Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Функция полезности. Совокупная и предельная полезности. Законы Госсена

РАЗДЕЛ 4. АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

4. 1. Два подхода к анализу потребительского поведения

4 2. Функция полезности. Совокупная и предельная

полезность. Законы Госсена

4. 3. Порядковая теория полезности. Кривые безразличия. Оптимальный выбор потребителя

 

Экономическая теория повеле­ния потребителя очень проста: эко­номисты полагают, что потребители выбирают лучший товарный набор, который могут себе позволить. Что­бы наполнить эту теорию конкретным содержанием, мы должны точ­но описать, что подразумевается под «лучшим» и что подразумевает­ся под «могут себе позволить».

Хэл Р. Вэриан, американский экономист

 

Два подхода к анализу потребительского поведения

Сейчас уже практически ни у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющаяся главных действующих субъектов рыночного механизма. «Основная идея экономики заключается в том, что потребитель сам знает, что ему нужно, и что экономическая система дейст­вует лучше всего тогда, когда удовлетворяет желания потреби­теля, вторые проявляются в его поведении на рынке»[1].

Для анализа потребительского предпочтения используем понятие полезность.

Полезностькакого-либо блага есть его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.

Впервые термин «полезность» был введен в научный обо­рот Иеремией Бентамом (1748-1832), английским философом и социологом. Он считал, что принцип максимизации по­лезности является основным принципом поведения человека.

Рациональный потребитель так управляет своими расхода­ми на приобретение товаров и услуг, чтобы получить макси­мальное «удовлетворение», или максимальную полезность.



При этом термин «полезность» может не совпадать с поня­тием «польза». Так, эффективное, но болезненное лечение не­сет человеку несомненную пользу, но имеет подчас нулевое или даже отрицательное удовольствие (полезность).

Полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с ка­чествами и характеристиками, позволяющими удовлетворять те или иные желания людей. К таким качествам могут быть от­несены:

- здоровье,

- эстетическая красота или дизайн,

- легкость использования,

- аромат и вкус,

- долговечность,

- удобство,

- рос­кошь комфорт,

- чувство индивидуальности,

- престиж, статус,

- безопасность, сила и т.д.

Наличие в полезности как объектив­ных, так и субъективных качеств делает ее понятием относи­тельным и субъективным.

Разные люди покупают товары по разным причинам и с разными целями. Так, живую рыбу могут купить для приготов­ления ужина, кормления кошки или в аквариум, и каждый раз она будет обладать для потребителя разной полезностью. По­лезность товара может меняться в зависимости от времени и места. Очевидно, что полезность прохладительных напитков различна летом и зимой, на севере и на юге.

Субъективный характер полезности, использование данной категории позволяет экономистам сравнивать количества удовлетво­рения, получаемого от потребления различных товаров и услуг.

Стремление экономистов каким-то образом сопоставить полезности различных товаров и услуг привело к появлению двух основных направлений экономического анализа и соот­ветственно двух теорий полезности.

Количественный подход икардиналистская теория полезно­сти были разработаны в начале XIX века такими экономиста­ми, как Стенли Джевонс (1835-1882), Карл Менгер (1840- 1921) и Леон Вальрас (1834-1910).

В рамках этой теории выдвигалась гипотеза о возможности количественного соизмерения полезности различных благ и существовании функции полезности.

Порядковый подход иординалистская теория полезностипоявились позднее, в конце XIX - начале XX века, в работах Френсиса Эджуорта (1845-1926), Вильфредо Парето (1848- 1923) и Ирвина Фишера (1867—1947).

В рамках этого направления предполагался отказ от количественного соизмерения полезности благ. Основной акцент делался на возможность ранжирования полезностей человека:

- от высшей - к низшей,

- от лучшей - к худшей.

В основе ана­лиза лежал набор некоторого числа исходных гипотез (акси­ом), на основе которых строились кривые безразличия и рассматривался оптимум потребителя.

Современный подход предполагает неоклассический син­тез положений количественного (кардиналистского) и поряд­кового (ординалистского) подходов.

 

Функция полезности. Совокупная и предельная полезности. Законы Госсена

 

Как известно, на рынке потребитель сталкивается с беско­нечно большим количеством товаров и услуг, однако для упро­щения нашего анализа мы предположим существование всего двух товаров.

Пусть потребитель выбирает первый товар в количествеq1,а второй - в количествеq2. Тогда набор (q1, q2) определитпо­требительский набор (потребительскую корзину), включаю­щую то или иное количество обоих товаров и обладающую для потребителя некоторым качеством, которое можно измерить.

Так, если наборы пищевые, то таким качеством будет кало­рийность данных благ, либо содержание в них витамина С, ли­бо содержание сахара и т.д. Если рассматриваемые товары — металлы, то таким качеством будет прочность сплава, либо температура его плавления, либо другая аналогичная характе­ристика.

Естественно, что не всякое качество товара может быть охарактеризовано числом. Например, качество одежды оцени­вается и продолжительностью носки (ее можно охарактеризо­вать числом), и ее соответствием современной моде или красо­той (а это числом охарактеризовать невозможно). В дальней­шем будем считать, что каждой потребительской корзине (q1, q2) соответствует некоторое числоTU(total utility), называемое совокупной полезностью.

Совокупная полезность (TU) есть совокупное удовлетворение, полу­чаемое человеком в результате потребления данного количества товаров или услуг за данное время.

На совокупную полезность блага влияют не только его фи­зические характеристики, но и психология потребителя, его личный опыт, социальная и культурная среда. И хотя эконо­мисты проявляют интерес к этим факторам, однако на практи­ке обычно уделяют внимание только количественным показа­телям (таким, как объем продаж, количество единиц товара, приобретенных покупателями, и т.д.), предполагая постоян­ными все прочие факторы, влияющие на поведение человека. Допущение «при прочих равных условиях» позволяет упро­стить анализ условий максимизации полезности без особого ущерба для модели.

Математически это означает, что задается общая функция полезности от потребления за определенный период времени n-го количества товаров:

TU= U(q1, q2, ..., qn).

гдеq - количество товаров, включенных в потребительский набор.

Функция полезности показывает количественную зависимость между объемом потребления каждого из n-благ за данный промежуток времени и совокупной полезностью блага, отражающей индивидуальные предпочтения потребителя.

Как и любая другая функция, функция полезности может быть представлена в виде таблицы, графика или уравнения.

Если мы отвлечемся от отдельных случаев функции полез­ности, то для большинства товаров и услуг действует следую­щая закономерность: чем больше объем потребления, какого- либо товара, тем больше значение совокупной полезности, по­лучаемой потребителем.

Изменение (или приращение) совокупной полезности от­ражается в показателе предельной полезности.

Предельная полезность MU (marginal utility) - это дополнитель­ная полезность, получаемая человеком от потребления одной допол­нительной единицы данного блага за единицу времени.

Математически предельная полезность является первой про­изводной функции совокупной полезности по количеству дан­ного блага и рассчитывается по формуле[2]:

MU = TU(q) = d(TU)/dq,

гдеd(TU) - приращение совокупной полезности,

dq- приращение количества потребляемого блага.

Существует множество уравнений, которые могут описы­вать функцию совокупной полезности, однако наиболее про­стым и наиболее часто применяемым является общее уравне­ние кубической функции:

TU = а + bq + cq2- dq3,

гдеq - количество потребленного товара;

а, d, с, d - положительные константы.

Если последовательное потребление какого-либо блага по­степенно приводит человека к состоянию насыщенности, то дополнительная полезность от использования одной дополни­тельной единицы данного блага начинает сокращаться. Эта за­кономерность имеет универсальный характер и называетсяза­коном убывания предельной полезности или первым законом Гос­сена. Закон назван так в честь немецкого экономиста Германа Госсена (1810-1858), впервые сформулировавшего данный принцип.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.