Функция полезности. Совокупная и предельная полезности. Законы Госсена РАЗДЕЛ 4. АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
4. 1. Два подхода к анализу потребительского поведения
4 2. Функция полезности. Совокупная и предельная
полезность. Законы Госсена
4. 3. Порядковая теория полезности. Кривые безразличия. Оптимальный выбор потребителя
Экономическая теория повеления потребителя очень проста: экономисты полагают, что потребители выбирают лучший товарный набор, который могут себе позволить. Чтобы наполнить эту теорию конкретным содержанием, мы должны точно описать, что подразумевается под «лучшим» и что подразумевается под «могут себе позволить».
Хэл Р. Вэриан, американский экономист
Два подхода к анализу потребительского поведения
Сейчас уже практически ни у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющаяся главных действующих субъектов рыночного механизма. «Основная идея экономики заключается в том, что потребитель сам знает, что ему нужно, и что экономическая система действует лучше всего тогда, когда удовлетворяет желания потребителя, вторые проявляются в его поведении на рынке»[1].
Для анализа потребительского предпочтения используем понятие полезность.
Полезностькакого-либо блага есть его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.
Впервые термин «полезность» был введен в научный оборот Иеремией Бентамом (1748-1832), английским философом и социологом. Он считал, что принцип максимизации полезности является основным принципом поведения человека.
Рациональный потребитель так управляет своими расходами на приобретение товаров и услуг, чтобы получить максимальное «удовлетворение», или максимальную полезность.
При этом термин «полезность» может не совпадать с понятием «польза». Так, эффективное, но болезненное лечение несет человеку несомненную пользу, но имеет подчас нулевое или даже отрицательное удовольствие (полезность).
Полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворять те или иные желания людей. К таким качествам могут быть отнесены:
- здоровье,
- эстетическая красота или дизайн,
- легкость использования,
- аромат и вкус,
- долговечность,
- удобство,
- роскошь комфорт,
- чувство индивидуальности,
- престиж, статус,
- безопасность, сила и т.д.
Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качеств делает ее понятием относительным и субъективным.
Разные люди покупают товары по разным причинам и с разными целями. Так, живую рыбу могут купить для приготовления ужина, кормления кошки или в аквариум, и каждый раз она будет обладать для потребителя разной полезностью. Полезность товара может меняться в зависимости от времени и места. Очевидно, что полезность прохладительных напитков различна летом и зимой, на севере и на юге.
Субъективный характер полезности, использование данной категории позволяет экономистам сравнивать количества удовлетворения, получаемого от потребления различных товаров и услуг.
Стремление экономистов каким-то образом сопоставить полезности различных товаров и услуг привело к появлению двух основных направлений экономического анализа и соответственно двух теорий полезности.
Количественный подход икардиналистская теория полезности были разработаны в начале XIX века такими экономистами, как Стенли Джевонс (1835-1882), Карл Менгер (1840- 1921) и Леон Вальрас (1834-1910).
В рамках этой теории выдвигалась гипотеза о возможности количественного соизмерения полезности различных благ и существовании функции полезности.
Порядковый подход иординалистская теория полезностипоявились позднее, в конце XIX - начале XX века, в работах Френсиса Эджуорта (1845-1926), Вильфредо Парето (1848- 1923) и Ирвина Фишера (1867—1947).
В рамках этого направления предполагался отказ от количественного соизмерения полезности благ. Основной акцент делался на возможность ранжирования полезностей человека:
- от высшей - к низшей,
- от лучшей - к худшей.
В основе анализа лежал набор некоторого числа исходных гипотез (аксиом), на основе которых строились кривые безразличия и рассматривался оптимум потребителя.
Современный подход предполагает неоклассический синтез положений количественного (кардиналистского) и порядкового (ординалистского) подходов.
Функция полезности. Совокупная и предельная полезности. Законы Госсена
Как известно, на рынке потребитель сталкивается с бесконечно большим количеством товаров и услуг, однако для упрощения нашего анализа мы предположим существование всего двух товаров.
Пусть потребитель выбирает первый товар в количествеq1,а второй - в количествеq2. Тогда набор (q1, q2) определитпотребительский набор (потребительскую корзину), включающую то или иное количество обоих товаров и обладающую для потребителя некоторым качеством, которое можно измерить.
Так, если наборы пищевые, то таким качеством будет калорийность данных благ, либо содержание в них витамина С, либо содержание сахара и т.д. Если рассматриваемые товары — металлы, то таким качеством будет прочность сплава, либо температура его плавления, либо другая аналогичная характеристика.
Естественно, что не всякое качество товара может быть охарактеризовано числом. Например, качество одежды оценивается и продолжительностью носки (ее можно охарактеризовать числом), и ее соответствием современной моде или красотой (а это числом охарактеризовать невозможно). В дальнейшем будем считать, что каждой потребительской корзине (q1, q2) соответствует некоторое числоTU(total utility), называемое совокупной полезностью.
Совокупная полезность (TU) есть совокупное удовлетворение, получаемое человеком в результате потребления данного количества товаров или услуг за данное время.
На совокупную полезность блага влияют не только его физические характеристики, но и психология потребителя, его личный опыт, социальная и культурная среда. И хотя экономисты проявляют интерес к этим факторам, однако на практике обычно уделяют внимание только количественным показателям (таким, как объем продаж, количество единиц товара, приобретенных покупателями, и т.д.), предполагая постоянными все прочие факторы, влияющие на поведение человека. Допущение «при прочих равных условиях» позволяет упростить анализ условий максимизации полезности без особого ущерба для модели.
Математически это означает, что задается общая функция полезности от потребления за определенный период времени n-го количества товаров:
TU= U(q1, q2, ..., qn).
гдеq - количество товаров, включенных в потребительский набор.
Функция полезности показывает количественную зависимость между объемом потребления каждого из n-благ за данный промежуток времени и совокупной полезностью блага, отражающей индивидуальные предпочтения потребителя.
Как и любая другая функция, функция полезности может быть представлена в виде таблицы, графика или уравнения.
Если мы отвлечемся от отдельных случаев функции полезности, то для большинства товаров и услуг действует следующая закономерность: чем больше объем потребления, какого- либо товара, тем больше значение совокупной полезности, получаемой потребителем.
Изменение (или приращение) совокупной полезности отражается в показателе предельной полезности.
Предельная полезность MU (marginal utility) - это дополнительная полезность, получаемая человеком от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.
Математически предельная полезность является первой производной функции совокупной полезности по количеству данного блага и рассчитывается по формуле[2]:
MU = TU(q) = d(TU)/dq,
гдеd(TU) - приращение совокупной полезности,
dq- приращение количества потребляемого блага.
Существует множество уравнений, которые могут описывать функцию совокупной полезности, однако наиболее простым и наиболее часто применяемым является общее уравнение кубической функции:
TU = а + bq + cq2- dq3,
гдеq - количество потребленного товара;
а, d, с, d - положительные константы.
Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщенности, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться. Эта закономерность имеет универсальный характер и называетсязаконом убывания предельной полезности или первым законом Госсена. Закон назван так в честь немецкого экономиста Германа Госсена (1810-1858), впервые сформулировавшего данный принцип.
|