Тема: Фармация Средневекового Востока и стран Европейского континента. Цель:Показать общие закономерности всемирно-исторического процесса
развития врачевания, в том числе с помощью лекарственных средств в
странах средневековой Европы и арабской медицины периода
средневековья.
Задачи:1. Вскрыть особенности развития фармации Средневекового
Востока и Средней Азии и ее влияние на развитие мировой
фармации как науки.
2. Определить влияние выдающихся ученых Средневековья на
развитие фармации и их вклад в становление отдельных направлений
этой науки.
Основные понятия темы:фармация, простые и сложные лекарства,
лекарственные формы, корректирующие
вещества,водяная баня, фильтр.
План
1. Медицина Византийской империи, развитие больничного дела, аптеки.
2. Развитие медицинского образования в Средневековой Европе,
Салернский кодекс здоровья. Лекарственные апрепараты.
3. Развитие медицины, в том числе фармации в странах Арабских Халифатов и Средней Азии. Первая фармакопея. Выделение фармации в отдельную науку.
4. Авиценна, значение его трудов для фармации. Учение о простых и сложных лекарствах
Вопросы для самостоятельной подготовки:
- Византийская наука и религия, влияние на медицину и фармацию.
- Создание медицинского и фармацевтического образования в Арабских Халифатах.
- Салернский и Падуанский университеты и их роль в медицинском и фармацевтическом образовании.
- Методологическая основа понимания причин болезни в трудах ученых Средневекового Востока. Методы и способы их лечения.
Рефераты и сообщения:
- Методологические и методические предпосылки развития фармации в Арабских Халифатах.
- «Канон врачебной науки» Авиценны и его влияние на развитие фармации как науки в Европе.
Литература:
1. В.А. Егоров, Е.Л.Абдульманова. История фармация: Учебное пособие
для студентов фармацевтических вузов: Самара: ГП «Перспектива»; Сам
ГМУ, 2002. – 592с.
2. Сорокина Т.С. История медицины. - М., 1994. .
- Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
4. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
5. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
6. Семенченко В.Ф. История фармации: учебник /Ф.Ф. Семенченко. – М.:
Альфа – М, 2010. – 592с.
Семинарское занятие № 6
Фармацевтический факультет
Тема: Фармация в Киевской Руси и Московском государстве (X – XVI вв.).
Цель:1. Обосновать историю становления и развития фармации в России в
ее связи с всемирно-историческом процессом развития медицины.
2. Показать основные этапы и закономерности становления
государственной медицины и фармации в Московском государстве.
Задачи:1. Вскрыть объективные причины развития народной медицины
Древней Руси.
2. Показать влияние медицины Византии на врачевательство и
появление первой монастырской медицины в Древней Руси.
3. Определить целесообразность формирования государственной
медицины в Московском государстве, обозначить формы ее
реализации.
4. Вскрыть взаимосвязь между государственной, народной и
монастырской медициной.
5. Роль государства в подготовке отечественных лекарей.
Основные понятия темы:народная медицина, травники, лечебники,
лечебные свойства бани, монастыри и их
назначение, роль в лечении больных,
рациональные и иррациональные методы лечения
Аптекарский приказ, государственная,
монастырская медицина, гражданские
больницы, специальности народного
врачевания: кровопуски, повивальная бабка,
резальники, костоправы.
План
1. Развитие народной медицины. Использование растений минералов, продуктов животного происхождения
2. Травники и лечебники – первые медицинские источники.
5. Баня – как универсальный способ, используемый в лечебных целях, в том числе с применением лекарственных веществ.
6. Зарождение государственной медицины в Московском государстве Аптекарский приказ, первые аптеки.
7. Народные способы и приемы врачевания.
8. Монастырская медицина и её значение в организации ухода и лечения больных, использование природных ресурсов (травы, минералы).
9. Подготовка медицинских кадров. Школа русских лекарей в том числе по использованию лекарственных веществ минерального и животного происхождения.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Зарождение монастырской медицины на Руси. Использование природных ресурсов лечения.
2. Приемы врачевания в монастырях и применяемые народными врачевателями – сходство и различия.
3. Школа русских лекарей. Отличия в подготовке от ученичества.
Рефераты и сообщения:
1. Рациональные и иррациональные методы лечения. Причины появления, значение в оказании медицинской помощи детям.
2. Первые письменные источники медицинских знаний. Способы и приемы народной медицины.
3. Аптекарский приказ: структура, функции, назначение.
4. Первые русские монахи (Агапит, Антоний и др.) и их роль в развитии отечественной медицины.
5. Борьба с эпидемиями особо – опасных инфекций.
6. Монастырские и гражданские больницы – сходство и отличия в методах и методологии лечения.
Литература:
1. В.А. Егоров, Е.Л.Абдульманова. История фармация: Учебное пособие
для студентов фармацевтических вузов: Самара: ГП «Перспектива»; Сам
ГМУ, 2002. – 592с.
2. Сорокина Т.С. История медицины. - М., 1994. .
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
4. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
5. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
6. Семенченко В.Ф. История фармации: учебник /Ф.Ф. Семенченко. – М.:
Альфа – М, 2010. – 592с.
Семинарское занятие № 7
Тема: Медицина и фармация в России в XVIII веке.
Цель: Показать роль личности Петра I медицины и фармации в России.
Задачи: 1. Определить новые условия и правила работы Медицинской
канцелярии.
2. Показать особенности подготовки медицинских кадров через
госпитальные школы и дальнейшее развитие высшего медицинского
образования.
3. Показать роль отечественных ученых в развитии медицины и в
том числе фармации.
4. Открытие вольных аптек и их значение.
Основные понятия темы: госпиталь, госпитальная школа, медицинская
канцелярия, кунсткамера, клиническая
медицина, акушерство и гинекология,
эпидемические болезни.
План
1. Реформы Петра I по преобразованию медицинского дела в России.
2. Открытие госпиталей и госпитальных школ. Деятельность Бидлоо и П.
Кондоиди в подготовке медицинских кадров.
3. Реорганизация Аптекарского приказа.
4. Уставы и регламенты по медицинской службе и лекарственному
обеспечению.
5. Открытие вольных аптек. Организация обеспечения сырьем и
оборудованием.
6. Аптечная реформа (XVIII вв.). Первые аптекари.
7. Организация лекарственного обеспечения армии и флота.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. «Почему без знания химии современный врач быть не может» - утверждал М.В. Ломоносов.
2. Письмо М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении народа российского».
3. Борьба с эпидемиями инфекционных болезней в Московском государстве.
4. Законы Петра I о преобразовании медицины в России.
5. Преобразование центральных органов управления здравоохранения. Создание врачебных управ.
6. Влияние трудов А.В. Радищева на утверждение идей материализма в отечественной медицине.
7. Военный устав и его значение для развития медицины России.
Рефераты и сообщения:
1. С. Зыбелин – первый русский профессор роль в развитии приемов ухода за ребенком.
2. Д. Самойлович – первый отечественный эпидемиолог.
3. Н. Максимович-Амбодик – первый отечественный педиатр.
Литература:
1. В.А. Егоров, Е.Л.Абдульманова. История фармация: Учебное пособие
для студентов фармацевтических вузов: Самара: ГП «Перспектива»; Сам
ГМУ, 2002. – 592с.
2. Сорокина Т.С. История медицины. - М., 1994. .
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
4. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
5. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
6. Семенченко В.Ф. История фармации: учебник /Ф.Ф. Семенченко. – М.:
Альфа – М, 2010. – 592с.
Семинарское занятие № 8
|