ТЕМЫ ЗАДАНИЙ ПО УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ (УИРС):
1. Абу Али ибн Сина – выдающийся врач-энциклопедист средневекового Востока.
Управляемая самостоятельная работа. Развитие медицины на территории Беларуси в IX-XIII вв.
Литература:
1. Асветнiкi зямлi Беларускай: энцыкл. даведнiк / рэдкал. Г.П.Пашкоу [i iнш.] Мн.: БелЭн, 2001. 496 с.
2. Грицкевич В.П. С факелом Гиппократа: Из истории белорусской медицины / В.П.Грицкевич Мн.: Наука и техника, 1987. 272 с.
3. Г.Р.Крючок. Очерки истории медицины Белоруссии. – Минск: Беларусь, 1976. 264 с.
4. Учебно-методическое пособие «Медицина раннего и развитого Средневековья». (внутрикафедральная)
5. Н.П.Петрова. Учебно-методическое пособие. Медицина Беларуси в IX-XIII вв. Медицина Беларуси в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. ― вторая половина XVIII в.). Гомель, ГоГМУ. 2007. 20 с.
ТЕМА 6. МЕДИЦИНА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. МЕДИЦИНА БЕЛАРУСИ
В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО (XIV - XVIII вв.).
Мативационная характеристика темы: изучать медицину эпохи Возрождения необходимо для понимания причин восстановления античной культуры, а также великих открытий в науке вообще и медицине, в частности.
Цель занятия: изучить основные черты медицины эпохи Возрождения и медицины Беларуси в составе Великого княжества Литовского.
Задачи занятия:Изучить процесс становления опытного метода в медицине; особенности развития анатомо-физиологических знаний; предпосылки развития и становление учения о промышленной патологии. Обосновать необходимость развития клинического метода. Проанализировать процесс развития медицины эпоху Возрождения и развитие медицины в составе Великого княжества Литовского.
Студент должен знать:развитие анатомо-физиологических знаний; основные черты медицины эпохи Возрождения;
Студент должен уметь:характеризовать преобразования медицины в эпоху Возрождения.
Студент должен иметь навыки: ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Ятрохимия (Парацельс, Боэ де Сильвий, И. ван Гельмонт).
2. Химическая лаборатория.
3. Ятрофизика и ятромеханика (Дж. Борели, С. Санторио).
4. Учение о кровообращении.
5. Открытие капилляров (М. Мальпиги).
6. Микроскопирование, его значение для медицины (А. ван Левенгук).
7. Зарождение гистологии и эмбриологии (У. Гарвей, М. Мальпиги, Ф. Реди).
8. Учение о заразных болезнях (Дж. Фракасторо).
9. Зарождение учения о промышленной патологии (Парацельс, Агрикола, Б. Рамаццини).
10. Первые труды по детским болезням (Ф. Глисон, Т. Сиденгам). 11. Первые воспитательные дома.
12. Медицина Беларуси в составе Великого княжества Литовского (XIV - XVIII вв.).
Эпидемии и особенности борьбы с ними. Шпитали, их деятельность. Цеха цирюльников. Аптеки, их устройство. Первое патологоанатомическое вскрытие. Медико- реформаторская деятельность просветителя С. Будного, врачей - Дж. Бьяндраты, И. Симони, Н. Бучеллы.Ф. Скорина - выдающийся белорусский просветитель, доктор медицины. Медицинские книги. Гродненская медицинская академия, ее приоритеты и значение, вклад Ж. Жилибера. Первый медицинский журнал. Медико-философские взгляды С. Полоцкого. Аптекарский приказ, его функции, участие в нем белорусских врачей. Вклад Е. Славинецкого в развитие медицины.
Управляемая самостоятельная работа. Медицина Беларуси в составе Великого княжества Литовского (XIV - XVIII вв.).
ЛИТЕРАТУРА
1.Асветнiкi зямлi Беларускай: энцыкл. даведнiк / рэдкал. Г.П.Пашкоу [i iнш.] Мн.: БелЭн, 2001. 496 с.
2.Грицкевич В.П. С факелом Гиппократа: Из истории белорусской медицины / В.П.Грицкевич Мн.: Наука и техника, 1987. 272 с.
3.Г.Р.Крючок. Очерки истории медицины Белоруссии. – Минск: Беларусь, 1976. 264 с.
3. Учебно-методическое пособие «Медицина эпохи Возрождения. Медицина Московского государства (XV ― XVII вв.)»». (внутрикафедральная)
4. Н.П.Петрова. Учебно-методическое пособие. Медицина Беларуси в IX-XIII вв. Медицина Беларуси в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. ― вторая половина XVIII в.). Гомель, ГоГМУ. 2007. 20 с.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (по 5 и 6 темам, включая вопросы управляемой самостоятельной работы).
ТЕМА 7. МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ
И ВНУТРЕННЕЙ МЕДИЦИНЫ (ТЕРАПИИ) В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Мотивационная характеристика темы: знание истории медицины Нового времени позволяет осмыслить значение открытий этого периода.
Цель зянятия: изучить историю развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени (конец XVII — начало XX вв.).
Задачи занятия: Определить и проанализировать важнейшие открытия и достижения физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени (конец XVII — начало XX вв.). Ознакомиться с работами крупнейших зарубежных и отечественных учёных в области физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени.
Студент должен знать:особенности развития физиологии; становление патологической анатомии как науки; развитие внутренней медицины.
Студент должен уметь:определять основные черты развития физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени; работать с трудами ученых данного периода; анализировать важнейшие открытия и достижения медицины эпохи Нового времени.
Студент должен иметь навыки: ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Зарождение медицинской статистики (Дж. Граунт). Закон об общественном здоровье (Англия, 1848). Медико-топографические описания в России. Земская санитарная статистика. Социальная гигиена.
2. Организационные формы медицинской помощи. Приказная медицина. Государственная медицина. Земская медицина. Общественная медицина. Страховая медицина. Частная медицина.
3. Управление медициной в России. Местная медицинская администрация.
4. Экспериментально-физиологическое направление в медицине (физиология мышц и нервов, А. Галлер; «животное электричество», Л. Гальвани; нервно-мышечная физиология, Ф. Мажанди; рефлекторная теория, И. Мюллер; измерительные приборы в физиологии, К. Людвиг; электрофизиология, Э. Дюбау-Реймон; физиология желез внутренне секреции, К. Бернар; физиология возбудимых тканей и зрения, Г. Гельмгольц). Физиология нервной системы (Е.О. Мухин, И.Е. Дядьковский, И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский). Учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности (И.П. Павлов). Физиология пищеварения (И.П. Павлов).
5. Развитие терапии. Методы везикального обследования больного (пальпация органов брюшной полости, В.П. Образцов; перкуссия Л. Ауэнбруггер, Ж.Н. Корвизар, последственная аускультация, Р. Лаэннек). Термометрия (Д. Фаренгейт). Методы инструментальной и функциональной диагностики (пункционная диагностика; эндоскопия; рентгеновский метод; радиоактивный метод; измерение артериального давления; электрокардиография; электроэнцефалограмма). Методы химической диагностики (определение белка в моче; подсчет форменных элементов крови; реакция оседания эритроцитов; определение гемоглобина). Выделение нозологических форм заболеваний. Классификации болезней. Химиотерапия. Парентеральное введение лекарств. Гомеопатия. Физиотерапия. Электротерапия. Развитие русской клинической медицины (М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов, СП. Боткин).
6. Развитие отечественной педиатрии. Учреждения по оказанию помощи детям (консультации, ясли, больницы). Популяризация знаний по охране здоровья детей. Развитие клинического акушерства и гинекологии.
Управляемая самостоятельная работа. Зарождение медицинской статистики (Дж. Граунт). Закон об общественном здоровье (Англия, 1848). Медико-топографические описания в России. Земская санитарная статистика. Социальная гигиена.
Литература:
1. История медицины / П.Е Заблудовский [и др ] М.: Медицина, 1981. 325 с.
2. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник / Ю.П.Лисиным. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 400 с.
3. Мультановский И.П. История медицины. Изд. 2-е, перераб. и доп. /М.П.Мультановский. М.: Медицина, 1967. 272 с.
4. Сорокина Т.С. История медицины. Изд. 4-е, перераб. и доп. /Т.С.Сорокина. М., 2005. 558 с.
5. Учебно-методическая разработка «Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху Нового времени». (внутрикафедральная)
|