Приложение 4.1. Бедность в России (проблема бюджетных ограничений) Бедность в России - модная тема. Из локальной проблемы в начале 1990-х годов нищета выросла в глобальную, объективно став тормозом развития экономики. Медлить с ее решением больше нельзя, ибо проблема эта многолика и многослойна. Взять хотя бы простой, казалось бы, вопрос: кого считать бедным? Государство выработало некий критерий - минимальная потребительская корзина. Но на бытовом уровне часто работают совершенно другие ориентиры.
По данным социологов, например, если человек, сколь бы беден он ни был видит соседа еще более неимущего, тo считать бедным себя он уже не склонен. Вместе с тем на вопрос в лоб: считаете ли вы себя бедным? - утвердительно отвечают более 40% россиян.
Еще одно любопытное обстоятельство. Как утверждают эксперты, более или менее точные сведения о доходах граждан можно получить лишь из информации о расходах: по логике вещей сумма доходов должна равняться сумме расходов.
Однако макроэкономические расчеты показывают, что расходы наших граждан превышают их официальные доходы на треть - цифры из года в год колеблются незначительно. В принципе свои доходы склонны занижать граждане любой страны, но таких - ножниц» больше нигде в мире нет.
Официальные государственные критерии бедности тоже хромают на обе ноги. Пресловутая потребительская корзина рассчитывается по «советским лекалам» (одно пальто и два платья на пять лет, 450 граммов вареной колбасы на человека в год) и выглядит полным анахронизмом.
В целом же бедность - понятие относительное. Нет единого определения бедности, скажем, для США, России, Нигерии или Швеции. Но для выявления ее крайних форм единый инструмент существует. Определяется доля населения, живущего на один доллар в день (с поправкой на холодный климат).
Согласно этой методике бедными следует считать людей, живущих на 25 руб. в день. В России таких - около 7%. В США и Западной Европе таких бедных нет вообще, если речь идет о гражданах. В Восточной Европе их 3-4%, а в Китае - 18%.
Специфика России - наличие бедных среди имеющих работу. Самые бедные из работающих - бюджетники, а самые неимущие среди них - медики и учителя. Средний возраст бедняков определить невозможно, но в целом корпус бедняков старше, чем состоятельные люди. Гендерный фактор постепенно сходит на нет. Зато все более серьезным фактором бедности становится уровень образования.
Источник: Архангельская Н. Кто беден в России
// Эксперт. - 2004. - № 16 (417). - С. 88- 90.
Изменение бюджетной области может происходить как вследствие изменения денежного дохода, так и в результате изменения рыночных цен.
Увеличение денежного дохода сR1 доR2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку иены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо (рис. 4.7, а).
При понижении дохода бюджетная линия сместится ниже и левее.
Изменение пены на один из товаров при неизменных доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Так, например, при сокращении ценыР1 на первый товар максимальное количество товара, приобретаемого при данном доходе, увеличится с R/P11 до R/Р12. Соответственно уменьшится угол наклона бюджетной линии (рис. 4.7, б)
а
б
Рис. 4. 7. (а, б) Изменение бюджетных возможностей
Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие свойства бюджетных ограничений потребителя:
При одновременном увеличении в nраз и цен р1, p2, и доходаR (как это имеет место в условиях ожидаемой инфляции) положение бюджетной прямой не меняется, и, следовательно, бюджетные возможности потребителя остаются прежними.
Увеличение цен в n раз на значимые для потребителя товары равносильно сокращению дохода потребителя в аналогичное количество раз.
Карта безразличия представляет собой графическое отображение вкусов и предпочтений потребителя. Бюджетная область показывает совокупность доступных потребителю товаров, т.е. его покупательную способность. Объединение этих графиков (рис. 4.8) позволяет ответить на вопрос, какой товарный набор является лучшим для потребителя.
Товарный набор, максимизирующий совокупную полезность потребителя, называетсяточкой потребительского равновесия (илиточкой оптимума потребителя).
Рис. 4.8. Оптимум потребителя: А, В, С - кривые безразличия
Очевидно, что наилучшим для потребителя был бы набор С, однако он не может быть приобретен, поскольку расположен вне области бюджетных возможностей. Затраты на набор А могли бы быть осуществлены, однако принесут относительно небольшую полезность. И только набор В, лежащий в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия, является оптимальным выбором.
Оптимальный выбор предполагает, что потребитель получает наилучший из доступных для него набор товаров. Как видно из графика, в точке оптимума угол наклона кривой безразличия равен углу наклона бюджетной линии, что означает равенство предельной нормы замещения одного товара другим обратному отношению их цен, или
MRS = - Р1/Р2
Предельная норма замещения (MRS) определяет желательность замещения одного товара на другой. Отношение рыночных цен (Р1/Р2) показывает возможность замещения данных товаров.
До тех пор пока эти показатели не сравняются, возможны обмены, увеличивающие совокупную полезность потребителя.
Абстрактность предшествующих рассуждений может вызвать вопросы. В какой степени представленная модель полезности позволяет объяснять и прогнозировать реальное поведение потребителей (большинство из которых никогда не слышали о принципе максимизации полезности и предельных нормах замещения)? Может ли обычный покупатель осуществить в уме все те математические вычисления, которые требуются для определения оптимального потребительского набора? Ведь чаще всегопри посещении магазинов люди покупают то, что есть в ассортименте, не ставя перед собой цель максимизировать что бы то ни было.
Отвечая на данное возражение, можно провести аналогию между потребителем и спортсменом-биатлонистом, выступающим на соревнованиях. Вполне естественно, что спортсмен не в состоянии сделать в уме все расчеты, требующиеся для успешного выстрела на основе законов физики (он может даже и не знать об этих законах), однако именно эти законы позволяют предсказать поведение игрока и его результаты.
Аналогично и в теории потребительского поведения, модель максимизации полезности предсказывает многие аспекты поведения экономических субъектов, хотя никто и не использует на рынке компьютер с заложенной в него функцией полезности.
Другими словами, экономическая теория предполагает, что потребители поступают так, как если бы они выполняли необходимые вычисления.
Когда люди отправляются за покупками, они обычно сознательно или бессознательно задумываются: а стоит ли товар своей цены.
Очевидно, что покупка состоится лишь при условии соответствия цены товара его качеству (или его «предельной полезности»). В противном случае товар не будет приобретен.
Иллюстрацией изложенного являются приложения 4.2 и 4.3.
|