Конкурентоспособность товара (услуги) Учебный МОДУЛЬ
№ 3 «Рынок товаров и услуг»
Дисциплина:
Маркетинг
Разработан кафедрой
Управления судостроительным производством
Автор учебного модуля:
Суровцева Надежда Александровна, доцент
Санкт-Петербург
Учебный модуль предназначен для изучения студентами раздела дисциплины Маркетинг.
N
темы
| Тема модуля
|
| Основные понятия
|
| Пирамида Маслоу
|
| Жизненный цикл товара (услуги)
|
| Конкурентоспособность товара (услуги)
|
| Матрица И. Ансоффа
|
| Товарная схема
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель: Усвоение основных понятий маркетинга в условиях развития рыночных отношений.
Задачи: Усвоение основных положений по элементам системы маркетинга
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ
В результате освоения содержания модуля студент должен
знать:
· Основные характеристики товара (услуги)
· Методы оценки состояния рынка товаров (услуг)
· Показатели изменения состояния рынка товаров и услуг
· Варианты оценки конкурентоспособности товаров и услуг
· Методы формирования рынка товаров (услуг)
уметь:
· Разработать товарную схему
· Дать оценку конкурентоспособности товара (услуги)
· Определить этап жизненного цикла товара (услуги)
· Разработать схему позиционирования товара (услуги)
Основные понятия
Товар (Р1) - любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи для удовлетворения потребности.
Услуга (P1) - продукт труда, обеспечивающий полезный эффект для удовлетворения потребностей, и являющийся объектом купли-продажи.
Особенности услуги как товара:
· Нематериальность (нельзя потрогать, увидеть, и т.п.)
· Неравномерность качества исполнения (качество определяется исполнителем)
· Несохраняемость (нельзя услышать пропущенную лекцию)
Рынок товаров и услуг (Р2)- место, где продают и покупают товары (продают и получают услуги).
На рынке допускаются сочетания:
· Товара и услуги. Например: покупка мебели, и доставка и монтаж мебели покупателю.
· Услуги и товара. Например: послушать концерт и приобрести запись услышанного концерта (ноты, пластинку, аудиокассету, диск).
Развитие рынка товаров и услуг базируется на множестве сочетаний различных товаров и услуг.
Пирамида Маслоу
Пирамида Маслоу (рис. 1) характеризует иерархию (последовательность значимости) человеческих потребностей. В пирамиде потребности делятся на две группы.
Варианты деления:
1.
· Первичные (внизу пирамиды до разделяющей планки)
· Вторичные (после планки)
2.
· Физиологические (до планки)
· Духовные (после планки)
Рис. 1. Диаграмма иерархии человеческих потребностей (по Абрахаму Маслоу)
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь / Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
3. Жизненный цикл товара (Р1)
Жизненный цикл товара - продолжительность жизни товара на рынке. В общем случае состоит из четырех стадий, различающихся по объемам продаж и доходам. Основные стадии жизненного цикла товара представлены на рис.2:
1.Внедрение на рынок.
2.Рост.
3.Зрелость.
4.Спад.
Рис. 2
На оси ординат показывают объемы продаж товара (услуги) (рубли, доллары, евро)
На оси абсцисс показывают этапы жизни (существования) товара (услуги) в единицах времени (дни, месяцы, годы).
Условно на рисунке каждая стадия показана по длине равной другой. На практике продолжительность каждой стадии отличается от другой.
Первая стадия (0-1) - стадия разработки и внедрения товара (услуги) на рынок. Производитель разрабатывает товар (услугу) и выводит на рынок (осуществляет рекламную кампанию и другие методы продвижения товара на рынке)
Вторая стадия (1-2) - стадия роста. Происходит резкое увеличение объема продаж (прибыли).
Третья стадия (2-3) - стадия «зрелости» товара и насыщения рынка. Характеризуется стабилизацией объема продаж.
Четвертая стадия (3-4) - стадия спада. На стадии спада происходит постепенное уменьшение объемов продаж (прибыли) по причинам изменения вкусов потребителя или совершенствования технологий.
Например: для рынков большинства развитых стран услуги мобильной связи (на базе мобильного телефона) на сегодняшний день находятся на третьей стадии, переходящей в четвертую.
На российском рынке LCD телевизоры находятся на стадии роста, приближающейся к стадии насыщения.
Конкурентоспособность товара (услуги)
Конкурентоспособность товара (услуги) — соответствие товара (услуги) (Р1) условиям рынка (Р2). Это значит, что товар (услуга) соответствует конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама), но и по уровню затрат потребителя.
Уровень конкурентоспособности — это соотношение комплекса потребительских и стоимостных характеристик товара (услуги) предприятия-изготовителя и предприятия-лидера на рассматриваемом рынке товаров (услуг).
Например: на рынке услуг мобильной связи, Nokia занимает первое место по количеству продаваемых мобильных телефонов. Поэтому, конкурентоспособность телефонов Nokia принимаем за 1.0. Мобильные телефоны других фирм-изготовителей – доля от 1.
|