Тема: организационный механизм охраны окружающей среды 1. Экологическое нормирование
2. Техническое регулирование
3. Экологическая паспортизация
4. Экологическая экспертиза
5. Экологическое лицензирование
6. Чрезвычайные ситуации и зоны экологического бедствия
Государство осуществляет охрану окружающей среды и её использование различными методами, все эти методы основаны на праве и все эти методы в основном основаны на административных методах. Одним из основных механизмов охраны и использования окружающей среды является организационный механизм. Элементами организационного механизма являются:
1. Система органов гос. Власти и управления, осуществляющие управление окружающей средой
2. Экологический мониторинг
3. Экологический надзор и контроль
4. Экологическое нормирование
5. Техническое регулирование и т.д.
Экологическое нормирование связано с тем, что хозяйственная и иная деятельность человека неизбежно оказывает влияние на окружающую среду, вызывает её изменения.
При отсутствии возможности сохранить окружающую среду в первозданном виде задача проявляется в том, чтобы воздействовать на окружающую среду минимально, в связи с этим гос-во осуществляет такое воздействие путём установления нормативов. Нормированию в области охраны окружающей среды посвящена глава 5 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Главная цель – охрана жизни и здоровья человека, которые зависят от благоприятной окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды, нормативы изъятия компонентов окружающей среды.
Нормативы разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе следующих критериев:
1. Медицинский критерий, т.е. как загрязняющие вещества могут влиять на здоровье и жизнь человека
2. Связан с возможностью экономики обеспечить выполнение установленных нормативов с учётом нынешнего этапа промышленного развития
3. Возможность осуществления надзора и контроля с использованием научно-технических средств за соблюдением этих нормативов
Статья 21. Нормативы качества окружающей среды
1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
2. К нормативам качества окружающей среды относятся:
нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями (шум, тепло, радиация) состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
иные нормативы качества окружающей среды.
3. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций и нормативов предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на окружающую среду. Эти нормативы утверждаются правительством РФ, они действуют на всей территории РФ, но субъекты РФ имеют право устанавливать эти нормативы в пониженном размере (эти нормативы имеют большое значение, т.к. их учёт позволяет регулировать хозяйственную и иную деятельность человека).
Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (пределы вредного воздействия, которые устанавливаются для отдельных источников в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду; путём этих ограничений обеспечиваются нормативы качества окружающей среды).
1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов (в атмосферу) и сбросов (в воду и почву) веществ и микроорганизмов;
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
нормативы допустимой антропогенной (хозяйственной) нагрузки на окружающую среду;
нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
3. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Кроме нормативов допустимого воздействия, существуют лимиты воздействия на окружающую среду. Лимиты превышают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Лимиты могут устанавливаться хозяйствующим субъектом временно в целях замены технологии, а также установок и объектов по очистке выбросов и сбросов. За выбросы и сбросы, хозяйствующие субъекты осуществляют плату, плата в пределах нормативов ниже, чем плата в пределах лимитов.
Статья 26. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (сколько можно взять природных ресурсов, эти нормативы устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности с учётом зак-ва о недрах, водах, лесным, животном мире и т.д. в соответствии с требовании в области охраны окружающей среды, а также с учётом возобновляемости, либо невозобновляемости природных ресурсов)
1. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.
2. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Статья 28. Иные нормативы в области охраны окружающей среды (технологические нормативы, нормативы санитарно-защитных зон и др.)
В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.
Государство устанавливает определённые требования к хозяйствующим субъектам в отношении производимой ими продукции и осуществляемых производственных процессов, данные требования устанавливаются путём принятия технических регламентов и добровольных стандартов.
|