыт, тотемизм, шаманизм, анимизм, фетишизм, лечебная магия.
План:
1. Методы врачевания в период становления первобытнообщинного строя.
2. Коллективный характер оказания медицинской помощи, в том числе детям.
3. Методы врачевания в период расцвета первобытнообщинного строя.
4. Рациональные и иррациональные приемы врачевания.
5. Медицина в период разложения первобытнообщинного строя.
6. Появление и подготовка врача – профессионала.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Сложные хирургические операции, используемые в первобытными врачевателями.
2. Лекарственное лечение.
Рефераты и сообщения:
1. Формирование коллективного характера медицинской помощи в период становления первобытнообщинного строя.
2. Выделение врачевателя-профессионала представителя народной медицины.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.
Семинарское занятие № 3
Педиатрический факультет 1 курс
Тема: Медицина Древнего мира (Египет, Индия, Китай).
Цель занятия:1. Раскрыть достижения в области медицины и педиатрии в
древних цивилизациях
2. Показать объективный характер закономерностей,
лежащих в основе понимания причин болезней, постановки
диагноза и методов лечения
Задачи: 1. Выявить особенности становления медицинских знаний в
Древнем Египте, Индии и Китае.
2. Показать взаимодействие национальных и интернациональных
факторов в формирование медицины и педиатрии.
3. Выявить объективные закономерности и философские
обоснования формирования традиционной медицины.
Основные понятия темы:Папирусы, как источник медицинских знаний,
строение человеческого тела (анатомия),
причины болезней (этнология), понятие о пульсе,
акупунктура, йога.
План:
1. Исторически изучения медицины Древнего Египта. Религиозные культы и представления Древнего Египта и их роль в становлении медицины.
2. Зарождение и формирование традиционной медицины в Египте.
3. Методы диагностики, разработанные врачами Древнего Египта.
4. Врачевание в Древней Индии. Развитие хирургии, офтальмологии.
5. Развитие санитарного дела в Древней Индии.
6. Зарождение и формирование традиционной медицины в Китае.
7. Методы диагностики, разработанные врачами Древнего Китая.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Первые анатомические знания о строении человеческого тела.
2. Разработка методов в обследовании больного «Учение о пульсе» (Китай).
3. Понимание общих и частных закономерностей, определяющих болезнь и здоровье в Древней Индии.
4. Развитие санитарного дела в Древней Индии.
Рефераты и сообщения:
1. Особенности народной и традиционной медицины.
2. Вопросы этики в трудах врачей и философов Древнего Китая и Индии.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.
Семинарское занятие № 4
Педиатрический факультет
Тема: Медицина Древнего мира (Греция, Рим).
Цель занятия:Изучить становление медицинских и педиатрических
знаний в странах Древней Греции и Древнего Рима, и их
влияние на развитие мировой медицины.
Задачи:1. Изучить развитие медицины в Древней Греции в соответствии
с основными этапами развития цивилизации.
2. Изучить особенности развития медицины Древнего Рима в
соответствии с основными периодами цивилизации.
3. Показать роль выдающейся личности врача Гиппократа и
влияние его идей на современную медицину.
Основные понятия темы:Понятие о целостности организма, единство и
противоположности субстанций функционирующего организма.
Материалистические и идеалистические представления о болезни, единство организма и среды. Законы санитарии и гигиены, гигиенические сооружения, военные госпитали.
План:
1. Периодизация истории Древней Греции.
2. Гиппократ и его вклад в развитие медицины Древней Греции.
3. Периодизация истории Древнего Рима.
4. Развитие общественной и личной гигиены.
5. Становление и развитие военной гигиены.
6. Гален и его труды в области анатомии и фармации.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Основные греческие школы по подготовки врачей.
2. Цели и задачи общественной гигиены Древнего Рима.
3. Закон двенадцати таблиц (Рим).
4. Становление военной медицины Древнего Рима.
5. Гален и его вклад в развитие функциональной анатомии.
Рефераты и сообщения:
1. Гиппократ – понятие о врачебной этике.
2. Понятие о целостности организма, причинах болезни по Гиппократу.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.
Семинарское занятие № 5
|