Тема: Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов. 1. Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов
2. Особенности охраны, использования особо охраняемых природных территорий и объектов
3. Характеристика этих территорий и объектов
Создание и функционирование этих территорий и объектов связано с тем, что человек ,активно вторгаясь в природную среду, изменяет её. Для сохранения окружающей природной среды, а также для сохранения природной среды в первозданном состоянии человечество организует и охраняет отдельные её территории и участки, различающиеся правовым статусом (парки, заповедники, заказники). В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»,
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
К этим объектам предъявляется повышенные требования к охране и использованию. В определённых случаях на этих территориях запрещена любая хозяйственная деятельность, вводится ограниченная хозяйственная деятельность.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по установлению категорий особо охраняемых природных территорий определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
3. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
4. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
5. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
(в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ)
6. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ)
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
7. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
8. Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из настоящего Федерального закона.
Для их создания необходимо обоснование для их наличия и представленные материалы подлежат экологической экспертизе. Государственные заповедники и национальные парки (являются и природоохранными учреждениями) создаются Правительством РФ на основании представления соответствующего органа исполнительной власти.
1. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
2. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью.
Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.
Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы, федерального или регионального значения, а территории, занятые ими особо охраняемыми природными территориями федерального или регионального значения.
Дендрологические парки и ботанические сады создаются таким же образом. При освоении территории статуса лечебно-оздоровительной местности или курорта происходит в зависимости от её значения.
Охрана осуществляется путём реализации как общих принципов и норм экологического законодательства, так и через собственные правовые механизмы.
В целях оценки состояния этих территорий, перспектив их развития, ведётся государственный кадастр этих территорий и объектов.
1. Задачами государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации требований в области охраны окружающей среды, касающихся:
а) режима особо охраняемой природной территории;
б) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
в) режима охранных зон, округов санитарной или горно-санитарной охраны особо охраняемых природных территорий.
2. На особо охраняемых природных территориях федерального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. На особо охраняемых природных территориях регионального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. На особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
5. На особо охраняемых природных территориях федерального значения, управление которыми осуществляется природоохранным государственным учреждением, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется должностными лицами и отдельными работниками указанных природоохранных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков.
Отношения в сфере создания, охраны и использовании этих территорий регулируется и иными ФЗ, в частности земельным кодексом установлена самостоятельная категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов. Эти земли имеют общенациональное достояние и могут находится в федеральной, региональной, муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных законом допускается включение в земли ООПТ земельных участков, принадлежащих гражданам или юридическим лицам на праве собственности. На землях, занятых этими территориями и объектами запрещается деятельность не связанная с сохранением и изучением этих природных комплексов и объектов. В пределах этих земель не допускается изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению.
В целях защиты земель ООПТ от неблагоприятных антропологических последствий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемой хозяйственной деятельностью.
В целях создания и расширения новых и существующих ООПТ органы государственной власти РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые в последующем будут относиться к ООПТ, в последующем эти земли могут быть изъяты.
Законодательство об этих территориях и объектах постоянно развивается и совершенствуется.
Наиболее охраняемыми природными территориями и объектами являются государственные природные заповедники и национальные парки, при этом заповедники выступают как эталон природы. Заповедники создаются для сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений. На сегодняшний день в РФ существует свыше сотни таких заповедников, один из них находится в ЧР. На территории этих заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования природные комплексы и объекты. Здесь запрещено изымать или прекращать права на земельные участки.
Задачи государственных природных заповедников
На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
в) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
(пп. "в" в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
г) экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ)
д) утратил силу. - Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ;
е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
Статья 13. Основные задачи национальных парков
На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:
а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
б) сохранение историко-культурных объектов;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
е) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
(пп. "е" в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
|