Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Конкурентоспособность товара (услуги)

Учебный МОДУЛЬ

№ 3 «Рынок товаров и услуг»

Дисциплина:

Маркетинг

 

Разработан кафедрой

Управления судостроительным производством

 

Автор учебного модуля:

Суровцева Надежда Александровна, доцент

 

 

Санкт-Петербург

Учебный модуль предназначен для изучения студентами раздела дисциплины Маркетинг.

N темы Тема модуля
Основные понятия
Пирамида Маслоу
Жизненный цикл товара (услуги)
Конкурентоспособность товара (услуги)
Матрица И. Ансоффа
Товарная схема

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: Усвоение основных понятий маркетинга в условиях развития рыночных отношений.

Задачи: Усвоение основных положений по элементам системы маркетинга

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ

 

В результате освоения содержания модуля студент должен

знать:

· Основные характеристики товара (услуги)

· Методы оценки состояния рынка товаров (услуг)

· Показатели изменения состояния рынка товаров и услуг

· Варианты оценки конкурентоспособности товаров и услуг

· Методы формирования рынка товаров (услуг)

уметь:

· Разработать товарную схему

· Дать оценку конкурентоспособности товара (услуги)

· Определить этап жизненного цикла товара (услуги)

· Разработать схему позиционирования товара (услуги)

 

Основные понятия

 

Товар (Р1) - любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи для удовлетворения потребности.

Услуга (P1) - продукт труда, обеспечивающий полезный эффект для удовлетворения потребностей, и являющийся объектом купли-продажи.

 

Особенности услуги как товара:



· Нематериальность (нельзя потрогать, увидеть, и т.п.)

· Неравномерность качества исполнения (качество определяется исполнителем)

· Несохраняемость (нельзя услышать пропущенную лекцию)

Рынок товаров и услуг (Р2)- место, где продают и покупают товары (продают и получают услуги).

 

На рынке допускаются сочетания:

· Товара и услуги. Например: покупка мебели, и доставка и монтаж мебели покупателю.

· Услуги и товара. Например: послушать концерт и приобрести запись услышанного концерта (ноты, пластинку, аудиокассету, диск).

Развитие рынка товаров и услуг базируется на множестве сочетаний различных товаров и услуг.

 

Пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу (рис. 1) характеризует иерархию (последовательность значимости) человеческих потребностей. В пирамиде потребности делятся на две группы.

 

Варианты деления:

1.

· Первичные (внизу пирамиды до разделяющей планки)

· Вторичные (после планки)

2.

· Физиологические (до планки)

· Духовные (после планки)

 

Рис. 1. Диаграмма иерархии человеческих потребностей (по Абрахаму Маслоу)

Ступени (снизу вверх):

 

1. Физиологические

2. Безопасность

3. Любовь / Принадлежность к чему-либо

4. Уважение

5. Познание

6. Эстетические

7. Самоактуализация

3. Жизненный цикл товара (Р1)

Жизненный цикл товара - продолжительность жизни товара на рынке. В общем случае состоит из четырех стадий, различающихся по объемам продаж и доходам. Основные стадии жизненного цикла товара представлены на рис.2:

 

1.Внедрение на рынок.

2.Рост.

3.Зрелость.

4.Спад.

 

Рис. 2

 

На оси ординат показывают объемы продаж товара (услуги) (рубли, доллары, евро)

На оси абсцисс показывают этапы жизни (существования) товара (услуги) в единицах времени (дни, месяцы, годы).

Условно на рисунке каждая стадия показана по длине равной другой. На практике продолжительность каждой стадии отличается от другой.

 

Первая стадия (0-1) - стадия разработки и внедрения товара (услуги) на рынок. Производитель разрабатывает товар (услугу) и выводит на рынок (осуществляет рекламную кампанию и другие методы продвижения товара на рынке)

Вторая стадия (1-2) - стадия роста. Происходит резкое увеличение объема продаж (прибыли).

Третья стадия (2-3) - стадия «зрелости» товара и насыщения рынка. Характеризуется стабилизацией объема продаж.

Четвертая стадия (3-4) - стадия спада. На стадии спада происходит постепенное уменьшение объемов продаж (прибыли) по причинам изменения вкусов потребителя или совершенствования технологий.

 

Например: для рынков большинства развитых стран услуги мобильной связи (на базе мобильного телефона) на сегодняшний день находятся на третьей стадии, переходящей в четвертую.

На российском рынке LCD телевизоры находятся на стадии роста, приближающейся к стадии насыщения.

Конкурентоспособность товара (услуги)

 

Конкурентоспособность товара (услуги) — соответствие товара (услуги) (Р1) условиям рынка (Р2). Это значит, что товар (услуга) соответствует конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама), но и по уровню затрат потребителя.

 

Уровень конкурентоспособности — это соотношение комплекса потребительских и стоимостных характеристик товара (услуги) предприятия-изготовителя и предприятия-лидера на рассматриваемом рынке товаров (услуг).

 

Например: на рынке услуг мобильной связи, Nokia занимает первое место по количеству продаваемых мобильных телефонов. Поэтому, конкурентоспособность телефонов Nokia принимаем за 1.0. Мобильные телефоны других фирм-изготовителей – доля от 1.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.