Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Структура региональной экономики и подготовка профессиональных кадров

Сложившаяся структура экономики позволила региону в короткие сроки привлечь значительные инвестиции и выйти из кризиса. По данным статистики рост инвестиций в основной капитал за последние пять лет вырос в 4 раза, объем промышленной продукции в 3,8 раза, продукции сельского хозяйства - в 2 раза, оборот розничной торговли - в 2,2 раза, жилищного строительства - в 1,4 раза. Вырос внешнеторговый оборот в 3,2 раза, при этом экспорт товаров и услуг вырос в 2,4 раза, импорт - в 3,6 раза. Валовый региональный продукт за 2000-2003 гг. вырос в 2 раза, что повлияло на рост заработной платы в 3,5 раза в 2004 году по сравнению с 2000 годом и денежных доходов населения за этот период в 2,4 раза.

Необходимо подчеркнуть, что экономика области, ее рынок труда развивается в особых условиях. Анклавность территории, изолированность от российских экономических структур и общероссийского рынка труда, и как следствие, ограниченность трудового потенциала - все это создает условия для выработки специфичных подходов в определении стратегии развития региона, в том числе и политики по подготовке и привлечению трудовых ресурсов. С распадом СССР обмен вакансиями и рабочей силой с другими регионами России практически отсутствует. Те специальности, которые готовит профессиональное, среднее специальное и высшее образование области используются в подавляющем большинстве внутри региона. Поэтому с учетом небольших масштабов рынка труда (в экономике занято всего 440 тысяч человек), а также незначительным ростом новых рабочих мест (количество вакансий, заявленных службой занятости на 1 января 2005 года, уменьшилось по сравнению с 2004 годом на 3 %) неизбежно возникновение несоответствия между спросом и предложением рабочей силы.



Анализ профессиональной подготовки специалистов в области показывает, что существует серьезный разрыв между потребностями рынка труда и сложившейся в регионе структурой образования. По сути дела в регионе сложилась ситуация, когда интересы работодателей, то есть тех, кто формирует рабочие места, и учебных заведений, готовящих кадры, причем в условиях анклава, кадры, востребованные в большинстве своем только в области, не согласуются. Между двумя этими структурами не оказалось посредника, который бы давал прогноз развития рынка, планировал реструктуризацию кадровой подготовки. Ранее таким рычагом выступали плановые отделы при администрациях всех уровней. В настоящий момент, работодатели в целях экономии средств на подготовку специалистов для своих нужд используют дешевую иностранную рабочую силу, а учебные заведения, исходя из соображений выжываемости в современных рыночных условиях и спроса на коммерческую подготовку специалистов, готовят кадры, которые в конечном итоге оказываются не востребованными на рынке труда. В результате растет неудовлетворенный спрос в развивающихся секторах экономики, и как результат, структурная безработица. Общее количество безработных по данным обследования по методологии МОТ в среднем за 2004 год составило 32,2 тыс. человек. Службой занятости на конец года было зарегистрировано 9,1 тыс. безработных. Число вакансий на 1 января 2005 года составило 9204, что несколько выше количества безработных, но при этом большая часть вакансий территориально сосредоточена в Калининграде. Если превышение в среднем по Калининградской области числа вакансий по отношению к количеству безработных составляет 1,3 %, то по Калининграду оно выше в 5 раз. В среднем уровень безработицы на 1 января 2005 года составил 1,8 % , что ниже среднероссийского показателя (2,6 % в 2004 г.). Проблема региона в территориальной диспропорции рынка труда. 85 % трудового потенциала используется в западной части области. В восточных районах использование трудового потенциала менее 30 %.

Рост экономики области вызвал спрос на трудовые ресурсы определенной подготовки и квалификации. Наиболее востребованными сегодня на рынке труда являются, в первую очередь, рабочие специальности, в том числе, все строительные, включая дорожное строительство, электрогазосварщики, монтажники, слесари-сборщики, судостроители, специалисты нефтяной отрасли, водители транспорта, работники обувной промышленности, работники торговли и общепита. Средняя заработная плата по данным специальностям варьирует от 5 до 9 тысяч рублей. Наиболее востребованные профессии служащих по заявленным вакансиям в службе занятости - медицинская сестра, врач, преподаватель, инспектор, воспитатель детского сада, инженер, бухгалтер. Средняя заработная плата по этим специальностям - от 2 до 6 тысяч рублей.

Департамент федеральной Государственной службы занятости провел исследование соответствия спроса на рабочую силу по наиболее востребованным специальностям и количества выпускников по данным специальностям по итогам выпуска 2004 года.

Анализ полученных данных показал, например, что количество вакансий по специальности электоргазосварщик превышало выпуск специалистов данной профессии в 2004 году в 8 раз, по специальности каменщик - в 5,6 раза, водитель автомобиля - в 7 раз, штукатур - в 7,5 раза, повар - в 7,3 раза. Область остро нуждается в медицинских работниках - врачах и медсестрах, судостроителях, слесарях, работниках швейного производства, энергетиках. Выпуск специалистов по данным специальностям в регионе или вовсе отсутствует, или минимален. Вместе с тем рынок образовательных услуг готовит специалистов, чей потенциал сегодня остается невостребованным. Так, количество менеджеров по торговле и рекламе в 2004 году было подготовлено больше, чем заявлено вакансий в 5 раз, юристов в 15,7 раза, экономистов по финансовой работе в 1,6 раза, секретарей в 2,2 раза.

 

Рисунок 1. Спрос на рабочую силу по наиболее востребованным специальностям и их подготовка в 2004 г. (по данным Департамента ФГСЗН по Калининградской области)

Региональное высшее образование базируется сегодня на системе вузовской подготовки в 4 государственных и 6 негосударственных вузах. Численность студентов в них составляет 29,9 тыс. человек (на 10 000 населения приходится 316 студентов, это без учета филиалов). Для сравнения в Ленинградской области - 82, в Карелии - 305, Псковской - 253. Кроме того, в области зарегистрировано 13 филиалов высших учебных заведений. Численность населения в них не удается установить, так как служба статистики не имеет полной картины по количеству обучаемых в них студентов (в Комитет статистики поступают сведения по 4 из 13 филиалов некалининградских вузов, зарегистрированных в области). До 2005 года информация по студентам, обучаемым в филиалах, отправлялась в головные вузы и там фиксировалась в общей статистике по вузу. Со следующего года студенты, обучаемые в филиалах, будут фиксироваться и местной статистикой.

В системе средней специальной подготовки области - 12 государственных, 9 негосударственных учебных заведения, всего - 21. Численность учащихся в государственных учебных заведениях данного звена - 12,8 тыс. человек. На 10 000 населения приходится 135 учащихся. Это ниже, чем в ряде субъектов Северо-Западного федерального округа. Для сравнения в Карелии - 195 учащихся, Псковской области - 147, Вологодской - 177. Система профессионального образования представлена 8 профессиональными училищами и 4 лицеями.

Анализ структуры подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях показал, что из 176 открытых вузами специальностей - 40 % составляют высшие экономические и юридические специальности. В среднеспециальном звене профподготовки на долю экономических специальностей приходится 23 % подготовки специалистов.

На 10 000 выпускников школ в 2004-2005 гг. приходилось 6,5 тысяч мест в государственных высших учебных заведениях, 1440 мест в негосудасртвенных вузах и 4,3 тысячи мест в средних специальных учебных заведениях области. Если к этому добавить коммерческое образование в негосударственных филиалах, то получится картина почти полного высшего и среднего специального получения образования выпускниками региона.

 

Рисунок 2. Образовательный уровень свободной рабочей силы на рынке труда (по данным Департамента ФГСЗН по Калининградской области), 2004 г., (в %)

В результате сложившейся структуры подготовки кадров регион получает на 1 подготовленного рабочего 4 управленцев. Вместе с тем 80 % вакансий предназначено именно для рабочих специальностей. Потребность области в специалистах с высшим образованием около 500 человек в год. А выпуск по итогам 2004-2005 гг. в государственных и негосударственных вузах составил 4386 человек. Результат таких масштабных несоответствий - невостребованность на рынке труда специалистов-выпускников высшей школы, трудоустройство их не по профилю, обращение в службу занятости по вопросам трудоустройства и переквалификации. Из числа безработных, ежегодно переобучаемых службой занятости, две трети составляет молодежь 17-30 лет.
По данным Федеральной Государственной службы занятости населения в Калининградской области образовательный уровень свободной рабочей силы на рынке труда в 2004 году был чрезвычайно высок. Более 40 % свободной рабочей силы приходилось на лиц с высшим образование и до 26 % на лиц со средним специальным образованием.

Трудовая миграция

Известно, что система образовательных услуг достаточно инерционна, и сложившиеся диспропорции в спросе и предложении на рынке труда - результат длительного отсутствия рычагов управления в этой сфере. Вместе с тем, растущая экономика не может ждать, и работодатели, не найдя на рынке труда нужных ему специалистов, вынуждены использовать в своих целях привлекаемую извне рабочую силу. В связи с этим в области в последнее время получила развитие трудовая внешняя миграция, вызванная потребностями региональной экономики.

Регулирующим механизмом по привлечению иностранной рабочей силы является система квот, которая устанавливает количество вакансий на региональном рынке труда для занятия их привлекаемыми иностранными работниками по предварительной заявке от местных работодателей. Система квот начала работать с 2003 года. Квотирование рабочих мест предусмотрено для визовых стран. На страны СНГ (кроме Грузии и Туркмении) система квот не распространяется. Кроме того, не нужно получать разрешение на работу в России гражданам Белоруссии. По данным статистики, предоставленной Управлением по делам миграции УВД Калининградской области, заполняемость квоты в 2003-2005 гг. выглядит следующим образом:

Таблица 1.

Годы

Квота

Разрешения визовым странам

Странам СНГ

Использование квоты (в %)

24%

43%

2005 (11 мес.)

60%

Из таблицы видно, что число квотируемых мест в 2003 году более чем вдвое превышало количество мест в 2005 году. Связано это с тем, что на первом этапе реализации данной системы привлечения рабочей силы не был урегулирован статус иностранного работника. В последующие годы механизм был отработан и сегодня можно говорить о более реальном соответствии потребностей в иностранной рабочей силе заявленным вакансиям. По данным, предоставленным Федеральной миграционной службой, видно, что квота далеко не полностью используется. Наше исследование показало, что данные ФМС и материалы, например, службы занятости и областной статистики, расходятся в оценке заполняемости квоты. Департамент службы занятости и областная статистика несколько завышают данные о количестве привлеченных иностранных работников. Так, по данным госстатистики в 2003 году было привлечено 4565 иностранных работников, в 2004 году - 5386, а по материалам службы занятости число привлеченных работников из-за рубежа в 2003 году составило 3000 человек, в 2004 году превысило 5000 человек. Такие расхождения в данных связаны с самой процедурой получения разрешения на работу. Она длительна и затянута для представителей визовых стран, так как разрешение они получают после согласования в Москве, поэтому после получения заключения работодателем в Службе занятости о целесообразности привлечения иностранных работников проходит достаточно длительный период получения разрешения на работу в службах ФМС. Складывается ситуация, когда официальное разрешение опаздывает за реальной ситуацией, складывающейся на рынке труда. Это запаздывание и дает сбой в информации. Со странами СНГ такие согласования проводятся на месте и процедура не столь длительна. Кроме того, работодатели часто завышают число запрашиваемых в службе занятости мест, поэтому статистика службы занятости разрешений выдает порой больше, чем в конечном итоге прибывает официально работников из визовых стран. Чтобы исключить несоответствия в данных разных ведомств принято решение о создании единого банка данных иностранных граждан. Он будет создан совместно Федеральной миграционной службой и Комиссией при Правительстве Калининградской области по привлечению иностранной рабочей силы. Есть предложение включить в эту базу данные пограничной службы.

Иностранная рабочая сила поступает в регион из 30 стран мира, в том числе из 10 стран бывшего СССР. По данным Управления по делам миграции УВД области за 10 месяцев 2005 года получили разрешение на право работать 3179 иностранных работника из 26 стран мира. Самые крупные поставщики иностранной рабочей силы - Литва (41 % рабочих мест), Украина (18 %), Узбекистан (12 %), Турция (6 %), Китай (4 %), Азербайджан (3 %), Польша (3%), Латвия (2,7 %), Сербия и Черногория (2,7 %). В предварительных заявках на привлечение иностранной рабочей силы на 2006 год из числа визовых стран на первом месте по запрашиваемым вакансиям Литва (1003 вакансии). Заявки на привлечение работников из Литвы поступило от 32 работодателей- представителей малого и среднего бизнеса. По сравнению с 2005 годом растет число запрашиваемых работников из Китая. Их в 2006 году на начало декабря запрашивает 11 работодателей - в основном это обувные предприятия области. Число запрашиваемых вакансий - 224. Кроме того, среди стран-поставщиков рабочей силы 2006 года - Латвия, Польша, Германия, Италия, Австрия.

 

Рисунок 3. Привлечение иностранных работников в отраслях экономики Калининградской области в 2003-2004 гг. по данным госстатистики (в %).

Большая часть иностранных работников используется на транспорте (более 40 %). В 2004 году по сравнению с 2003 на 5 % возросла доля участия иностранных работников в строительной отрасли. Связано это, скорее всего, с ростом инвестиций в осуществление юбилейных программ по подготовке к 750-летию города. Вместе с тем, за год снизилась доля участия иностранцев в промышленности области на 9 %, в коммерческой деятельности на 5 %.

Особенность трудовой миграции в Калининградской области по сравнению с другими регионами страны связана с тем, что значительное число невостребованных экономикой региона собственных трудовых ресурсов области направляется на временное трудоустройство за границу. Это процесс регулируется Управлением по делам миграции УВД Калининградской области, которое выдает разрешение фирмам-лецензиатам (в 2005 году их было зарегистрировано 39) на трудоустройство граждан области в экономику других стран. По данным статистики в 2003 году было трудоустроено за границей 4,9 тыс. калининградцев, в 2004 году - 4,7 тыс., что составляет почти 10 % от общего количества россиян, выехавших на работу за границу в 2004 году. Большая часть работников в 2004 году выехала в Либерию (23 %), Грецию (13 %), на Кипр (11 %), в Намибию и Сингапур (по 11 %), Норвегию и Нидерланды (по 9 %). Российские мигранты работают в основном на морском транспорте и на промышленных предприятиях, связанных с морским рыболовством и переработкой рыбы. Большая часть российских граждан, выехавших на работу за границу, имели высшее и среднее специальное образование. В связи с высокой пограничной трудовой мобильностью калининградцев, вызванной отсутствием рабочих мест в регионе для морских и рыбацких специальностей, сальдо внешней трудовой миграции по области в 2003 году было даже отрицательным. Количество выехавших за границу превысило число привлеченных иностранных работников почти на 200 человек. В целом, по России ситуация абсолютно противоположная. Число иностранных граждан, привлеченных в экономику страны в последние годы, превышало в 8 раз количество российских граждан, выехавших на работу за границу.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.